Кондратьев сашка конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Зарецкая Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Сухобузимский район Красноярский Аграрный Техникум
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кондратьев "Сашка"
Раздел: полное образование

ТЕМА:
ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ

/по повести В.Кондратьева

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…
А.Т.Твардовский
Предварительное домашнее задание:

пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое

именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и

мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые

должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется

до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную,

всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и

ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения

невзорвавшихся

незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого

знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в

одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать

рассказать о

1. Два месяца на передовой. Быт войны.
5

ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины,

достоверную

2. Сашка как человек и боец.

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек

и боец? Назовите мотивы его поступков.

2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти

события?
( Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.

ему стало страшно. Почему?


(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).
6). Какова нравственная проблематика этой части повести?

Как дай Вам бог любимой быть другим.)

а) Чтение эпизода в госпитале. (с. 231-234)

б) ВОПРОСЫ:
15

1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта

ВОПРОС: Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах

его характера?

4. Понимание нужности того, что он делает.

Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке –

герою повести В.Кондратьева?

VII. Письменная работа.


1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.

2. Звучит фонограмма песни Владимира Трошина
Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она.
Для тех, кто жив, она была когда-то.
Но помним мы, как в пламя шли
И как страну для нас спасли
Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев.
Годы, сколько-б ни шли,
Вечно помнить родной стране
Всё, что сделали вы
В этой войне,
В трудной войне,
В страшной войне.

Давным-давно была война
И там, где всё сожгла она,
Хлеба желтеют и синеют реки.
Но тот, кто эту землю спас,
Остались жить в сердцах у нас
Навеки, навеки, навеки.

Давным-давно была война,
Но память нам на то дана,
Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.
И те, кому по двадцать лет,
Пусть знают, что глядят им вслед
Солдаты, солдаты, солдаты.

За годом год стучит в окно.
Была война давным-давно,
Давным-давно в запас ушли солдаты.
Но быль о ней всегда нужна,
О том какой была война

Когда-то, когда-то, когда-то.

3. Вступительное слово преподавателя.
75 лет наша страна победила в очень сложной и кровопролитной войне, которая по последним подсчётам статистов унесла жизни более 41 миллиона людей.
Сегодня мы с вами поговорим о произведения, которые были написаны о войне после 1945 года о военных действиях того времени. О том, как простые люди в различных сложных ситуациях находили правильные решения.

6. Краткая биография В.Кондратьева
Выступление одного из обучающихся. Доклад был подготовлен дома с презентацией.


Факты биографии

Вячеслав Леонидович Кондратьев(1921–1993)

по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель.

В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 г. после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт.

Факты биографии После Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. Новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского. В последнем стоне кличет мать… Произведения В. Кондратьева: “Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Факты биографии

После Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. Новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского.

В последнем стоне кличет мать…

Произведения В. Кондратьева: “Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Почему взялся за перо?

В.Кондратьев не стеснялся рассказать о таких сокровенных движениях души героя, которых тот сам в себе не мог предположить за минут до этого и будет стыдиться позже. Вот лишь один из примеров: на опасное задание должен идти один из трёх взводов, - чей?

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Сашка оказался в самое трудное время, в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской.

Автор глядит на войну глазами своего героя, мыслит и рассказывает в его интонации – и переживания Сашки становятся нашими переживаниями.

Так и хочется сказать словами Б.Окуджавы:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая …

Поистине прав А. Твардовский:

Да, всё иначе на войне,

Чем думать мог любой,

И солью пота на спине

Проступит подвиг твой.

Солью пота, без которого нет и подвига, пронизана вся художественная структура повести.

Исторические факты Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Воспоминания Жукова. Приводятся факты, в которые трудно верить. Представьте только в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие. Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить наступление, закрепиться. Верховный отклонил эту просьбу, потребовал наступления. Фронты Западного направления пытались выполнять приказ. Сделать это было нереально. Только после этого ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии(ржевско-вяземской).

Исторические факты

Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

Воспоминания Жукова.

Приводятся факты, в которые трудно верить. Представьте только в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие. Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить наступление, закрепиться. Верховный отклонил эту просьбу, потребовал наступления. Фронты Западного направления пытались выполнять приказ. Сделать это было нереально. Только после этого ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии(ржевско-вяземской).

Исторические факты

Воспоминания Рокоссовского:

« В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы.

Главная часть войны – неимоверно трудный повседневный быт войны. С хлебом плохо… Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши, битая- перебитая рота, из 150 осталось 16. Но эта бесчеловечная война так и не смогла обесчеловечить Сашку.

Главная часть войны – неимоверно

трудный повседневный быт войны.

С хлебом плохо… Навару никакого.

Ощущение пустоты в желудке.

Нет курева. Нет

боеприпасов.

Грязь, вши, битая-

перебитая рота,

из 150 осталось 16.

Но эта бесчеловечная

война так и не смогла

обесчеловечить Сашку.

Сашка. Кто он? Сашка – главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения – в поезде по дороге в госпиталь.

Сашка. Кто он?

Сашка – главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения – в поезде по дороге в госпиталь.

Три испытания.

Как выдержал Сашка эти испытания?

Испытание властью

Испытание властью

Испытание властью

Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется .

Испытание властью Сашка вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война необезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Саше не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может быть эта власть над жизнью и смертью, и это высоко понимает его в глазах наших.

Испытание властью

Сашка вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война необезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Саше не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может быть эта власть над жизнью и смертью, и это высоко понимает его в глазах наших.

Испытание властью

Автор показывает чувство ответственности Сашки за всё. Даже за то, что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную. Оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чёт-то виновен.

Испытание любовью

Испытание любовью

Испытание любовью

Просто война «и

Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Он по-другому не мог.

Испытание дружбой

Испытание дружбой Россия, отходим. Ещё не темно. Ещё и снаряды не рвутся. Нам горькое право сегодня дано На пройденный путь оглянуться.

Испытание дружбой

Россия, отходим. Ещё не темно.

Ещё и снаряды не рвутся.

Нам горькое право сегодня дано

На пройденный путь оглянуться.

Выводы История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской Сашка думает прежде всего о других, а не о себе. Были бы все люди такими, как Сашка! Делали добрые дела, поступали по совести и не считали бы при этом, что совершают что-то необыкновенное. Прочтёт молодой человек о такой юности и понимает: надо жить достойно. Это завещают такие, как Сашка.

История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской

Сашка думает прежде всего о других, а не о себе. Были бы все люди такими, как Сашка! Делали добрые дела, поступали по совести и не считали бы при этом, что совершают что-то необыкновенное. Прочтёт молодой человек о такой юности и понимает: надо жить достойно. Это завещают такие, как Сашка.

Выводы В бесчеловечной, кровавой войне Человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности.

В бесчеловечной,

кровавой войне

Человек остаётся

человеком, а люди –

людьми. Это для

писателя главное.

Об этом и написана

о страшной войне

и сохранённой человечности.


-75%

Цели урока: научить размышлять над прочитанным, сопереживать; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: письма, документы, фотографии, газеты, книги о войне.

I. Слово учителя

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

— Чем занимается Сашка на фронте?

— Как изображается война?

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

— Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

IV. Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

V. Заключительное слово учителя

Домашнее задание

Читайте также: