Конспект урока обратный порядок слов усиливающий эмоциональность речи 7 класс
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока в 7 классе
Учитель: Босенко О.А.
Тема «Обратный порядок слов,
Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.
Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование : Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, карточки, презентация
Актуализация темы.
На доске эпиграф:
Перед вами громада – русский язык!
Наслаждение глубокое зовет вас,
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его.
-Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
Как передает писатель свое восхищение русским языком ?
А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так- же, оттолкнувшись от знакомого, двинемся по пути постижения нового.
Что такое данное и новое? (Д – это известное , а Н – служит развитию мысли)
На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).
Введение в тему. Изучение нового материала.
Учитель вызывает 4 учеников, раздает им рассыпанные слова. Им нужно составить предложение с прямым порядком.
Игривый ветерок гоняет листву. Подчеркните все члены предл.
Задание: перестройтесь под мою диктовку: дополнение, сказуемое, подлежащее, определение.
Листву гоняет ветерок игривый.
-У нас получился необычный порядок слов в предложении – обратный, при котором Новое стоит в начале предложения, а Данное расположено в конце.
Анализ предложения в соответствии с таблицей.
Обратный порядок слов
1) Подлежащее – сказуемое
Солнце светит.
1) Сказуемое – подлежащее
Светит солнце.
2) Согласованное определение – определяемое слово
Летнее солнце светит.
2) Определяемое слово – согласованное определение
Солнце летнее светит.
3) Определяемое слово – несогласованное определение
Лучи солнца слепят.
3) Несогласованное определение – определяемое слово
Солнца лучи слепят.
4) Сказуемое-дополнение
Я любуюсь солнцем.
4) Дополнение-сказуемое
Я солнцем любуюсь .
5) Обстоятельство образа действия – сказуемое
Солнце светит ярко.
5) Сказуемое -обстоятельство образа действия
Ярко светит солнце.
-Какое предложение звучит более ритмично, выразительно, экспрессивно , эмоционально ? Второе.
В нашем языке есть средство художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Это …
Образуйте слово, используя первые слоги из след. слов:
Ин на – вер толет – си лач – я корь
Читаем определение инверсии в словаре.
Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи. Придает высказыванию экспрессивность.
4.Закрепление материала.
1 Работа по карточкам.
Вопросы карточек:
1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.
2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?
Предложения для анализа:
В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.
Я оделся и вышел в сад.
Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.
Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.
Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.
Гнулись под ветром ели серебристые.
2. -Общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)
Задание: проследить в английском языке особенности строения предложений.
She lives in a big city.
Children like to play interesting games.
Вывод: Для англ. языка характерен устойчивый порядок слов в речи.
- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов. Но в чем он будет выражаться? (перестановка Д и Н )
- Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.
3. Работа с поэт. текстами М. Лермонтова. Слайды.
4. Работа с учебником. Упр.370, ____
5. Возвращение к эпиграфу.
-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?
4.Итоги урока:
- Что узнали на уроке?
-Что такое инверсия?
-Какую роль играет обратный порядок слов?
-Что такое экспрессивность?
5. Д\З – Создать собственный текст в художественном стиле, используя обратный порядок слов.
формировать умение находить в тексте предложения с прямым и обратным порядком слов; определять роль инверсии в художественном тексте; развивать умения сравнивать, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли;
содействовать формированию ценностного отношения к художественной литературе.
Этапы урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
III. Лексическая пятиминутка.
1) Выразительное чтение стихотворения (заранее подготовленный ученик).
Мы часто путаем
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет.
2) На доске записаны слова (записать в тетради):
Одеть (кого-нибудь): форму, пальто, шапку, туфли, костюм, платье.
Надеть (что-нибудь): девочку, ребенка, куклу, бабушку, дедушку, больного.
IV. Ориентировочно-мотивационный этап.
Лингвистический эксперимент.
— Перед вами отрывок из хорошо известного вам стихотворения. Как оно называется и кто является его автором?
Унылая пора! Очарованье очей!
Твоя прощальная краса приятна мне —
Я люблю пышное увяданье природы,
Леса, одетые в багрец и в золото,
Шум ветра и свежее дыханье в их сенях,
И небеса покрыты волнистою мглой,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные угрозы седой зимы.
— Так ли эти строки звучат у А. С. Пушкина? Восстановите исходный вариант.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
— Что вы сделали, чтобы восстановить текст? (Изменили порядок слов.)
В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. Докажем это, проанализировав тексты разных типов и определив порядок слов в предложениях.
V. Операционно-познавательный этап.
Изучение нового материала.
Выскажите свои предположения, какой порядок слов называется прямым, а какой обратным. Сверьте с информацией на стр. 23.
— Укажите, в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чем он состоит? С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию? (Задача автора — произвести эмоциональное воздействие на читателя, вызвать у него определенное зрительное восприятие. Инверсия помогает А. С. Пушкину создать общую лирическую тональность стихотворения.)
Наблюдение над языковым материалом.
Упражнение 39. Определить тип речи. Объяснить порядок слов в предложениях. Списать первые пять предложений.
Тип речи — повествование; преимущественно прямой порядок слов, только в первом предложении обратный порядок слов.
Наступила позДняя осень. На деревьях отЯжелели плОды. Они срываются, падают на землю и умИрают. Но в них живёт семя. А в этом семени живёт будущее рАстение, с его будущей рОскошной листвой и с его новым плОдом.
Упражнение 42. Инверсия используется в поэтической речи с целью усилить ее выразительность. Нарушения синтаксического порядка слов делают стихотворение поэтичным, музыкальным.
В тетрадях: Инверсия используется в поэтической речи с целью усилить ее выразительность.
Опустели (по составу)
Птички – птич-ки – 2 слога.
6 букв, 6 звуков
Долине – дол.
Закрепление изученного материала.
Чтение правила на с. 26.
Упражнение 45. Первое предложение уместно поместить в начале абзаца, так как здесь используется прямой порядок слов. Второе предложение имеет обратный порядок слов, поэтому оно может быть употреблено в конце абзаца.
Упражнение 48. Тип речи — рассуждение. Основная мысль сформулирована в первом предложении, которое является тезисом. От него ставится вопрос к остальным предложениям, в которых автор обосновывает, аргументирует свое отношение к жизни. Предложение с цитатой Ф. Тютчева обобщает высказанное автором суждение.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
Какой порядок слов в предложении называется прямым?
Что такое инверсия?
Что придает тексту использование обратного порядка слов?
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-стилистического выделения слов и их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи: здесь она не просто стилистическая фигура, но и признак поэтической организации речи. Кроме того, неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй.
VII. Контрольно-оценочный этап.
VIII. Рефлексивный этап.
IX. Домашнее задание. § 3—4, упражнение 48 (п. 2, до 10 предложений).
Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.
Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, карточки, презентация
На доске эпиграф:
Перед вами громада – русский язык!
Наслаждение глубокое зовет вас,
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его.
-Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
Как передает писатель свое восхищение русским языком ?
А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так- же, оттолкнувшись от знакомого, двинемся по пути постижения нового.
Что такое данное и новое? (Д – это известное , а Н – служит развитию мысли)
На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).
Введение в тему. Изучение нового материала.
Учитель вызывает 4 учеников, раздает им рассыпанные слова. Им нужно составить предложение с прямым порядком.
Игривый ветерок гоняет листву. Подчеркните все члены предл.
Задание: перестройтесь под мою диктовку: дополнение, сказуемое, подлежащее, определение.
Листву гоняет ветерок игривый.
-У нас получился необычный порядок слов в предложении – обратный, при котором Новое стоит в начале предложения, а Данное расположено в конце.
Анализ предложения в соответствии с таблицей.
Обратный порядок слов
1) Подлежащее – сказуемое
1) Сказуемое – подлежащее
2) Согласованное определение – определяемое слово
Летнее солнце светит.
2) Определяемое слово – согласованное определение
Солнце летнее светит.
3) Определяемое слово – несогласованное определение
Лучи солнца слепят.
3) Несогласованное определение – определяемое слово
Солнца лучи слепят.
Я любуюсь солнцем.
Я солнцем любуюсь.
5) Обстоятельство образа действия – сказуемое
Солнце светит ярко.
5) Сказуемое -обстоятельство образа действия
Ярко светит солнце.
-Какое предложение звучит более ритмично, выразительно, экспрессивно, эмоционально? Второе.
В нашем языке есть средство художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Это …
Образуйте слово, используя первые слоги из след. слов:
Инна – вертолет – силач – якорь
Читаем определение инверсии в словаре.
Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи. Придает высказыванию экспрессивность.
1 Работа по карточкам.
1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.
2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?
Предложения для анализа:
В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.
Я оделся и вышел в сад.
Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.
Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.
Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.
Гнулись под ветром ели серебристые.
2. -Общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)
Задание: проследить в английском языке особенности строения предложений.
She lives in a big city.
Children like to play interesting games.
Вывод: Для англ. языка характерен устойчивый порядок слов в речи.
- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов. Но в чем он будет выражаться? (перестановка Д и Н )
-Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.
3. Работа с поэт. текстами М. Лермонтова. Слайды.
4. Работа с учебником. Упр.370, ____
5. Возвращение к эпиграфу.
-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?
- Что узнали на уроке?
-Что такое инверсия?
-Какую роль играет обратный порядок слов?
-Что такое экспрессивность?
5. Д\З – Создать собственный текст в художественном стиле, используя обратный порядок слов.
1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.
2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?
Предложения для анализа:
1.В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.
2.Я оделся и вышел в сад.
3.Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.
1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.
2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?
Предложения для анализа:
1.Выйдет солнце из тумана, поля просторные озарит вновь.
2.Стучал холодный дождик по крышам, с севера налетал ветер.
3.Гнулись под ветром ели серебристые.
Прямой порядок слов в спокойной монологической речи
Обратный порядок слов
1) Подлежащее – сказуемое
1) Сказуемое – подлежащее
2) Согласованное определение – определяемое слово
Летнее солнце светит.
2) Определяемое слово – согласованное определение
Солнце летнее светит.
3) Определяемое слово – несогласованное определение
Лучи солнца слепят.
3) Несогласованное определение – определяемое слово
Солнца лучи слепят.
Я любуюсь солнцем.
Я солнцем любуюсь.
5) Обстоятельство образа действия – сказуемое
Солнце светит ярко.
5) Сказуемое -обстоятельство образа действия
Ярко светит солнце.
Прямой порядок слов в спокойной монологической речи
Обратный порядок слов
1) Подлежащее – сказуемое
1) Сказуемое – подлежащее
2) Согласованное определение – определяемое слово
Летнее солнце светит.
2) Определяемое слово – согласованное определение
Солнце летнее светит.
3) Определяемое слово – несогласованное определение
Лучи солнца слепят.
3) Несогласованное определение – определяемое слово
Солнца лучи слепят.
Я любуюсь солнцем.
Я солнцем любуюсь.
5) Обстоятельство образа действия – сказуемое
Солнце светит ярко.
5) Сказуемое -обстоятельство образа действия
Ярко светит солнце.
Предпросмотр онлайн:
Посмотрите также:
Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока для 7 класса "Обратный порядок слов в речи"
Снеткова Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ №1 г.Покров
Конспект урока в 7 классе
Обратный порядок слов в речи.
Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.
Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование : Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
На доске эпиграф:
Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?
С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?
А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.
Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)
На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).
2.Объяснение нового материала.
-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)
Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.
- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:
- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )
Чтение теоретического материала на стр. 169
Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)
2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)
- Какое произведение Тургенева перед вами ?
- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?
- В каком отрывке показано оно ярче?
- Какой из отрывков подлинный? Почему?
- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию
3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)
4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?
- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )
- Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей
5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.
Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.
Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н
9. Рассмотреть таблицу .
- Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .
-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?
11. Возвращение к эпиграфу.
-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?
12. Итоги урока: - Что узнали?
-Какую роль играет обратный порядок слов?
-Что для себя выделили?
2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.
Читайте также: