Рост численности человечества конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принципиальным отличием человека разумного от всех остальных животных стала его способность активно увеличивать емкость среды обитания, используя орудия труда (см. статью «Орудия каменного века«), Первыми шагами в этом направлении были использование огня, каменных орудий, развитие способности к согласованным действиям больших коллективов людей как на охоте, так и в межплеменных столкновениях. На стадии, когда источником пищи людей были собирательство и охота (см. стаью «Охота первобытных людей на слонов«), эти ранние достижения трудовой и коллективной жизни расширяли круг тех экосистем, высшим трофическим звеном которых мог стать человек, но не меняли его положения в экосистемах. Численность людей на этом этапе определялась, главным образом, пищевыми ресурсами, поставляемыми естественными сообществами, биоценозами.

Этому уровню культуры, культуре охотников и собирателей, соответствовали низкие численность и плотность населения. Приручение животных началось, очевидно, с собаки еще на стадии охотничьей культуры. Но приручение травоядных — коров, свиней, овец и коз — создало возможность держать такие стада, которые могли прокормиться на обитаемой территории (см. статью «Первые земледельцы«). Возник новый, значительно более обильный пищевой ресурс — мясо и молоко домашнего скота. Численность людей смогла существенно увеличиться, и возник новый тип культуры — кочевой скотоводческой. Появление земледелия еще увеличило возможности обеспечения людей пищей. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, введение все более эффективных методов земледелия и организации хозяйства шаг за шагом увеличивали возможности обеспечения людей пищей, что создавало базу для роста численности человечества. Наряду с развитием хозяйства действовало множество факторов, повышавших смертность и сдерживавших рост численности. Стихийные бедствия, болезни, войны уносили множество жизней. Тем не менее медленный, постепенно ускоряющийся рост численности людей на Земле продолжался (см. статью «Население Земли«). Он особенно усилился в последние столетия и десятилетия в связи с развитием хозяйства, интенсификацией земледелия и животноводства, и в значительной степени благодаря успехам медицины.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Ход урока (40 мин.)

  1. Оргмомент (1 мин.)
  2. Проверка знаний и умений (4 мин.)

фронтальный опрос по пройденной теме

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

4. Изучение нового материала (25 мин.)

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

7 тыс. лет до н.э.

2 тыс. лет до н.э.

Начало нашей эры

Начало XVI века

Середина XVII века

Начало XIX века

Середина XX века

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

  1. Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.
  1. Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).

  1. Французская Гвиана - 5,4.
  2. Джибути — 4,8.
  3. Иордания - 4,7.
  4. Сьерра-Леоне - 4,5.
  5. Эритрея — 4,2.
  6. Сомали - 4.2.
  7. Йемен - 4,1.

П. Афганистан - 3,7.

  1. Нигер - 3,6.
  2. Маршалловы острова — 3,5.
  3. Оман - 3.3.
  4. Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

  1. Россия — 0,6
  2. Латвия — 0,6
  3. Украина — 0,9
  4. Болгария — 1
  5. Эстония — 1,1

Страны - рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения).

  1. Китай - 1133682560.
  2. Индия - 846302720.
  3. США - 248709872.
  1. Индонезия - 179378944.
  2. Бразилия - 146825472.
  3. Россия- 145118904.
  4. Япония- 125570248.
  5. Бангладеш - 111455184.
  6. Нигерия - 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

  1. Индия- 1572055000.
  2. Китай - 1462058000.
  3. США - 397063000.
  4. Пакистан - 344170000.

5 Индонезия - 311335000.

  1. Нигерия - 278788000.
  2. Бангладеш - 265432000.
  3. Бразилия - 247244000.
  4. Конго - 203527000.
  5. Эфиопия - 186452.
    Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

  1. Ватикан - 0,8.
  2. Антилья - 7.
  3. Тувалу - 10.
  4. Сан-Марино - 24.
  5. Лихтенштейн - 31.
  6. Монако - 32.
  7. Сент-Китс и Невис - 41.
  8. Антигуа и Барбуда - 65.
  9. Андорра - 66.

Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость - Смертность.

Очень высокий (30/1000)

После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные факты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час - 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

  1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
  2. Высокий уровень жизни.
  3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.
  4. Увеличение расходов на содержание ребенка.
  5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

  1. Последствия войн, конфликтов, терроризма.
  1. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

  1. Низкий уровень жизни.
  2. Преобладание сельского образа жизни.
  3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
  4. Традиции многодетности.
  5. Подневольное положение женщин, ранние браки.
  6. Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учебнике учащимся предлагается заполнить таблицу

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

2. Уровень смертности

Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей

3. Уровень естественного прироста

Высокий, вплоть до

4. В каких странах распространены

В основном в развитых странах

В развивающихся странах

6. Доля пожилых людей

7. На что направлена

На повышение рождаем ости

На понижение рождаемости

Сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?

Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?

а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения - с большой долей детей (какой тип воспроизводства?);

б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Швеции - 25%, детей - в Йемене - 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте - 2%.

Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повышение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

Теория демографического перехода

Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)

Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства

1. Единовременные ссуды молодоженам

2. Пособия при рождении каждого
ребенка

3. Ежемесячные пособия для детей

4. Оплачиваемые отпуска

1. Принята национальная программа
планирования семьи

2. Повышен возраст вступления в брак

3. Производится добровольная
стерилизация населения

4. Политический девиз: нас двое - нам
двоих

Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII-ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди - большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих - 27,2.

В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.

Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать представления учащихся об экологических факторах, ограничивающих рост численности человечества;

Развивать навыки групповой работы; умения преобразования учебного текста в краткие схемы;

Воспитывать коммуникативную культуру, чувство потребности в здоровом образе жизни.

Тип урока : изучение нового материала

Организационный момент – 3 минуты

Актуализация знаний – 8 минут

Изучение нового материала – 25 минут

Закрепление знаний – 4 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Задание на дом – 2 минуты

Проверка готовности обучающихся к уроку

Разделение на 4 группы

Изучение нового материала:

hello_html_m41ca1254.jpg

Беседа на обозначение экологических факторов, которые могут оказывать регулирующее действие на численность популяции человечества (в ходе беседы необходимо выделить 4 основных фактора: климат, пищевые ресурсы, хищники и болезни). В процессе обсуждения учитель на доске вычерчивает начало схемы:

hello_html_m35364d4d.jpg

Работа с текстом §30 по составлению схемы урока – учащиеся работают в группах. Каждой группе необходимо раскрыть влияние определённого фактора на человеческую популяцию, указав, как человек научился преодолевать последствия фактора и что ещё до сих пор влияет на рост численности человечества. Представители групп по очереди выходят к доске и дополняют схему.

После каждого дополнения происходит комментирование учителя с элементами рассказа, а также знакомство с дополнительными фактами:

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, грозит ли человечеству в ближайшее будущее проблема нехватки мест для проживания?

Ядовитые змеи убивают в общей сложности по 100 тысяч человек каждый год. В мире насчитывается более 2500 видов змей, причем только около 700 ядовитых, В нашей стране встречаются 60 видов змей, из них 10 — ядовитых. Ядовитые змеи никогда не нападают на человека первыми и, увидев его, обычно стараются скрыться.

При встрече с опасным преследователем африканский буйвол нападает на него и протыкает их своими рогами. Гораздо большую опасность, нежели буйвол, может представлять стадо буйволов, в котором собирается до тысячи голов. Из-за нападений этого животного каждый год погибает более 500 человек.

По статистике, от словов погибает 600 человек ежегодно. Это животное попросту слишком крупное и сильное, ему достаточно одного неловкого движения, чтобы убить крокодила, льва или человека. Так, в Индии и Бангладеш слоны повадились воровать у людей рисовое пиво, в результате пьяные животные затаптывают от 10 до 100 человек в год.

Крокодилы опасны для человека в разной степени. Ученые подсчитали, что крокодилы убивают больше людей, чем все остальные животные. Каждый год погибает более 2 тысяч человек, и цифра не только не уменьшается, но даже увеличивается.

Задание: подсчитайте по этим данным – сколько людей ежегодно гибнет от хищников?

Работа с медицинскими картами – учащимся предлагается ознакомиться со своими медицинскими катами и выяснить, какие прививки и в каком возрасте им были поставлены.

Существует ли проблема голода в современном обществе?

Какие страны более всего страдают от недостатка пищи и почему?

Согласны ли вы с тем, что генномодифицированные продукты могут помочь в борьбе с нехваткой пищевых ресурсов?

Закрепление знаний: каждый учащийся получается карточки с названием одного из экологических факторов. Необходимо прикрепить свою карточку магнитами в соответствующий столбец таблицы, нарисованной на доске, в соответствии с влиянием данного фактора на демографию.

Глоссарий по теме: воспроизводство населения, первый тип воспроизводства, второй тип воспроизводства, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, демографическая политика, демографический переход, качество населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В настоящее время численность населения Земного шара превышает 7 млрд. чел. Семимиллиардный человек появился на свет в 2011 году.

1. Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

2. За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в два раза.

3. В 1820 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

4. За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

В начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост составлял 10-15 млн. чел., в середине века – 40-50 млн. чел., в 80-90 годах – 80-85 млн. чел. В начале ХХI в. этот прирост немного снизился, но остаётся очень высоким.

Демографический взрыв приводит к ряду проблем: жилищной, продовольственной, обеспечения работой, экологической и т.д.

На первом месте по численности населения – Китай (1 млрд. 386 млн. чел.), на втором – Индия (1 млрд. 352 млн. чел.), на третьем – США (326 млн. чел.), на четвёртом – Индонезия (264 млн. чел.), на пятом – Пакистан (209 млн. чел.), на шестом – Бразилия (208 млн. чел.), на седьмом – Нигерия (192 млн. чел.), на восьмом – Бангладеш (160 млн. чел.), на ДЕВЯТОМ – РОССИЯ (146 млн. чел.).

Какие процессы оказывают влияние на изменение численности населения? Естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.

Естественным приростом населения называется разность между рождаемостью и смертностью. Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства населения выделяют три группы:

3) страны с отрицательным среднегодовым естественным приростом населения (ФРГ, Венгрия, Литва).

Явление, при котором происходит уменьшение численности населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется депопуляцией (демографическим кризисом).

Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей

Важной научной составляющей для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости.

Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности. Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность.

При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.

Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.

2. Подчеркните верное утверждение:

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

Читайте также: