Россия наша родина конспект 4 класс

Обновлено: 09.07.2024

Цель. Формирование у учащихся образа родной страны и чувство гордости за Родину.

Воспитывать самоценное отношение к себе через историю и достижения своего народа.

Прививать любовь к Отечеству.

Формировать эмоционально-личностный образ Родины.

Развивать опыт поисково-проектной деятельности.

Расширять кругозор, пополнять словарный запас, совершенствовать творческие навыки.

Планируемые результаты

Коммуникативные: планировать и выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками учебную деятельность, расширять и углублять знания по выбранной теме.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, познавательный интереса к предмету исследования, интереса и уважения к своей стране и народам других национальностей.

Место проведения: мультимедийный кабинет.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: заочное путешествие.

План – конспект урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя

- Ребята, в ваших руках новый учебник, прочитайте, как он называется.

Откройте учебник с. 4.

Актуализация представлений о Родине.

Прочтите тему нашего первого урока.

Вопросы для беседы.

-О чем песня, которую исполнили?

- Как называется наша страна?

Рассматривают обложку учебника

3. Целеполагание

-Подберите синонимы к слову Родина.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие вопросы в соответствии с этой темой вы хотели бы задать себе и друг другу?

Чему мы научимся? 10 Отечество, Отчизна, матушка-Русь, Россия.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода.

Узнать больше о России.

-Как велика и богата наша Родина?

-Что такое духовный мир человека?

Научимся жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомимся с культурными традициями.

4. Изучение нового материала

5. Физкультурная минутка

6. Заочное путешествие по городам России.

-Давайте составим план путешествия по России.

Дети намечают план путешествия.

1. История государственной символики.

2. Путешествие по городам России.

3. Путешествие по карте «Необъятная страна

5. Кто прославил нашу страну?

6. Законы России.

Знакомство с историей Государственной символики.

Задание: составить пословицы,

задания для 3 групп из приложения 2.

Каждая группа получает задание изучить материал и подготовить выступление для класса.

-С чего начинается Родина? -Что является символами государства? (Слайд 3)

Слайд 4. Слайд 5.

— У каждого государства есть главный город-столица.

- Какой город является столицей нашей страны? Слайд 6.

— Какой город был столицей России в прошлом веке?

- На территории нашей страны есть много больших и маленьких городов. У каждого из них свое название, история, возраст, достопримечательности. О некоторых мы узнаем.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родину, как и родителей на чужбине не ищут.

7. Изучение материалов из приложения 1, рассказывают о государственных символах:

3) Гимн. (Слайд 3) Звучит гимн РФ.

Стихотворение В. Степанова.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлем.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый

Он России - дух свободный.

Синий - неба цвет,

Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля.

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Он царя Петра творенье

Город славы, город - сад,

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад.

Учащиеся читают стихи.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо — терема.

Города старинные, крепость на реке,

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

площади торговые, праздничные ярмарки

Из Ельца матрешки, а из Тулы пряники.

Города старинные - к солнышку лицом,

6. Закрепление и обобщение изученного. Работа с учебником.

-Что такое духовный мир человека?

-Какие культурные традиции народов России вам известны?

Путешествие по карте

— Россия славится огромным количеством рек. Главная из них Волга.

— А сейчас мы отправимся в горы.

— А теперь мы отправимся к морю.

Побываем в новом уголке нашей страны полуострове Крым и городе Севастополе.

— Теперь наш путь в холодные края.

— Настоящей сокровищницей являются Уральские горы. Слайд 14.

—За Уральскими горами нас встречает огромный край называемый Сибирь.

—Настоящее чудо Сибири это озеро Байкал.

8. Рассматривание выставки «Богатства России.

9. Демонстрация портретов знаменитых людей России

-Узнайте наших знаменитых соотечественников.

—В нашей российской семье есть много умных, умелых людей, которыми мы можем гордиться, на которых мы можем равняться. Они лучший пример трудолюбия, силы, смелости, ума и доброты.

—В России живет около 130 народов и народностей, но все они зовутся Россияне.

Рассматривание карты мира и России.

- О каких уголках России вы еще хотели бы узнать?

10. Рассказ учителя о Дне Конституции.

- Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Это Основной закон нашей страны, который учит нас жить правильно, защищает и помогает учиться, работать, отдыхать, лечиться.

- В каждой стране есть закон, обычаи и традиции.

-О каких традициях нашей страны вы знаете?

-А какие традиции чтут в вашей семье? Изучают материал на страницах 4-5.

Ответы на вопросы.

Если долго- долго – долго

в самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

на Россию нам смотреть,

То увидим мы, тогда

и леса, и города,

ленты рек, озера, горы

Мы увидим даль без края

, тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

наша Родина большая

Где кончается Волга? Где такие места?

Волга - удаль России, и ее красота.

Волга - слава России: в колыбели своей

Многих Волга растила знаменитых людей.

Волга - песня России, и ее тишина.

Где кончается Волга? Бесконечна она.

На Кавказе любят музыку и пляски,

По горам джигиты скачут без опаски.

На Кавказе любят делать украшенья.

Славятся чеканкой местные селенья.

На Кавказе любят пить кефир айран.

Надевает бурку в дальний путь чабан.

На Кавказе любят сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю, как родному рад

Мы на море отдыхали, мы ракушки собирали,

Съели фруктов мы корзину,

спели песенку дельфину.

Ветер песню подхватил и по морю покатил.

Приезжай к нам на Алтай,

ягод шапкой собирай.

Здесь бежит Катунь-река,

здесь из пуха облака.

В родниках вода как мед,

а в горах архар живет.

Уральские горы по каменным плитам,

Ведут за собой нас в страну малахита

В страну, где не счесть драгоценных камней,

В страну работящих и добрых людей.

Может только богатырь прошагать пешком

Через горы перебраться, через лес густой продраться,

одолеть любой поток

и домой вернуться в срок.

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это - озеро Байкал.

В окруженье диких скал.

Рассказы: об экспонатах, изделиях русских

умельцев, фотографии достопримечательностей, памятников.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим - степной простор,

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат,

Один рыбак с рожденья, другой - оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна,

А Родина - Россия у нас у всех одна.

На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем свою страну - наш общий дом.

Работа с картой.

Отвечают на вопросы.

12. Рефлексия

Сегодня я узнал…

У меня получилось …

Мне захотелось… Делятся впечатлениями, чувствами.

13. Итог урока

— Гражданами, какой страны мы с вами являемся?

-Какая была цель нашего урока?

-Какие новые знания вы для себя открыли? Делают выводы.

14. Домашнее задание. Творческая работа.

—Нарисуйте дома рисунки на тему:

Список литературы

1. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия

3. Женило М. Ю. Театрализованные праздники. 3-4 классы.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_orkse_4_klass.doc 251 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тип урока : объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения : устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Россия – наша Родина

Знакомство с главной ценностью человека- Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют.

  • формировать представление о государственной символике, необъятности и красоте просторов Родины;
  • приобщить к традициям русского народа;
  • воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.

Предметны УДД: . Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине .

Личностные УУД : Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей.

Регулятивные УУД : контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном . .

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

- карточки с пословицами

Мультимедийный проектор, нетбук.

парная работа, индивидуальная работа

Создание эмоционального настроя.

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, о Родине.

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление учебника, какие темы мы будем изучать?

- Найдите первую тему. Как она звучит?

3.Работа над новым материалом .

Как вы понимаете, что такое РОДИНА?

С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь
— в далеком краю, на чужой стороне.

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

- А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове?

(Работа в группах. У каждой группы свой словарь )

Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение.

(Выступления представителей групп и дополнения желающих)

Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

А теперь подберите синоним к слову Родина.

Почему можно заменить словом Отчизна, Отечество? (ответы –предположения детей)

Подберите однокоренные слова.

С каким понятием слова Родина схожи наши размышления.(Родина- место , где жили наши отцы, отцы отцов)

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

Как называется наша Родина? (Россия)

Предлагаю прочитать первые два абзаца на странице 4, они подведут итог нашей работы.

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине.

Родина - мать, умей за нее постоять

Человек без родины - соловей без песни

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила

Дети собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют ее см ысл.

2.Отличия России от других государств .

Чем же наше государство отличается от других?

( Учащиеся называют особенности )

3. Государственные символы

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад .

Гимн – символ нашего государства.

Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.

А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.

Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.

Первым гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке

Российский флаг – это трёхцветное полотнище

с белой, голубой и красными полосами.

Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

По одной версии, это единство моря, земли и неба.

По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_.rossiya-_nasha_rodina.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока:

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету Лебедева М.А.

Место работы ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

УМК , авторы : А.В.Кураев

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Тема урока : Россия – наша Родина.

Тип урока: изучение нового.

Место урока в системе уроков по данной теме: введение .

- формирование представления о Родине;

- создание условий для изучения курса

- обобщить и актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

- формировать понятийный аппарат.

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- пользоваться условными обозначениями учебника.

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

I. Организационный момент.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже. (Родины)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Какие задачи стоят перед нами на уроке?

2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.

III. Изучение нового материала.

родина , … ( род, родной, родимый, родичи,… ) ( Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.5)

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина …(Отчизна, Отечество…).

- Как называется страна, в которой мы живём?

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)

2 . - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.

Послушайте стихотворение о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

Вывод : родина у каждого своя.

- Работа с тетрадью.

(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.7-8 задание № 8)

  1. - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

5. - Какие русские военачальники вам известны?

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

- Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6 задание № 6

V. Подведение итогов урока.

Объясните смыл пословиц:

- Нет земли краше, чем родина наша!

- Береги землю любимую, как мать Родимую.

- Кто за родину горой – тот истинный герой.

Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6-7 задание № 7

Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

(4-5 класс). – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн.

конспект урока "Россия - наша Родина".

Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина". Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру.

Конспект урока "Россия - наша Родина"


Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего.


Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина".

Конспект наша родина Россия

Конспект наша родина Россия.


Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Учитель начальных классов

Демешенкова Елена Ивановна

Цель урока: формирование у детей представлений о нашей Родине как многонациональном государстве, где уважают культурные традиции и веру разных народов России

познакомить школьников с новым предметом и основными понятиями урока;

воспитывать у детей любовь к своей Родине, к истории и культуре нашего многонационального народа;

воспитывать толерантное отношение к представителям разных народов и национальностей нашей страны;

развивать культуру диалога на уроке;

совершенствовать умения школьников в работе с различной информацией.

Основные понятия урока:

духовный мир человека;

традиция, культурные традиции;

Родина, Отечество, патриот.

Оборудование урока: компьютер, проектор, электронная презентация, раздаточный материал: словарь урока

1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России. Сост. Т. В. Шепелева – 2007.

(прошлое и настоящее села Авчурино)

Планируемые результаты:

Понимание ценностей: Родина, добро, честь, культура

Осознание ценности духовной жизни человека

Регулятивные: умение планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, действиями анализа и синтеза

Коммуникативные: умение работать в группе, высказать свою точку зрения, договориться

Формирование основы гражданской ответственности, чувства гордости за свою Родину, формирование представления о России, как едином пространстве – культурном, историческом, уважительное отношение к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

Россия – наша Родина

Орг. момент. Мобилизующее начало урока.

Что особого мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?

А добрее стало все вокруг!

II . Актуализация знаний учащихся.

- Я предлагаю вам определить самим тему первого урока.

Ребус (на доске) Р1А (Р один а). Это слово будет сегодня ключевым на уроке.

- Что вы понимаете под словом Родина? (ответы детей)

РОДИНА (читает учитель или подготовленный учение)

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! З. Александрова

- Объясните смысл пословицы. (ответы детей) Слайд 1

Родина краше солнца,
Дороже золота!

III . Работа над темой урока.

1. Понятия: родина, Россия.

- На тысячи километров раскинулись просторы России, могучие леса, величавые быстрые реки, высокие горы, большие и малые города.

Много разных народов живёт на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.

- Назовите столицу России.

Это край, где мы родились, где живём, где наш дом, это всё, что окружает нас.

(далее дети читают стихотворение) Слайд 2,3,4

Россия… Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то.

Россия… Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю, всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

- Что ещё вы увидели на слайдах? (ответы детей)

- Составьте ряд родственных слов со словом

родина , … ( род, родной, родимый, родичи, родители), (ответы записывают на доске)

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина …(Отчизна, Отечество…).

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью- потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Так почему же Родину называют Отечеством? (ответы детей)

- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна . Слайд 5 2.Понятия: традиция, культура, гражданин

По итогам игры делается вывод – мы все разные, но мы вместе

- В разных частях России люди живут по разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины.

Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин? (работа со словарём)

Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится ею. Вместе с ней переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

- Каких известных людей вы знаете? (ответы детей) Слайд 7,8,9

- Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? (ответы детей)

Это общая территория, законы, которые все должны обязательно выполнять.

3. Понятия: государственная символика. Слайд 10

Также у каждой страны есть государственная символика.

А что такое государственная символика?

Где можно увидеть государственную символику?

Что собой представляет герб России?

Главный символ любого государства – это его герб. Герб России – двуглавый золотой орёл, более четырёх сот лет олицетворяет нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился в 1497 году. Впервые ввёл его царь Иван III – великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Российского государства, Российской империи, а теперь и России. Внутри герба – герб Москвы. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, три короны над ним, скреплённые одной лентой, символизирующее кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищённая щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

- Что собой представляет флаг? (ответы детей)

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флаги украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооружённых сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

Существует несколько версий выбора цвета полос флага.

Содружество стихий: моря, земли, неба.

Содружество трёх славянских народов.

Олицетворяют: белый – веру, чистоту, синий – небо, благородство, верность, красный – героизм, отвагу, смелость.

Белый – вера, синий – надежда, красный – любовь.

- А что такое гимн?

Гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа.

Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.

С 1 января 2001 года государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом Сергея Михалкова на музыку Владимира Александрова.

Текст утверждён Государственной думой и Президентом. (слушание и исполнение гимна)

4. Работа с учебником: с. 4 Слайд 11

- Что такое традиции, обычаи? Приведите свои примеры.

5. Работа в группах

Работа с пословицами. (собрать пословицы)
-О том, что наши народы издавна старались жить в дружбе, гласят пословицы. Каждая из групп получила по две пословицы. Прочтите, объясните их смысл.
1-я группа

- Дружба и братство- лучшее богатство ( русская пословица )
- Друг из далекого края подобен сооруженной крепости ( чеченская пословица )
2-я группа
- Народные объятия не объять ( казахская пословица )
-Одна головня не горит, одному человеку жить невозможно ( бурятская пословица) /прим. Головня –тлеющее полено/
-Сделайте вывод .(Все народы отражали своё желание жить сообща, в мире и дружбе)

IV . Итог урока. - Что объединяет граждан нашей страны? (ответы детей)

Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники.

Вы, ребята, граждане своей страны.

Вы – наше будущее. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и богатой.

V . Рефлексия

(на доске расположить слово Россия)

- Каждая буква в этом слове произносится с чувством гордости. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Россия?

Дети образуют большой круг, берутся за руки. – Что вы чувствуете? (тепло рук)

- Чтобы вы хотели пожелать друг другу, своей великой и прекрасной родине? (дети высказывают свои пожелания) Слайд 12

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 4 класса по модулю "Основы православной культуры" учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в рамках реализации ФГОС НОО. Содержание урока имеет краеведческую направленность: культурное и духовное наследие курского края, символы курщины, исторические события, связанные с курской землей. Урок оснащен компьютерной презентацией.

Учитель ОРКСЭ

Бороздина Галина Викторовна

Сценарий урока по предмету

- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважения к своей Родине, чувства гордости за свою страну.

- формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через широкие междисциплинарные связи;

- развитие речи, памяти, образного мышления, навыков анализа и обобщения, работы со справочной литературой, творческих навыков;

- расширение общего кругозора, знаний об истории и культуре родного края, обогащение словарного запаса школьников.

Планируемые результаты:

- формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, родной край;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;

- развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

- осознание ценностей человеческой жизни.

Метапредметные

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основные понятия: Отечество. Родина. Россия. Малая родина, курская земля. Исторические и культурные символы курского края. Ценности. Традиции. Духовный мир.

Межпредметные связи: связь с историей, краеведением, литературой, изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, фортепиано, словарь.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новый предмет. Прочитайте в учебниках, как он называется.

Наши уроки помогут разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомят с их культурными традициями.

Мы называем свою страну Родиной, Отечеством. Родина – это место, где человек родился, а Отечество – это земля отцов, наших предков.

(слайд 3) Задание для обучающихся (на доске высвечиваются начала предложений): закончите предложения

Моя Родина – это ….

Когда я вырасту – я хочу …

Я благодарен Родине …..

Я не хочу, чтобы моя Родина….

Учитель: Наша Россия – самая большая страна в мире. Она располагается в двух частях света: в Европе и Азии (слайд 4) (на доске появляется карта). Россия занимает первое место в мире по протяженности границ. Соседями России по суше являются: Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Северная Корея, Украина, Эстония, Финляндия. В общей сложности у России 16 соседей, больше, чем у любой другой страны на Западе.

Россия – страна тринадцати морей (Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое и другие).

Россия – многонациональная, многоязычная страна. Более 145 млн. человек проживает на ее бескрайних просторах, в больших и малых городах, в крупных поселках и крошечных деревеньках.

Российская семья

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык и свой наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А родина Россия
У нас у всех одна. (В. Степанов)

Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть и его малая родина. Для нас – это наш курский край.

О курском крае сохранилось немало драгоценных свидетельств, предметов, материалов культуры, с помощью которых можно проследить сложную судьбу курской земли. Куряне были и участниками, и свидетелями всех важнейших событий на протяжении многовековой истории.

(слайд 5) Вопрос обучающимся: Какую большую дату отмечали в 2012 году в городе Курске? (980 лет со дня основания города)

Вопрос обучающимся: А чем еще славится наша малая родина, наш курский край? Чем он знаменит? (ответы обучающихся)

Ты – мой край, ты – частица России.

Ты – мой край, песней в высь улетай.

Ты – мой край, нет родней и красивей.

Ты – мой край, курский край. (Т. Ермакова)

Достопримечательности курского края по праву можно назвать чудесами света. Итак, внимание на доску…

(слайд 6) 1-е чудо – Курский соловей.

(слайд 7) 2-е чудо – Курская антоновка.

Этот сорт яблок неслучайно пользуется таким почтением. Золотистое и ароматное яблоко издавна считается символом плодородия земли. Курская антоновка поставлялась даже к царскому двору, когда Россией правила Екатерина II. И сегодня курская антоновка – один из самых популярных и любимых народов сортов яблок.

(слайд 8) 3-е чудо – Кожлянская игрушка.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками красочную красоту.

В России народных художественных промыслов великое множество. Вот и жители Курской области прославились на весь мир искусством делать игрушки. В деревушке Кожла из белой глины женщины делали игрушки-свистульки. Расписывали их с помощью гусиного пера красками. Игрушки демонстрировали и продавали на русских ярмарках и базарах.

(слайд 9) 4-е чудо – Центрально-Чернозёмный биосферный заповедник имени В.В. Алёхина.

Алёхинский заповедник – старейший в России. Главная его достопримечательность – целинные чернозёмы. Его основал профессор В.В. Алехин, уроженец Курска. В заповеднике бережно сохраняют уникальный растительный и животный мир. Многие виды растений знаменитой Стрелецкой степи существуют только на территории Курской области и занесены в Красную книгу.

(слайд 10) 5-е чудо – Курская магнитная аномалия (месторождение железной руды).

Всемирную известность обрела курская магнитная аномалия. На сотни километров протянулась великая железорудная гряда. Это одна из крупнейших в мире природная кладовая железных руд. Ее запасов хватит, как минимум, на 300 лет.

(слайд 11) 6-е чудо – победа в Курской битве.

(слайд 12) 7-е чудо – Курская Коренная Пустынь.

Вот такая она, курская земля, - романтичная, щедрая и притягательная.

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумление.

Все будет так все - не так

Через одно мгновение (В. Шефнер)

Мир, в котором мы живем, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всем имеется порядок, который управляется и поддается определенным законам.

Мир, который нас окружает – внешний мир. Он велик и богат. Не менее богат и интересен внутренний мир человека. Каждую минуту человек о чем-то думает, что-то чувствует.

Но есть еще и невидимый, духовный (от слова дух) мир. Он связан с верой в Бога, служением ему. Для верующих людей духовный мир составляет важную часть их жизни. Православная культура – это то, чем жили, что много веков создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к творцу красивого мира. Мы все являемся наследниками этой культуры и каждый из нас сможет научиться видеть, понимать и любить красоту этого мира.

Дети подбирают слова:

Учитель: Слова какого столбика нравятся вам больше? Почему? (ответы обучающихся) Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями. Давайте запишем это словосочетание в нашу тетрадь.

Вечные ценности – это то, что ценится во все времена. Это культура, это традиции народа.

Задание для обучающихся: Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю (обучающиеся зачитывают определение).

(слайд 14) Традиция - (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Традиции – это дороги, по которым шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, сможет сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Существуют общенациональные традиции и традиции каждой семьи.

Вопросы и задания обучающимся: Какие традиции есть в вашей семье? (ответы обучающихся) Посоветуйтесь дома с родителями и расскажите на следующем уроке о ценностях, которые лежат в основе традиций вашей семьи.

Учитель: Подведём итог урока. (слайд 15) Ответьте по цепочке, что объединяет всех нас, жителей России? (ответы обучающихся)

Наша Родина – это общая земля, общая история, общие законы, общий язык, общие традиции, наш общий дом. Мы все разные жильцы этого дома, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

(слайд 16) Исполнение обучающимися песни В. Локтева

РОССИЯ – НАША РОДИНА

РОССИЯ – НАША РОДИНА

О дом Отеческий! О край всегда любимый! Е.А. Баратынский

О дом Отеческий! О край всегда любимый!

Е.А. Баратынский

Задание: закончи предложение

Задание: закончи предложение

2012 год

980 лет со дня основания Курска

КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ

КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ

КУРСКАЯ АНТОНОВКА

КУРСКАЯ АНТОНОВКА

КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА

КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.В. АЛЁХИНА

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.В. АЛЁХИНА

КУРСКАЯ МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ

КУРСКАЯ МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ

КУРСКАЯ БИТВА

КУРСКАЯ БИТВА

КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ

КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ

Задание: подбери к словам антонимы

Задание: подбери к словам антонимы

Традиция - (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение

Что объединяет всех жителей России? ОБЩАЯ ЗЕМЛЯ ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ОБЩИЙ ЯЗЫК ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ

Что объединяет всех жителей России?

ОБЩАЯ ЗЕМЛЯ

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ

ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ

ПЕСНЯ О РОССИИ Муз. В. Локтева Сл. О. Высотской 2. Посмотри, леса какие И сады шумят кругом. Наша Родина - Россия Хорошеет с каждым днём. Видишь - яблони и сливы Вдоль дороги стали в ряд. О житье-бытье счастливом В русских сёлах говорят. Припев: тот же 3. И берёзку молодую, И кустарник, и траву, - Беззаветно всё люблю я, Всё я родиной зову. Хорошо костер походный На поляне разжигать, Хорошо в стране свободной Мне с друзьями подрастать. Припев: тот же 1. Посмотри, как всё красиво, Посмотри - простор какой. Точно мать, склонилась ива Над заснувшею рекой. Ветерок взметнулся разом, Облаков прорвав кольцо. И ромашка жёлтым глазом Смотрит солнышку в лицо. Припев: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней.

ПЕСНЯ О РОССИИ Муз. В. Локтева Сл. О. Высотской

2. Посмотри, леса какие И сады шумят кругом. Наша Родина - Россия Хорошеет с каждым днём. Видишь - яблони и сливы Вдоль дороги стали в ряд. О житье-бытье счастливом В русских сёлах говорят.

Припев: тот же

3. И берёзку молодую, И кустарник, и траву, - Беззаветно всё люблю я, Всё я родиной зову. Хорошо костер походный На поляне разжигать, Хорошо в стране свободной Мне с друзьями подрастать.

Припев: тот же

1. Посмотри, как всё красиво, Посмотри - простор какой. Точно мать, склонилась ива Над заснувшею рекой. Ветерок взметнулся разом, Облаков прорвав кольцо. И ромашка жёлтым глазом Смотрит солнышку в лицо.

Припев: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней.

Читайте также: