Россия в эпоху петровских преобразований конспект

Обновлено: 07.07.2024

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий(30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января[8 февраля] 1725 год) — последний царьвсея Руси (с 1682 года) и первыйИмператор Всероссийский (с 1721 года).

Петр до смерти матери в январе 1694 г. фактически не участво­вал в управлении страной. Его первым самостоятельным шагом стал поход на Азов. Первый Азовский поход 1695 г. был неудачен из-за отсутствия у России флота. В январе 1696 г. на Дону под Во­ронежем по указу Петра начали строить морские военные кораб­ли. Летом 1696 г. Азов был взят. В 1700 г. между Россией и Турцией был заключен мирный договор. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей.

Для продолжения борьбы с Турцией Россия попыталась за­ключить союз с противниками османов в Европе. С этой целью за границу отправилось Великое посольство (1697 -1698), в состав которого инкогнито входил царь Петр. Однако найти союзников не удалось. Успешно была решена другая задача посольства: царь и его приближенные не только получили зримое представление о достижениях западноевропейских стран, но на службу были на­няты многие специалисты, закуплены оружие и многое другое, несколько дворян остались учиться на Западе. Сам царь учился кораблестроению в Голландии. Были найдены союзники для войны со Швецией, закрывающей России выход к морю (Саксония, Речь Посполитая, Дания).

Петру пришлось спешно вернуться в Россию после известия о восстании нескольких стрелецких полков. До приезда царя выступление стрельцов было подавлено. Однако он продолжил следствие по этому делу, завершившееся массовой казнью сотен стрельцов. Стрелецкие полки начали расформировывать. На смену им пришла регулярная армия. В зависимости от потребности каждые 50, 100 или 200 крестьянских посадских дворов давали одного рекрута. Служба в армии был пожизненной. Армия нуждалась в вооружении и снаряжении. Большая часть металла, необходимого для литья пушек и ядер, поступала с Урала, где было создано несколько заводов. Кроме того, возникли суконные, парусно-полотняные и другие мануфактуры.

Большая часть офицеров поступала в пехотные части после, службы в Преображенском и Семеновском полках. Инженеры и навигаторы готовились в Навигационной школе, учрежденной в 1701 г. Петр приглашал на службу офицеров-иностранцев.

Начались преобразования и в других сферах. Особенно поразило современников стремление царя изменить внешний вид подданных: он собственноручно брил боярам бороды, а затем запретил носить их, приказал одеться в платья западноевропейского образца.

(швед. Carolus XII;17 (27) июня 1682, Тре-Крунур, Швеция —30 ноября (11 декабря) 1718,Фредриксхальд, Норвегия) — король Швеции в 1697—1718 годах, полководец, потративший большую часть своего правления на продолжительные войны в Европе. Карл XII взошёл на трон после смерти отца Карла XI в возрасте 15 лет и спустя 3 года надолго покинул страну, приступив к растянувшимся на 18 лет многочисленным военным кампаниям с целью окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе.

Тем временем Петр энергичными мерами восстановил армию. И зимой 1701/02 г. русские войска под командованием Б. П. Шереметева нанесли первое поражение шведам в Прибалтике. Была взята мощная крепость Нотебург (бывший русский Орешек) у истоков реки Невы.

16 мая 1703 г. на острове в устье Невы Петр заложил Петропав­ловскую крепость, положившую начало Санкт-Петербургу. Уже в 1703 г. были построены порт, биржа, торговые ряды и дом Петра 1. Зимой 1703/04 г. на острове Котлин в Финском заливе основали крепость Кроншлот (Кронштадт). Петербург стал быстро застраи­ваться. Со всей России на строительство нового города, ставшего в 1712 - 1713 гг. столицей России, собирались мастера различных профессий.

Летом 1704 г. русские войска штурмом овладели Нарвой и Дерп­том. В дальнейшем активные действия были развернуты на тер­ритории Речи Посполитой. В 1706 г. соратник и любимец Петра А.Д. Меньшиков разгромил шведов под Калишем. Однако вскоре Карл ХП нанес поражение Августу П.. Втайне от русских тот зак­лючил мир и отказался от польской короны в пользу ставленника Карла ХП Станислава Лещинского.

Александр Данилович Меншиков

Однако, получив известие об измене Мазепы, войска А.Д. Меньшикова уничтожили все приготовленные им для Карла припасы. Умелая политика Петра по отношению к соратникам гетмана при­вела к тому, что с ним к Карлу перешло ничтожное число укра­инцев. Каждый город шведам приходилось брать с большими по­терями. В 1708 г. шведская армия начала осаду Полтавы, которая затянулась надолго. Карл очень надеялся на помощь, с которой к нему шел корпус генерала Левенгаупта. Однако он был разбит Петром в битве при Лесной 28 сентября 1708 г.

Главное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 г. под Полтавой. В бою шведские войска под командованием самого Карла ХП были наголову разбиты русской армией во главе с Пет­ром 1. Остатки шведов попали в плен. Карлу ХII и Мазепе удалось бежать во владения Османской империи.

Война со Швецией продолжалась еще 9 лет. Основные события развернулись на Балтийском море и по его берегам. Под руковод­ством Петра был создан Балтийский флот. Первой победой флота явилось Гангутское сражение. В 1714 г. вышедшая из Кронштадта русская эскадра была остановлена у полуострова Гангут шведами. Петру обманом удалось разделить шведские силы. Русский галер­ный флот прорвался мимо главных сил шведов и атаковал отряд из одного фрегата и нескольких галер. Шведы потеряли 10 кораблей.

После побед русского флота у острова Эзель в мае 1719 г. и у острова Генгам в июле 1720 г. шведское правительство убедилось в безнадежности продолжения войны. В 1721 Г. был заключен Ниш­тадтски мирный договор, который закрепил за Россией все ее прибалтийские завоевания. Россия получала Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, острова Эзель и Даго, а также некоторые другие земли. Результатом победы России в Северной войне стало закрепление выхода России к Балтийскому морю.

После заключения Ништадтского мира Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.

Последней войной Петра 1 стали походы на побережье Каспийского моря. В 1722 -1723 гг. русская армия под его командованием совершила Каспийские (Персидские) походы в прикаспийские владения Ирана. Целью похода было обеспечение торговых связей России с восточными странами и пресечение турецкой агрессии в Закавказье. Западное и южное побережье Каспия отошло к России.

В 1718 - 1720 гг. 40 приказов были заменены 11 коллегиями, чьи обязанности были четко разделены. Важнейшими из коллегий были Иностранная, Военная и Адмиралтейская.

Финансами страны за­ведовали сразу три коллегии: Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расход средств), Ревизион-коллегия (контроль за поступлением средств и их расходованием). Берг-коллегия ведала черной и цветной металлургией, Мануфактур-коллегия - ­легкой промышленностью, Коммерц-коллегия - торговлей. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским зем­левладением. Юстиц-коллегия руководила деятельностью местных судебных учреждений.

На правах коллегии существовали еще два учреждения: Синод (высший орган по управлению церковными делами) и Преобра­женский приказ (расследование политических преступлений).

В 1699 г. для управления городским сословием была создана Бурмистерская палата, в 1700 г. переименованная в ратушу. В 1720 г. ратушу сменил Главный магистрат. Он стоял во главе городовых магистратов, созданных взамен земских изб.

Указом 1711 г. была введена должность фискалов. Фискалы тай­но следили и доносили о всех нарушениях закона, злоупотребле­ниях, воровстве и т. д. Фискалы принимали доносы. Многие фис­калы, пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя ответственности, были не прочь поживиться за государственный счет. В январе 1722 г. был подписан указ о создании прокуратуры. Прокуратура стояла над Сенатом и всеми другими государствен­ными учреждениями. Система прокуратуры возглавлялась генерал-прокурором. Первым генерал-прокурором стал П. И.Ягужинский, известный своей неподкупностью. Прокуроры находились при всех коллегиях и надворных судах. Они вели надзор за действиями и решениями Сената, а также других центральных и местных уч­реждений.

В 1722 г. Петром была yчереждена Табель о рангах. Все чиновни­ки, офицеры и придворные делились на 14 классов. После про­изводства в 14- й класс лица недворянского происхождения по­лучали личное, а после 8 (для военных - 14) - потомственное дворянство.

Изменения затронули и церковь. После смерти патриарха в 1700 г. царь решил не назначать нового патриарха. В дальнейшем госу­дарство постепенно накладывало на церковь разные ограничения. С 1721 г. для управления церковью была учреждена Духовная ко­миссия вскоре преобразованная в Синод. Президентом Синода стал местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Ре­альным же руководителем Синода являлся его вице-президент Фе­офан Прокопович - правая рука царя в церковных делах. Феофан Прокопович участвовал в сочинении многих указов Петра. Он со­чинил Духовный регламент, по которому члены Святейшего си­нода были приравнены к чиновникам светских коллегий. Они, как и все чиновники, назначались царем, приносили присягу на верность государю.

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

Тема урока : Россия в эпоху петровских преобразований.

  1. Обучающая : познакомить обучающихся с началом правления Петра I, охарактеризовать первые годы его правления, сформировать представление о предпосылках петровских реформ; определить западные черты в политике царя.
  2. Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
  3. Воспитательная : воспитать активную жизненную позицию.

Задачи урока : развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.

Материально-техническое оснащение урока : учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.

Тип урока : теоретический урок.

Вид урока : урок передачи новых знаний.

Изложение нового материала :

Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи ( Опережающее задание ).
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Петровские преобразования.
  4. Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.

Закрепление нового материала и контроль за его усвоением : вопросы по теме.

Домашнее задание : §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.

Преподаватель: Левченко М.Ю.

Тема урока : Государственные реформы Петра I.

  1. Обучающая : охарактеризовать государственные реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования центрального и местного аппарата государственного управления.
  2. Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
  3. Воспитательная : воспитать активную жизненную позицию.

Задачи урока : развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.

Материально-техническое оснащение урока : учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.

Тип урока : практическое занятие.

Вид урока : урок передачи новых знаний.

Изложение нового материала :

Тема: Государственные реформы Петра I.

  1. Государственное управление.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Сословная политика.
  4. Преобразования в области культуры.

Закрепление нового материала и контроль за его усвоением : вопросы по теме.

Домашнее задание : §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.

Преподаватель: Левченко М.Ю.

Тема: Россия в эпоху петровских преобразований

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи.
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Предпосылки петровских реформ.

Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи ( Опережающее задание ).
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.

Тема: Государственные реформы Петра I.

  1. Государственное управление.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Сословная политика.
  4. Преобразования в области культуры.

Начало царствования Петра I

Петр I – русский царь с 1682 по 1725 гг. Сын царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. В 10 лет стал царем вместе со своим старшим братом Иваном V (царь с 1682 по 1696). Самостоятельное правление Петра I началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью, в его малолетство управлявшую государством.

Великое посольство (1697–1698 гг.) – русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение. Формальными официальными представителями царь назначил П.Я. Лефорта, Ф.А. Головина, П.Б. Возницына, однако в реальности посольство возглавлял сам Петр (под именем Петра Михайлова). В состав посольства входило 280 человек, в том числе 35 молодых людей, которых царь отправил на учебу. Во время путешествия Петр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию и везде его интересовала политическая система, новейшие достижения в технике, культуре, военном деле. Царь освоил корабельное дело, плотницкое и другие ремесла, даже получил диплом фельдшера. Петру удалось заручиться поддержкой Пруссии и Польши против Швеции. В 1698 году Петру срочно пришлось вернуться в Россию, так как он получил известие о Стрелецком восстании.

Внешняя политика Петра I

Задачи внешней политики

1. Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в Азовское и Черное моря

1. Воссоединение всех земель, входивших в Древнерусское государство

2. Борьба за овладение выходом к Ирану и Индии

2. Борьба за выход в Балтийское море

В военной сфере Пётр поставил своей целью выход России из международной изоляции и превращение России в морскую торговую державу. С этой целью Пётр первоначально предпринял походы на Азов (1695–1696), однако вскоре понял, что у России большое будущее на Балтийском море. В 1700 году Пётр начал затяжную войну со Швецией (Северная война), итогом которой стало заключение в 1721 году Ништадского мира.

Мирный договор был заключен между Россией и Шведской империей 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия). Со стороны России договор был подписан Я.В. Брюсом и А.И. Остерманом, со стороны Швеции – Ю. Лилльенстедтом и О Стрёмфельдом.

Договор изменил русско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором от 1617 года. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии (т.н. Старой Финляндии) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию (кроме Выборга).


В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.


Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Первый русский император Петр Великий

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

которые читают вместе с этой





  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Бояре при Петре Ι

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
  • Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).

Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.

Строительство Петербурга

Рис. 3. Строительство Петербурга.

Что мы узнали?

В статье рассказано кратко о реформах Петра I (курс истории 8 класс), которые он активно проводил с 1698 года. Перечислены названия, указаны предпосылки для осуществления основных преобразований. Из текста мы узнали, в чем состояли реформы Петра I. Определили, каково их значение для России.

Читайте также: