Семейные традиции конспект внеурочного занятия

Обновлено: 05.07.2024

- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

семейные фото, сочинения учащихся, сочинения родителей.

Презентация в п рограм ме Microsoft Office Powe r Point ; распечатки текстов; клей, маленькие

Встаньте, возьмитесь в группе за ру ки и п оприве тств у йте друг друга словами

Сегодня на нашем занятии мы поговорим о семейных традициях, праздниках.

Учитель . Мы с вами долго и много готовились к нашему праздн ику и к ем н ам только ни

довелось быть в течение этого времени! Мы выступали в роли и сториков, был и

журналистами, репортёрами, писателями, когда писали сочинения о семье, фотографами.

Мы у знали с вами много нового и интере сного. Думаю, что вам сегодня ес ть чем поделиться

Если вам плох о, если тр у дно, если вас обидели, кто вас приласкает, пригол у бит, поймёт и

Учитель. Конечно ва ши мам ы, папы, бабушки, родные и близк ие вам люди – семья. Как вы

писали в своих сочинениях – те, кто дорог вам больше всего на свете.

Поэты сочинили стихи о самых близких людях. Кто сегодня готов их прочи тать ?

Учитель. Ребята, семья является для человека самым в ажным в жи зни. Какое счастье, что у

вас всех есть, как вы п ишете в с воих сочинениях, з ам ечательные семьи, есть родительский

Родители, родственники – это действительно самые близкие люди.

1) группа лю дей, кровн ых родственников, ведущих своё происх ож дение по одной линии

2) ряд поколений, происходящих от одного реального предка.

Надо сказать, чт о у становление родственн ы х связей и их описанию на Р у си издревле

уделялось бол ьш ое внимание. Например, велись родословные книги начиная с 16 - го века.

Там содержались родословные кн яжес ких и боярских фамилий, представители которых

занимали высшие должности в государственном и военном аппарате. Родословные кн иг и

Учитель. Ребята, а как вы думаете, в ваших сочинениях все семьи одинаковые?

Учитель. Да, верно, традициями, тем, что передаётся из поколения в поколение.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими зн ам е нитыми предками. 219 ныне

здравствующих потомков А.С.Пушкина гордятся своим великим предком.

И пус ть ваши предки не были з наме нитыми историческими л ичностями, а были просто

хорошими, достой ным и уважения людьми, кем бы вы могли горд иться в своей семье. О

св оих родн ы х вы писали в ваших сочинениях, и теперь поделитесь с на ми вашими мысл ями.

Учитель. Спасибо. Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищаетесь своими родными,

пишите о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими.

Ребята, ваши родители н аписали небольшие сочинения о вас, но не указали ваши и ме на. Я

сейчас буду читать сочинения, и быть может вы отгадаете о ком идёт речь.

Учитель . Ваши родител и ва ми гордятся. Желаю, чтобы и в б у дущем уже ваши дети написали

В каждой семье су ществуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.(раздаются

тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они п очитали)

Мы очень люби м активный отдых, поэт ом у поездки н а природу – это н аша семейная

традиция. Как же з а мечательно п рохладным августовским у тром надеть куртку, сапоги,

какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с

родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Кому - то может п оказаться смешным, н о проводить у борку в к ва рти ре по субботам – тож е

наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возраст у .

Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою п осу ду и вын ошу

мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Самой важной традицией в нашей сем ье считается забота др у г о друге и помощь тому , кто в

ней н у ждается. Недар ом говорят, что др у г познается в беде. И это так прекрас но, когда

рядом ес ть родные люди и друзья, с пособные помочь и выру чить , ок а зать поддержку в

любой ситуации. С овсе м недавно моей баб у шке н у жно было сделать сложную оп ера цию. И

буквально за несколько дней родственни ки собра ли н у жную сумму денег и без колебаний

отдали её нам. Б а бушка уже поправилась, и я очень благодарен с вое й бол ьшой семье за

Учитель. Ребята, многие в своих сочинениях писали, что навещают баб у шек, дед у шек.

Заботиться о престарелых родителях – эт о тоже одн а из замечательных традиций в наших

С 1829 года, к огда франц у зский х у дожник Д агер изобрёл фотографию, традиция составлять

и хранить семейные альбомы прочн о вошла в нашу жизнь. В к аждой се мье есть ф отографии,

которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во вре мя во йны или в др у гих ситуациях, когда люди

были вын у ждены покидать свои дома , они брали с собой только самые ценные ве щи, и среди

них фотографии дорогих люде й. Здесь на нашей выставке представлены фотографии и з

Учитель. Одной из распространенных русских традиций всегда б ыло з ас толье. За общим

столом собирались гости, пели, х о зяева потчевали их каким – либо к у шаньем. К у линарные

традиции были на Руси не на последнем месте. Рань ше в почёте были щи, каша, репа, рыба.

Всё течёт, всё меняется. Меняются вк у сы л юдей, и дру гие блюда появляются на наших

- Ребята, назовите по одному традиционному блюду в в ашей семье.

Учитель. К семейным традициям относится традиция от ме чать семейные праздники.

( Семейные праздники делают семью более кр е пкой и дружной).

Учитель. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их , хранить , пер едавать из

поколения в поколение. Главное, они н у жны, чтобы у креплять с емью.

Наш класс – тоже семья. У нас тоже появляются традиции.

Учитель . Сегодня на уроке мы с вами познакомились с видами семейных традиций.

Давайте вспомним, что мы можем отнести к семейным традициям?

Учитель. Ребята, в каждой вашей семье есть замечательные трад иции. Мне бы х отелось ,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия

Цель занятия: формирование представления детей о семье и семейных традициях

Задачи занятия:

развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

расширение кругозора, используя материалы познавательного характера

развитие творческих способностей учащихся;

воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;

Оборудование: средства ИКТ; презентация; заготовки для коллажей, пакеты для родителей

- С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!

- Улыбнись соседу справа.

- Улыбнись соседу слева.

- И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!

- Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.

- И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!

- А теперь садитесь и дружной семьёй приступим к работе.

- Итак, чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вам надо отгадать тему занятия. - Обратите внимание на экран. Что же здесь?

- Правильно, а вам предстоит его разгадать. Но я вам не скажу тайну этого шифра, вам предстоит самим ее узнать. Но если на вашем пути встретятся сложности, занавесу тайны я все-таки смогу приоткрыть.

- Кто же мне назовет зашифрованное слово?

- Верно. Одно слово мы отгадали. Но осталось еще одно слово, чтобы его узнать, вам нужно разгадать ребус.

hello_html_7726f34f.jpg

- Какое же здесь зашифровано слово?

- Предложите, какова же тема занятия?

- Абсолютно верно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить ближайшие 40 минут?

- Сегодня наш разговор пойдет о семье, о семейных традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

О разнообразии семейных традиций, о том, какие есть традиции в наших семьях.

- Ребята, что же такое семья?

- Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

- А скажите, все ли семьи одинаковые?

- Семьи все разные. А чем же они отличаются?

- Конечно, семьи отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями.

- Подумайте, что же такое семейные традиции?

- Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

- Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске)

- Ого, как много традиций! И этот список еще можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи.

- Есть же еще множество традиций, которые мы не перечислили. Давайте поразмышляем, какие еще есть семейные традиции. Внимание на экран. (принимается обсуждение, есть ли такая традиция, хотелось бы, чтобы была такая традиция, чем интересна та или иная традиция)

1. Совместная рыбалка

2. Семейные чтения

3. Совместные путешествия

4. Совместная подготовка к Новому году

5. Обратный отсчет дней до Дня рождения

6. Охота за пасхальными яйцами

7. Составление генеалогического древа

- Отлично, отгадали все представленные традиции, хотели бы, чтобы такие традиции поселились в вашем доме? Почему?

Творческая работа.

- Отлично. А сейчас я предлагаю вам составить небольшой коллаж, об одной из семейных традиций.

- Возьмите на столе файл с рисунками о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семейных традициях. Коллаж можете выполнять в парах.

2. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. У нас сегодня гости! Повернитесь, улыбнитесь, поприветствуйте их и начнем наше занятие.

(Дети здороваются и садятся на стулья).

- А начнем мы наше мероприятие не сосем обычно. Тимур Фаттахов для вас прочтет стихотворение.

(Под музыку, на фоне смены слайдов “Семейное фото”, читает стихотворение.)

Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не предадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая наша семья!

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(дети отвечают)

Слайд (название темы)

Учитель: Что такое семья?

(дети отвечают)

Слайд (в словаре Ожегова и Ушакова)

Учитель: Помним, что такое конституция?

Вот что говорится в оснавном законе о семье.

Слайд (конституция)

Учитель: Слово “род” означает “одна большая семья”.

Родственники - это люди, родные друг другу. Назовите каких родственников вы знаете?

К близким родственникам кого можно отнести?

Дальние родственники это…

Знакомы ли вам такие слова: зять, сноха, свекровь, теща, золовка, деверь, шурин?

Сможете пояснить кто это: свекровь, теща, золовка?

Папина мама – свекровь для твоей мамы, А мамина мама - теша для твоего папы. Золовка - сестра мужа (гости помогут)

Взрослыми станете узнаете новые слова родословной.

Учитель: Мать жены (тща) Отец жены (тесть) Мать мужа (свекровь) Отец мужа (свкор) Брат отца или матери (дядя) Сестра отца или матери (ття) Дочь брата или сестры (племянница) Муж дочери или сестры (зять) Брат жены (шурин) Брат мужа (деверь) Сестра мужа (золовка) Жена сына (сноха)

- Посмотрите, какие у вас получились красивые древа, при их оформлении вы проявили творчество и фантазию. Сразу видно, как вы любите своих родных

- А теперь покажите свое родовое древо и расскажите о своей семье. (Рассказы Гаврюшина А, Егорова Ив, Грязнова М, Сударева В о своем генеалогическом древе. Остальные дети расскажут после занятия).

Учитель: (раздает листы с заданием)

попробуем помочь восстановить и определить родственную связь семьи Зайцевых (отчества помогут вам)

Как отчества помогут? (-Чем различаются женские и мужские отчества? (суффиксами –вич у мужчин и –вна у женщин)

Обращение по отчеству всегда показывало уважение к собеседнику, поэтому по отчеству называли взрослых людей, руководителей,учителей и др.

Жили-были Дед да Бабка,

Жили – не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да курочка-невеличка,

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

А теперь по нашим ценам,

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет,

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Так и так, такое дело,

что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный.

Что ты, дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор.

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Может, купим мне духи?

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада.

Начался тут сыр, да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Бабка: А ты – глупец!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал.

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько

И крылом махнув легонько,

Яичко на пол уронила

Вдребезги его разбила.

Плачет Внучка! Плачет Баба!

Внучка и Баба: Что наделала ты, Ряба?

Автор: Дед не плакал, как ни странно, вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Учитель: Почему курочка разбила яичко?

Чтобы в семье был лад, мы построить крепкий фундамент для нашего дома. У вас на партах лежат кирпичики, но все они не подходят для строительства, подберите только нужные. (строим дом на доске)

- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ, ЗЛО,. Вы должны только выбрать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.

Учитель: Нужно соединить две части пословицы и объяснить их

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше

Кто свою мать уважает — чужую не обругает

При солнышке тепло, при матери добро.

Учитель: Проверим, что у вас получилось?

Семейные увлечения и традиции

Учитель: Каждая семья имеет свои традиции и увлечения

Никонова Юля – вязание

Егоров Иван – поделки

Грязнов Максим - рисунки

Учитель: Нашему классному коллективу 4 года. Мы дружные, спортивные, музыкальные. Общее увлечение у мальчиков – игра на ложках.

III. Заключительная часть

Обратите внимание, ребята, какое получились у нас дома. Я надеюсь, что ваш дом построен из таких же кирпичиков.

Если ваш дом построен из ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, ЗЛО, КАПРИЗЫ, СЛЁЗЫ, КРИКИ, то что живет в вашем доме? Назовите это одним словом? (СЧАСТЬЕ)

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.

- Какой была тема занятия?

Семья для меня – это…

Мама и папа для меня самые …

Родным я хочу пожелать…

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и радость, и смех.

Взлет и падение. Радость, печаль,

Дружбу и ссоры. Молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные. Отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нем.

Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья!

IV. Итог занятия.

На память о нашем занятии дарим вам солнышко, которое будет светить и согревать ваш семейный очаг.


Цель: формирование этических форм поведения и общения в семье, основанных на семейных традициях.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: Знакомство с основными нормами светской морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Ход занятия.

Орг. момент. (Дети стоят в кругу).

- Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята, вы всех прекрасней на свете.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь мне рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку:

- Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. ) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи?

- И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать или читать сказку).

«Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.

Учитель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это у вас (портфолио с генеалогическим деревом)

Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста, о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И. О. )

(Дети по желанию рассказывают, кто изображён. )

- Так что же такое семья – это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа – самые близкие ребёнку люди.

Можно задать наводящие вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Как ты заботишься о членах своей семьи?

- А почему у твоего папы отчество Иванович?

- Как зовут твою сестру, бабушку?

- Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? ( Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка).

«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку,

Учитель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: «С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша.

- Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте:

- Мне она тётя, а моей маме…(сестра).

- Моему папе он папа, а мне…(дедушка).

- Моему папе она жена, а мне…(мама).

- Папе он родной брат, а мне…(дядя).

Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку).

Сказка продолжается: помогайте ребята:

«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку.

Учитель останавливает ребенка и говорит:

- Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке?

Учитель: - Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные. Дети, а у животных есть семьи?

- Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля…)

- Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол.

- Ребята, а кто - нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по – своему. У каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. На Новый год – украшать елку, на Пасху – печь куличи, красить яйца. Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать?

Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим

Дружною семьёй встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо - влево делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Вы можете рассказать о своей традиции в семье? (Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей). Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).

« Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.

- Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку).

- Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого, но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать).

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению:

Цель: формирование этических форм поведения и общения в семье, основанных на семейных традициях.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: Знакомство с основными нормами светской морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Ход занятия.

Орг. момент. (Дети стоят в кругу).

- Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята, вы всех прекрасней на свете.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь мне рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку:

- Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи?

-И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать или читать сказку).

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.

Учитель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это у вас (портфолио с генеалогическим деревом)

Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста, о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И.О.)

(Дети по желанию рассказывают, кто изображён.)

- Так что же такое семья – это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа – самые близкие ребёнку люди.

Можно задать наводящие вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Как ты заботишься о членах своей семьи?

- А почему у твоего папы отчество Иванович?

- Как зовут твою сестру, бабушку?

- Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? ( Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка).

«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку,

Учитель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: «С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша.

- Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте:

- Мне она тётя, а моей маме…(сестра).

- Моему папе он папа, а мне…(дедушка).

- Моему папе она жена, а мне…(мама).

- Папе он родной брат, а мне…(дядя).

Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку).

Сказка продолжается: помогайте ребята:

«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку.

Учитель останавливает ребенка и говорит:

- Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке?

Учитель:- Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные. Дети, а у животных есть семьи?

- Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля…)

- Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол.

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по – своему. У каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. На Новый год – украшать елку, на Пасху – печь куличи, красить яйца. Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать?

Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим

Дружною семьёй встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Вы можете рассказать о своей традиции в семье? (Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей). Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).

« Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.

-Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку).

-Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого, но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать).

Мышка прибежала и предлагает вам поиграть.

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, вместе – дружная семья!

Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.

- Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей).

Учитель: Что такое семья? Какие бывают семьи?

– Эта сказка о дружной семье. - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет родных: родителей и детей.

- Как нужно относиться к членам своей семьи?

- Дети, запомните одно: семья – самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле.

- Что вы хотите пожелать своей семье?

Читайте также: