С чего начинается родина конспект урока по музыке

Обновлено: 05.07.2024

чувства ритма. Развивать голос, музыкальный слух, воображение.

Познакомить с музыкальным инструментом – гусл и, его звучанием.

Изобразительны й ряд: (в форме презентации) р азлич ные портреты русских

красавиц в сарафанах, изображен ия орнаментов д ля сарафано в , изобра жения

Дополнительно: русские народные костюмы для д етей, русские народные

- З дравству йте, ребята. На у роке вас вместе со мной встречает музыка.

- Правильн о, о на приглашает нас в сказку , в свой удивительный ми р

музыки. Этот м ир невозможно пот рогать ру ками ил и увидеть глазами,

понюхать или ощутить на вку с. Зато можно воспринять всем сердцем и

душой. Этот мир будет существовать в нашем воображ ении, подарит нам

удивительные открытия, прежде всего, с амих себя. Наш класс

принадлежит этому волшебному царству и нам нужно скорее

- А теперь для того, чтобы разогреть свое горлышко, привести в порядок

свое дыхание и свой голос, проведем му зыкальну ю разминк у.

- Поставьте руки на пояс. Сделайте вдох по мо е му взмаху, и ощутите, как

воздух набирает ся у вас в живот. Медле нно выдох ните (3 ра за).

- Теперь пере йдем к следу ющему этапу музыкальной разминки – пению

упражнений. Н о сначала вам надо п ринять правиль ную певческу ю позу :

- Посмот рите друг на д ру га. Каки е у вас красивые костю мы. Как вы

думаете, почему вы в них? (Урок будет посвящен русской народной

- Правил ьно. На уроке м ы будем петь песни нашего народа, танцевать под

музыку народа, исполнять песни о Родине. И познакомим ся с еще одним

- Узнать, что такое лад и каким он бывает, нам поможет ру сская народная

- Молодцы, ребята. Какая мелодия у это й пе сни? (Гру стная, медленная,

- Все музыкаль ные произведения сочиняются ко мпозитором в

определенном ладу . Лад - это построение музыкальны х звуков. Мягкая,

лирическая, иногда грустная музыка, такая, какую мы исполняли сейчас,

пишется в мин орном ладу . И мы присвоем е й такой з нак:  .

Повторите: М инорный лад – это гру стная, мягка я, лирическ ая музыка.

- Хорошо. А мы с вами знаем танец под русскую народную песн ю

- Какое настроение вы испыт ывали, когда его танцев али? (Грусть,

- Посмотрите, какие на д ев очках красивые сарафаны! Как плавно ,

величаво двигались девочки в хороводе! Издавна русские женщины

носили сарафа ны. Испокон век ов об раз русской красавицы вдохновля л

художников на со з дание картин, где главной фигурой была женщина в

сарафане. Посмотрите на некоторые из них. (Демонстрируют ся слайды ).

– Обратите внимание на орнаменты, вьющиеся по подолу подобно

- О сарафане можно говорить не только всерьез, но и в шу тку. Давайте

- Какой была му зыка? (Веселой, за дорной, ж изнерад остной)

- Прохлопайте р итмический р исунок пе рвой строч ки.

- Какое настроен ие вызывает? (Веселое, бодрое, задор ное)

- Пред лагаю ваше настроение поддержать кадрилью под му зыку

- Запомн ите: веселая, задорная музыка пишется ко м позиторами в

- Повторите: ма жорный лад – веселая, з адорная му зыка.

- А тепе рь пот рениру емся опре делять в мажоре или в миноре зв учит

(Ребята прослуш ивают фрагменты детских песен и карточками

- Но бывает так, что не все произведе ние написано в мажоре или минор е.

Есть пьесы и песни, в ко тор ых музыкальный лад меняется. Сегодня на

Помните: начало было грустное, а потом сменил ось более оптимистично й

композит ора Островског о и проанализ иру ем смену л ада.

- Обратите вниман ие, какое удивительное вступление написал композитор

Островский к этой песне. Звуки вступл ения движутся все выше и выше,

как будто они рисуют восходящее на небосводе солнце, от ко т орого всем

Обращаю внимание на то, что 2 куплет звучит б олее приглу шенно, а 3 с

- Мы не желаем войны, потому что очень любим свою родину, ее родные

- Мы с вами исполнили песню о ро дном крае, рассказали за что мы его

любим, а с чего же начинается наша Родина? Предлагаю испол нить песню

- Наш у рок начался с крас ивой мелод ии, которая б ыла похожа на с казку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Цель: Воспитывать любовь к своей малой и большой Родине.

• Развитие чувства гордости за свою Родину, за свой родной край, за своё родное село.

• Расширение знаний детей о родном крае.

• Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

• Ознакомление детей с песнями о Родине, расширение словарного запаса.

• Создание благоприятной эмоциональной обстановки чувство коллективизма, чувство причастности к жизни детского сада и села.

1-й ведущий Хлебосольна земля донская.

Степь кругом и от края до края

Колосится пшеница и рожь,

Урожай год от года хорош.

Мы встречаем гостей хлебом солью,

Как встречала гостей в старину.

Вспомним нравы, обычаи предков

Поселившихся на Дону.

Добром встречаем вас.

Пусть будет доброта

Лучатся пусть улыбки

Тысяч добрых глаз,

И радость плещется

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки для листочка,

Овражек у ручья …

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.

дети Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

1-й ведущий На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну наш общий дом.

Ребёнок «Россия… как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса. Поля и реки,

Раздолье, русская душа.

ребёнок Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

ребёнок Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

2-й ведущий Нет лучше и милей России

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет!

Россию славят песни

Красив свирели звук

Ты лишь услышишь трели

И в пляс идёт каблук.

Трещит трещотка с ложкой

Им бубен вторит в лад

Танцует стар и млад.

1-й ведущий Малая Родина… у каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении жизни определяет очень

многое, если не сказать все!

2-й ведущий С надеждой встречаю рассвет,

Любуясь зарёю пурпурной…

Ты в песнях раздольных воспет,

Мой Чалтырь, родной, с добрым утром!

Весной утопаешь в садах,

Украшенный щедро цветами,

Ликующей песней в сердцах

Навек остаешься ты с нами.

ребёнок Народы здесь мирно живут,

Вовек нерушимо их братство.

Здесь в гости радушно зовут,

Чтоб в дружеском круге остаться.

1-й ведущий: Здесь двести лет назад скитальцы из Ани

У чистых родников селенья основали.

Не позабыли Арарат и Крым они,

Язык родной беречь потомкам завещали.

2-й ведущий Старинных песнопений слышится напев,

Армянский говор манит как ручей звенящий,

Чарует танец юных наирийских дев, -

Раздолен праздник наш и яркий, и манящий.

1-й Ведущий Наш Чалтырь замечательный

«Здесь жизнь свою мы начали

2-й ведущий В Чалтыре нам всё знакомо: улицы и люди,

Каждая тропинка, каждый тротуар.

Стороной не ходят в праздники и будни,

Не хотят, чтоб кто-то Чалтырь покидал.

ребёнок Любимый Чалтырь, волен красоваться

Ты средь ковыльных выжженных стеепй.

Тобою не устану любоваться:

Ты – мой очаг, ты – свет моих очей!

ребёнок Селенье моё родное – Чалтырь!

С тобою не расстанусь никогда.

Хочу, чтоб песней вешней прозвучал ты,

Нежнее, чем журчащая вода.

1-й Ведущий Играй, взывай, ликуй, армянская зурна,

Здесь, под российским небом долгие столетья!

И пусть заветам дружбы вековой верна,

Трепещет лира, полнясь радостною вестью.

2-й Ведущий Зурны армянской звуками взлелеем

Родимый край, где нам, красуясь жить.

Армяне мы. Забыть о том не смеем,

Нам честью нашей надо дорожить!

Армянами пребудем на просторах

Российской необъятнейшей земли;

Луч солнца не сокрыли мы во взорах;

Святыни предков – в сердце сберегли.

“Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным
и образованным. Он лишь до тех пор способен
на самом деле воспитывать, пока сам работает
над своим собственным воспитанием и образованием”.

(А. Дистервег)

У любой профессии есть свои “секреты”. Не исключение и учитель музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом — этими чувствами постоянно живет педагог — музыкант. Сложность нашей профессии в том, что мы одновременно и учителя, и музыканты. Причем каждая из составляющих в свою очередь очень многогранна. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но и личностью в высоком общественном значении этого слова. Поэтому педагог должен постоянно стремиться к новому, умению экспериментировать, изучать литературу и опыт коллег.

Мы живем в сложное и вместе с тем удивительное время: мы пережили рубеж эпох, живем в век преобразований достижений в науке, искусстве, создания разных машин и компьютера - искусственного разума. В наше время происходят процессы по самоопределению разных народов. Процесс демократических реформ в России сопровождается ростом национального самосознания и стремлением к соответствующему устройству основ социальной жизни. Статья вторая Закона Р.Ф. “ Об образовании” определяет государственную политику в области образования, основывающуюся на приоритете общечеловеческих ценностей, необходимости воспитания гражданственности и любви к Родине.

На мой взгляд, знание культуры родного края его истории, традиций, обычаев и людей его наследующих, несомненно, сможет духовно обогатить, сформировать осознанное патриотическое чувство и объединить многие народы. И что очень важно – предотвратить межнациональные конфликты, живыми свидетелями которых мы являемся на рубеже веков.

"Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца." Эти слова принадлежат К.Г.Паустовскому, который нежно и трепетно любил свою родину. Велика, необъятна наша страна. Неотделимой частицей ее является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – двор – детский сад – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. И ему надо помочь правильно понять мир, который его окружает, воспитывать в нем потребность к эстетически – художественным ценностям родного края.

Стало уже правилом восхищаться “заграницей”, да и отъезд из страны за рубеж считается правильным для многих. Считаю, что именно учитель должен взять на себя ответственность за воспитание чувства любви к своей Родине, к своему краю. Потому что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты родился, где сделал первые шаги по земле, где все было впервые. Как не вспомнить дорогую всем песню: “С чего начинается Родина?” А усиливает это чувство любовь к малой родине, к людям, живущим и жившим рядом с нами. Для этого большое внимание в воспитании и обучении надо уделять региональному компоненту.

Региональный компонент существенно влияет на формирование самоопределения школьников, наполняет нас новым содержанием, делает нас духовно богатыми и цельными, возрождает в нас истинный патриотизм, гордость за осознание себя россиянином, сибиряком, формирует чувство сопричастности к родным местам, чувство хозяина родной земли, позволяет формировать баланс между собственными жизненными предпочтениями и потребностями общества, направленными на восстановления культурно-экономического потенциала страны.

В каждом уголке России, есть люди ценящие и любящие свой край. Если не знать, чем живет твой родной город в творческом плане, значит, ко всему относится равнодушно. Если оглядеться, всмотреться, вслушаться, поинтересоваться, то можно открыть для себя богатую и разнообразную культурную жизнь родного края. Ведь в каждом городе открываются все новые и новые имена поэтов, композиторов, музыкантов и художников.

Если каждый учитель страны поймет, что в преподавании, прежде всего, важно прививать любовь к родному краю, тогда все могут быть спокойны за будущее наших школ и государство.

На уроках и занятиях, во внеурочное время мы с учащимися знакомимся, встречаемся, переписываемся с композиторами, творческими коллективами, музыкантами, поэтами, художниками родного края. Для меня важно воздействовать на ребенка эмоционально, поэтому не только экскурсии, встречи, концерты, праздники, наполненные радостью, весельем раскрывающие обычаи, историю родного края, реализуются в моей работе с детьми, но и в учебном процессе на уроках музыки мы знакомимся с композиторами родного края и разучиваем их песни.

Урок музыки в 3 классе.

Тема урока: “Поздняя осень”

Форма: урок-исследование.

Цель: углубить понимание художественного образа времени года – поэтического, музыкального и живописного, расширить нравственно – эстетическое восприятие родной природы и воспитывать бережное к ней отношение.

  • Формирование эстетических и нравственных переживаний учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе.
  • Познакомить учащихся с произведениями композиторов родного края А.А. Арыковым и И.В. Друговым.
  • Формировать представление о сходстве и различие произведений искусств, пронаблюдать за процессом развития музыки, характером каждого произведения искусства их окраской.
  • Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения попевок и песен, развитие ладового чувства при формировании представлений о выразительности минора и мажора.
  • Развитие ритмического чувства и творческих способностей школьников.
  • Развитие навыков восприятия музыкального произведения и художественных картин. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический, ладовый слух, развивать умения анализировать, сравнивать.
  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  • Обогатить духовный мир детей.

I. Организационный момент.

Звучит музыка “Берегите лес” И.В. Другова. Распевание.

Здравствуйте ребята,
Здравствуйте учитель,
Прозвенел звонок, добрый день.
Добрый день!
Начался урок, добрый день!
Добрый день!

II. Артикуляционная гимнастика.

  • Покусать кончик языка.
  • Надуть щеки.
  • “Почистим зубки”.
  • Пощелкаем языком (по высотности).
  • Губы трубочкой, рисуем круги.

III. Занимательная гимнастика.

  • Надуваем насосом колесо – на звук “с”.
  • Сдуваем шар на звук “ш”.
  • Изобразим, как звенит звонок.
  • Сдуть пушинку “п”.
  • Удивление на звук “а”.
  • Улыбаемся на звуки “и”, “у”.

IV. Вокальные упражнения на гласные “а”, “о”, “у”, “и”

V. Объявление темы урока.

Тема урока на доске закрыта рисунком.

Ребята, вы узнаете тему урока, если внимательно послушаете стихотворение и поймете о чем оно.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

– О чем это стихотворение?
– Об осени.
– О какой осени?
– Ранней.
– А какая сейчас осень?
– Поздняя.
– Чем ранняя осень отличается от поздней?

– Давайте и мы с вами попробуем “услышать и увидеть” осень, о которой сочинил свою пьесу П. И. Чайковский. (Показать портрет композитора.) Вспомните его, и расскажите о нем.

VI. Слушанье музыки

Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского из его музыкального цикла “Времена года”.

– Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку?
– Желтые, коричневые, темноватые.
– У какого времени года есть такие краски?
– У осени.
– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?
– Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато.
– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский?
– Тишину осени, задумчивость природы.
– Сравните прослушанную музыку со следующим стихотворением.

Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!

– Какими словами поэт говорит об осени?
– Соответствуют ли друг другу музыка и стихотворение?
– Похоже ли они по окраске?
– Кто знает стихи об осени?

VII. Анализ произведения.

– Какой характер, настроение музыки?
– Печальный, грустный, тоскливый, плачущий.
– Какой музыкальный лад произведения?
– Минорный.
– Что выражает музыка?
– Грусть, печаль, уныние человека от увядания природы, чувства человека.
– Что изображает музыка?
– Шуршание листьев, их полет, капельки дождя, ветерок.
– Громко или тихо звучит музыка? Какая динамика? Почему?
– Тихо, природа грустит, она наблюдает за своим увяданием, за своей прощальной красой.
– Что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать или маршировать?
– Петь.

VIII. Сопоставление картин и музыки.

Для сравнения предлагаются две картины: “Золотая осень” и “Поздняя осень”/

– Осенние пейзажи русской природы привлекали не только композиторов, но и художников. Рассмотрите внимательно картины и скажите:

– Какие краски использовал художник?
– Что изображено на переднем плане картины, на заднем плане?
– Музыкальна ли картина?
– Какие звуки слышны?
– Какая изображена осень, поздняя или ранняя?
– Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыки?

Вывод: Картина не специально была написана для музыки и музыка не была написана по картине. Художник по-своему увидел природу осени, так же, как и композитор П.И. Чайковский, заметил эти явления природы, прочувствовал их и изобразил эти звуки в прекрасной песне “Осенняя песнь”.

– Ребята, неужели вся осень печальна и в ней нет радостных минут? Красива ли она, сколько красок можно встретить в природе осенью?
– Какую песню мы начали разучивать о красках осени?
– “Осенняя акварель”.
– Кто помнит, кто написал эту песню?
– Алексей Антонович Арыков.

Алексей Антонович Арыков родился в Таштынском районе село Заслонка, Красноярского края. Этого села давно уже нет, оно находилось на границе между Кемеровской области и Красноярского края. Свое предпочтение композитор отдает Кузбассу. А.А. Арыков учитель школы №5 города Мыски. Он же руководитель городского методического объединения учителей музыки и детского ансамбля “Сувенир”, который не раз становился лауреатом фестивалей.

IX. Разучивание песни “Осенняя акварель” А.А. Арыкова.

Выразительное пение. Пропевание гласных. Окончание слов “закрыто”. Музыкально-ритмические движения.

Осыпается весь наш бедный сад
Листья, пожелтевшие, по ветру летят
Лишь в дали красуются – там на дне долин
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Учащиеся изображают движениями это стихотворение.

– Трудно ли приходиться животным и птицам осенью?
– Что мы должны сделать, чтобы помочь им?
– Если мы будем им помогать, то весной снова будем наблюдать красоту и величие природы?
– Кто знает стихотворение о защите природы?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вывод. Если заботливо относиться к природе сегодня (осенью, зимой) – завтра (весной, летом) она даст нам свои плоды, подарит нам свою красоту.

– Давайте в заключение урока споем песню, где поется об охране природы и леса.
– Как эта песня называется?
– “Берегите лес”.
– Какой композитор ее написал?
– Игорь Васильевич Другов, лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1948 году родился Кузбасс, а точнее шахтерский город Ленинск- Кузнецкий. 1 сентября 1993 года в Ленинске- Кузнецком. открылась одна из первых в Кузбассе частная музыкальная школа, учредителем – директором которой является И.В. Дрегов).

Исполнение песни “Берегите лес”. Эмоционально, четко, ясно.

X. Итог урока

– Чему нас учит песня “Берегите лес”?
– И.В. Другов в своей песне призывает всех маленьких детей и взрослых пап и мам задуматься о красоте природы и просит всех людей на земле оберегать природу своего края.


Цель урока: помочь учащимся понять, что такое Родина.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с символами России и Краснодарского края.

2. Рассказать, что такое Родина и почему композиторы пишут музыку о Родине.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Доброе утро ребята! Наш сегодняшний урок мы начнём с игры "Прогулка в лес".

В лес отправимся гулять, - дети маршируют;

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

На носочки встали

И к лесу побежали. - бегут на носках;

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. – маршируют;

(Дети проговаривают и повторяют игру с движениями несколько раз все вместе.)

Разработка урока по музыке на тему Звучащий образ Родины

II. Повторение или проверка д/з:

Методы и приёмы:

1. уровень: какую музыку мы слушали на прошлом уроке?

2. уровень: какая бывает осень?

3. уровень: что делают осенью на полях, в садах и огородах?

4. уровень: вы любите осень?

III. Физминутка:

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там

2) Изучение нового материала:

1) мы познакомимся с символами нашей Родины;

2) узнаем, какой символ относится к музыкальному;

3) познакомимся с символами Курганской области;

4) расскажем стихи о Родине (авторские и собственного сочинения);

5) поговорим о любви к Родине;

- Ребята! На протяжении многих веков у всех народов мира сложились свои символы. Вы можете назвать символы нашей Родины? (Если дети затрудняются, учитель показывает изображения герба, флага России и рассказывает о них).

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

Читайте также: