Ручные стежки и швы на их основе 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Инструмент бывалый Не большой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижет!

Вышивает – шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на палец Прыг! Говорит иголке: -Шей, А колоться ты не смей!

Тонкая, длинная, одноуха, остра - Всеми миру нужна!

Конь стальной – хвост льняной!

Угадай ребус, узнаешь новую тему занятия. ,, . ,, ые

Важные секреты иголочки. Секрет 1 Нитки иногда тоже капризны: перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случалось, нужно правильно отмерить длину нити. Обычно это делают, обводя нить через локоть, или по линейки.

Секрет 2 Вдевать нитку в иголку следует с конца, который отрезают от катушки. Так она меньше закручивается.

Ручные швы. 1. соединительные; 2. закрепляющие; 3. отделочные.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. физминутка

Петельный шов. Применяется для обработки края материала, обметывания петель.

Потайной шов. Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной ,ни тем более с лицевой стороны.

Что изучили? С чем познакомились? Чему научились? подведем итог

Домашние задание. 1. Выучить название ручных швов. 2. Повторить ручные швы на кусочке ткани.

Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия.

МОУ Дробышевская СОШ

Фамилия, Имя, отчество учителя: Аксянова Вера Илюсовна.

Место занятия в структуре образовательного процесса: занятие по учебному плану дополнительного образования.

Тема учебного занятия: Ручные швы.

Номер занятия по теме: 4

Продолжительность учебного занятия : 40 минут.

Тип учебного занятия : комбинированный .

Познакомить учащихся с навыками и умениями выполнять ручные швы;

Развивать память детей, внимание;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде, умение работать в группе.

Ожидаемый результат : знания и умения выполнять ручные швы.

Дидактические материал к учебному занятию : инструменты и материалы (ножницы, нитки швейные, иголки, наперсток, кусочек ткани), образцы ручных швов, мультимедийная установка.

Долгожданный дан звонок-

2. Проверка домашнего задания: (наличие инструмента и материала), руководитель задает загадки, а дети отгадывают их, показав этот предмет.

Угадай загадку; (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10)

1. Инструмент бывалый 2. Вышивает – шьет игла,

Не большой не малый. Пальцу больно, пальцу колко.

У него полно забот: А наперсток в тот же миг

Он и режет, и стрижет! К девочке на пальчик. Прыг!

(ножницы) Говорит иголке:

- Шей, а колоться ты не смей!

3. Тонка, длинна, 4. Конь стальной -

Одноуха, остра – Хвост льняной!

Всему миру нужна! (иголка с ниткой)

3. Изучение нового материала. (слайд 11 Ручные швы.)

Прежде чем изучить ручные швы надо, правильно научится вдевать нитку в иголку и делать узелок. Сейчас я вас познакомлю с секретами иголочки, и мы с вами научимся правильно отрезать нитку, вдевать в ушко иголочки и делать узелки. (слайды 13,14,15 секреты иголочки)

Педагог объясняет и показывает, как правильно это делать в месте с детьми.

Швов очень много, каждый имеет свое назначение и название. Есть швы машинные, которые выполняются на швейной машине, и ручные без которых не обойтись.

Процесс выполнения ручных швов состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенный промежуток выводят из неё. Швы в зависимости от их назначения бывают:

  1. Соединительный, который скрепляет детали ткани вместе.
  2. закрепляющий, который предохраняет края ткани от осыпания.
  3. отделочные, которые необходимы для украшения изделия. (слайд 17)

- Повторение техники безопасности

вопросы: 1. Как и где нужно хранить инструменты?

2. Куда нельзя вкалывать иголки?

3. Как правильно передавать ножницы, иголки и булавки?

Ответы: 1 . В специально отведенной коробочке.

2.Нельзя вкалывать иголку в одежду, брать иглу в рот – это

3.Ножницы передают той стороной, где находятся кольца,

иглу, булавки – тупым концом.

Объясняю и показываю, как правильно выполнять эти швы на ткани вместе с детьми.

Ветер дует нам в лицо (дети дуют в лицо друг, другу)

Закачалось деревцо (дети закачались из стороны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (раскачиваются потише)

Деревцо все выше, выше. (руки в верх и тянутся в верх)

Петельный шов (слайд 22)

Потайной шов (слайд 23 )

Объясняю и показываю, как правильно выполнять эти швы на ткани в месте с детьми.

  1. Подведение итога:
  1. Что изучили?
  2. С чем познакомились?
  3. Чему научились?

6. Домашние задание:

1.Выучить название ручных швов.

2. Повторить ручные швы на кусочке ткани.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия "Ручные виды швов"

Занятие рассчитано для детей, увлекающихся вышивкой, 8 - 9 летнего возраста. Разработку занятия могут использовать педагоги дополнительного образования детей, учителя технологии.


Цель: помощь в подготовке разработок для учителя технологии, учителя дополнительного обучения.Поделки для учащихся 4-6 классов.


Технология выполнения ручных швов

Специальные стежки, по способу выполнения, похожи на выполнение других ручных стежков: и на прямые стежки за иголку, и на петельные стежки, и на косые. Но выполняются специальные стежки другими приема.


Технология выполнения простейших ручных швов

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению ручных швов по вышивке.


Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к .

Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате.


На этом уроке мы узнаем, как правильно подготовить нитку для вышивания и как правильно её закрепить. Познакомимся с ручными стежками. Узнаем, что к ним относятся: прямые, петлеобразные, петельные, косые и крестообразные. А также рассмотрим, как выполняются швы, состоящие из основных стежков.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Ручные стежки и швы на их основе"

подготовка ниток к вышиванию;

основные виды ручных стежков.


Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалывает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Выбор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть достаточно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани. Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нужна игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия. Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, синтетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка. Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом. Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не должен соскакивать с пальца при встряхивании. Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы случайно не испортить ткань. Подготовка к вышивке.



Отделить от неё нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко. При вышивании узелки на нитках не делают. Каждую новую нитку закрепляют одним из следующих способов.



1. Отделить от пасмы одну тонкую нитку. Сложить её пополам и обоими сложенными концами вдеть в иглу. Сделать маленький стежок в начале работы, потянуть нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустить иглу через петельку и затянуть.




Этот шов применяют при выполнении стеблей растений. Стебельчатый шов назван так потому, что обычно им вышивают стебли цветов. Направление работы — слева направо.


При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нитки во время работы нельзя. После выполнения закрепки вывести иглу на лицевую сторону в крайней левой точке рисунка, перенести её на четыре нити ткани вправо, сделать короткий первый стежок, выводя на линии посередине первого стежка. Затем иглу вколоть на четыре нити вправо от предыдущего стежка и вывести в конце его. Повторять действия до конца линии. Стежки стебельчатого шва должны иметь одинаковую длину. Петельные стежки.


Петельный шов получается при вышивании петельных стежков со смещением слева направо, закрытый край шва находится внизу. После выполнения закрепки в нижнем левом углу вышивки движением иглы сверху вниз (на себя) делают вертикальный стежок желаемой длины. Иглу вводят в ткань на верхней линии, а выводят на нижней, рабочая нить при этом находится под кончиком иглы. Этого можно добиться, если прижимать нить большим пальцем левой руки. Образованную под кончиком иглы петлю затягивают движением правой руки вниз и на себя. Если петельный стежок выполнить, вводя иглу рядом с точкой выхода нити на лицевую сторону ткани и выводя на некотором расстоянии, получится петелька. Цепочку из петелек, или тамбурный шов, выполняют так: иглу вводят в ткань и вертикально, сверху вниз, делают стежок.


Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нитку. Для следующего стежка иглу вводят в ткань изнутри предыдущего, а выводят на расстоянии от стежка, и вновь образуется петля. Тамбурным швом можно вышивать различные узоры по свободному контуру или застилать рядами плоскость узора.





Для получения ровного ряда стежков рекомендуется выполнять их между двумя параллельными линиями. Шов применяется также в мотивах с произвольным контуром. Закрепив рабочую нить слева внизу, набирают на иглу две-три нити ткани по верхней линии, протаскивают нитку и делают второй стежок такой же длины по диагонали на нижней линии. Стежки с одной стороны должны получаться между стежками с другой стороны. В местах пересечения каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. Если шов выполнять так, чтобы стежки выходили из предыдущего прокола, получится бархатный шов.


Он более плотный и декоративный. Строчку косых стежков выполняют слева направо. Каждый стежок ложится по диагонали квадрата. На изнаночной стороне получаются вертикальные стежки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 7 класса по разделу "Художественные ремесла".

Цель урока: ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке.

Задачи урока:

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить учащихся с историей вышивки, с материалами, ин­струментами и приспособлениями для вышивки, с основ­ными стежками и швами на их основе; формирование уме­ния выполнять прямые, петлеобразные, петельные, кре­стообразные и косые стежки.

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

- добиваться прочности знаний;

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

Ожидаемые учебные результаты:

  • общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивания;
  • приобретение опыта выполнения строчек прямых, пет­леобразных, петельных и крестообразных, косых стеж­ков;
  • приобретение навыков самооценки, рефлексии.

Тема: Ручные стежки и швы на их основе

Мисюля М.В., учитель технологии

Цель урока: ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке.

Задачи урока:

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить учащихся с историей вышивки, с материалами, ин­струментами и приспособлениями для вышивки, с основ­ными стежками и швами на их основе; формирование уме­ния выполнять прямые, петлеобразные, петельные, кре­стообразные и косые стежки.

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

- добиваться прочности знаний;

Развивающая

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;

Воспитательная

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

Ожидаемые учебные результаты:

общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивания;

приобретение опыта выполнения строчек прямых, пет­леобразных, петельных и крестообразных, косых стеж­ков;

приобретение навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: кабинет технологии швейных изделий.

Дидактические средства обучения: материалы, инстру­менты и приспособления для вышивки; образцы вышивки основными стежками; видеоматериалы; ЭОР и информа­ционно-технологические материалы; учебник технологии (§ 24),РТ.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд­ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, эстетическое воспитание, изобразительное искусство.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Материалы, служащие для мотивации и постановки про­блемы, включения учащихся в учебную деятельность: презентация, технологические карты, образцы вышивки.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: практическая работа № 20 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 24 из РТ.

Учебно-практические задачи, решаемые на уроке: освоение знаний, коммуника­ция, сотрудничество; использование ИКТ.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.

II. Ознакомление учащихся с новым материалом.

Войти в тему урока нам поможет стихотворение Евгении Красновой, известной рукодельницы:

РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ

- Стежок, стежок, ещё стежок…

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

И расцветают под иглой

Секрет у чуда есть? Какой?

О нём расскажешь ты?

- Сестрица, здесь секретов нет,

Ты делай всё с душой,

И вышитый тобой букет

Задышит, как живой.

Росу и трепет в лепестках

Ты сможешь ощутить.

А чудо у тебя в руках:

Иголочка и нить!

- О каком виде художественного ремесла идет речь в стихотворении? (о вышивке)

С какого предложения вы начнете? (Ключевые слова: вышивка-вид-искусство)

Например, …Вышивка – один из видов декоративно – прикладного искусства.

- Почему вышивка – декоративное искусство? (применяется для украшения одежды, интерьера, предметов быта)

- Почему вышивка – прикладное искусство? (используется в быту, в повседневной жизни).

- Вышивку выполняют вручную и на швейных машинах.

- В основе ручной вышивки лежит прокладывание. (стежков)

- Ряд ручных стежков, проложенных на ткани, в вышивке называют . (швом).

- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Для того чтобы научиться выполнять новые ручные стежки, что необходимо сделать? (познакомиться с технологией их выполнения). Цели и задачи мы обозначили.

Запишите в тетрадь.

Любая вышивка основывается на пяти видах ручных стежков: прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые.

Названия запишите в тетрадь.

-Какие швы из перечисленных вы умеете вышивать?

Его главной целью является сохранение и продвижение традиционной культуры и фольклора. Первая фольклориада состоялась в 1996 году в Нидерландах, после этого ее приняли Япония, Венгрия, Китай и Южная Корея. Ближайшая фольклориада пройдет в июле 2016 года в Мексике. Проходит она один раз в четыре года.

- Для вышивки необходимы: материалы и оборудование. Вспомним их.

Материалы и оборудование для вышивки

Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалы­вает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Вы­бор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть доста­точно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.

Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нуж­на игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия.

Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, син­тетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше ис­пользовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.

Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не дол­жен соскакивать с пальца при встряхивании.

Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы слу­чайно не испортить ткань.

Проверим подготовку к практической работе.

- Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности и санитарно – гигиенические требованиях.

Инструктаж по правилам техники безопасности при ручной вышивке

1. Хранить иголки в игольнице или использовать магнит.

2. Не пользоваться ржавыми иголками.

3. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

4. . Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

Вышивка выполняется на столе. При этом свет должен падать с левой стороны или спереди. Инструменты для вышивания располагаются в правой стороне стола, а материалы в левой. Во время работы нужно следить за правильной посадкой:

1. Грудь не должна быть сжатой.

2. Корпус слегка наклонен .

3. Расстояние от глаз до работы 25-30см.

4. Торс удобно расположен на стуле.

5. В левой руке находятся пяльцы, а в правой - игла.

Вам потребуются: гладкокрашеная ткань, цветные нитки мулине, игла, наперсток, пяльцы.

1. Нанесите на ткань рисунок: цветок – слайд 14

2. Натяните ткань в пяльцы. Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижмите большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натяните ткань по долевой нити и по утку.

3. Отрежьте от мотка ниток мулине пасму (пучок нитей, состоящий из шести тонких ниточек). Отделите от нее одну тонкую нить. Сложите ее пополам и обоими сложенными концами вденьте в иглу.

4. Закрепите нить в начале работы. Способ 1. С лицевой стороны ткани сделайте маленький стежок в начале работы, потяните нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустите иглу через петлю и затяните.

5. Выполните стебельчатый шов (вышить стебель цветка) – слайд 15.

6. Закрепите нить в конце работы. Выведите нитку на изнаночную сторону, закрепите её коротким стежком на месте и проведите иглу с ниткой под несколькими изнаночными стежками готовой вышивки. После этого нитку обрежьте.

7. Закрепите нить в начале работы. Способ 2. Отделите от пасмы 3 – 6 нитей, заправьте их в иглу. Чтобы нити легко вдеть в иголку, их следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нити. Выведите иглу на лицевую сторону так, чтобы кончики нитей длиной 1 см остались с изнаночной стороны. Придерживая их пальцами, сделайте стежок так, чтобы он закрепил нити.

9.Закрепите нитку в конце работы известным способом.

10. Готовую работу приутюжьте работу.

11. Вложите вышивку в декоративную коробку.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

- В качестве чего могут служить ваши мини – проекты?

- Покажем друг другу выполненные работы.

ДАРИТЕ ВАШИ ВЫШИВКИ ЛЮБИМЫМ

Дарите ваши вышивки любимым,

Друзьям, знакомым, близким и родным,

Ведь вышивки всегда неповторимы

И нежность ваших рук хранят они.

Как мал стежок! Один он незаметен,

Но встал на место, рядом с ним другой.

Так вышивка – ей равной нет на свете! –

Настойчиво закон диктует свой.

Они прелестны, рукоделья детки,

Жар-птицыно весёлое перо!

Все скатерти, платочки и салфетки

Несут в дома и радость, и добро.

Пусть пышные узоры, переливы

Из тона в тон, игра из цвета в цвет

Откроют мир и щедрый, и счастливый

И радовать всех будут много лет.

Мы готовимся к вышивке лентами. Посмотрите на слайды 17 и 18. Какие швы узнали?

- Предлагаю ответить на контрольные во­просы. Самооценка.

2.Петлеобразными стежками можно выполнить стебельчатый шов

3.Тамбурный шов получается из косых стежков

5.Петельными стежками можно вышивать мелкие листики и лепестки цветов

- Что интересного было на уроке?

- Что было трудно?

- Зачем вам нужен этот урок?

V. Домашнее задание

Приготовить и принести на следующий урок канву, иглу, наперсток, цветные нити мулине, ножницы.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Соколова Людмила Витальевна

МАОУ СОШ №17 г. Тобольск

Предмет: Технология

Тема: Ручные стежки и швы на их основе.

Место урока в теме: Изучение нового материала

Цели: Ознакомить с видами ручных швов и их применением.

Задачи: познакомить с видами стежков и строчками на их основе, научить подбирать стежки для вышивки в соответствии с её видом, развивать пространственное мышление, внимательность, воспитывать аккуратность в работе, прививать эстетический вкус, познакомить с особенностями вышивок разных областей нашей страны, изучить особенности вышивок своей местности. Разработать эскиз для вышивки.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . ВЫЗОВ

1. Введение в тему.

Учитель загадывает загадку.

По шёлку да по ситцу,

Как мал её шажок!

Зовётся он - ………..(стежок)

- Молодцы! Вы разгадали загадку! И, конечно, догадались о чём пойдёт речь на уроке. (О стежках и строчках)

- Наша корзиночка наполнилась, рассмотрим ваши идеи и попробуем систематизировать написанное.

Примерные ответы обучающихся в корзине: выполняются иглой и нитками, постоянного назначения, временного назначения, выполняются нитками в тон ткани, выполняются контрастными нитками, для украшения, смёточные, обмёточные, для подшивания и т.д.

Пример заполнения кластера:

hello_html_7eb52ea.jpg

- Мы составили кластер, определили виды стежков по назначению, установили для чего используются, какими инструментами и материалами выполняются.

- А как называются стежки, сколько видов стежков существует ? Каковы особенности выполнения? Какие швы образуют? (обучающиеся пытаются ответить на вопросы, возникает затруднение)

III . ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Видеосюжет об основных видах ручных стежков .

- Что вы узнали, просмотрев видеосюжет? О каких видах ручных стежков шла речь? Вернёмся к кластеру. Дополним его. (Обучающиеся дописывают на стикерах названия стежков, определяют назначение, продолжая кластер)

2. Работа с коллекцией кукол в национальных костюмах.

- Вернёмся к кластеру, что ещё можно добавить? (виды швов, вышивок, орнаменты, символы образованные на основе определённых стежкови т.д.)

Обучающиеся дополняют кластер.

3. Практическая работа . (в группах по 3-4 человека)

- Сейчас вам предстоит разработать эскиз вышивки для украшения наряда куклы нашей местности (Тобольской губернии).

- Изучите историческую справку об особенностях костюмов, орнаментов, используемых для их украшения в Тобольской губернии, выполните эскиз вышивки на шаблонах (листы формата А4 с силуэтом куклы, платка, рубахи, понёвы, передника). Каждая группа собирает одну бумажную куколку.

По окончании работы представитель от каждой группы презентует выполненную работу. Работы анализируются, обсуждаются.

- Ещё раз вернёмся к нашему кластеру, какой ещё информацией его можно дополнить? (отметить виды стежков и строчек, применяемых в вышивках Тобольской губернии)

Обучающиеся заканчивают кластер.

IV . РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итог нашему уроку. (Обращаем внимание детей на кластер) Мы познакомились сегодня с различными видами стежков, строчек, их применением, узнали, как украшали свою одежду наши предки.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам, они приставлены на слайде.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Обучающиеся зачитываю синквейны. Делятся впечатлениями.

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- На следующем уроке нам предстоит выполнить вышивку по разработанным вами эскизам. Подготовьте ткань и принадлежности для шитья.

Уроки 24, 25. Основные стежки и швы на их основе. 7 кл

· формирование умения выполнять прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые стежки.

Ожидаемые учебные результаты:

• общее представление о материалах, инструментах и при- способлениях для вышивания;

· приобретение опыта выполнения строчек прямых, пет- леобразных, петельных и крестообразных, косых стежков;

· приобретение навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения уроков: кабинет технологии швейных изделий.

Дидактические средства обучения: материалы, инструм енты и приспособления для вышивки; образцы вышивки основными стежками; видеоматериалы; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник технологии (§ 24), РТ.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Формируемые УУД: познавательные.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1 задания 24 из РТ, практическая работа № 20 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 24 из РТ.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, коммуникация, сотрудничество; использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компью- теризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы; деловая графика (схемы).

1. Проблематизация

Вышивка — также один из старейших традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Она остаётся популярной и в наши дни, так как даёт возможность создать своими руками художественное изделие, украсить гардероб неповторимыми вещами, приготовить эксклюзивный подарок близким людям.

В начальной школе учащиеся уже сформировали навыки выполнения основных стежков, поэтому в качестве повторения материала и активизации умственной деятельности зададим им следующие вопросы.

Какие виды вышивки вы знаете?

Какие вышивальные швы вы применяли на уроках в начальных классах?

Какие изделия украшали вышивкой? Умеет ли вышивать кто-либо у вас дома?

сообщаем учащимся, что в 7 классе им предстоит ознакомиться с новыми видами вышивки: вышивкой крестом, гладью и атласными лентами. Но для того чтобы не испытывать затруднений в дальнейшем, следует вспомнить, как правильно выполнять пять видов стежков: прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые (рис. 83 из учебника).

Вначале рассказываем о материалах и оборудовании для вышивки и демонстрируем их. Останавливаемся подробнее на правилах подготовки к вышивке ткани и ниток мулине.

Для выполнения практической работы целесообразнее ис- пользовать жёсткую канву, так как она позволяет делать стежки ровными и одинаковыми даже без применения пялец. Канву нужно выкроить по формату А4, чтобы после окончания работы вложить в прозрачный файл и поместить в портфолио. Если канвы нет, можно вышивать на светлой хлопчатобумажной или льняной ткани, нанося на неё линии тонким простым карандашом с помощью линейки.

Разъясним и покажем учащимся, как отрезать от пасмы мулине нить нужной длины, как затем отделить от неё одну нитку, как выполнить закрепку (в вышивке узелки не применяются), если вышивание ведётся чётным количеством нитей (две, четыре и т. д.), и как делать закрепку для нечётного количества нитей (одна, три и т. д.).

3. Первичное закрепление знаний и обратная связь

В соответствии с практической работой № 20 учащиеся вы- полняют все строчки стежков на ткани одного формата.

Предлагаем учащимся рассмотреть рис. 84 из учебника и показываем выполнение прямых стежков на демонстрационном стенде с помощью толстой иглы и нитки. Школьники повторяют эти действия на своей ткани.

Готовую работу школьники приутюживают, вырезают по формату А4 и помещают в прозрачный файл.

Во время проведения практической работы постоянно следим за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

4. Подведение итогов урока и рефлексия

Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные во- просы, приведённые в конце § 24 учебника, оценивает ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения практической работы № 20 из учебника и задания 24 из РТ, отмечает лучшие результаты. Оценка практической работы осуществляется с учётом разработанных критериев.

Читайте также: