Русская литература первой половины 19 века конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;
  • декабристское восстание на Сенатской площади;
  • неожиданная смерть Александра Первого;
  • правление Николая Первого.

Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.

Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.

Какие темы и проблемы поднимались

Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа характерен свой набор тем.

Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

Второй период (1826–1842 гг.)

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

Третий период (1843–1855 гг.)

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.

В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.

Со смертью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.

Основные литературные деятели Золотого века

Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.

Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:

  • Е. Баратынский;
  • К. Н. Батюшков;
  • А. Бестужев;
  • А. Дельвиг;
  • К. Рылеев.

Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.

Романтический герой представлялся одиноким, разочарованным и равнодушным к жизни. По словам Пушкина, он всегда был в пути и его миром стала дорога. За спиной у него любовное предательство и яд клеветы в дружбе:

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит…

Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали характер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.

Выдающимися творцами реализма считаются:

  • Л. Толстой;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Чехов;
  • И. Тургенев;
  • М. Салтыков-Щедрин;
  • А. Грибоедов.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе в 9 классе

Тема: Из русской литературы 19 века. Россия в первой половине 19 века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.

§ способствовать созданию у учащихся целостного представления о России первой четверти ХIХ века – эпохе правления Александра I и эпохе декабризма, – опираясь на исторический материал;

§ вспомнить особенности русского классицизма и сентиментализма, раскрыть особенности возникновения и развития романтизма в России как литературного направления;

§ выявить влияние декабристских идей на все сферы духовной жизни страны и декабристской поэзии – на формирование духа целого поколения;

§ проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему;

§ развивать логическое мышление, навыки сопоставления; развивать навыки выразительного чтения, коммуникативную и речевую компетентность;

§ пробуждать интерес к национальной культуре и истории.

Форма проведения: урок-семинар

1. Организация класса

2. Анализ контрольной работы

3. Введение в тему урока

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока.

4. Открытие нового знания

1) Выступление 1 ученика

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

На эти вопросы ответит…

Предполагаемый ответ:

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

2) Выступление 2 ученика.

Задание: найти, записать, перечислить важнейшие исторические события

в Европе и России I половины ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов).

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

О важнейших исторических событиях в Европе и России I половины ХIХ века нам расскажет…

Предполагаемый ответ:

Открытие Царскосельского лицея (1811).

Отечественная война 1812 года.

Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822).

Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России.

Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций.

Революции в Европе (1848—1849), их подавление.

3. Выступление 3 ученика

Задание: найти, записать, перечислить важнейшие исторические события

в Европе и России 2 половины ХIХ века (1852—1895 годы).

О важнейших исторических событиях в Европе и России 2 половины ХIХ века нам расскажет…

Предполагаемый ответ:

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Пропаганда идей марксизма.

4. Выступление 4 ученика.

Предполагаемый ответ:

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

5) Выступление 5 и 6 учеников.

Основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга?

М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;

2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;

2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему

Предварительный просмотр:

Тип урока: повторительно-обобщающий;

Цель : 1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,

М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;

2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;

2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему

Оборудование: 1) мультимедийная аппаратура, интерактивная доска; ЦОР;

  1. Введение. Слово учителя:
  • Объявление цели урока
  • О русской литературе 19 века

Сегодня мы обобщим творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, проследим, что общего в творчестве, как связаны они между собой литературной деятельность и эпохой.

II. В.А. Жуковский (1783-1852) – не только талантливый поэт, но и друг, и помощник молодых литераторов.

  • Семья поэта
  • Творческая обстановка в доме
  • Первые шаги в литературе
  • Друг и помощник молодых поэтов
  • Расцвет творчества
  • Воспитатель будущего царя, образованнейший человек не отрекается от старых друзей
  • Романтизм – уход от неудовлетворявшей действительности

2 ) Беседа с учащимися :

- Назовите признаки романтизма как литературного направления.

- Какие романтические герои особенно запомнились вам из произведений В.А. Жуковского?

III. А.С. Грибоедов – блестящий дипломат и талантливый человек.

  1. Презентация одно из учащихся по творчеству А.С.Грибоедова по плану:

Жизнь А.С.Грибоедова до дипломатической службы

  • А.С.Грибоедов – талантливый литератор и блестящий дипломат
  • На пути к величайшему творению
  • События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
  • События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
  • Бессмертный автор бессмертной комедии
  1. Рассказ учителя музыки о вальсах Грибоедова :
  2. Слушание фонограммы вальса;
  3. Слово учителя литературы:

Это было тело убитого Грибоедова, которое сопровождали в Тифлис.

IV А.С.Пушкин – не только автор гениальных произведений, но и просто человек удивительной жизненной энергии .

  1. Презентация учащегося о творчестве А.С. Пушкина по плану :
  • Детство
  • Поступление в лицей
  • Возвращение в Москву
  • Южная ссылка
  • Северная ссылка
  • Кавказ
  • Сватовство
  • Женитьба и переезд
  • Смерть Пушкина

2) Рассказ учителя музыки: Многообразие музыкальных жанров композиторов разных поколений по мотивам произведений Пушкина

3) Вывод учителя: Пушкин – связующее звено между Жуковским, Грибоедовым и Гоголем.

V. М. Ю Лермонов. Повторение трагической судьбы своего поэтического кумира.

1) Презентация учащегося по плану:

  • Учёба
  • Творчество. Начало.
  • Творчество. Расцвет.
  • Вершина творчества
  • Значение творчества
  1. Беседа с учащимися :
  • Какая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова была основной? ( Тема одиночества)
  • Какие одинокие образы запомнились вам из его стихотворений? (листочек дубовый, сосна, пальма, парус)

4 ) Слово учителя музыки о романсе .

VI . Заключение к уроку . Значение творчества В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова для современников.

Гост

ГОСТ

Русская литература первой половины девятнадцатого века

Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:

Таким образом, мы выяснили, что романтизм –это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века. Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века

Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

Представители

Кто же творил в это время и чьими произведениями мы восхищаемся до сих пор? Кто сделал русскую литературу первой половины века такой, какой мы видим ее сейчас?

Список писателей первой половины девятнадцатого века можно продолжать бесконечно. Нам же следует остановиться на некоторых из них.

Самый знаменитый, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и прозаик девятнадцатого века, признанный литературный гений. В его произведениях можно найти любой ответ на самые различные философские вопросы. Он поднимает в своих произведениях следующие темы: тема войны, тема государства, религии, веры, любви, предательства, ненависти, дружбы и так далее. Поэтому произведения Александра Сергеевича Пушкина поистине классические и гениальные.

Вторым известнейшим автором того периода можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в его произведениях так отчетливо проявляется романтизм. Именно М. Ю. Лермонтов впервые показал читателю мир, полный несовершенства и отчаяния, мир, в котором ничего не значат ни люди, ни государство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что русская литература начала девятнадцатого века имела очень большое значение в целом. Именно в то время она начинала развиваться как самостоятельное явление, не опираясь больше на зарубежную литературу. Она приобрела самобытность и уникальность, что не могло не оказать влияние на дальнейшее ее развитие.

Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство.

Утверждение реализма в русской литературе

Александр Сергеевич Пушкин

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.

  • Самовластительный злодей!
  • Тебя, твой трон я ненавижу

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.

  • А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов.
  • Пятою рабскою поправшие обломки
  • Игрою счастия обиженных родов!
  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,
  • Пред вами суд и правда - все молчи.
  • Ф. М. Достоевский,
  • Н. А. Некрасов,
  • И. С. Тургенев,
  • М. Е. Салтыков-Щедрин,
  • И. А. Гончаров,
  • А. Н. Островский,
  • Л. Н. Толстой.

Величие русской литературы заключается в том, что она сознательно поставила перед собой цель служения народу, борьбы за его освобождение.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие культуры народов нашей страны.

Читайте также: