Санитарно гигиенические требования конспект

Обновлено: 06.07.2024

2. Раскрыть роль питания в жизнедеятельности организма и работу системы пищеварения;

3. Сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований при приготовлении блюд;

4.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Оборудование: ТСО – интерактивная доска.

Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни.

Прочитайте, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ в п.5 на стр.30:

К лицам, приготовляющим пищу:

1. Готовить пищу надо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

К приготовлению пищи:

1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок!

К хранению продуктов и готовых блюд:

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

4. Перед загрузкой в холодильную камеру все продукты заворачивать в пищевую пленку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных ее конструкцией.

6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Уход за кухней довольно трудоемок и сложен, потому что в ней сосредоточено очень много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрические и газовые плиты — основное оборудование для теплообработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.

В последние годы список кухонной бытовой техники значительно расширился. К электрическим кофеварке, мясорубке, чайнику и соковыжималке прибавились электровафельница и электроблинница, а также:

микроволновая печь — для быстрого приготовления, разогрева и разморозки продуктов;

гриль — жарочный шкаф для обжаривания мяса и рыбы;

миксер — для взбивания и перемешивания продуктов;

тостер — для поджаривания ломтиков хлеба (тостов);

фритюрница — для приготовления блюд во фритюре (разогретом до высокой температуры жире).

И конечно же, трудно представить себе современную кухню без привычного уже холодильника.

Вся эта кухонная бытовая техника требует осторожного обращения, строгого соблюдения режима работы и должна содержаться в чистоте.

Уход за посудой

На кухне необходимо иметь набор посуды. Минимальный набор состоит из четырех элементов: кастрюли, сотейника и двух сковородок различного размера.

Но для того чтобы готовить быстро, качественно и разнообразно, желательно иметь на кухне: 4-5 кастрюль разного размера и формы; набор разных по величине сковородок (для мяса, рыбы, блинов и т. д.); казан или гусятницу с толстыми стенками для тушения; противни и формы для выпечки в духовом шкафу.

Посуда может быть алюминиевая, эмалированная, металлическая, иметь антипригарное покрытие. Для запекания продуктов в духовке применяют посуду из огнеупорного стекла или глиняную (керамическую).

Для подачи готовых блюд используют фаянсовую или фарфоровую столовую посуду (тарелки — закусочные, пирожковые, десертные), столовые приборы (ножи, вилки, ложки) и чайную посуду (чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник).

После приготовления блюд кухонную посуду надо мыть сразу же после ее использования. Пригоревшую пищу нужно отмачивать, а не соскабливать.

Столовую и чайную посуду также моют сразу после еды, не дожидаясь, когда остатки пищи засохнут и потребуется больше усилий для их удаления.

Перед мытьем посуду сортируют. Отдельно ставят стаканы, тарелки и т. д. (рис. 142).

. Рис.142Организация рабочего места при мытье посуды

Сначала моют менее загрязненную чайную посуду, а потом столовую и кухонную. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости.

Помните, что грязная посуда привлекает мух и тараканов — переносчиков опасных заболеваний.

Посуду моют в теплой воде с применением моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье, и специальных приспособлений — губок, щеток, ершиков и т. д.

Уход за поверхностью стен и пола

Чаще всего рабочую поверхность стен кухни выкладывают керамической плиткой, а пол застилают линолеумом. Эти материалы позволяют легко производить влажную уборку на кухне с применением чистящих и моющих средств. После применения чистящих средств обработанные поверхности нужно промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

2 урок. Здоровое питание.

Вопросы для беседы:

-Какова одна из основных потребностей человека? (еда, пища)

-Что вы знаете о еде?

-Какой должна быть пища?

Питание – одна из главнейших потребностей человека. Наряду с водой и воздухом пища постоянно необходима человеку для обеспечения жизнедеятельности.

Чтобы надолго сохранить свое здоровье, нужно правильно питаться, знать питательную ценность и вкусовые качества продуктов. Научиться готовить вкусную и полезную еду поможет изучение кулинарии.

Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.

Существуют профессии, связанные с приготовлением пищи: (какие?)повар, официант, санитарный врач, мойщик посуды и др.

Предлагаю вам следующие интересные сведения (слайд 4) в среднем за 70 лет жизни человек съедает: 7 000 кг хлеба, 300 кг соли, 2 000 кг мяса, 4 000 кг рыбы, 5 000 шт. яиц, 5 000 кг картофеля, 50 000 л воды.

Пища – это энергия для нашего тела, а правильное питание – источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. (слайд 5)

Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. (слайд 18)

Давайте более подробно познакомимся с питательными веществами. (слайды 19-24) Углеводы – главный источник энергии для организма.

В пищевых продуктах углеводы находятся в виде сложных химических соединений – сахаров. Богаты углеводами прежде всего растительные продукты – все фрукты, некоторые овощи, такие, как картофель, капуста, столовая свекла, морковь, а также хлеб и изделия из теста, макароны, кондитерские изделия.

Белки – основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.

Жиры – это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Ежедневно детям в возрасте 11-13 лет необходимо 85 – 93 г жиров (из них 17 – 19 г должны быть растительными). Однако опасно как недостаточное количество жиров, так и потребление их в больших количествах. Не следует забывать что переедание так же вредно, как и недоедание.

Минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания.

Минеральные соли и витамины

Для образования костных тканей, в состав нервных клеток, для нормальной работы сердца.

Молоко, молочные продукты, хлеб овощи, рыба, яйца.

Образование гемоглобина крови.

Хлеб, плоды, зелень, мясо.

Витамины А, В, С, Д

Способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям

Витамин А (витамин роста)

Молоко, сливочное масло, яичный желток, рыбьем жире, морковь, помидоры, шпинат.

Ржаной хлеб, гречневая, овсяная, перловая крупы.

Витамин С (противоцинготный)

Квашенная капуста, чёрная смородина, лимон, шиповник, лук, чеснок.

Сливочное масло, яичный желток, рыбий жир.

Вода входит в состав клеток тела человека и участвует в процессах обмена.

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Программы гигиенической подготовки

Режим дня в ЛОУ дневного пребывания.

Организация физического воспитания и оздоровительные мероприятия.

Требования к транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов. Обработка сырья, производство продукции

Санитарное состояние и содержание оздоровительных учреждений.

Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала. Мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительных учреждениях.

Требования к соблюдению дез.режима

Дезинфекция, дезинсекция, дератизация

Программа гигиенической подготовки работников объектов общественного питания

Требования к размещению объектов общественного питания. Устройство и содержание помещений объекта общественного питания. Требования к условиям работы в производственных помещениях

Требования к санитарно-техническому обеспечению объектов общественного питания.

Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Условия и режимы мытья посуды.

Требования к транспортировке, приему и хранению, сырья, пищевых продуктов. Требования к обработке сырья и производству продукции.

Требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий

Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Учебно-тематический план гигиенической подготовки работников пищевой промышленности

Типы предприятий по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, условия их размещения. Гигиенические требования к содержанию производственных, вспомогательных и бытовых помещений.

Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре, их санитарная обработка.

Санитарно-техническое состояние объектов

Гигиенические требования к приему и хранению сырья и транспортировка готового продукта.

Гигиена труда и личная гигиена персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль

Обогащение хлеба и хлебобулочных изделий витаминами и минеральными веществами. Хлебопекарные улучшители. Болезни хлеба.

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Учебная программа производственной и гигиенической подготовки персонала пищеблоков образовательных учреждений

Организация общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению.

Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений. Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.

Санитарное состояние и содержание помещений. Режим мытья посуды.

Здоровое питание. Формирование примерного меню. Ведение учетной документации

Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции.

Правила личной гигиены персонала пищеблока. Предварительные и периодические осмотры.

Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи

Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Программа гигиенической подготовки работников продовольственной торговли

Требования к размещению организаций торговли, Планировка, размещение и устройство помещений организаций торговли с учетом поточности.

Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций торговли.

Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Санитарно-гигиеническое содержание помещений, оборудования.

Требования к приему и хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов.

Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры.

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи

Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи:

2. Раскрыть роль питания в жизнедеятельности организма и работу системы пищеварения;

3. Сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований при приготовлении блюд;

4.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Оборудование: ТСО – интерактивная доска.

Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни.

Прочитайте, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ в п.5 на стр.30:

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К лицам, приготовляющим пищу:

1. Готовить пищу надо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

К приготовлению пищи:

1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок!

К хранению продуктов и готовых блюд:

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

4. Перед загрузкой в холодильную камеру все продукты заворачивать в пищевую пленку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных ее конструкцией.

6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола .

Оборудование кухни

Уход за кухней довольно трудоемок и сложен, потому что в ней сосредоточено очень много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрические и газовые плиты — основное оборудование для теплообработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.

В последние годы список кухонной бытовой техники значительно расширился. К электрическим кофеварке, мясорубке, чайнику и соковыжималке прибавились электровафельница и электроблинница, а также:

микроволновая печь — для быстрого приготовления, разогрева и разморозки продуктов;

гриль — жарочный шкаф для обжаривания мяса и рыбы;

миксер — для взбивания и перемешивания продуктов;

тостер — для поджаривания ломтиков хлеба (тостов);

фритюрница — для приготовления блюд во фритюре (разогретом до высокой температуры жире).

И конечно же, трудно представить себе современную кухню без привычного уже холодильника.

Вся эта кухонная бытовая техника требует осторожного обращения, строгого соблюдения режима работы и должна содержаться в чистоте.

Уход за посудой

На кухне необходимо иметь набор посуды. Минимальный набор состоит из четырех элементов : кастрюли, сотейника и двух сковородок различного размера.

Но для того чтобы готовить быстро, качественно и разнообразно, желательно иметь на кухне: 4-5 кастрюль разного размера и формы; набор разных по величине сковородок (для мяса, рыбы, блинов и т. д.); казан или гусятницу с толстыми стенками для тушения; противни и формы для выпечки в духовом шкафу.

Посуда может быть алюминиевая, эмалированная, металлическая, иметь антипригарное покрытие. Для запекания продуктов в духовке применяют посуду из огнеупорного стекла или глиняную (керамическую).

Для подачи готовых блюд используют фаянсовую или фарфоровую столовую посуду (тарелки — закусочные, пирожковые, десертные), столовые приборы (ножи, вилки, ложки) и чайную посуду (чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник).

После приготовления блюд кухонную посуду надо мыть сразу же после ее использования. Пригоревшую пищу нужно отмачивать, а не соскабливать.

Столовую и чайную посуду также моют сразу после еды, не дожидаясь, когда остатки пищи засохнут и потребуется больше усилий для их удаления.

Перед мытьем посуду сортируют. Отдельно ставят стаканы, тарелки и т. д. (рис. 142).

hello_html_4f2b1844.jpg

. Рис.142Организация рабочего места при мытье посуды

Сначала моют менее загрязненную чайную посуду, а потом столовую и кухонную. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости.

Помните, что грязная посуда привлекает мух и тараканов — переносчиков опасных заболеваний.

Посуду моют в теплой воде с применением моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье, и специальных приспособлений — губок, щеток, ершиков и т. д.

Уход за поверхностью стен и пола

Чаще всего рабочую поверхность стен кухни выкладывают керамической плиткой, а пол застилают линолеумом. Эти материалы позволяют легко производить влажную уборку на кухне с применением чистящих и моющих средств. После применения чистящих средств обработанные поверхности нужно промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

2 урок. Здоровое питание.

«Физиология питания.

Вопросы для беседы:

-Какова одна из основных потребностей человека? (еда, пища)

-Что вы знаете о еде?

-Какой должна быть пища?

Питание – одна из главнейших потребностей человека. Наряду с водой и воздухом пища постоянно необходима человеку для обеспечения жизнедеятельности.

Чтобы надолго сохранить свое здоровье, нужно правильно питаться, знать питательную ценность и вкусовые качества продуктов. Научиться готовить вкусную и полезную еду поможет изучение кулинарии.

Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи .

Существуют профессии, связанные с приготовлением пищи: (какие?) повар, официант, санитарный врач, мойщик посуды и др.

Предлагаю вам следующие интересные сведения (слайд 4) в среднем за 70 лет жизни человек съедает: 7 000 кг хлеба, 300 кг соли, 2 000 кг мяса, 4 000 кг рыбы, 5 000 шт. яиц, 5 000 кг картофеля, 50 000 л воды.

Пища – это энергия для нашего тела, а правильное питание – источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. (слайд 5)

Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли . (слайд 18)

Давайте более подробно познакомимся с питательными веществами. (слайды 19-24) Углеводы – главный источник энергии для организма.

В пищевых продуктах углеводы находятся в виде сложных химических соединений – сахаров. Богаты углеводами прежде всего растительные продукты – все фрукты, некоторые овощи, такие, как картофель, капуста, столовая свекла, морковь, а также хлеб и изделия из теста, макароны, кондитерские изделия.

Белки – основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.

Жиры – это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Ежедневно детям в возрасте 11-13 лет необходимо 85 – 93 г жиров (из них 17 – 19 г должны быть растительными). Однако опасно как недостаточное количество жиров, так и потребление их в больших количествах. Не следует забывать что переедание так же вредно, как и недоедание.

Минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания.

Минеральные соли и витамины

Для образования костных тканей, в состав нервных клеток, для нормальной работы сердца.

Молоко, молочные продукты, хлеб овощи, рыба, яйца.

Образование гемоглобина крови.

Хлеб, плоды, зелень, мясо.

Витамины А, В, С, Д

Способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям

Витамин А (витамин роста)

Молоко, сливочное масло, яичный желток, рыбьем жире, морковь, помидоры, шпинат.

Ржаной хлеб, гречневая, овсяная, перловая крупы.

Витамин С (противоцинготный)

Квашенная капуста, чёрная смородина, лимон, шиповник, лук, чеснок.

Сливочное масло, яичный желток, рыбий жир.

Вода входит в состав клеток тела человека и участвует в процессах обмена.

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).

Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.

Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.

Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.

Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

Витамины – особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма. В настоящее время известны около 20витаминов, которые делятся на две группы: водорастворимые – витамины С,Р и группы В, и жирорастворимые – А, Д, Е, К .

Итак, в жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Дневной рацион питания должен соответствовать потребностям организма. Важным условием рационального питания является соблюдение режима. Скажите, а вы соблюдаете режим питания? Сколько раз в день вы кушаете? Какое количество пищи вы принимаете за один прием?

А теперь посмотрим, каков дневной рацион питания при правильном питании . (слайд 26)

Пищу следует принимать не менее 3-4 раз в день.

Правила питания

1. Принимать пищу 4 раза в день.

2. Недоедание и переедание – вредно.

3. Распределять суточную норму продуктов так: большая часть – в обед, завтрак немного больше ужина, полдник - самый лёгкий.

4. Промежутки между едой должны составлять около 4 часов.

5. Не рекомендуется, есть в промежутках (особенно сладкое) – это снижает аппетит и ухудшает пищеварение.

6. Мясные, рыбные, бобовые блюда употреблять в обед, а молочные, овощные на ужин (они легко усваиваются).

7. Есть нужно спокойно, тщательно пережёвывая пищу.

8. Пища должна быть разнообразной, питательной, богатой витаминам и.

Перерыв между приемами пищи – не более 4-5 часов. Питаться нужно в одни и те же часы, правильно распределяя дневной рацион: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%, обед – 45%, ужин – 15% (за 2 часа до сна).

Пища должна быть вкусной, умеренно горячей, небольшого объема, иметь приятный внешний вид, вызывать аппетит.

Чтобы пища укрепляла здоровье человека, необходимо соблюдать элементарные правила санитарии и гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. (слайд 27) Давайте познакомимся с ними.

6. Самостоятельная работа учащихся. Поделите тетрадный лист на две колонки. В 1 колонке запишите свой обычный дневной рацион, а во 2 колонке – что бы вы изменили в своем питании после знакомства с правилами рационального питания.

После выполнения самостоятельной работы учащимися, желающие приглашаются к доске показать результат своей работы. Затем совместно с детьми анализируем и оцениваем работы.

Закрепление изученного материала . В форме решения кроссворда.

По горизонтали: 1. Поварское дело. 2. Основа жизни, обеспечивающая рост организма. 3. Если их нет в организме, то человек часто болеет. 4. Вещество, входящее в состав клеток организма человека.

По вертикали: 1. главный источник энергии для организма. 2. Главная потребность человека. 3. Резерв энергии нашего организма.

8. Итог урока. Итак, чтобы пища приносила пользу нашему организму. Была источником здоровья, силы, энергии и красоты необходимо рационально питаться и соблюдать культуру питания.

Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.

Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.

Рабочий треугольник – это положение мойки, плиты и холодильника.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Часто центром семейной жизни является кухня – место для приготовления еды, обеда в кругу близких и просто для общения.

Кухня – это помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приёма пищи.

Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил.

Причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.

Именно поэтому на кухне очень важна правильная гигиена.

Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.

Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.

Основные санитарно-гигиенические правила:

– Мытье рук является основой гигиены на кухне. Бактерии очень легко переносятся, так что мойте руки перед началом работ на кухне, во время приготовления пищи, после окончания работ.

– Приступая к работе на кухне, нужно одевать фартук, убрать волосы под косынку или шапочку, закатать рукава одежды.

– Используйте разные разделочные доски для рыбы, мяса, овощей, молочных продуктов и хлеба. Можно использовать разноцветные доски, чтобы не запутаться и никогда не оставляйте еду рядом с сырым мясом. Это поможет вам избежать распространения бактерий.

– Одной из самых главных правил является правильное приготовление пищи. Если еда не полностью готова, опасные микроорганизмы могут вызвать отравление.

– Протирайте поверхности кухонных шкафов и столов после каждого использования. Это одно из самых простых, но эффективных правил гигиены, которого легко придерживаться если убирать любые загрязнения, как только они появляются.

– Кусочки еды, оставшиеся на разделочных досках, быстро начинают плодить бактерии – чтобы избежать этого, нужно мыть разделочные доски, посуду и приборы сразу после каждого использования.

– Выносите мусор каждый день, чтобы избежать неприятных запахов и поддерживать гигиену на кухне. Кухня становится средой для распространения бактерий, если продукты начинают гнить.

– Здоровье напрямую зависит от чистоты в холодильнике. Если не проводить уборку, загрязнения и гниющая еда могут распространить бактерии на другие продукты. Всегда избавляйтесь от всех продуктов с истекшим сроком годности.

– Раковина используется каждый день, и, если её не поддерживать в чистоте, она быстро загрязняется и становится источником бактерий. Мойте раковину жёсткой щёткой с моющим средством один раз в день. Протирайте любую разлитую жидкость или загрязнения вокруг раковины.

Следите за общим порядком и чистотой на кухне.

Рациональное размещение кухонного оборудования во многом обеспечивает гигиеничность приготовления пищи и значительно облегчает труд на кухне.

Для этого необходимо грамотно спланировать интерьер помещения.

Планировать кухню означает располагать в ней по определённым правилам кухонную мебель и оборудование.

Так как кухню часто используют, как столовую, то в ней есть 2 зоны: зона приготовления пищи и обеденная зона.

В зоне приготовления пищи находится мойка, плита, холодильник, стол для первичной обработки и нарезки продуктов, навесные шкафы для хранения кухонной посуды и инвентаря, вытяжка. А обеденный стол и стулья уже относятся к зоне обеденной.

Независимо от того, как часто мы готовим и сколько проводим на кухне времени, алгоритм действий у всех одинаковый: достать морковку из холодильника, помыть в мойке и пожарить на плите.

Чтобы кухня не казалась слишком тесной, расстояние между рабочими зонами не стоит делать слишком маленьким. Но чтобы не уставать во время приготовления пищи, расстояние не должно быть слишком большим.

Идеальным считается расстояние, когда все рабочие зоны расположены в углах треугольника с равными сторонами.


По расчётам специалистов

– оптимальное расстояние между рабочими зонами — не менее 1,2 метра и не более 2,7 метра;

– сумма всех сторон треугольника должна быть в пределах 4 – 8 метров;

– никаких препятствий (табуреты, стулья или мусорное ведро) на сторонах треугольника не должно встречаться. Эти стандарты разрабатывались в 1940 году для небольших кухонь, но они

Виды планировки кухни:

Особенно внимательно надо отнестись к правилу треугольника, если на кухне готовят одновременно два человека. Траектории их движения при неправильно выстроенной схеме будут пересекаться, что не только неудобно, но даже опасно, например, если кто-то двигается по кухне с горячей кастрюлей.

При работе на кухне всегда нужно очень внимательным и осторожным, строго соблюдать привила техники безопасной работы.

– Пол в кухне всегда должен быть не только чистым, но и сухим. Иначе можно поскользнуться. Особенно это опасно если у вас в руках острый предмет или горячая жидкость.

– Нельзя класть на плиту лишние предметы: прихватки, кухонные полотенца, ложки, ножи, спички.

– Кастрюли и сковородки с большим дном ставить на большие конфорки или горелки, с маленьким – на маленькие.

– Не оставлять работающую плиту без присмотра.

– Снимая горячую посуду с плиты ставим её на подставку.

– Если на вашей кухне газовая плита, то тщательно проветривать помещение.

– Следить за пламенем горелки, которое всегда должно быть равномерным и иметь сине-голубой цвет.

– Если у вас электрическая плита, то включать и выключать электроприбор нужно сухими руками.

Важно запомнить, что чистота на кухне, соблюдение правил техники безопасности являются важнейшими условиями сохранения здоровья.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 4. Выделите зелёным цветом требования техники безопасности, синим цветом – правила гигиены на кухне.

Мойте руки перед началом работ на кухне

Нарезайте продукты на отдельных досках

Не кладите на плиту лишние предметы

Поддерживайте холодильник в чистоте

Выбирайте конфорки в зависимости от размера дна кастрюли

Не оставлять работающую плиту без присмотра

Мойте посуду и приборы после каждого использования

Регулярно выносите мусор

Включать и выключать электроприбор сухими руками

Требования техники безопасности – зелёный цвет:

Не кладите на плиту лишние предметы

Выбирайте конфорки в зависимости от размера дна кастрюли

Не оставлять работающую плиту без присмотра

Включать и выключать электроприбор сухими руками

Правила гигиены на кухне – синим цветом:

Мойте руки перед началом работ на кухне

Нарезайте продукты на отдельных досках

Поддерживайте холодильник в чистоте

Мойте посуду и приборы после каждого использования

Регулярно выносите мусор

Подсказка: Санитарно-гигиенические правила направлены на сохранность здоровья человека. Их соблюдение направлены на предупреждения заболеваний, связанных с нарушением питания.

Правила техники безопасности направлены на защиту здоровья и жизни при проведении каких-либо работ.

Задание 10. Выделите цветом правильные ответы.

– Наука о здоровье человека

– Изучает влияние внешних факторов на человеческий организм

– Рассматривает только вопросы рационального питания человека

– Изучает влияние человека на микроорганизмы

Правильный вариант ответа:

Наука о здоровье человека

Изучает влияние внешних факторов на человеческий организм

Подсказка: Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.

Читайте также: