Социальные конфликты и пути их разрешения конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

обеспечить открытие и усвоение основных понятий урока;

научить применять знания на конкретных примерах,

научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.

способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;

развивать учебный навык работы в группах;

способствовать развитию толерантных взаимоотношений в обществе;

умение разрешать конфликтные ситуации, не допускать возникновение конфликтов

способствовать воспитанию учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;

способствовать воспитанию гражданской ответственности.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации дл выполнения учебных заданий; осознанно формулировать высказывания в устной форме; уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные УУД: понимать возможность существования различных позиций, отличных от собственного; уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение, отстаивать свою позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Тема . Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов

Дисциплина: обществознание

Юрьева Н.И., преподаватель ГОУ СПО

Ф.И.О. преподавателя: Юрьева Наталья Ивановна

Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты.

Лекция №2 Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов .

Дидактическая цель: формировать знания студентов о сущности конфликта и социального конфликта, о причинах, субъектах конфликтов, классификации и путях разрешения социальных конфликтов.

Развивающая: развивать навыки анализа ситуаций, решения проблемных вопросов, коммуникативной компетенции (работа в группах).

Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к окружающим, с уважением относиться друг к другу.

Междисциплинарные связи: социология, психология.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Методы обучения: объяснение, рассказ, проблемные ситуации и вопросы, самостоятельная групповая работа, демонстрация, анализ.

Обеспечение урока: п резентация для интерактивной доски,

раздаточный материал; ксерокопии с заданием на каждую группу, иллюстрации на каждую группу, учебники, тест на каждого обучающегося.

Технологическая карта

преподавателя

Организационный момент

взаимные приветствия преподавателя и студентов

проверка готовности студента к занятию

Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала.

- Записывают со слайда тему занятия, план работы по новой

Начальная мотивация учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (Притча)

Сообщает план работы с новым материалом;

Постановка проблемного вопроса.

Решают проблемную ситуацию

Изучение нового материала

Рассказывает новый материал,

Дает необходимую информацию под запись студенту.

Объясняет терминологию понятий и определений.

Проводит демонстрацию слайдов

1. Слушают и осуществляют записи в опорном конспекте.

2. Работают с учебником

3. Анализируют стадии конфликта

Обобщение и систематизация полученных знаний

Предлагает ответить на проблемный вопрос по материалам лекции.

Комментирует полученные результаты.

Отвечают на проблемный вопрос.

Работают с раздаточным материалом.

Итоговая часть занятия

Организация и коррекция оценочных высказываний обучающихся.

- объясняет и разъясняет выполнение домашнего задания.

Записывают домашнее задание

Организационный момент

взаимные приветствия преподавателя и студентов

проверка готовности студента к занятию

Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала (слайд 1,2)

Начальная мотивация учебной деятельности

1.Организация внимания. Проблемная ситуация. (Притча).

Проблемный вопрос. Как вы думаете, действительно ли стали, конфликты неотъемлемой частью общественной жизни? (Слайд 3)

2.Сообщает план работы с новым материалом (слайд 4)

2. Причины конфликта.

3. Субъекты конфликта

4. Стадии протекания конфликта.

5. Классификация конфликтов.

6.Процесс разрешения конфликтов.

Изучение нового материала

1.Преподаватель рассказывает новый материал по 3 вопросам плана лекции, дает необходимую информацию под запись студенту.

2.Объясняет терминологию понятий и определений.

3.Проводит демонстрация слайдов (Слайды 5-11,13,14).

Студенты смотрят презентацию, составляют опорный конспект, устно проговаривают термины, обсуждают .

Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом.

Задание 1 (идентично для каждой группы): обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них? Ситуация (Приложение 1)

Физкультминутка.

Задание 2 (работа с ОИ-1, стр.201): прочитать, ответить на вопрос. Какие виды конфликтов вы знаете, дайте им краткую характеристику. ( Слайд12)

Обобщение и систематизация полученных знаний

1.Студенты отвечают на проблемный вопрос (слайд 15); зачитывают ответы работы с иллюстрациями; дополняют ответы друг друга.

3.Преподаватель контролирует ответы, комментирует полученные результаты.

Итоговая часть занятия

1.Обобщение занятия, итоги изучения.

2.Рефлексия . Студентам предлагается ответить на вопросы теста (Слайд 16).

3.Преподаватель слушает, делает выводы, собирает тетради для проверки.

Домашнее задание: преподаватель комментирует домашнее задание .

1) Прочитать ОИ-1, п.2, с.226-229,

2) Устно ответить на вопросы 1-6, стр.229

Конспект урока:

Проблемный вопрос. Как вы думаете, действительно ли стали, конфликты неотъемлемой частью общественной жизни? (Слайд 3)

План нашего урока представлен на слайде. (Слайд 4)

hello_html_9e0e121.jpg

Преподаватель : Вы правы. Давайте посмотрим на доску. (Слайд №7)

Конфликт-это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Преподаватель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными слоями. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов ( слайд8) ( затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют).

Преподаватель : Мы с вами живем в обществе, которое своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными слоями . Таким образом, причины конфликтов разнообразны, н о в их основе всегда лежат противоречия связанные со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций различных сторон, по крайней мере, двух. (Слайд 9)

Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. Но любой конфликт возможен только при наличии участников конфликта. (Слайд 10)

Субъекты конфликтов.

1 . Непосредственные участники.

2.Организаторы, подстрекатели, пособники

3.Стороны, заинтересованные в урегулировании.

Преподаватель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 чел., на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы): обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них? Ситуация (Приложение 1).

(Представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами) и записать в опорный конспект. Стадии протекания конфликта. (Слайд 11). Предконфликтная стадия Непосредственно конфликт .Разрешение конфликта. Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение. Выбирается стратегия. Происходит инцидент (словесное/физическое воздействие) и переход к действиям приостановлен /завершен.

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Преподаватель: Следи глазами за мухой. Муха в центре, муха в правом углу, муха на потолке, муха на полу, муха в левом углу. Муха вверху, внизу, вправо, влево. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем. Зарядка окончилась. Ты молодец!

Преподаватель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Классификация конфликтов, самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте материал стр.201. назовите и кратко охарактеризуйте виды конфликтов (Слайд12).

Стратегии поведения в конфликтах. Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе. Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других. Компромисс – дипломатичность, гибкость. Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов.

Преподаватель: Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной? Приложение 3

Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста (Слайд № 16). Оценка результатов теста

организация и коррекция оценочных высказываний обучающихся.

- объясняет и разъясняет выполнение домашнего задания.

Приложение 1

Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшими домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел. Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать. Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о конфликте;
  • дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
  • раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
  • совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

  • показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
  • продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
  • сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

  • формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
  • продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
  • уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Тема: Социальный конфликт и пути его разрешения

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Образовательные:

углубить знания обучающихся о конфликте;

дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;

раскрыть типичные черты социальных конфликтов;

совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;

вовлечь обучающихся в практическую деятельность;

продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;

сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,

продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности

уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Тип урока: Изучение нового материала.

Предполагаемый результат урока:

Знать основные понятия темы: конфликт, причины конфликта, стадии конфликта, типы конфликта, условия выхода из конфликтов;

Уметь обобщать и анализировать материал на основе разных источников информации;

Уметь предложить гуманистические формы выхода из конфликта

Способы проверки знаний:

Фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных обучающихся;

Задания группе, где обучающиеся совместно могут приготовиться к ответу перед группой

Организационный момент. 1-2 мин.

Повторение изученного материала – промежуточная диагностика (тест) 5 мин.

Изучение нового материала 30 мин

Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков.

Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов.

Теоретический материал, заполнение рабочих листов.

Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям.

Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликтов. 2 мин

Обобщение изученного (рефлексия).2мин.

Итог урока.1-2 мин.

Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить”.(при наличии времени) 4-5 мин.

Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока. Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую очередь о социальном конфликте.

поговорить о социальном взаимодействии и его составляющих

в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Социальный конфликт"

III. Изучение нового материала.

Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели?

Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликта.

Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт”

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель: А что же такое “социальный конфликт”?

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов

Проблемное задание: Какова роль социального конфликта в жизни общества и человека?

Понятия “конфликт”, “социальный конфликт”.

Стадии протекания конфликта.

Процесс разрешения конфликтов. Стратегии.

Роль социального конфликта

Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации.

Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами

Упражнение 4. Упражнение “Руки”

Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

что вы чувствовали?

как вы себя чувствуете?

какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

Учиель: В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

-Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения.

Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному

Причины социальных конфликтов:

социальная неоднородность общества,

различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации,

поведение человека, его социально-психологические черты.

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах.

Структура конфликта.

Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта.

Оппоненты – противоборствующие стороны

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны

Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.

Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

Посредники – которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами.

Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом)

Субъекты конфликтов

Организаторы, подстрекатели, пособники

Стороны, заинтересованные в урегулировании

3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа

Стадии протекания конфликта

Предконфликтная стадия - Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение.

Непосредственно конфликт - Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям

Разрешение конфликта - Приостановлен/Завершен

Схема анализа конфликта:

По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся

По источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные

По форме: внутренние и внешние

По характеру развития: преднамеренные и спонтанные

По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные

По используемым средствам: насильственные и ненасильственные

По влиянию на ход развития истории: прогрессивные и регрессивные

По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.

Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.

Поделитесь своим опытом.

Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии

Разрешение конфликта.

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Стратегии поведения в конфликтах

Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.

Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои нтересы, соглашательство с другими в ущерб себе.

Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.

Компромисс – дипломатичность, гибкость.

Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов

Задание Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса?

Какова роль социального конфликта? Плюсы и минусы?

Ответы учеников

IV. Обобщение изученного (рефлексия

Роль социального конфликта

Информирование о наличии общих проблем

Стимулирование социальных изменений

Снятие психологической напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству

Создание стрессовых ситуаций

Нарушение порядка общественной жизни

Разрушение равновесия сил, устойчивого положения

Вывод. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в “горячих точках”, помогают разрешить групповые и межличностные конфликты.

V. Итог урока.

Сегодня мы говорили о “Соц.конфликте :

получили представление о причинах, структуре, видах и стадиях конфликта;

раскрыли типичные черты социальных конфликтов;

рассмотрели стратегии разрешения конфликтов;

сделали вывод о роли конфликта в жизни человека и общества в целом.

Домашнее задание:

Сделать план письменно.

Написать эссе на одну из тем:

. “Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется” (Шевелев И. Н., современный российский ученый).

. "Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим"Б.Вул

Найти в интернете и посмотреть мультипликационный фильма Г. Бардина “Социальный конфликт” и определить стадии и участников конфликта

Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

ВложениеРазмер
psihologiya_konspekt_uroka.docx 24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Конфликт и пути его преодоления"

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Методическая база урока

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

  1. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе MicrosoftPowerPoint), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; учебные листы;).

1 этап. Организационный момент. Создание мотивации

Актуализация знаний и постановка целей и задач.

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку
  2. Вступительное слово учителя
  3. Заинтересовать студентов проблемами общения
  4. Привлечь внимание студентов к проблеме конструктивного общения

Приветствие, проверка готовности к уроку

2 этап. Объяснение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
  3. Восприятие нового учебного материала.

Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена”

(ссора, спор, конфликт…)

Ответы студентов(об отношениях, конфликтах…)

“ Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”.

Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке

Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

( ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…) ?

Ответы студентов противоречие, – две стороны)


Ответы студентов по содержанию слайда


Студенты фиксируют структуру конфликта в своих учебных листах

(из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Студенты отмечают их в рабочих листах

Выполнение студентами задания

(группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ответы студентов (межличностный)

Ответы студентов (разногласие или противодействие)

(У чащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

(в учебных листах пишут, беседа) .


И тема нашего урока… (Запишите её в учебных

Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” ?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.

  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее?

(– противоречие,– две стороны)

Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?

Беседа по содержанию слайда.

Основные структурные элементы конфликта.

  1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).
  2. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).
  3. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).
  4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
  5. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах

В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Причины конфликтов – это рассогласование:

  1. Целей, интересов.
  2. Взглядов, убеждений.
  3. Личностных качеств.
  4. Понимания информации.
  5. Ожиданий, позиций.

Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

  1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые)

По степени вовлечённости людей в конфликт:

  1. Внутриличностные
  2. Межличностные
  3. Межгрупповые

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)

По проблемно-деятельностному признаку:

  1. Педагогические
  2. Управленческие
  3. Производственные
  4. Творческие
  5. Политические

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (педагогический)

По степени остроты противоречий:

  1. Недовольство
  2. Разногласие
  3. Противодействие
  4. Раздор
  5. Вражда

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)

Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (У чащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа) .

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями.

Существует пять стилей конфликтного поведения, их эффективность зависит от типа конфликта, его глубины, причин.

Способ разрешения конфликта

Утверждение, предпочтения при способах разрешения конфликта

Эффективность такого способа разрешения конфликта

(стараюсь уклониться от участия в конфликте)

1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав.

2. Избегаю напряженных конфликтных ситуаций.

3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

+ Оправдан как один из единственных способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии.

- Неэффективен, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.

(стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих)

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

2. Много времени уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

4. "Не стоит раскачивать лодку".

5. "Давайте жить дружно".

+ Может быть способом разрешения конфликта. Наиболее эффективен в конфликтах организационного характера.

- Не оправдан при эмоциональном раздражении противников друг на друга, у оппонентов различные цели.

(активно отстаиваю собственную позицию)

1.Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Из любого конфликта выхожу победителем.

3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения.

+ Эффективен, если оппонент легко идет на уступки.

- Неэффективен во всех других случаях.

(ищу пути совместного решения проблемы)

1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

2. Пересматриваю свою точку зрения, если почувствую свою неправоту.

3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

+ Эффективен между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта, так как требует время, терпения, мудрости, умения выразить свою позицию, выслушать другую и прийти к выработке альтернативы и согласованному выбору.

(ищу решение, основанное на взаимных уступках)

1. Отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях.

+ Эффективен при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме.

- Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность "половинчатыми" решениями или проблема? породившая конфликт не решена, что повлечет последствия.


Подведение итогов урока.

1.Подведение и анализ деятельности каждого студента

2.Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

(Студенты делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился.

Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.

Это только начало вашего знакомства с конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому.

Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить вам за урок “отлично”.

Читайте также: