Роль водорослей в водных экосистемах 7 класс конспект урока сухорукова

Обновлено: 07.07.2024

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

  • выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  • показать особенности клеточного строения водорослей;
  • раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
  • показать значение водорослей в природе и жизни человека;
  • дать представление о систематике водорослей;
  • формировать умение вести научный диалог;
  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
  • воспитание любознательности;
  • воспитание бережного отношения к природе.
  • развитие предметно-речевых навыков;
  • обучение приемам аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы, гербарий, видеофильм “Водоросли”, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник “Биология. Многообразие живых организмов”. Дрофа. Москва 2005.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, зооспоры, гаметы,

Отделы: Зелёные водоросли, Красные водоросли, Бурые водоросли.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

I. Организационный момент.

  1. Актуализация темы - беседа о водорослях.
  2. Строение водорослей.
  3. Питание водорослей.
  4. Размножение водорослей.
  5. Разнообразие и значение водорослей.
  1. Составление общей характеристики водорослей.
  2. Выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка решения познавательных задач

Актуализация темы - беседа о водорослях.

Что вы знаете о водорослях?

Водоросли – это _________________________________
________________________________________________
________________________________________________

Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей?

Как называется тело многоклеточных водорослей?

Слоевище (таллом) – это _______________________________
_____________________________________________________

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки стр.39 (2-ой абз.).

1.____________________________________________________;
2.____________________________________________________;
3_____________________________________________________;
4,_____________________________________________________;
5._____________________________________________________.

3.1 Питание водорослей _____________________. Что это значит?

4. Размножение водорослей (видеофрагмент).

Какими способами размножаются водоросли?

4.1 Зооспоры – это _________________________________________
__________________________________________________________

Гаметы – это ______________________________________________.

Зигота – это _______________________________________________
__________________________________________________________.

5.Разнообразие водорослей. Значение водорослей (Видеофрагмент).

5.1. В природе _____________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

5.2. В жизни человека ______________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

1. Общая характеристика водорослей.

1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

1. 2. Общее число видов составляет около _____________________________________.

1. 3. Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

1. 4. Тело водорослей называется ________________ или ______________________.

1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________
________________________.

1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и _______________ путём.

1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в __________________ и _________
_____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________,
коре деревьев, на ____________________.

1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________
для медицинской, пищевой и химической промышленности.

2.1. Водоросли – это _______________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

познакомиться с особенностями организации высших растений;

рассмотреть общие признаки основных отделов высших рас тений;

показать усложнение организации высших растений по срав нению с водорослями.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;

- формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения ;

– формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

С формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сф ормировать умение работать по плану.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( видео в текст).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Организационный момент.

По звонку начинается урок.

- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

Актуализация знаний.

- А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.

- Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.

- Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.

- Итак, ребята, какое царство мы изучаем? ( растения) Слайд 2.

- На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.

- Тема сегодняшнего урока … А может кто-то сможет сформулировать тему урока?

- А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?

- Задачи на сегодняшний урок … Слайд 5 (чтение по слайду).

- Сегодня на уроке мы с вами … Слайд 6 (чтение по слайду).

Повторение ранее изученного.

- Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7.

- Несколько минут вам на повторение домашнего материала.

- Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

Изучение нового материала.

- Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

- Итак, подведем промежуточный итог.

- Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.

- На какие подцарства делится царство растений …. Слайд 10.

- Какие самые древние наземные растения - … Слайд 11, слайд 12.

- Признаки псилофитов …. Слайд 13.

- Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

Закрепление изученного материала.

- Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.

- У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

- Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков.

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вкладываем эти листы в свои тетради по биологии.

Домашнее задание.

- Пришло время записать домашнее задание. Слайд 15.

- И в заключение урока выполним оценку своих учебных действий. Слайд 16.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 7
Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Цель: создать условия для применения учащимися знаний и умений в освоении нового материала и закреплении полученных знаний.

1. Организовать деятельность обучающихся по изучению водорослей и их роли в водных экосистемах. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану.

2. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

3. Создавать условия для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы

ЛичностныеУУД : Умение рассуждать, анализировать и делать выводы

Регулятивные УУД :Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД :1. Планирование учебного сотрудничествас учителем и сверстниками. 2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД : Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

Знать значение фитопланктона, донных водорослей в водных экосистемах.

Уметь обосновыватьроль водорослей в водных экосистемах. Устанавливать причины сокращения водорослей в природе.Применять знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях.

Личностные. Осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Метапредметные. Самостоятельно определять цели своего обучения. Работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.

Планктон, фитопланктон, донные водоросли

Фронтальная, Г – групповая

Проблемно- диалогического обучения

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Время: (2 мин)

1.Этап мотивации. Цели:Эмоциональное вступление, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока

Проверить готовность к занятию.

Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы пришли на урок с хорошим настроением. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным. Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому мы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. На уроке мы узнаем много нового, вместе с вами мы отправимся в путешествие по стране знаний.

Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на звонок; развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

2. Актуализация субъективного опыта

Время: (5 мин)

Отвечают на поставленные вопросы

Но прежде чем стать настоящими исследователями мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию.

Погрузимся в мир водорослей.

1 глубина. Разгадай головоломку

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

3. Проблемная ситуация

Время: (5 мин)

Отвечают на заданные вопросы.

Следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей.

Мы с вами должны разрешить спор между Антошкой и Посейдоном.

Чем отличаются позиции собеседников? Предложи свою точку зрения.

– Расскажите мне, что вы уже знаете об особенностях водной экосистемы и что нам пригодится из имеющихся знаний для дальнейшего изучения.

Посейдон: Водоросли, конечно, нужны водным животным. А людям они ни к чему.

Антошка:А как же обойтись без мармелада и зефира? Ведь для их изготовления необходим сделанный из водорослей агар-агар

«Вспоминаем то,

- Что называют экосистемой?

-Какие группы организмов участвуют в круговороте веществ?

-Кто такие производители, потребители, разрушители?

- Что называют цепью питания?

– Характерен ли для водорослей фотосинтез?

-Какое значение это

имеет для других организмов?

-Что такое планктон и фитопланктон?

-Каково значение донных водорослей?

-Может ли человек использовать водоросли?

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

4. Совместное открытие знаний. Время: (20 мин)

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

А сейчас самый главный этап работы, -мы с вами превратились в самых настоящих ученых -исследователей.

Цели исследования

Получить знания о представителях различных отделов водорослей в жизни природных экосистем и жизни людей.

Поскольку наша среда водная, мы отправимся в плавание, чтобы собрать нужный материал.

Для этого мы разделимся на три команды. Каждая команда придумает себе название. У каждой команды свой маршрут. Время путешествия ограничено.

В своих отчетах вы можете использовать любую модель: текст, видео таблицы, видеоролики, опорные сигналы. В добрый путь

Наши путешественники вернулись из плавания, им слово.

Групповая работа

1командаД окажете, что водоросли- составная часть планктона.

1.Какие организмы называют планктоном?

2.Какую роль в водной экосистеме выполняет фитопланктон?

3.Составьте пищевую цепь водной экосистемы.

4.Какие факторы влияют на состояние фитопланктона?

5.Расскажите о составе планктона.

2 команда Значение донных водорослей в водных экосистемах

1.Каково значение донных водорослей

для донных экосистем?

2. Где предпочитает прятаться рак отшельник?

3. Донные водоросли являются промыслом человека?

4.Как связаны между собой дальневосточная сельдь и бурые водоросли?

5.Почему важна роль багрянок в водных экосистемах?

3 команда Расскажете, как используются водоросли в практической деятельности человека.

1.Перечислите практическое значение водорослей.

2.Почему человек использует водоросли в пищу и на корм скоту не опасаясь за жизнь?

3.Расскажите об использовании водорослей в медицине.

4.Почему водоросли обладают лечебными свойствами?

5.Безграничны ли запасы водорослей в океане?

6.Что такое агар-агар и где он находит применение?

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Физкультминутка

5.Закрепление нового материала

Время: (5 мин)

Ребята, вы хорошо поработали. Мы получили много информации на интересующие нас вопросы. Давайте попытаемся применить ее на практике.

Стр.20 вопросы № 3 - 6

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

6.Контролирующее задание Время:

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации

Отвечают на вопросы учителя

Итак, вы должны высказать свою точку зрения, правы ли Антошка и Посейдон?

Опорные конспекты помогут сформулировать тему нашего урока.

Вернуться к проблемным вопросам и определить найдены ли ответы на них. Выяснить какие были затруднения. Учитель фиксирует неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.

Тесты. Тренажер. Контроль

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Время: (2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Высказываются по поводу изученного материала

Методика "Незаконченное предложение"

На уроке я работал.

Своей работой на уроке я.

Я хотел бы узнать.

У меня вызвало затруднение.

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

умение рассуждать, анализировать и делать выводы, самоанализ своей деятельности

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов".

ВложениеРазмер
plan_uroka_biologii_7_kl.docx 28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Решите кроссворд, получите оценку.

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Половая клетка.

3. Группа отделов низших растений.

4. Зеленая нитчатая водоросль.

5. К этим водорослям относится хламидомонада.

6. Морская капуста.

7. Способ питания водорослей.

Решите кроссворд, получите оценку.

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Половая клетка.

3. Группа отделов низших растений.

4. Зеленая нитчатая водоросль.

5. К этим водорослям относится хламидомонада.

6. Морская капуста.

7. Способ питания водорослей.

ТЕМА УРОКА:МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ,
ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

– познакомиться с основными отделами водорослей;

– рассмотреть приспособления водорослей к жизни в различных средах;

– показать значение водорослей в природе и в жизни человека;

– продолжить формирование умений составлять сравнительные таблицы, систематизировать и обобщать изученный материал.

Вид урока: комбинированный урок.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

Знать: отличительные черты организации водорослей; основные отделы водорослей; приспособленность водорослей к жизни в различных условиях среды; значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Уметь: узнавать изученные водоросли; обосновывать принадлежность к тому или иному отделу.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать: связь многообразия водорослей с условиями обитания; значение водорослей для профилактики заболеваний человека; чем объясняется разная окраска водорослей.

Уметь: составлять сравнительные таблицы; систематизировать; обобщать; выполнять творческие задания.

• Письменный опрос. Примеры. 1. Водоросли – низшие растения? (Да.) 2. Водоросли имеют органы? (Нет.) 3. …

• Работа с таблицей.

• Вопросы. . Каково значение полового размножения для естественного отбора?

Оснащенность урока: гербарные экземпляры спирогиры; лабораторное оборудование; микроскопы; модели нитчатых водорослей; таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей; ЦОРы по биологии.

II.Проверка домашнего задания.

III.Изучение нового материала

• Отличительные признаки зеленых водорослей, многообразие форм и приспособленность к различным средам жизни.

• Своеобразие красных водорослей, проявляющееся в особых пигментах, специфических запасных веществах и распространении, в основном в тропиках и субтропиках.

• Бурые водоросли – наиболее высокоорганизованная группа, отличающаяся высокой расчлененностью таллома, наличием ризоидов и распространением преимущественно в прибрежных мелководьях.

• Роль водорослей в природных биоценозах.

• Водоросли в хозяйственной деятельности человека.

* Обратить внимание учащихся на характерные особенности зеленых водорослей: цвет слоевища; разнообразие жизненных форм (одноклеточные, колониальные, многоклеточные); способность одноклеточных представителей передвигаться; возможность обитания в морских и пресных водоемах, а также на почве, коре деревьев, заборах, цветочных горшках.

* Подчеркнуть своеобразие красных водорослей: преобладание красных пигментов (фикоэритринов) и синих пигментов (фикоцианинов) над хлорофиллом и каротиноидами; наличие специфического запасного вещества, близкого к гликогену животных, так называемого багрянкового крахмала; встречаемость в основном в морской придонной растительности (бентосе).

* Познакомить учащихся с самыми совершенными представителями водорослей – бурыми водорослями. Научите их, пользуясь рисунками и текстом учебника, находить черты усложнения организации, делающие их внешне похожими на высшие растения. Интерес учащихся вызовет информация о разнообразии бурых водорослей – разнообразие глубин, на которых они обитают, разнообразие форм (от микроскопических организмов до 50 м гигантов) и т. д.

* Предложите учащимся перечислить области применения водорослей человеком (медицина, космос, пищевая промышленность, сельское хозяйство, микробиология, биологическая очистка водоемов и т. д.) и привести примеры.

Вопросы для обсуждения.

1. Какое значение в природе и жизни человека имеют зеленые водоросли?

2. Где обитают бурые и красные водоросли?

3. Сравните строение бурых и красных водорослей. Представители какого из отделов имеют более сложное строение?

4. Сравните разнообразие фотосинтезирующих пигментов, содержащихся в хлоропластах багряных и бурых водорослей. Представители какого из отделов способны существовать на большей глубине?

5. Почему именно бурые водоросли, как считают многие ученые, могут быть предками высших растений?

6. Расскажите об экологической роли водорослей в природных экосистемах.

7. Приведите примеры использования разнообразных водорослей человеком.

• Составьте цепь питания с участием хламидомонады.

• Составьте цепь питания с участием ламинарии.

• Приведите примеры, доказывающие, что окраска водорослей связана с условиями жизни.

Читайте также: