Семейные ценности конспект внеурочного занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цели : Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у

Человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

– Раскрыть понятие “семья”, “члены

семьи”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”, “дружная семья”, “культура общения семьи”, выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института

– Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

– Воспитывать любовь и уважение

к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления

Помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию “основы светской этики”

I. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!

Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?

А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой –

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна… (Семья!)

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?

IV. Решение учебной задачи

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова “семья” в словаре.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими.

А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Как появилось слово “семья” мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;”Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает?

Ответь на вопросы, подруга моя!” “я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Скажите, Дети, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды ” Как появилась дружная семья”.

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.

Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: ” Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтем названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки.

Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

V. Изучение нового материала

– Какую роль играет семья в вашей жизни?

Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже – Церковью.

Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” и на дополняющих их словах апостола Павла: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю.

И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

– Как традиционные религии относятся к семье.

VI. Работа с учебником – чтение текста.

– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей).

Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал).

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной еще Адамом и Евой.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придается почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

Пророк Мухаммад сказал, что “рай находится под ногами наших матерей”.

– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

VII. Чтение произведения. Г. Гребенщиков “Большая семья”

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев.

И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла.

Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…

Над чем заставляет задуматься эта история?

О какой мудрости говорится в этом рассказе?

Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?

Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).

Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я.

IX. Закрепление и контроль (компьютер)

Как по латыни будет “семья”?

2 . А теперь скажите “семья” по-итальянски.

3 . Переведите с римского на русский: “патер фамилиас”.

4 . Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась “птицей Геры”?

5. Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорожденным, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?

6. Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего “недостаток”, а другое – от древнерусского глагола “брати”. Что это за слово?

Брак – семейный союз

7. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку?

Су Пруги – находящиеся в одной упряжи

8. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, “тридцать три родных сестрицы”. Что это за семья?

9 . Какое выражение стало символом большой семьи?

Семеро по лавкам

10. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?

Он ковал кольца

11. В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. Почему же на славянской свадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды?

По верованиям славян, невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа

12 . На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться

13 . О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: “Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства”?

14. У нас говорят “глава семьи”, а какой предмет одежды вспоминают англичане, когда хотят указать на главного из супругов?

Брюки. Британский вариант вопроса “Кто у вас глава семьи?” в дословном переводе звучит так: “Кто у вас в семье носит брюки?”

15. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение “хороший урожай”. В чешском, словацком и польском оно означает “семья”.

Что это за слово?

Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

2008 год. Указом Президента России объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи “позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей”

В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником – Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии.

– Что самое интересное было в уроке? – О чем вам хочется рассказать друзьям?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Технологическая карта внеклассного мероприятия по теме:

проведенного в 3 классе

студенткой 43 группы

Ивановой Натальей Владимировной

Направление: социальное

1)выявить и скорректировать отношения обучающихся к семейным ценностям

2) создать условия формирования навыков общения и понимания.

Образовательные:

Воспитательные:

воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при работе в команде;

воспитывать моральные качества.

Развивающие:

развивать навыки общения;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Планируем результаты:

Личностные :

У обучающихся будут сформированы:

ориентиры в социальных ролях и межличностных отношениях;

Получат возможность:

нравственно- эстетическая ориентация.

Метапредметные :

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

саморегулировать свое поведение.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

сравнивать и классифицировать семейные ценности и моральные нормы;

устанавливать причинно- следственные связи;

понимать и выделять представленную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

строить логическую связь, рассуждение;

самостоятельно создавать способы решения проблемы.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

допускать возможность существования разной точки зрения;

уметь полно и точно выражать свои мысли;

договариваться и приходить к общему решению.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

приобретут опыт личного отношения к семейным ценностям.

Обучающиеся получат возможность научится:

формирование внутренней позиции.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, шаблоны яблок, чистые листы, карандаши, фломастеры, клей.

1.Знакоство с понятием "Семейные ценности"

2.Составление "Дерева ценностей"

Постановка целей и задач занятия.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р);

Допускать возможность существования разной точки зрения (К);

• Уметь полно и точно выражать свои мысли (К);

Формирование внутренней позиции (П).

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

Проверка готовности к занятию.

1)Вам нужно поделиться на группы. На столах у вас лежат отрывки из пословиц, ваша задача собрать их.

(В куче и туча семья не страшна

Лад в что и клад на если семье

Тепло в семье холод и дружной тепло)

О чем эти пословицы?

Подумайте, какая тема нашего занятия. о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы с вами поговорим о семейных ценностях.

2)Вам нужно собрать из слов пословицы.

Как вы понимаете смысл пословиц? О чем они?

В словах у вас пронумерованы буквы, соедините буквы в правильной последовательности по порядку.

Какие слова у вас получились?

Назовите тему нашего занятия.

Какую цель мы перед собой поставим?

Делятся на группы.

(Семья в куче, не страшна и туча.

На что и клад, если в семье лад?

В дружной семье и в холод тепло.)

Составляют пословицы, соединяют буквы.

Узнать, что такое семейные ценности

Раскрытие темы занятия

1.Знакоство с понятием "Семейные ценности"

2.Составление "Дерева ценностей"

Ориентиры в социальных ролях и межличностных отношениях (Л);

Нравственно- эстетическая ориентация (Л);

Сравнивать и классифицировать семейные ценности и моральные нормы (П);

Устанавливать причинно- следственные связи (П);

Понимать и выделять представленную информацию (П);

Строить логическую связь, рассуждение (П);

Самостоятельно создавать способы решения проблемы (П);

Договариваться и приходить к общему решению (К);

Приобретут опыт личного отношения к семейным ценностям (К).

Как вы считаете, что такое семейные ценности?

Семейные ценности- это обычаи и традиции, которые передаются из поколение в поколение. Это чувства, благодаря которым она становится крепкой.

Какие качества лежат в основе семейных ценностей?

Предлагаю вам составить "Дерево ценностей". Вы будете работать в группах. Ваша задача на листе нарисовать дерево, на шаблонах яблок написать семейную ценность или традицию вашей семьи.

Приклейте яблоки к дереву. Выберите одного человека из группы, который представит для всех ваше дерево ценностей.

2)Что для вас значит семья?

Как вы думаете, что относится к семейным ценностям ?

У древних греков семья ассоциировалась с домом. Этот дом должен был обязательно стоять на крепком фундаменте.

Как вы думаете почему?

Если убрать фундамент дома будет ли он стоять?

Вот так же и с семейными ценностями. Если их убрать семья не сможет существовать.

Сейчас мы с вами поработаем в группах.

У вас на столах шаблоны домов. Ваша задача разместить семейные ценности по всему дому, что- то вы впишите в крышу дома, что- то внутри дома и что- то в фундамент. После чего каждая группа представит свой дом.

Любовь, забота, традиции.

Верность, взаимопонимание, уважение, доброта.

Слушают, задают вопросы.

Работают в группах.

Представляют свое дерево.

Когда мама папа и я вместе.

Доброта, любовь, уважение, забота, семейные традиции.

Потому что семья должна быть крепкой

Работают в группах

Представляют свой дом.

Уметь полно и точно выражать свои мысли (К);

Вы все хорошо постарались. Предлагаю разместить их у вас в классе.

Посмотрите на слайд, там представлены слова, среди них выберите те, которые относятся к семейным ценностям.

(Верность, Поездка на море, Уборка игрушек, Выполнение домашнего задания, Встреча нового года и т.д)

Мне было интересно.

Верность, Поездка на море, Встреча нового года и т.д

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 940 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.12.2019 578
  • DOCX 30.4 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. У нас сегодня гости! Повернитесь, улыбнитесь, поприветствуйте их и начнем наше занятие.

(Дети здороваются и садятся на стулья).

- А начнем мы наше мероприятие не сосем обычно. Тимур Фаттахов для вас прочтет стихотворение.

(Под музыку, на фоне смены слайдов “Семейное фото”, читает стихотворение.)

Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не предадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая наша семья!

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(дети отвечают)

Слайд (название темы)

Учитель: Что такое семья?

(дети отвечают)

Слайд (в словаре Ожегова и Ушакова)

Учитель: Помним, что такое конституция?

Вот что говорится в оснавном законе о семье.

Слайд (конституция)

Учитель: Слово “род” означает “одна большая семья”.

Родственники - это люди, родные друг другу. Назовите каких родственников вы знаете?

К близким родственникам кого можно отнести?

Дальние родственники это…

Знакомы ли вам такие слова: зять, сноха, свекровь, теща, золовка, деверь, шурин?

Сможете пояснить кто это: свекровь, теща, золовка?

Папина мама – свекровь для твоей мамы, А мамина мама - теша для твоего папы. Золовка - сестра мужа (гости помогут)

Взрослыми станете узнаете новые слова родословной.

Учитель: Мать жены (тща) Отец жены (тесть) Мать мужа (свекровь) Отец мужа (свкор) Брат отца или матери (дядя) Сестра отца или матери (ття) Дочь брата или сестры (племянница) Муж дочери или сестры (зять) Брат жены (шурин) Брат мужа (деверь) Сестра мужа (золовка) Жена сына (сноха)

- Посмотрите, какие у вас получились красивые древа, при их оформлении вы проявили творчество и фантазию. Сразу видно, как вы любите своих родных

- А теперь покажите свое родовое древо и расскажите о своей семье. (Рассказы Гаврюшина А, Егорова Ив, Грязнова М, Сударева В о своем генеалогическом древе. Остальные дети расскажут после занятия).

Учитель: (раздает листы с заданием)

попробуем помочь восстановить и определить родственную связь семьи Зайцевых (отчества помогут вам)

Как отчества помогут? (-Чем различаются женские и мужские отчества? (суффиксами –вич у мужчин и –вна у женщин)

Обращение по отчеству всегда показывало уважение к собеседнику, поэтому по отчеству называли взрослых людей, руководителей,учителей и др.

Жили-были Дед да Бабка,

Жили – не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да курочка-невеличка,

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

А теперь по нашим ценам,

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет,

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Так и так, такое дело,

что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный.

Что ты, дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор.

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Может, купим мне духи?

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада.

Начался тут сыр, да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Бабка: А ты – глупец!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал.

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько

И крылом махнув легонько,

Яичко на пол уронила

Вдребезги его разбила.

Плачет Внучка! Плачет Баба!

Внучка и Баба: Что наделала ты, Ряба?

Автор: Дед не плакал, как ни странно, вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Учитель: Почему курочка разбила яичко?

Чтобы в семье был лад, мы построить крепкий фундамент для нашего дома. У вас на партах лежат кирпичики, но все они не подходят для строительства, подберите только нужные. (строим дом на доске)

- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ, ЗЛО,. Вы должны только выбрать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.

Учитель: Нужно соединить две части пословицы и объяснить их

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше

Кто свою мать уважает — чужую не обругает

При солнышке тепло, при матери добро.

Учитель: Проверим, что у вас получилось?

Семейные увлечения и традиции

Учитель: Каждая семья имеет свои традиции и увлечения

Никонова Юля – вязание

Егоров Иван – поделки

Грязнов Максим - рисунки

Учитель: Нашему классному коллективу 4 года. Мы дружные, спортивные, музыкальные. Общее увлечение у мальчиков – игра на ложках.

III. Заключительная часть

Обратите внимание, ребята, какое получились у нас дома. Я надеюсь, что ваш дом построен из таких же кирпичиков.

Если ваш дом построен из ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, ЗЛО, КАПРИЗЫ, СЛЁЗЫ, КРИКИ, то что живет в вашем доме? Назовите это одним словом? (СЧАСТЬЕ)

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.

- Какой была тема занятия?

Семья для меня – это…

Мама и папа для меня самые …

Родным я хочу пожелать…

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и радость, и смех.

Взлет и падение. Радость, печаль,

Дружбу и ссоры. Молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные. Отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нем.

Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья!

IV. Итог занятия.

На память о нашем занятии дарим вам солнышко, которое будет светить и согревать ваш семейный очаг.

Онлайн-книги

1) формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;
2) воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
3) формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.



4. Работа по теме занятия. Тайны слова "семья".
-Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И,
действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.
-Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова семя (семечко).




- Как вы думаете, почему?
- Действительно, семья - это семечко из которого со временем вырастет большое дерево. А будет оно крепким или качаться на ветру, зависит от нас, от нашего поведения и отношения друг к другу.
(видео анимация роста дерева)
- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится:
Вся семья в месте, так и душа на месте.



(видео ролик про семью)
Конкурс хороших слов о семье.
(детям раздаются карточки со словами)
- Из предложенных слов выберите те, которые необходимы для дружной, крепкой, счастливой семьи.
Порядок, спокойствие, ссора, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, обида, добро, забота, счастье, грубость, дружба, согласие, мир.
- Эти слова встречаются в пословицах и поговорках, в народных мудростях.
Одну мы уже знаем. Например,
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Мир в семье любовью держится.
Дружная семья не знает печали.
В хорошей семье хорошие дети растут.


- Объясните смысл пословиц.
Чтение стихотворений наизусть.
-Какое самое первое слово? Какое самое главное слово?
Какое самое светлое слово? Мама!
"Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук,
И нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, сто дорог
Обойди по свету.
Мама - самый лучший друг!
Лучше мамы нету!

- Скажите, как ласково вас называет мама? А как вы к ней обращаетесь?
(Сыночек, хороший, любимый, солнышко моё, котеночек)
- Как же маме быть без папы?
Стихотворение "Про папу".
Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И. нашу маму в жёны взять.

- Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить. Что –то подсказать. На папу быть похожим не просто, папа – это настоящий мужчина.Каждый настоящий мужчина должен в течение жизни посадить дерево, построить дом, вырастить сына.
- А еще настоящий мужчина должен быть мастером на все руки. Иначе родные близкие люди будут недовольны. Кто должен починить кран, вынести мусор, поменять лампочку, прибить гвоздь?
Конкурс "Что у папы в чемодане?"
- Для этого в каждом доме должны хранится рабочие инструменты. Попробуйте на ощупь угадать и дать правильное название инструменту.
(молоток, плоскогубцы, отвёртка, гаечный ключ, гвоздь, рубанок)

Конкурс "Веселые вопросы".
- Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)
- Самый нежный, добрый, любимый человек для всех людей на Земле. (мама).
- Как зовут ваших мам? Когда у них день рождения?
- Место, где мы бываем все вместе. (дом)
- Маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребёнок)
- В них играют все дети. (игрушки)
- Это не человек, но его любят все члены семьи. (дом. животное)
- Мама гладит белье … (утюгом)
- Папа прокручивает мясо через… (мясорубку)
- Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)


-Хорошо, когда в семье есть бабушка и дедушка, с которых можно брать пример в любви и верности друг другу.
О бабушке и дедушке.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.







Мы будем:
• Называть друг друга по именам.
• Защищать наших друзей, если их обижают.
• Помогать друзьям в беде.
• Помогать друзьям в учебе.
Мы не будем:
• Грубить друг другу.
• Пускать в ход кулаки.
• Говорить друзьям обидные слова.
- И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.
Итог.
- У любого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят, понимают и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Это зависит от того, какие отношения мы строим друг с другом, чтобы все члены семьи были счастливы.
-В заключении нашего занятия проведем небольшое волшебное предсказание.
(видео с ромашкой).



- Символом семьи считается цветок ромашка. На каждом лепестке написаны добрые пожелания. Лепестки срывать не будем, выберем ромашку, на которой написано пожелание. Пусть оно принесет Вам счастье.

Читайте также: