Саша черный рождественский ангел конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Цели:

Предметные: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные: учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Личностные: способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Ключевые понятия: милосердие, сопереживание, нравственные нормы.

Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте слова. Что их объединяет?

Доброта, любовь, милосердие, человек, сострадание, сопереживание.

Создание проблемной ситуации

Учитель: Кто изображён на иллюстрации?

Какому событию посвящены иллюстрации?

Учитель: Эти иллюстрации посвящены Рождеству Христову. В русской литературе существует немало произведений, посвящённых этому событию. Со второй половины 19 века до 1917 года в России в канун Рождества выходили специальные выпуски газет, журналов, сборников рассказов. В них печатались особые, рождественские рассказы, предназначенные для чтения в семейном кругу. Истории, описываемые в них, заключали в себе мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

Учитель: совместно с учащимися определяет тему и цели урока.

2.Решение проблемной ситуации.

Основные положения: в рождественских рассказах утверждается христианская добродетель, на людях лежит отсвет Рождества Христова. В успешном стечении обстоятельств и авторы, и герои видят милость Божию. Большинство рассказов начинается с описания несчастий героев, но сияние великого праздника приносит чудо в их жизнь.

Авторы рассказов не только создавали праздничную атмосферу, но и напоминали о необходимости проявления веры, милосердия и любви.

Темой рассказов часто становится не только изменение жизненных обстоятельств, но и внутреннее преображение человека.

Учитель: А что будет являться, по вашему мнению, целью нашего урока? Чему мы должны научиться?

Ответы учащихся.

Учитель: научиться находить нужную информацию в тексте, строить монологическое высказывание, работать в группе. Кроме того, понять, что такое милосердие, кого можно назвать милосердным.

Реализация проблемной ситуации.

Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880 году в Одессе, скончался в 1932 году во Франции. Семья была зажиточная, отец работал провизором. В семье было пятеро детей, двоих звали Саша: один Саша (белый), другой Саша (черный). Так впоследствии появился псевдоним. У будущего писателя и поэта в детстве была буйная фантазия (что-то изобретал, проводил какие-то опыты). В 15 лет сбежал из дому, терпел нужду и лишения. Успех пришел со стихами. Саша Черный много писал для детей. Скончался после участия в тушении пожара у соседей.

Учитель:Прежде чем мы познакомимся с рассказом, выясним значение отдельных слов, которые встретятся в тексте и могут быть непонятными.

Слова: экипаж, конура, милостыня, благовест, всенощная, муфта.

Обучающиеся объясняют лексическое значение слов.

Первичное закрепление

Беседа - диалог

Учитель: какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

5 Самостоятельная работа. Работа в группах (каждая группа готовит ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста) (тексты розданы учащимся)

Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?

Учитель: Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

Обобщение изученного материала.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родной (русской) литературы

Предметные : рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные : учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Личностные : способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные : воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Знакомство с писателем (конспектирование биографии)

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Анализ стихотворения

– Найдите слова, которыми поэт описывает новорожденного Христа.

– Какие чувства поэта они выражают?

– Почему он родился в хлеву? (Хлев – это специальное помещение для домашнего скота)

– Какие животные окружают младенца?

– Как окружающие относятся к младенцу? Найдите в тексте.

– Какое отношение к младенцу объединяет животных, месяц, весь мир?

– Объясните, в чем важность описанного события для всего человечества?

- Определите рифму, стихосложение .

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековье, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые видятся как знак свыше.
В западной литературе

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Анализ рассказа

- Какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

1 группа : Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

2 группа : Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?


Учитель : Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

Подберите синонимы к слову милосердие: отзывчивость, сочувствие, сострадание, способность откликнуться на чужую боль.

Милосердие — это милость к поверженным и пострадавшим.

- Какого человека можно назвать милосердным?

Учащиеся записывают синонимический ряд, составляют предложения со словами милосердие, милосердный.

Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, комментирование оценок.

— Подайте, Христа — ради, милостыньку! Милостыньку, Христа — ради.
Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно-одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.
— Подайте милостыньку.
Прохожие торопливо шагали мимо ее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.
На землю спускалась святая, великая ночь под Рождество Христово. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.
Милостыньку. не себе, деткам моим прошу.
Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала, Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела.
Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.
Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие. и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, только ее бедные детки голодны и несчастны.
Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы.
Потом слегла и потеряла последнюю работу.
Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.
О, детки, бедные детки! Ради них, она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что дети ее есть хотят, что они встретят праздник — голодные, несчастные, эта мысль мучила ее, как пытка. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек. Несчастные дети! У других детей - елка, они - веселы, довольны в этот великий праздник, только ее -дети.
"Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, — Христа—ради!”.
И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест. ко всенощной. Да, надо пойти, помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.
Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей. веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. "Господи, помоги! Помоги!” плачет она. И кому, как не Господу Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бедному лицу.
Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.
— О чем вы плачете? — раздался за ней нежный голос, показавшийся ей небесной музыкой.
Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее глядели с милым участием ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.
— У вас есть горе? Да? Бедная вы, бедная! Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.
Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой. великий.
— Не ели? Голодны? — На лице девочки выразился ужас.
— Няня, что же это! Дети не ели ничего! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?
Маленькая детская ручка скользнула в муфту.
— Вот, возьмите, тут есть деньги. сколько, я не знаю. покормите детей. ради Бога. Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!
На глазах девочки навернулись крупные слезы.
— Чтож, Маничка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет-ли им Господь!
— Ах, няничка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?
— Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы, недалеко. вот тут. в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.
— Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! .. Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!
евочка быстро вышла из церкви, в сопровождении старухи.
Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить дорогих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.
Она бежала домой из всех сил.
Вот и темная конурка. Три детских фигурки бросились к ней на встречу.
— Маминька! Есть хочется! Принесла ли ты! Родная!
— Она обняла их всех троих и облила слезами.
— Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!
В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль. что же дальше? Что дальше будет?
— Ну, Господь не оставит! — Говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.
Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.
— Скажи мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям! Скажи, мама!
Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего ангела в великую, рождественскую ночь, и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!
— И елку, мама?
— И елку, детки, хорошую, блестящую елку! В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворить. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.
Дети робко прижались к матери.
— Это ангел, мама, это ангел? — тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.
Елка давно стояла уже на полу. Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убирала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на "ангела”. И молчали, не двигаясь с места.
— Вот вам, встречайте весело Рождество! — прозвучал детский голосок. С праздником!
Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.
"Рождественский ангел” прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.
Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.
— Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери. Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя.

"Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. С своим милым личиком, золотистыми волосами она в самом деле походила на "рождественского ангела”.

— Подайте, Христа — ради, милостыньку! Милостыньку, Христа — ради.

Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно-одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.

Прохожие торопливо шагали мимо ее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.

На землю спускалась святая, великая ночь под Рождество Христово. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

Милостыньку. не себе, деткам моим прошу.

Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала, Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела.

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие. и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, только ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы.

Потом слегла и потеряла последнюю работу.

Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.

О, детки, бедные детки! Ради них, она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что дети ее есть хотят, что они встретят праздник — голодные, несчастные, эта мысль мучила ее, как пытка. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек. Несчастные дети! У других детей - елка, они - веселы, довольны в этот великий праздник, только ее -дети.

“Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, — Христа—ради!”.

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест. ко всенощной. Да, надо пойти, помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.

Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей. веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. “Господи, помоги! Помоги!” плачет она. И кому, как не Господу Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бедному лицу.

Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.

— О чем вы плачете? — раздался за ней нежный голос, показавшийся ей небесной музыкой.

Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее глядели с милым участием ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

— У вас есть горе? Да? Бедная вы, бедная! Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой. великий.

— Не ели? Голодны? — На лице девочки выразился ужас.

— Няня, что же это! Дети не ели ничего! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

— Вот, возьмите, тут есть деньги. сколько, я не знаю. покормите детей. ради Бога. Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

— Чтож, Маничка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет-ли им Господь!

— Ах, няничка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

— Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы, недалеко. вот тут. в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.

— Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! .. Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!

Девочка быстро вышла из церкви, в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить дорогих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой из всех сил.

Вот и темная конурка. Три детских фигурки бросились к ней на встречу.

— Маминька! Есть хочется! Принесла ли ты! Родная!

— Она обняла их всех троих и облила слезами.

— Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль. что же дальше? Что дальше будет?

— Ну, Господь не оставит! — Говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

— Скажи мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям! Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего ангела в великую, рождественскую ночь, и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!

— И елку, детки, хорошую, блестящую елку! В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворить. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

— Это ангел, мама, это ангел? — тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Елка давно стояла уже на полу. Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убирала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на “ангела”. И молчали, не двигаясь с места.

— Вот вам, встречайте весело Рождество! — прозвучал детский голосок. С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

“Рождественский ангел” прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

— Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери. Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя.

“Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. С своим милым личиком, золотистыми волосами она в самом деле походила на “рождественского ангела”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В данном опыте описаны приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы.


На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач.


Конспект урока обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Чтение и написание слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом" Образовательная система "Школа 2100"

Конспект урока составлен на 2 часа (чтение и письмо). К конспекту прилагается презентация.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

В данной статье даётся описание видов игр, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения и служащих развитию различных видов чтения: ознакомительного, детального и т.п.


План образовательной сессии на 2016-2017г.

План образовательных сессий включает "Читательские сессии" и проектные предметные м метапредметные задачи на год в 1-4 классах.


статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух .


Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира.

Предметные: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужную информацию в тексте, умение принимать учебную задачу.

Метапредметные: учить определять нравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Личностные: способствовать осознанию таких нравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширением словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать чувство милосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнению нравственных норм.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с писателем (конспектирование биографии)

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Анализ стихотворения

– Найдите слова, которыми поэт описывает новорожденного Христа.

– Какие чувства поэта они выражают?

– Почему он родился в хлеву? (Хлев – это специальное помещение для домашнего скота)

– Какие животные окружают младенца?

– Как окружающие относятся к младенцу? Найдите в тексте.

– Какое отношение к младенцу объединяет животных, месяц, весь мир?

– Объясните, в чем важность описанного события для всего человечества?

- Определите рифму, стихосложение .

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековье, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые видятся как знак свыше.
В западной литературе

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Анализ рассказа

- Какое событие Священной истории нашло отражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?

1 группа : Как описывает автор великую ночь под Рождество Христово?

2 группа: Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?


Учитель: Рождественские праздники становились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится в рассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому и чудо в обычной жизни также должно совершиться.

Подберите синонимы к слову милосердие: отзывчивость, сочувствие, сострадание, способность откликнуться на чужую боль.

Милосердие — это милость к поверженным и пострадавшим.

- Какого человека можно назвать милосердным?

Учащиеся записывают синонимический ряд, составляют предложения со словами милосердие, милосердный.

6. Рефлексия

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: