Конспект урока обратный порядок слов усиливающий эмоциональность речи 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 7 классе

Учитель: Босенко О.А.

Тема «Обратный порядок слов,

Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование : Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, карточки, презентация

Актуализация темы.

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его.

-Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

Как передает писатель свое восхищение русским языком ?

А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так- же, оттолкнувшись от знакомого, двинемся по пути постижения нового.

Что такое данное и новое? (Д – это известное , а Н – служит развитию мысли)

На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).

Введение в тему. Изучение нового материала.

Учитель вызывает 4 учеников, раздает им рассыпанные слова. Им нужно составить предложение с прямым порядком.

Игривый ветерок гоняет листву. Подчеркните все члены предл.

Задание: перестройтесь под мою диктовку: дополнение, сказуемое, подлежащее, определение.

Листву гоняет ветерок игривый.

-У нас получился необычный порядок слов в предложении – обратный, при котором Новое стоит в начале предложения, а Данное расположено в конце.

Анализ предложения в соответствии с таблицей.

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

Солнце светит.

1) Сказуемое – подлежащее

Светит солнце.

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

4) Сказуемое-дополнение

Я любуюсь солнцем.

4) Дополнение-сказуемое

Я солнцем любуюсь .

5) Обстоятельство образа действия – сказуемое

Солнце светит ярко.

5) Сказуемое -обстоятельство образа действия

Ярко светит солнце.

-Какое предложение звучит более ритмично, выразительно, экспрессивно , эмоционально ? Второе.

В нашем языке есть средство художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Это …

Образуйте слово, используя первые слоги из след. слов:

Ин на – вер толет – си лач – я корь

Читаем определение инверсии в словаре.

Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи. Придает высказыванию экспрессивность.

4.Закрепление материала.

1 Работа по карточкам.

Вопросы карточек:

1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?

Предложения для анализа:

В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.

Я оделся и вышел в сад.

Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.

Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.

Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.

Гнулись под ветром ели серебристые.

2. -Общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)

Задание: проследить в английском языке особенности строения предложений.

She lives in a big city.

Children like to play interesting games.

Вывод: Для англ. языка характерен устойчивый порядок слов в речи.

- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов. Но в чем он будет выражаться? (перестановка Д и Н )

- Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.

3. Работа с поэт. текстами М. Лермонтова. Слайды.

4. Работа с учебником. Упр.370, ____

5. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

4.Итоги урока:

- Что узнали на уроке?

-Что такое инверсия?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что такое экспрессивность?

5. Д\З – Создать собственный текст в художественном стиле, используя обратный порядок слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умение находить в тексте предложения с прямым и обратным порядком слов; определять роль инверсии в художественном тексте; развивать умения сравнивать, делать выво­ды, логично и последовательно излагать свои мысли;

содействовать формированию ценностного отношения к художественной литературе.

Этапы урока

Организационный этап.

Проверка домашнего задания.

III. Лексическая пятиминутка.

1) Выразительное чтение стихотворения (заранее подготовленный ученик).

Мы часто путаем

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет.

2) На доске записаны слова (записать в тетради):

Одеть (кого-нибудь): форму, пальто, шапку, туфли, костюм, платье.

Надеть (что-нибудь): девочку, ребенка, куклу, бабушку, дедушку, больного.

IV. Ориентировочно-мотивационный этап.

Лингвистический эксперимент.

— Перед вами отрывок из хорошо известного вам стихотворения. Как оно называется и кто яв­ляется его автором?

Унылая пора! Очарованье очей!

Твоя прощальная краса приятна мне —

Я люблю пышное увяданье природы,

Леса, одетые в багрец и в золото,

Шум ветра и свежее дыханье в их сенях,

И небеса покрыты волнистою мглой,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные угрозы седой зимы.

— Так ли эти строки звучат у А. С. Пушкина? Восстановите исходный вариант.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

— Что вы сделали, чтобы восстановить текст? (Изменили порядок слов.)

В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке поря­док слов в предложении свободный. Докажем это, проанализировав тексты разных типов и определив порядок слов в предложениях.

V. Операционно-познавательный этап.

Изучение нового материала.

Выскажите свои предположения, какой порядок слов называется прямым, а какой обратным. Сверьте с информацией на стр. 23.

— Укажите, в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чем он состо­ит? С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию? (Задача автора — произвести эмоциональное воз­действие на читателя, вызвать у него определенное зрительное восприятие. Инверсия помога­ет А. С. Пушкину создать общую лирическую тональность стихотворения.)

Наблюдение над языковым материалом.

Упражнение 39. Определить тип речи. Объяснить порядок слов в предложениях. Списать первые пять предложений.

Тип речи — повествование; преимущественно прямой порядок слов, только в первом предложении обратный порядок слов.

Наступила позДняя осень. На деревьях отЯжелели плОды. Они срываются, падают на землю и умИрают. Но в них живёт семя. А в этом семени живёт будущее рАстение, с его будущей рОскошной листвой и с его новым плОдом.

Упражнение 42. Инверсия используется в поэтической речи с целью усилить ее выразительность. Нарушения синтаксического порядка слов делают сти­хотворение поэтичным, музыкальным.

В тетрадях: Инверсия используется в поэтической речи с целью усилить ее выразительность.

Опустели (по составу)

Птички – птич-ки – 2 слога.

6 букв, 6 звуков

Долине – дол.

Закрепление изученного материала.

Чтение правила на с. 26.

Упражнение 45. Первое предложение уместно поместить в начале абзаца, так как здесь используется прямой порядок слов. Второе предложение имеет обратный порядок слов, поэтому оно может быть употреблено в конце абзаца.

Упражнение 48. Тип речи — рассуждение. Основная мысль сформулирована в первом предложе­нии, которое является тезисом. От него ставится вопрос к остальным предложениям, в которых автор обосновывает, аргументирует свое отношение к жизни. Предложение с цитатой Ф. Тютчева обобщает высказанное автором суждение.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

Какой порядок слов в предложении называется прямым?

Что такое инверсия?

Что придает тексту использование обратного порядка слов?

Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-стилистического выделения слов и их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необыч­ное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Осо­бое значение инверсия приобретает в стихотворной речи: здесь она не просто стилистическая фигура, но и признак поэтической организации речи. Кроме того, неожиданный порядок слов может распре­делить иначе смысловые акценты предложения. Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй.

VII. Контрольно-оценочный этап.

VIII. Рефлексивный этап.

IX. Домашнее задание. § 3—4, упражнение 48 (п. 2, до 10 предложений).

Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, карточки, презентация

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его.

-Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

Как передает писатель свое восхищение русским языком ?

А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так- же, оттолкнувшись от знакомого, двинемся по пути постижения нового.

Что такое данное и новое? (Д – это известное , а Н – служит развитию мысли)

На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).

Введение в тему. Изучение нового материала.

Учитель вызывает 4 учеников, раздает им рассыпанные слова. Им нужно составить предложение с прямым порядком.

Игривый ветерок гоняет листву. Подчеркните все члены предл.

Задание: перестройтесь под мою диктовку: дополнение, сказуемое, подлежащее, определение.

Листву гоняет ветерок игривый.

-У нас получился необычный порядок слов в предложении – обратный, при котором Новое стоит в начале предложения, а Данное расположено в конце.

Анализ предложения в соответствии с таблицей.

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

Я любуюсь солнцем.

Я солнцем любуюсь.

5) Обстоятельство образа действия – сказуемое

Солнце светит ярко.

5) Сказуемое -обстоятельство образа действия

Ярко светит солнце.

-Какое предложение звучит более ритмично, выразительно, экспрессивно, эмоционально? Второе.

В нашем языке есть средство художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Это …

Образуйте слово, используя первые слоги из след. слов:

Инна – вертолет – силач – якорь

Читаем определение инверсии в словаре.

Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи. Придает высказыванию экспрессивность.

1 Работа по карточкам.

1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?

Предложения для анализа:

В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.

Я оделся и вышел в сад.

Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.

Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.

Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.

Гнулись под ветром ели серебристые.

2. -Общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)

Задание: проследить в английском языке особенности строения предложений.

She lives in a big city.

Children like to play interesting games.

Вывод: Для англ. языка характерен устойчивый порядок слов в речи.

- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов. Но в чем он будет выражаться? (перестановка Д и Н )

-Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.

3. Работа с поэт. текстами М. Лермонтова. Слайды.

4. Работа с учебником. Упр.370, ____

5. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

- Что узнали на уроке?

-Что такое инверсия?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что такое экспрессивность?

5. Д\З – Создать собственный текст в художественном стиле, используя обратный порядок слов.

1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?

Предложения для анализа:

1.В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.

2.Я оделся и вышел в сад.

3.Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.

1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?

Предложения для анализа:

1.Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.

2.Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.

3.Гнулись под ветром ели серебристые.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

Я любуюсь солнцем.

Я солнцем любуюсь.

5) Обстоятельство образа действия – сказуемое

Солнце светит ярко.

5) Сказуемое -обстоятельство образа действия

Ярко светит солнце.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

Я любуюсь солнцем.

Я солнцем любуюсь.

5) Обстоятельство образа действия – сказуемое

Солнце светит ярко.

5) Сказуемое -обстоятельство образа действия

Ярко светит солнце.

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 7 класса "Обратный порядок слов в речи"

Снеткова Ирина Анатольевна

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Конспект урока в 7 классе

Обратный порядок слов в речи.

Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование : Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?

С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?

А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.

Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)

На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).

2.Объяснение нового материала.

-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)

Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.

- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:

- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )

Чтение теоретического материала на стр. 169

Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)

2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)

- Какое произведение Тургенева перед вами ?

- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?

- В каком отрывке показано оно ярче?

- Какой из отрывков подлинный? Почему?

- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию

3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)

4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?

- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )

- Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей

5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.

Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.

Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н

9. Рассмотреть таблицу .

- Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .

-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?

11. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

12. Итоги урока: - Что узнали?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что для себя выделили?

2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.

Читайте также: