Сдобные хлебобулочные изделия конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели:
-сформировать представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий;
-обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
-воспитывать бережное отношение к хлебу;
-сформировать представления о профессии пекаря.

Оценить 2909 0

Тема урока: Хлеб и хлебобулочные изделия. ( 7 класс).

Хлеб - на стол, так и стол – престол.

русская пословица

-сформировать представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий;

-обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий;

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

-воспитывать бережное отношение к хлебу;

-сформировать представления о профессии пекаря.

Словарная работа: замес, брожение, разделка, расстойка, выпечка, опарное,

Постановка цели урока и объяснение задач.

Изложение нового материала

Актуализация знаний учащихся

Закрепление знаний учащихся.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку.

Одновременно с этим, в процессе нашего разговора, мы с вами познакомимся вообще с изделиями из теста, технологией их приготовления, рассмотрим технологическое оборудование, которое используют на хлебных комбинатах при производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а также, познакомимся с историей хлеба.

Изложение нового материала.

На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода. С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. В века пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. В городах Московского княжества был установлен контроль за ценами и качеством продававшихся изделий. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).

Хлеб — кладезь клетчатки, способствующей пищеварению.

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9Хлеб - существенный источник витаминов группы В.

Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г. ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г. пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал.

Вот каким ценным продуктом питания является хлеб.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какие компоненты входят в состав хлеба и хлебобулочных изделий? Из каких продуктов вообще можно приготовить тесто?

Да, конечно, все перечисленные вами компоненты могут входить в состав теста.

Но все перечисленные вами компоненты мы можем разделить на 3 группы :

Основные - без которых невозможно замесить тесто;

Дополнительные – которые могут входить в состав теста в зависимости от вида теста;

Добавки – улучшают вкусовые качества теста и изделий из теста.

(ребята записывают в тетради).

К основным компонентам мы относим:

Муку вырабатывают в результате размола зерен пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха и других зерновых культур.

Муку каждого вида подразделяют на сорта, отличающиеся по качеству, физическим и химическим свойствам.

Мука пшеничная бывает:

- I сорта и II сорта;

Для замеса теста используют:

- молоко и кисломолочные продукты;

Количество жидкости может колебаться в зависимости от того, для каких целей предназначено тесто. Тесто бывает жидкое, густое, крутое.

Разрыхлитель.

Разрыхлители бывают биологические - дрожжи ( прессованные, сухие, быстродействующие); химические – сода.

Дополнительные компоненты:

Жир: сливочное масло, маргарин, растительное масло.

Добавки:

ванилин, корица, гвоздика, изюм, цедра, варенье, джем, орехи, мак и т.д.

Технология приготовления изделий из теста.

В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д.

По способу замеса тесто бывает:

Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто.

На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки.

Этапы приготовления теста:

1. Замес теста – просеивают муку, добавляют соль, сахар, дрожжи, теплое молоко или воду. Прежде чем замешивать тесто, надо просеять муку: это обогатит её кислородом и разрыхлит. Тесто получится пышнее. Замешивая тесто, не высыпайте муку в жидкость, а наоборот, жидкость тонкой струйкой вливайте в муку и перемешивайте.

2. Брожение теста – дрожжи сбраживают сахар и образуют спирт и углекислый газ. Спирт при выпечке улетучивается, а углекислый газ выделяясь, поднимает тесто и делает его рыхлым и пористым.

3. Разделка теста – тесто разделывают на разнообразные изделия.

4. Расстойка теста – перед выпечкой тесто оставляют на несколько минут подойти.

5. Расстойка мелких и сдобных изделий длится дольше, чем крупных и менее сдобных. Выпечка мелких изделий – 10-12 минут, крупных – 45-60 минут при температуре 200-250 градусов.

Процесс приготовления изделий из теста в домашних условиях знаком каждому человеку с детства, мамы, бабушки показывали и вам, а возможно кто-то из вас и помогал им. А вот в промышленных масштабах работникам хлебокомбинатов в производстве помогают машины.

4. Физминутка.

Сегодня на уроке мы с вами тоже поработаем с изделиями из теста. Но это непростое тесто, а солёное. Из такого теста можно делать различные поделки, украшения, картины. Я предлагаю вам из нашего теста сделать любой цветок. Это может быть самый необыкновенный цветок. (Работа с солёным тестом).

5.Работа с солёным тестом.

6.Итог урока.

- о каком изделии из теста велась речь на уроке?

- из каких компонентов изготавливают хлеб?

- назовите этапы приготовления хлеба.

С древних времен к хлебу относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. С детских лет нас учат любить и беречь этот бесценный дар.

Тема 1.3 Ассортимент сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

1.4 Оценка качества сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба

- Закрепить знания, полученные на уроках теоретического обучения

- Научить приготовлению опарного и безопарного теста.

- Научить формовать и выпекать изделия из дрожжевого теста

- Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.

- Воспитывать профессионально значимые качества: умение работать в команде, ответственного отношения к порученному делу.

Учебно – производственные работы

Приготовление теста безопарным способом. Замес теста, разделка, расстойка, формовка изделий, выпечка.

Подготовка фаршей и начинок, выпечка изделий

Приготовление блюд: Свадебный каравай. Праздничный пирог

Приготовление блюд: Пирожки печеные с разными фаршами

Кулебяка рыбная с грибами

Материально – техническое оснащение:

Весы, скалки, противни, чашки, сковороды, кастрюли, тарелки, ножи,

План урока № 6 ___________

1. Перекличка учащихся, назначение дежурных

2. Проверка внешнего вида учащихся, наличие и состояние спец. одежды.

Вступительное слово преподавателя.

Слайд 2: А давайте теперь отгадаем с вами загадки и узнаем, что с вами мы сегодня будем выпекать из сдобного дрожжевого теста.

Слайд 3: Узнав с вами тему урока, и что мы будем готовить давайте сформируем с вами цели нашего урока:

- Закрепить знания, полученные на уроках теоретического обучения

- Научиться приготовлению сдобного дрожжевого теста.

- Научиться формовать и выпекать изделия из дрожжевого теста

- Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.

Воспитывать профессионально значимые качества:

умение работать в команде,

ответственно относится к порученному делу.

Для того, что бы нам приступить с вами к применению наших знаний на уроках УП давайте с вами ответим на вопросы в тесте: На тест вам дается 10 минут необходимо подписать и ответить на вопросы

- Тест письменный (выставление балов с помощью взаимопроверки, внесение результата в оценочный лист)

3. Инструктирование учащихся по материалу урока:

Итак, мы с вами выпекаем такие изделия как: праздничный хлеб, пироги с начинками и пирожки с разными начинками давайте просмотрим несколько видеороликов по видам и формам лепки

а) Просмотр видеороликов (слайды 4-7)

У вас на столах лежат технологические карты возьмите карты тесто дрожжевое и перепишите (5 минут).

Далее возьмите остальные карты и посчитайте сколько всего вам необходимо теста для изготовления изделий и рассчитайте количество продуктов, необходимых вам для приготовления (7 минут)

г) Определение последовательности работы; Ситуация!

Давайте с вами подумаем какое оборудование мы свами будем использовать. А теперь вспомним ТБ при работе с пекарским шкафом, параконвектоматом, эл. плитой. Обратите внимание на экран (Слайд)

в) Инструктаж по безопасности труда и личной гигиены работников (опрос учащихся);

г) Организация рабочего места при приготовлении теста

д) Показ трудовых приёмов

4. Закрепление материала.

а) Повторение приготовление опарного теста

б) Повторение приготовления безопарного теста

III. Упражнение учащихся и текущий инструктаж

  1. Замешивание теста, раскатка, формование пирога, выпечка.
  2. Замешивание теста, раскатка формование изделий – пирожков, выпечка
  1. Проверка организации рабочих мест.
  2. Контроль за выполнением технологических приёмов.
  3. Контроль за соблюдением ТБ.

IV Заключительный инструктаж

  1. Указать на допущенные ошибки: анализ типичных ошибок, выявление лучших работ учащихся.
  2. Выставить оценки по оценочной таблице с анализом недочетов в работе.
  3. Задание на дом: 1- сделать презентацию по теме: «Ассортимент изделий из слоеного

Интеграция образовательных областей:

- Закрепить представление детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- Продолжать формировать представления о хлебобулочных изделиях, используя загадки и отрывки из художественных произведений.

- Развивать мышление, память, быстроту реакции, умение логически рассуждать.

- Способствовать развитию зрительной и тактильной памяти, мелкой моторики пальцев рук.

- Поощрять умение использовать в речи распространенные предложения по собственной инициативе и предложению взрослого.

- Создать условия для самостоятельного художественного творчества детей (лепки) объемных изделий из сдобного теста.

- Закрепить разнообразные приемы оформления готовых изделий (налепы, надрезы, вдавливания, прищипывания, посыпки).

- Развивать чувство формы и пропорций, умение синхронизировать работу обеих рук.

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности за порученное дело.

Методы и приемы:

- использование художественного слова (загадки, чтение отрывков, чтение стихотворения);

- игры (словесная, дидактическая);

- использование знакомых приемов лепки украшения;

- использование наглядного и раздаточного материала.

Материалы и оборудование: интерактивная доска с подборкой по теме, флешка с записью музыкального произведения, картинки с колосьями злаков, мяч, зерна злаков, подносы, тесто, доски, мак, сахарная пудра, изюм, орехи, протвини, косынки, фартуки.

Логика образовательной деятельности.

1. Педагог предлагает загадки:

1. Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

Я пузырюсь и пыхчу

(Тесто) 2. Попало наше тесто в горячее мест

К этой группе изделий относят все виды хлебобулочных изделий, содержащих па 100 кг муки по 7% и более сахара и жиров.

По этому признаку в группу сдобных изделий включаются различ­ные виды изделий (например, булочки гражданские, булочки сдобпые, плюшки московские; изделия, объединяемые названием сдоба и др.).


Рис. 50. Булочные изделия

а — плетеная хала, б— городская булка в — буточная плетенка, г — розанчики, д — городской ба­тон е — московский ка 1ач

БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Бараночные изделия имеют форму кольца или овала и круглое се­чение. В группе бараночных изделий различают сушки, баранки и буб­лики.

Сушки представляют собой маленькие топкие колечки (от 6,7 до 11,8 I в штуке) с влажностью отдельных их разновидностей не выше 9-13%. Баранки являются несколько более крупными изделиями (для разных их видов от 25 до 40 г в штуке), имеющими и несколько более высокую влажность (для отдельных наименований не выше 14-19%). Бублики — еще крупнее (от 50 до 100 г в ш 1уке), имеют большую толщи­ну и влажность ендельных их разновидностей — не выше 22-27%.

Баранки и особенно сушки вследствие их низкой влажности спо­собны длшелыю сохраняйся и поэтому являются своеобразным ви­дом хлебных консервов. Бублики, имеющие более высокую влажное 1Ь, наоборот, рассчитаны па потребление в свежевыпечешюм состоянии.

Бараночные изделия готовят из крутого теста, имеющего соответствующую от­носительно низкую влажность Тесто для сушек имеет, например, влажность 33-36,5%

После натирки тесто должно иметь период отлежки — брожения (30-60 мин). Затем тесто поступает на делительно-закаточную машину, из которой выходят сформованные тестовые заготовки.

Сформованным тестовым заготовкам дают необходимое время (при машин­ном формовании от 30 до 90 мин) для расстойки, после чего следует операция обвар­ки в кипящей воде или ошпарки в соответствующих паровых камерах при давлении 0,14-0,15 МПа. Длительность обварки колеблется в пределах 0,5-3 мин. Чем круп­нее изделие, тем длительнее обварка.

В процессе обварки объем бараночных изделий резко увеличивается, масса же изделия возрастает очень незначительно. Поэтому готовые тестовые бараночные за­готовки при обварке всплывают на поверхность. При обварке температура в центре тестовой заготовки достигает 50-60 °С, а на поверхности 60-70 °С.

В результате прогрева при обварке в тестовых заготовках начинаются процес­сы клейстеризации крахмала и денатурации белков, особенно интенсивно происхо­дящие в поверхностном слое теста. В результате этого поверхность изделия после выпечки становится блестящей, глянцевой.

После обварки тестовые заготовки подвергаются обсушиванию (обдуванием горячим воздухом).

Выпечка бараночных изделий производится в конвейерных печах разных кон­струкций и длится в зависимости от вида и массы изделий обычно от 10 до 20 мин.

Механизм процесса выпечки бараночных изделий отличен от механизма про­цесса выпечки хлеба. При выпечке бараночных изделий ввиду быстрого их прогрева испарение начинает происходить также в центральных слоях изделий, и влага из них перемещается к поверхности изделия в виде пара Температура центральных слоев достигает к концу выпечки: у бубликов 104-106 °С, баранок 107-108 °С и сушек 110-112 "С.

При выпечке бараночных изделий как бы совмещаются процессы собственно выпечки и сушки.




Как показали опыты, при выпечке бараночных изделий большое значение име­ет скорость влагоотдачи, которая должна составлять 1,6—1,8% в минуту.

На основании работ, проводившихся в МТИППе, были рекомендованы пара­метры оптимального режима выпечки бубликов, баранок и сушек.

Из пшеничной муки I сорта производят бублики (украинские, ва­нильные, горчичные, бублики простые с маком, тмином и др.), баранки

1 Для лучшего зарумянивания готовых изделий в воду для обварки добавляют патоку

(простые, сахарные, горчичные, молочные и др.) и сушки (простые, со­леные, чайные, минские и др.).

Из муки пшеничной высшего сорта готовят баранки (сахарные с маком, лимонные, ванильные, яичные и др.) и сушки (простые, с ма­ком, лимонные, ванильные, горчичные и др.).

Рецептуры, детали технологического процесса приготовления, тре­бования к качеству готовых бараночных изделий приводятся в соответ­ствующих руководствах.

Оборудование для производства бараночных изделий описано в соответствующей литературе.

СДОБНЫЕ СУХАРИ

Сдобные сухари имеют низкую влажность (у отдельных их наиме­нований от 8 до 12%) и поэтому способны храниться относительно дол­гое время. Готовятся сдобные сухари из пшеничной сортовой муки.

Рецептуры сдобных сухарей предусматривают внесение в тесто со­ответствующих для каждого сорта количеств сахара и жиров — масла животного и маргарина. Указывается и количество яиц на смазку и от­делку.

Для отдельных видов сдобных сухарей предусмотрено применение дополнительных количеств сахара на обсыпку и отделку (сухари сахар­ные), ванилина (сухари ванильные) и др.

В связи с тормозящим влиянием больших количеств сахара и жира в тесте на спиртовое брожение в нем количество прессованных дрож­жей максимально в рецептурах сортов с наибольшим процентом сахара.


Для каждого наименования сдобных сухарей еще со времен их кус­тарного приготовления вручную установились соответствующие ре­цептуры, форма и размеры [30,34,35 и др.]. На 1 кг приходится 200-230 шт. наиболее мелких — детских сухарей и 40-45 шт. наиболее крупных — городских и дорожных су­харей.

На рис. 51 показана типичная

форма двух разновидностей суха­рей — московских и детских.

Технологический процесс производства сдобных сухарей включает: приготовление теста,

а — вид сбоку, б— вид сверху; 1 — сухарь мо­сковский, 2 — сухарь детский

формование из выброженного теста так называемых сухарных

плит, их расстойку, отделку, выпечку, выдержку, резку па ломти, их от-1 делку, сушку-обжарку, охлаждение, отбраковку и упаковку.

Тесто для сдобных сухарей I отовят опарным способом. Сахар и жир в тесто для наиболее сдобных сортов сухарей вносят в процессе его отсдобки

Из выброженного теста формуют плиты — тестовые заготовки, по профилю по­перечного сечения примерно соответствующие профилю готового сухаря данного сорта.

Более совершенна в этом отношении машина для формования сухарных плит, осуществляющая деление теста на мелких; дольки, раскатку нх в жгуты и затем укладку их в ряды на листах.

Расстойка отформованных плит производится на листах в камерах или конвей­ерных установках при температуре 35- 40 "С и относительной влажности воздуха 75-85% в течение 40-120 мин (в зависимости от сорта и свойств муки и количества сдобы в тесте).

Перед выпечкой расстоявшисся плиты смазывают яичной болтушкой и для от­дельных видов (городских и кофейных сухарей) обсыпают сухарной крошкой. Вы­печка плпт производится в хлебопекарных печах разных конструкций при темпера­туре ог 180 до 250 °С в течение 7-20 мин (в зависимости от сорта сухарей и размеров плит). Увлажнения пекарной камеры при выпечке плит не требуется.

Помещение, в котором выдерживаются плиты, должно быть сухим и хорошо вентилируемым. Температура воздуха в этом помещении желательна в пределах 12 -15 °С при относительной влажности 65-70%. Омывание выдерживаемых плит воздухом должно быть равномерным.

Установлена возможность ускорения охлаждения и сокращения выдержки плит до 3,5-7 ч, а также целесообразность ее проведения в конвейерных охладите­лях при оптимальном режиме воздухообмена.

Выдержанные плиты на специальных резальных машинах нарезаются на лом­ти толщиной, обусловленной размерами сухаря данного вида

Нарезанные из плит ломти при производстве некоторых видов сухарей подвер­гаются обсыпке. Для этого поверхности ломтей, подлежащие обсыпке, слегка смазы-

вают яичной болтушкой, после чего их обсыпают сахаром, смесью мака и сахара, крошкой из ядра ореха, смесью сухарной крошки, сахара и ореха.

Нарезанные и в случае необходимости отделанные ломти плашмя укладывают на листы для сушки. Размеры листов (как и при выпечке плит) должны быть увяза­ны с размерами пода или подиков печи, в которой производится сушка сухарей.

Сушка производится в хлебопекарных печах при температуре 165-220 °С в те­чение 12-35 мин (в зависимости от размеров и рецептуры сухарей данного сорта).

Готовые сдобные сухари охлаждают в течение 2-3 ч и после отбраковки упако­вывают или расфасовывают.

Наследовались различные способы приготовления теста, влияние усиленной механической обработки теста при замесе и дополнитель­ных операций, а также и влияние специальных добавок-улучшителей. Особое внимание было уделено ускорению процесса выдержки сухар­ных плит до их резки на ломти, длящемуся от 7 до 24, а в ряде случаев и до 48 ч.

Для производства сдобных сухарей разработаны как новые виды соответствующего оборудования, так и комплексно-механизированные поточные линии [3, 20 и др.].

К этой группе изделий относят все виды хлебобулочных изделий, содержащих па 100 кг муки по 7% и более сахара и жиров.

По этому признаку в группу сдобных изделий включаются различ­ные виды изделий (например, булочки гражданские, булочки сдобпые, плюшки московские; изделия, объединяемые названием сдоба и др.).


Рис. 50. Булочные изделия

а — плетеная хала, б— городская булка в — буточная плетенка, г — розанчики, д — городской ба­тон е — московский ка 1ач

БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Бараночные изделия имеют форму кольца или овала и круглое се­чение. В группе бараночных изделий различают сушки, баранки и буб­лики.

Сушки представляют собой маленькие топкие колечки (от 6,7 до 11,8 I в штуке) с влажностью отдельных их разновидностей не выше 9-13%. Баранки являются несколько более крупными изделиями (для разных их видов от 25 до 40 г в штуке), имеющими и несколько более высокую влажность (для отдельных наименований не выше 14-19%). Бублики — еще крупнее (от 50 до 100 г в ш 1уке), имеют большую толщи­ну и влажность ендельных их разновидностей — не выше 22-27%.

Баранки и особенно сушки вследствие их низкой влажности спо­собны длшелыю сохраняйся и поэтому являются своеобразным ви­дом хлебных консервов. Бублики, имеющие более высокую влажное 1Ь, наоборот, рассчитаны па потребление в свежевыпечешюм состоянии.

Бараночные изделия готовят из крутого теста, имеющего соответствующую от­носительно низкую влажность Тесто для сушек имеет, например, влажность 33-36,5%

После натирки тесто должно иметь период отлежки — брожения (30-60 мин). Затем тесто поступает на делительно-закаточную машину, из которой выходят сформованные тестовые заготовки.

Сформованным тестовым заготовкам дают необходимое время (при машин­ном формовании от 30 до 90 мин) для расстойки, после чего следует операция обвар­ки в кипящей воде или ошпарки в соответствующих паровых камерах при давлении 0,14-0,15 МПа. Длительность обварки колеблется в пределах 0,5-3 мин. Чем круп­нее изделие, тем длительнее обварка.

В процессе обварки объем бараночных изделий резко увеличивается, масса же изделия возрастает очень незначительно. Поэтому готовые тестовые бараночные за­готовки при обварке всплывают на поверхность. При обварке температура в центре тестовой заготовки достигает 50-60 °С, а на поверхности 60-70 °С.

В результате прогрева при обварке в тестовых заготовках начинаются процес­сы клейстеризации крахмала и денатурации белков, особенно интенсивно происхо­дящие в поверхностном слое теста. В результате этого поверхность изделия после выпечки становится блестящей, глянцевой.

После обварки тестовые заготовки подвергаются обсушиванию (обдуванием горячим воздухом).

Выпечка бараночных изделий производится в конвейерных печах разных кон­струкций и длится в зависимости от вида и массы изделий обычно от 10 до 20 мин.

Механизм процесса выпечки бараночных изделий отличен от механизма про­цесса выпечки хлеба. При выпечке бараночных изделий ввиду быстрого их прогрева испарение начинает происходить также в центральных слоях изделий, и влага из них перемещается к поверхности изделия в виде пара Температура центральных слоев достигает к концу выпечки: у бубликов 104-106 °С, баранок 107-108 °С и сушек 110-112 "С.

При выпечке бараночных изделий как бы совмещаются процессы собственно выпечки и сушки.

Как показали опыты, при выпечке бараночных изделий большое значение име­ет скорость влагоотдачи, которая должна составлять 1,6—1,8% в минуту.

На основании работ, проводившихся в МТИППе, были рекомендованы пара­метры оптимального режима выпечки бубликов, баранок и сушек.

Из пшеничной муки I сорта производят бублики (украинские, ва­нильные, горчичные, бублики простые с маком, тмином и др.), баранки

1 Для лучшего зарумянивания готовых изделий в воду для обварки добавляют патоку

(простые, сахарные, горчичные, молочные и др.) и сушки (простые, со­леные, чайные, минские и др.).

Из муки пшеничной высшего сорта готовят баранки (сахарные с маком, лимонные, ванильные, яичные и др.) и сушки (простые, с ма­ком, лимонные, ванильные, горчичные и др.).

Рецептуры, детали технологического процесса приготовления, тре­бования к качеству готовых бараночных изделий приводятся в соответ­ствующих руководствах.

Оборудование для производства бараночных изделий описано в соответствующей литературе.

СДОБНЫЕ СУХАРИ

Сдобные сухари имеют низкую влажность (у отдельных их наиме­нований от 8 до 12%) и поэтому способны храниться относительно дол­гое время. Готовятся сдобные сухари из пшеничной сортовой муки.

Рецептуры сдобных сухарей предусматривают внесение в тесто со­ответствующих для каждого сорта количеств сахара и жиров — масла животного и маргарина. Указывается и количество яиц на смазку и от­делку.

Для отдельных видов сдобных сухарей предусмотрено применение дополнительных количеств сахара на обсыпку и отделку (сухари сахар­ные), ванилина (сухари ванильные) и др.

В связи с тормозящим влиянием больших количеств сахара и жира в тесте на спиртовое брожение в нем количество прессованных дрож­жей максимально в рецептурах сортов с наибольшим процентом сахара.


Для каждого наименования сдобных сухарей еще со времен их кус­тарного приготовления вручную установились соответствующие ре­цептуры, форма и размеры [30,34,35 и др.]. На 1 кг приходится 200-230 шт. наиболее мелких — детских сухарей и 40-45 шт. наиболее крупных — городских и дорожных су­харей.

На рис. 51 показана типичная

форма двух разновидностей суха­рей — московских и детских.

Технологический процесс производства сдобных сухарей включает: приготовление теста,

а — вид сбоку, б— вид сверху; 1 — сухарь мо­сковский, 2 — сухарь детский

формование из выброженного теста так называемых сухарных

плит, их расстойку, отделку, выпечку, выдержку, резку па ломти, их от-1 делку, сушку-обжарку, охлаждение, отбраковку и упаковку.

Тесто для сдобных сухарей I отовят опарным способом. Сахар и жир в тесто для наиболее сдобных сортов сухарей вносят в процессе его отсдобки

Из выброженного теста формуют плиты — тестовые заготовки, по профилю по­перечного сечения примерно соответствующие профилю готового сухаря данного сорта.

Более совершенна в этом отношении машина для формования сухарных плит, осуществляющая деление теста на мелких; дольки, раскатку нх в жгуты и затем укладку их в ряды на листах.

Расстойка отформованных плит производится на листах в камерах или конвей­ерных установках при температуре 35- 40 "С и относительной влажности воздуха 75-85% в течение 40-120 мин (в зависимости от сорта и свойств муки и количества сдобы в тесте).

Перед выпечкой расстоявшисся плиты смазывают яичной болтушкой и для от­дельных видов (городских и кофейных сухарей) обсыпают сухарной крошкой. Вы­печка плпт производится в хлебопекарных печах разных конструкций при темпера­туре ог 180 до 250 °С в течение 7-20 мин (в зависимости от сорта сухарей и размеров плит). Увлажнения пекарной камеры при выпечке плит не требуется.

Помещение, в котором выдерживаются плиты, должно быть сухим и хорошо вентилируемым. Температура воздуха в этом помещении желательна в пределах 12 -15 °С при относительной влажности 65-70%. Омывание выдерживаемых плит воздухом должно быть равномерным.

Установлена возможность ускорения охлаждения и сокращения выдержки плит до 3,5-7 ч, а также целесообразность ее проведения в конвейерных охладите­лях при оптимальном режиме воздухообмена.

Выдержанные плиты на специальных резальных машинах нарезаются на лом­ти толщиной, обусловленной размерами сухаря данного вида

Нарезанные из плит ломти при производстве некоторых видов сухарей подвер­гаются обсыпке. Для этого поверхности ломтей, подлежащие обсыпке, слегка смазы-

вают яичной болтушкой, после чего их обсыпают сахаром, смесью мака и сахара, крошкой из ядра ореха, смесью сухарной крошки, сахара и ореха.

Нарезанные и в случае необходимости отделанные ломти плашмя укладывают на листы для сушки. Размеры листов (как и при выпечке плит) должны быть увяза­ны с размерами пода или подиков печи, в которой производится сушка сухарей.

Сушка производится в хлебопекарных печах при температуре 165-220 °С в те­чение 12-35 мин (в зависимости от размеров и рецептуры сухарей данного сорта).

Готовые сдобные сухари охлаждают в течение 2-3 ч и после отбраковки упако­вывают или расфасовывают.

Наследовались различные способы приготовления теста, влияние усиленной механической обработки теста при замесе и дополнитель­ных операций, а также и влияние специальных добавок-улучшителей. Особое внимание было уделено ускорению процесса выдержки сухар­ных плит до их резки на ломти, длящемуся от 7 до 24, а в ряде случаев и до 48 ч.

Для производства сдобных сухарей разработаны как новые виды соответствующего оборудования, так и комплексно-механизированные поточные линии [3, 20 и др.].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Хлеб и хлебобулочные изделия. ( 7 класс).

Хлеб - на стол, так и стол – престол.

русская пословица

-сформировать представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий;

-обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий;

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

-воспитывать бережное отношение к хлебу;

-сформировать представления о профессии пекаря.

Словарная работа: замес, брожение, разделка, расстойка, выпечка, опарное,

Постановка цели урока и объяснение задач.

Изложение нового материала

Актуализация знаний учащихся

Закрепление знаний учащихся.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку.

Одновременно с этим, в процессе нашего разговора, мы с вами познакомимся вообще с изделиями из теста, технологией их приготовления, рассмотрим технологическое оборудование, которое используют на хлебных комбинатах при производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а также, познакомимся с историей хлеба.

Изложение нового материала.

На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода. С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. В века пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. В городах Московского княжества был установлен контроль за ценами и качеством продававшихся изделий. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).

Хлеб — кладезь клетчатки, способствующей пищеварению.

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9Хлеб - существенный источник витаминов группы В.

Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г. ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г. пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал.

Вот каким ценным продуктом питания является хлеб.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какие компоненты входят в состав хлеба и хлебобулочных изделий? Из каких продуктов вообще можно приготовить тесто?

Да, конечно, все перечисленные вами компоненты могут входить в состав теста.

Но все перечисленные вами компоненты мы можем разделить на 3 группы :

Основные - без которых невозможно замесить тесто;

Дополнительные – которые могут входить в состав теста в зависимости от вида теста;

Добавки – улучшают вкусовые качества теста и изделий из теста.

(ребята записывают в тетради).

К основным компонентам мы относим:

Муку вырабатывают в результате размола зерен пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха и других зерновых культур.

Муку каждого вида подразделяют на сорта, отличающиеся по качеству, физическим и химическим свойствам.

Мука пшеничная бывает:

- I сорта и II сорта;

Для замеса теста используют:

- молоко и кисломолочные продукты;

Количество жидкости может колебаться в зависимости от того, для каких целей предназначено тесто. Тесто бывает жидкое, густое, крутое.

Разрыхлитель.

Разрыхлители бывают биологические - дрожжи ( прессованные, сухие, быстродействующие); химические – сода.

Дополнительные компоненты:

Жир: сливочное масло, маргарин, растительное масло.

Добавки:

ванилин, корица, гвоздика, изюм, цедра, варенье, джем, орехи, мак и т.д.

Технология приготовления изделий из теста.

В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д.

По способу замеса тесто бывает:

Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто.

На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки.

Этапы приготовления теста:

1. Замес теста – просеивают муку, добавляют соль, сахар, дрожжи, теплое молоко или воду. Прежде чем замешивать тесто, надо просеять муку: это обогатит её кислородом и разрыхлит. Тесто получится пышнее. Замешивая тесто, не высыпайте муку в жидкость, а наоборот, жидкость тонкой струйкой вливайте в муку и перемешивайте.

2. Брожение теста – дрожжи сбраживают сахар и образуют спирт и углекислый газ. Спирт при выпечке улетучивается, а углекислый газ выделяясь, поднимает тесто и делает его рыхлым и пористым.

3. Разделка теста – тесто разделывают на разнообразные изделия.

4. Расстойка теста – перед выпечкой тесто оставляют на несколько минут подойти.

5. Расстойка мелких и сдобных изделий длится дольше, чем крупных и менее сдобных. Выпечка мелких изделий – 10-12 минут, крупных – 45-60 минут при температуре 200-250 градусов.

Процесс приготовления изделий из теста в домашних условиях знаком каждому человеку с детства, мамы, бабушки показывали и вам, а возможно кто-то из вас и помогал им. А вот в промышленных масштабах работникам хлебокомбинатов в производстве помогают машины.

4. Физминутка.

Сегодня на уроке мы с вами тоже поработаем с изделиями из теста. Но это непростое тесто, а солёное. Из такого теста можно делать различные поделки, украшения, картины. Я предлагаю вам из нашего теста сделать любой цветок. Это может быть самый необыкновенный цветок. (Работа с солёным тестом).

5.Работа с солёным тестом.

6.Итог урока.

- о каком изделии из теста велась речь на уроке?

- из каких компонентов изготавливают хлеб?

- назовите этапы приготовления хлеба.

С древних времен к хлебу относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. С детских лет нас учат любить и беречь этот бесценный дар.

Читайте также: