Конспект урока по самопознанию 3 класс культура общения в семье

Обновлено: 06.07.2024

(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Проверка дом. задания.

Цитата урока.

-Как вы понимаете смысл этой цитаты?

Подарок учителя.

Отвечаем на вопросы

Творческая деятельность.

Стр. 26 в тетради, задание 1. Сегодня в доме большой праздник. Соберутся все родственники. Напиши имена всех родных и близких, кто обязательно будет на празднике. Кем они тебе приходятся?

Стр. 27, задание 2. Назови ласково всех своих родных.

Групповое пение

Домашнее задание.

- Стр. 28, задание 3. Нарисуй портрет своей семьи.

Заключительная минута тишины.

- А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все прекрасные слова которые мы с вами говорили на уроке, поместите эту любовь в своё сердце и живите с ней! А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.


Содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности внутренний покой через культуру общению.

- расширить представление учащихся о вежливости, как качестве характера воспитанного человека;

-развивать стремление быть дисциплинированным;

- воспитывать вежливость по отношению в семье и окружающим.

Орг.момент. Позитивный настрой.

(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

На листочках напишите ласковые слова, какими вас называют дома. Прикрепите на доске. (Составляется

Лоскутное одеяло из ласковых слов)

Проверка домашнего задания

Стр. 41 задание 4. Побеседуйте с родителями, узнайте, как можно больше о традициях вашей семьи. Подготовьте устный рассказ.

- Какой урок хотела преподать бабушка своему внуку?

- Кто ей в этом помогал?

-Раз бабушка претворилась больной, то это был обман?

-Что усвоил внук. Какой усвоил урок?

Проблемный вопрос: - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.

- создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- настраивается на позитив и продуктивную деятельность.

Позитивное высказывание (цитата).

Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным

Итак, перед вами пословица, которая тесно связана с темой нашего урока. Давайте мы немного разогреемся и поразмышляем над смыслом этого изречения.

- Ребята, а что такое семья?

- Какую семью можно назвать дружной и почему?

Вывод: Семья – самое дорогое в жизни каждого из нас. Именно здесь мы учимся любви и уважению, трудолюбию и ответственности.

Семья – это близкие и родные люди, те, с кого мы берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра.

У каждого в семье есть свои обязанности. Любовью взаимопониманием,

общим трудом достигается семейное счастье.

- организует подводящий диалог, высказывание своих точек зрения.

- высказывает свое мнение, проговаривает цитату вслух и записывает ее в тетрадь.

Учебник самопознания 3 класс;

Рассказывание истории (беседа).

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас ссорился с кем-то.

- Я поссорился со своими родными. А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то.

Павлик вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней.

Павлик подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. И они вместе начали рисовать.

Проголодавшись Павлик побежал на кухню. Он подбежал к бабушке, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

За обедом, когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и удивился.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Собирайся!

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу поблагодарить старичка. Но скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

1) Кто главный герой рассказа?

2) Что посоветовал старичок Павлику?

3) Что помогло Павлику помириться с родными?

4) Как вы понимаете, что такое вежливость?

5) Почему важно всегда говорить вежливые слова?

6) Расскажите примеры из вашей жизни, когда вы встречались с вежливостью?

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана

Школа-лицей им. М.Горького

ФИО учителя: Альжапарова А.Ч.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Учимся взаимопониманию в семье

Цели обучения

- Углубить понятие о Праведном поведении, как общечеловеческой ценности.

- Создание комфортного морально-психологического климата

-расширять представление детей о семье, как о самом ценном что есть у человека. Прививать любовь к традициям.

- развивать стремление к анализу и самооценке

Критерии оценивания

Языковые цели

Обучающиеся будут аргументировано рассуждать о членах своей семьи.

Рассуждать о человеческих ценностях.

На уроке учащиеся в основном разговаривают. Общаются в парах, группах. Ведут диалог друг с другом и с учителем.

Привитие ценностей

Формирование духовно- нравственных ценностей, через песни и беседы.

Межпредметные связи

Предварительные знания

Понимание содержания полученной информации, умение отвечать на простые, уточняющие и требующие доказательств вопросы по ее/его содержанию, определение последовательности событий.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Постановка учебной задачи

Целеполагание

Ребята можете сесть за парты так как вы посчитаете нужным. Где вам будет удобно и комфортно.

Минута тишины

Итак давайте начнем наш урок с минутки тишины, она поможет нам лучше настроится на урок

Ребята я прошу вас отпустить головы на парты, подложив руки. Закройте глаза, расслабьтесь (пауза)

Представьте, что ваши ноги и руки становятся легкими и вы начинаете подниматься все выше и выше. И вот уже дома и деревья становятся все меньше и меньше и их уже почти не видно. Вы видите пролетающих птиц, облака. Можете потрогать их рукой. Вы поднимаетесь еще выше и выходите в открытый космос. В космосе темно и тихо. Вы видите как вращаются планеты, видите яркие звезды и пролетающие кометы. Вы видите свою звезду. Она самая большая и яркая. Вы приближаетесь к ней и прикасаетесь рукой. Тепло согревает ваше сердце. Вы загадываете желание и отпускаете руку. Ваши руки и ноги начинают тяжелеть и вы начинаете потихоньку спускаться обратно. Вот вы пролетели облака, увидели птиц. Вдалеке уже виднеются дома. Они становятся все ближе и ближе. И вот мы касаемся земли. Твердо встаем на ноги, открываем дверь, садимся за парты и поднимаем голову.

- Ребята поделитесь своими впечатлениями. Что вы почувствовали? Какие эмоции испытали? Удалось ли вам что-то увидеть?

Спокойная Музыка Для Снятия Стресса - RELAXING PIANO - Music - Белый Шум / Stress Relief Music

Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний

Хорошо ребята, вы все большие молодцы! Начнем наш урок

Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважениемвзаимным

Казахская пословица

Итак перед вами пословица которая тесно связана с темой нашего урока. Давайте мы немного разогреемся и поразмышляем над смыслом этого изречения.

Разработка этого урока поможет провести урок интеграции. Где дети будут не только говорить и выражать свои мысли о семье , но и заниматься увлекательной аппликацией.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_saompoznaniya.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Степаненко – Кузбаева Г.П.

учитель начальных классов

Тема: Родительский дом. Моя семья.

Ценность: Любовь в семье.

Качества : дружба, взаимопонимание.

Образовательная : способствовать осознанному пониманию родительскому дому, семье.

Развивающая : развитие стремления проявлять заботу о близких людях.

Воспитательная : воспитывать ценностное отношение к дружбе и взаимопониманию в семье.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте глаза и дышите глубоко.

С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда. это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вместе с вами вспомним о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

-Что значит культурный человек?

-Важно ли в жизни быть культурным человеком?

- А важно ли быть культурным человеком в семье?

( идет обсуждение с детьми)

3. Позитивное высказывание

Родина начинается с семьи .

Отан отбасынан басталады ( Слайд № 1)

.- Вот так звучит эта пословица на казахском языке. Чтобы определить смысл этой пословицы, ребята сейчас прочитают стихотворения, а вы подумайте о чем эти стихи? Опредилите о ком идет речь? Перед вами на столе лежат фигурки человечиков, если вы определили о ком идет речь, сделайте аппликацию, поселите этого челока в дом. ( выполняется аппликация)

Ата. Читает Карина

Ата- ұлкен, көріміз,

Қуат берер дәріміз

- О ком это стихотворение? ( о дедушке)

Апа Читает Даша

Балалар кен бата алар

Қалтасына кәмпит сап,

Ата. Читаеат Расул.

Айтады ертек жан атам,

Ақ сақалын салалап

Жер мен көкті аралап

- О ком это стихотворение? ( о дедушке)

Аже. Читает Иванцов Вадим.

Мейірімі – жел жібек,

Күндей ыстық құшағы,

Ет жүрегі елжіреп,

Құлыным деп құшады

- О ком это стиховорение? ( о бабушке)

Ана читает Гонтарь Анастасия

Даладан қен пейілі

Ана деген- жылылық,

Ана деген – мейірім

- о Ком это стихотворение? ( о маме)

- А теперь послушайте стихотворения на русском языке, о ком они?

Постойте же, не ругайтесь, друзья!
Хочу раскрыть один секрет вам я.
Мамы разные у всех
И для каждого из вас мама лучше всех!
Мам на свете очень много
И для каждого ребенка,
Его мама лучше всех на свете
И для каждой мамы счастье – это ее дети!
Но мамы разные важны,
Ведь мамы всем-всем-всем нужны!
Так что, милые детишки,
Все девчонки и мальчишки!
Мам своих вы берегите,
И мам своих всегда цените!
А еще вы мамочку свою любите
И за все-все-все Спасибо ей скажите!

Стихотворение о папе. Читает Андрей

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.

Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.

Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.

Еще он - шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.

И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.

Мой папа - волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.

Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.

Ходит наша бабушка
Палочкой стуча.
Говорю я бабушке:
- Вызови врача!
От его лекарства
Станешь ты здорова!
Если будет горько -
Что же здесь такого?
Ты потерпишь чуточку,
А уедет врач,
Мы с тобой на улице
Поиграем в мяч!
Будем бегать, бабушка,
Прыгать высоко!
Видишь, как я прыгаю?
Это так легко!
Улыбнулась бабушка:
- Что мне доктора?
Я не заболела,
Просто я стара!
Просто очень старая,
Волосы седые.
Где-то потеряла я
Годы молодые.
Где-то за огромными
За лесами тёмными,
За горой высокою,
За водой глубокою.
Как туда добраться,
Людям неизвестно.
Говорю я бабушке:
- Вспомни это место!
Я туда поеду,
Поплыву, пойду!
Годы молодые
Я твои найду!

- И так , ребята, о чем эти стихотворения?

( на доску вывешиваются надписи)

Мама Папа Бабушка Дедушка Брат Сестра

- Как выдумаете , о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

- Правильно , о семье и тема нашего урока звучит так:

Как вы понимаете значение этого выражения?

Посмотрите на ваши полученные аппликации, все ли фигурки поселились в дом?

- Что по- вашему, является домом человека?

(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).

- А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём? Давайте вернемся к нашей поговорке. Как вы ее теперь понимаете?

(Родина, отчизна, отечество).

Семья - это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём - большая

- Для чего человеку семья ? (Ответы учащихся).

Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.

- Ответьте, только ли люди живут семьями ? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)

- Как называются их семейные объединения ? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.).

Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье. Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции

- Сейчас ребята расскажут о своих семьях.( Карина, Таисия, Яна)

- Молодцы ребята, вы любите своих родителей.

Давайте мы с вами поиграем в игру, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, вы должны поймать мяч и ответить на вопрос.

– Карина, ты кто для мамы? (дочь)

–Расул, кто называет тебя сыном? (папа)

– Роман, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Даша, у папы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

- Вика, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка)

– Таисия, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

4.Чтение пословиц с обсуждением, Слайд № 4

- О чем эта пословица?

- Молодцы ребята, правильно понимаете смысл пословиц.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.

4. Подарок детям

- О чем этот мультфильм?

5. Творческая деятельность, групповая работа

- У каждого есть солнышко общения. В центре напишите своё имя. На концах лучиков напишите имена близких родственников.

- А теперь на самом лучике напишите самое приятное для этого человека слово…

Давайте прикрепим солнышко к к нашим домам, пусть оно своими лучами согревает вашу семью.

- Счастливая и дружная семья – это мир, наполненный теплом , заботой друг о друге, взаимопониманием и дружбой. Это прекрасный цветок, который распускается от вашей любви и ласки.

На партах шаблоны солнышка.

Слова М. Пляцковского
Музыка Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг,
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня может выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг,
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот, что значит настоящий, верный друг!

7. Домашнее задание.

- Сочините рассказ, как вы с семьей отдыхаете.

8. Заключительная минута тишины.

А сейчас ребята, давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох…и вспомним что нового и хорошего мы с вами узнали на этом уроке. Пусть ваши новые знания помогут вам и вашей семье всегда быть счастливыми и дружными.

Читайте также: