Роль описаний природы в поэме мцыри конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В данном произведении одиночество выступает как освобождение от условностей, обретение свободы и возможность самому герою управлять своей жизнью. Мцыри показан нам как человек, который потерял себя, свои корни, душевное равновесие.

Роль пейзажа в поэме играет центральную роль. Именно через природу герой осознает себя, убегает из монастыря и получает возможность познать свою душу. Через ручей, через горы, он начинает вспоминать отчий дом, голоса сестер. Будучи маленьким мальчиком, он был пленен генералом и, против воли, покинул родные края. Каждое дерево, камешек, дуновение ветра, пробуждает воспоминания о своей семье. Монастырь, в котором все эти годы жил юноша, воспринимается как тюрьма.

В щебетании птиц он услышал все тайны неба и земли, которые раньше ему были неведомы. В единении с природой, Мцыри наконец-то чувствует себя частью целого, а не мальчиком, которого бросили на чужбине. Центральная сцена с барсом является кульминационным моментом всего произведения. Поляна является ареной, природа будто замерла, наблюдая за битвой. Именно в этом действии Мцыри побеждает свои душевные муки, он начинает осознавать, что полон сил, что может укротить природу, побороть сильного соперника.

Вариант 2

В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.


Сочинение Природа в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.

Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.

Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.

И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.

Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.

Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу. Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.

Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

Описание природы в поэме Мцыри Лермонтова (с цитатами из текста)

Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!

В первой части произведения М.Ю. Лермонтов использует достаточно большое количество сравнений, метафор и эпитетов, стремясь передать нам красоту природы, заворожившую героя.

Юноша погружается в воспоминания о малой родине, покинутой им в раннем детстве.

Юноша быстро понимает, что величественная и прекрасная природа далеко не всегда благосклонна к человеку. На воле ему встречается стремительный поток, который всё усиливается начавшейся грозой.

Но непогода, кажется, вовсе не пугает Мцыри: он чувствует к природе, какой бы опасной и непредсказуемой она ни была, большую близость, чем к людям, поэтому за свою свободу он готов был отдать две жизни в монастыре. Во время битвы с барсом юноша, до сих пор лишь восхищавшийся природой, объединяется с ней.

Погибая, юноша не жалеет о своём побеге. Теперь в природе отражается спокойствие и умиротворение Мцыри, который даже самый последний свой взор устремил к горам Кавказа. Цветут сады, голубеет светлый солнечный день — природа отражает счастье главного героя, исполнившего мечту о том, чтобы хотя бы однажды в жизни прикоснуться к тому, чего лишила его подневольная монастырская жизнь.

2 вариант

Лермонтов отводит описанию пейзажа важную роль, он наделяет природу душой, оживляет ее. Окружающий мир помогает точнее понять внутреннее состояние Мцыри. Даже начало поэмы начинается с повествования о монастыре, автор подробно рассказывает о природе вокруг стен священной обители. Видно, что даже бурные реки Кавказа рядом с монастырем становятся смиренными.

Все действие происходит осенью. И даже здесь автор специально выбирает это время года, которое у читателя ассоциируется с унынием и одиночеством. Мцыри покидает обитель поздней ночью, вокруг темный лес и горы. Это добавляет лирическому тексту нотки тревожности.

Но сам главный герой не боится этой темноты, для него она становится спасительной. Он, словно скала, спрятался в туче. Для монахов же этот темный лес стал препятствием. Лермонтов противопоставляет природу монастырю. Для него, как и для Мцыри, обитель – это тюрьма, а природа – свобода.

Именно из-за разного мировоззрения между юношей и монахами возникает конфликт.

В поэме описаны три дня пребывания Мцыри на воле, которые сопровождаются пейзажными набросками. В самом начале произведения читатель видит спокойный и умиротворяющий Кавказ. Именно бескрайние поля и необъятные леса давали главному герою ощущение свободы. Эта безоблачность пьянила Мцыри.

Но Кавказ не может всегда оставаться спокойным. Горные долины дикие и таят в себе много неизведанного и опасного. Для юноши, много лет прожившего в замкнутом пространстве, сложно было понять в чем заключается опасность Кавказа.

Но даже гроза не пугает молодого человека, напротив. В своей исповеди он говорит о том, что был бы счастлив обнять ветер, молнию, бурю. Именно это описание дает понять, что у героя очень пылкое сердце. Мцыри стал частью этой природы.

Природа глазами Мцыри – это гармоничное сосуществование всех объектов пейзажа. Юноша не выделяет какую-то природную часть, он восхищается целостностью композиции окружающего мира.

В сцене битвы Мцыри со зверем автор оживляет природу вокруг юноши. Именно этот эпизод показывает борьбу молодого человека и дикого мира. Читатель осознает всю смелость и силу Мцыри. Поэма завершается смертью главного героя у стен монастыря.

А последнее то, что увидел Мцыри, стали Кавказские горы.

  • Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 4, 5, 6, 7 классРусский народ создал множество пословиц и поговорок. Основной их темой является способность человека трудиться. Человек всегда понимал, что если хочешь добиться в жизни успеха, необходимо приложить максимум сил.
  • Смысл и главная мысль рассказа О чем плачут лошади АбрамоваВо всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико
  • Образ и характеристика Анны в рассказе Анна на шее Чехова сочинениеОсновным персонажем произведения является Анна Петровна, небогатая дворянка, представленная писателем в образе восемнадцатилетней молодой, изящной девушки.
  • История любви Маши Троекуровой и Владимира ДубровскогоВ данном произведении автор поднимает глубокую проблему, связанную с тем, какие решения может принимать человек в определенные моменты жизни. Также, можно отметить
  • Сочинение Идеальная семьяСемья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе

Роль пейзажа в поэме Мцыри

Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.

Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.

Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.

И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом. В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы — также чисто романтический эпизод в поэме:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалостный, как стон,

Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же – намного глубже. Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это – еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

В ущелье там бежал поток,

Он шумен был, но неглубок;

К нему, на золотой песок

Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу.

Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях.

ВложениеРазмер
rol_prirody_v_ideynom_soderzhanii_poemy_m.yu_.lermontova_mcyri.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль природы в идейном содержании поэмы

Учитель русского языка и литературы Литвина Татьяна Михайловна

  1. выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
  2. рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
  3. привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
  4. воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин поэта кавказской тематики.

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

- Когда-то Мцыри задал вопрос

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов6 герой и люди герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

Что же предстает перед его глазами? ( Чтение наизусть гл. 6, 11)

4. Что подарила ему жизнь?

- Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.

от келий душных и молитв;

монастырь – плен, тюрьма

причудливые горные хребты;

чистый небесный свод;

- Природа вызвала прилив новых чувств, эмоций:

…и было сердцу моему легко.

Все, что чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

5. Художественные средства языка.

Эпитеты: пышные поля, причудливые хребты, радужный наряд растений, прозрачная зелень листов, волшебные голоса.

Сравнения: хребты курилися, как алтари; снега, горящие, как алмаз; небесный свод чист, как ангела полет.

Метафоры: каменные объятия, седой Кавказ, следы небесных слез; деревья, шумящие свежей толпой; кудри виноградных лоз…

6. Для чего автор использует метафоры?

- Метафоры подчеркивают тесную связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ее красоту.

7. Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом. (Чтение наизусть)

8. Сопоставление картин ночи, нарисованных в 9-10 гл. и 14-15 (наизусть )

9. Вторая ночь нисколько не ужаснее, но даже светлее и спокойнее. Но почему же картина 1-й ночи не производит гнетущего впечатления? Почему от картины 2-й ночи веет тоской и безысходностью?

- Связано это с настроением Мцыри. В первом случае, вырвавшись на желанную волю, он радостно воспринимает окружающий мир. Во 2-ю ночь он сбился с дороги, им овладело нетерпение и отчаяние, и этими чувствами окрасился пейзаж.

…хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

послышалась, или ручья

10. Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

- Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

- Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий мг Мцыри ощутил.

11. Таким образом, мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планирование урока литературы в 8 классе.

1. Учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, 8 класс

Цель: Разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы.

- развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.

- воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.

Вступительное слово учителя

Беседа с классом

Заключительное слово учителя

Объяснение домашнего задания

проверка рабочих мест

Постановка основного вопроса

Проверка присутствующих на занятии, текстов, оборудования.

В.Г.Белинский

Дети здороваются, и помогают учителю в проверке посещаемости .

II .Вступительное слово учителя (5- мин.)

III .Беседа с классом. (10-20мин.)

Давайте вспомним текст поэмы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

- Какова идея произведения? (Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.

- Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?

- Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?

- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

- Что составляет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

- Как показаны события в поэме?

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

- Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?

Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.

- Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)

Ученики отвечают на вопросы

IV .Слово учителя (3мин.)

V . Заключительное слово учителя (3 мин.)

В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

Мцыри описание природы

Сочинения

Начало произведения

С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.

Описание природы в поэме лермонтова мцыри

Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.

Три дня на воле

Все, увиденное героем, по факту и есть его жизнь, самые волнующие эмоции в ней. Для постижения характера юноши очень важно обратить внимание на то, как в своем покаянии он описывает картину природы.

На первый взгляд образ мира, вставший перед героем, великолепен и безоблачен:

Роль природы в поэме мцыри

  • богатые поля;
  • танцующие деревья;
  • причудливые горы.

Кавказ недаром относят к краю вольности. Ведь вид на его горы и бесконечные леса дает удивительное чувство свободы. Если взять Мцыри, то он тоже все это ощущает. Чарующая красота вокруг дает ему драгоценные воспоминания о его семье, которые он утерял, пребывая в заточении.

Природная стихия

Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

Взгляд Мцыри на внешний мир

Из рассказа героя можно понять, что к природе он не относится восторженно. Юноша принимает ее целиком такой, какая она есть. Все для него естественно:

Природа в поэме мцыри

  • безмятежные и тревожные картины;
  • спокойствие утра и рев потока;
  • кромешная тьма ночью;
  • немыслимый зной в дневное время.

Герой представляет природу как единый гармоничный организм, ничего не добавляя и не удаляя из нее, и это доказательство широты души Мцыри.

Схватка с барсом

Описание природы в поэме мцыри

Смерть героя

Большую роль в произведении играют образы природной стихии в виде грозы, животного, вступившего в схватку с героем, горного потока. Они прибавляют новые детали к портрету Мцыри. Наблюдая за бурным ручьем, герой видит, как поток бессмысленно спорит с руслом. Это он применяет и к своей судьбе: лишившись всех сил, возвращается в монастырь. Тут он с досадой утверждает: хоть и относил себя к настоящему дитя природы, затворничество изменило его, отрезало связь с внешним миром.

Юноша умирает, а пейзаж над ним опять становится спокойным: расцветает акация, солнце резвится в саду, день сияет голубым небом. С одной стороны, такое состояние природы оттеняет бурю, возникшую в душе Мцыри, а с другой, приводит поэму к логическому завершению. Герой уходит из жизни, оставшись в ладах с этим миром, и последний его взгляд задерживается на Кавказе, таком далеком и недосягаемом.

Описывая природу, Михаил Юрьевич раскрывает всю ценность своего поэтического языка. Почти всегда он прибегает к привычным для романтической литературы приемам, используя эпитеты и сравнения. Однако наряду с этим Лермонтов создает собственные высокохудожественные описания, прочитав которые можно без доли сомнения ответить на вопрос Мцыри, что земля прекрасна, потому что это произведение автора служит ей гимном.

Описание природы в поэме мцыри

Идея и тематика произведения

В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.

Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.

Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.

Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.

Роль природы

Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:

  • внешний (природный);
  • внутренний (личностный).

Роль природы в поэме мцыри

Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.

Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:

  • формирование и поддержание романтического образа лирического героя;
  • изображение прекрасных пейзажей в угоду жанру;
  • возвеличивание и возвышение природы над человеком;
  • создание конфликта произведения.

Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.

Человек в поэме

Человек и природа в поэме мцыри

Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.

Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.

Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.

Смерть Мцыри

Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.

Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.

 природа в поэме мцыри

Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.

Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.

Читайте также: