Русская орфоэпия нормы произношения и ударения 5 класс родной язык презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

- умение самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске написаны слова замок и атлас.

- Ребята, нарисуйте то, что означают эти слова?

  1. Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

- Почему получились разные ответы? Как вы думаете? (На слайде 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Совместное формулирование темы урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

- Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

4. Построение проекта выхода из затруднения. Алгоритм

1. Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения.

Пропасть, что, скучный, собака, ателье.

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)










  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спишите с доски слова, расставьте ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

1.Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

2. На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

9.Творческое задание (по группам)

Произношение заимствованных слов

-Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е . Мы должны правильно произносить такие слова.

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е .

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

10. Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Найдите ошибку: Алфав и т, проц е нт, дос у г, зв о нит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …

12. Домашнее задание.

1. Упражнение 99

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

3. Написать сочинение, используя в тексте слова мУка( пшеничная, ражаная,овсяная) и мукА (страдание) или Орган (зрения, речи) и оргАн (музыкальный инструмент).

1. Закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги.
2. Используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
3. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
4. Работать над усвоением норм литературного ударения.
5. Учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и лексических задач.

Целевая аудитория: для 5 класса

Отличный ресурс, хорошая презентация - красивое оформление слайдов. Единственный минус - не появляются ответы на загадки и задания. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

1 Урок русского языка в 5 классе

2 Ударение. Нормы литературного ударения. Орфоэпия.

3 Цели урока: 1. Закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги. 2. Используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме. 3. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся. 4. Работать над усвоением норм литературного ударения. 5. Учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и лексических задач.

4 Орфоэпия Орфоэпия –( от греч orthos- прямой, правильный; epos-речь; ) правильная речь. Орфоэпия учит правильно произносить слова.

5 Разделите слова на слоги. Россия, родина, страна, отчизна, отечество. Придумайте предложение, в котором одно из слов было бы обращением.

7 Проверь себя. 1) -1 9) – 2 17) - 2 2) -3 10) – 3 18) - 4 3) -3 11) - 3 4) -1 12) - 3 5) -2 13) - 3 6) – 1 14) - 2 7) – 2 15) - 3 8) – 1 16) - 5

8 Ударение произнесение одного из слогов с большей силой. Нужно: 1. дать характеристику предложения. 2. найти в нём грамматическую основу. 3. Расставить знаки препинания.

9 Запишите словосочетания, расставьте ударения в одинаково звучащих словах: 1. Пропасть между скалами - пропасть без следа; 2. плачу от боли – плачу добром; 3. вымыли полы – полы пальто; 4. длинная дорога – Родина мне дорога; 5. солнце село – село за рекой;

10 Отгадайте загадки, запишите нужное слово, поставьте в нём ударение. 1. На бахче у нас растёт, Как разрежешь – он течёт; Свеж и вкусен он на вкус, Называется… 2. Это зелье ты не тронь: Жжётся больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется… 3. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я…

11 Отгадайте загадки. 4. Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный … 5. Буквы – значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё…

12 Велика смыслоразличительная роль ударения. Отгадайте загадки Я травянистое растенье С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударенье, И превращаюсь я с конфету.

13 Загадка - 2 Я сборник карт : от ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.

14 Загадка - 3 Мы для пильщика подставка, Мы для кучера сиденье. Но попробуй – ка, поставь – ка Нам другое ударенье – Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами!

16 Прочитайте вслух. Расставьте ударение. Пропасть, избегать, вычитать., хлопок. мука. Перенесите ударение так, чтобы получилось новое значение.

17 В группе однокоренных слов выделите корень, расположите слова одно за другим так, чтобы ударение падало на 1-ый, на 2- ой, на 3-ий, на 4- ый слог. Молодёжь молод молоденький помолодел Дорогой дорого дороже дороговатый.

18 Найдите в стихотворении слово с двойным ударением. Комбайнер жатвою пропах, Он раньше птиц на старте. Могучий полевой размах Вошёл в его характер.

19 Итог урока Что такое ударение? Какова смыслоразличительная роль ударения? Приведите примеры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Орфоэпия 5 класс.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка Румянцевой Ю.В.

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску знаний об орфоэпических нормах.

Образовательные задачи:

-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;

-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;

-обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

-вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока и навык самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника;

- развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

-формировать творческие способности.

Воспитательные задачи :

- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Тип урока – урок изучения нового материала

Оборудование : РМ (таблица разделов языка, орфоэпический словарь, презентация (обращаемся к слайдам параллельно с работой над материалом урока)), цветные карандаши (красный, желтый, зеленый).

Образовательные ресурсы: РЯ. 5 класс: учебник д\ ОУ\ Т.А.Ладыженская и др., 2013

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Организационный момент

1) Реализация домашнего задания.

Ребята, для подведения объективных итогов урока предлагаю каждое задание в течение урока помечать на полях в тетради и на листах с печатным материалом цветными кружочками (как глазки светофора: красный – совсем непонятно: желтый – надо повторить еще раз, зеленый – все легко и просто).

2) Актуализация опорных знаний

Задача: Для создания внутренней готовности к уроку соотнесем иллюстрации и слова

- На доске написаны слова стрелки и гвоздики . На экране даны рисунки к словам. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? ( на экране )

( В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги : стр е лки (часов) – стрелк и (военные), гв о здики (железные стержни) – гвозд и ки (цветы ).

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

( Об ударении)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Работа по теме урока.

Задача: чтобы сформулировать тему урока, покажите стрелками, какой раздел, что изучает в таблице (РМ); ( один человек у доски)

Раздел науки о языке

Что изучает

Постановка знаков препинания

Правила написания слов

Предложение и словосочетание

Ударение и произношение слов

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задачи: Теперь нам необходимо выявить места и причины затруднения в работе с таблицей.

- Какой термин в таблице для вас новый? (Орфоэпия). Это и есть тема нашего урока. Запишите в тетрадь.

- Определить задачи на урок нам поможет диалог учителя и ученицы в учебнике с. 143

Итак, какие задачи стоят перед нами на уроке

( определять ударение в слове;

познакомиться с орфоэпическими нормами;

правильно ставить ударения в словах)

Задачи: На данном этапе нам необходимо выбрать способ достижения целей урока.

- Еще раз посмотрите в таблицу. Попробуйте сформулировать самостоятельно определение термина орфоэпия , не заглядывая в учебник.

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? ( экран ) (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)

- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. С.144 ( Чтение определения )

- Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение?

1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Толковый словарь 3) Орфоэпический словарь. Познакомьтесь с орфоэпическим словарем из нашей библиотеки. Ее автор ….

Этап реализации построенного проекта

- Давайте вспомним, как работать со словарем. (. )

По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: кв А ртал или кварт А л. Что такое квартАл?

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? ( Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

- На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно!

Тренировочные упражнения.

1) Посмотрите внимательно на слова и подумайте, какое задание можно выполнить с ними по теме урока?

Прочитайте правильно слова на экране, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения, чтобы выяснить лексическое значение. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок .

- В чем мы убедились, выполнив это задание? ( Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

2) А теперь нужно решить, каким будет задание к упражнению 315 ( устно ) ( Закончить устно предложения, привести примеры ) Внимательно прочитайте предложения и поднимите руку, если вы готовы.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Что нужно сделать для закрепления изученного материала? ( выполнить тренировочные упражнения)

- Мы проведем орфоэпический диктант .

Задание 1 (РМ)

Расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее , звонит, километр, документ, свекла, начал, досуг, магазин.

Проверяем по образцу на экране. По одному называют слово .

- Теперь эти слова будем произносить правильно.

- Ребята, что нужно сделать человеку во время работы, чтобы не устать? ( Провести физминутку). Заранее подготовленный ученик проводит разминку.

Физминутка Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова (вращение головой)

- Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

- На ваших карточках в задании №3 записаны слова, произнесите их правильно. ( Устно по одному ). Какое из этих слов отличается произношением. Подчеркните это слово.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый , пустячный.

- Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.

- В русском языке есть слова заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих этих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е . Мы должны правильно произносить такие слова.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задачи: выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

- Дальнейшая работа поможет нам понять, как мы усвоили новые знания.

Задание 1. Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы. (Диктует ученик)

1) Твердый согласный перед е . 2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от ледника. (Айс[б`э]рг.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

Задание 2. Произношение рифмованных слов легче запоминается. Определите в упражнении 317, какие рифмующиеся слова подсказывают правильное произношение выделенных букв?

- Посмотрите на экран и подберите к данным словам рифму. Пары слов запишите в тетрадь.

Образец: столЯр- малЯр

договОр – приговор, уговор

щавЕль - портфель, дрель

Задание 3. Закрепление изученного.

- Для закрепления изученного выполним мини-тест (каждый делает самостоятельно. РМ).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфав и т, пр о ц е нт, дос у г, зв о н и т.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

Рефлексия. "Опрос – итог"

- Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке?

Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно?

Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным? Пришла пора включить светофор. Посмотрите, каких глазков светофора больше, таким цветом будет гореть ваш светофор на рисунке. У кого горит красный свет? Желтый? Зеленый? Значит на экране, какой будет гореть свет?

- Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Упражнение 319 ( распределить слова в колонки по их произношению), орфоэпия ; доп зад.: придумать рифмующуюся подсказку правильного произношения. Например: Как у нашей Марфы есть в полоску ша́рфы. Или

Читайте также: