Родовые общины охотников и собирателей 5 класс конспект и презентация
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и людей разумных; отрабатывать навыки работы с исторической картой и лентой времени.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями земледелие, скотоводство, ремесло, родовая община, люди разумные.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради.
Основные понятия, изучаемые на уроке: земледелие, скотоводство, ремесло, родовая община, люди разумные.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по истории древнего мира | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 5 классе
Учитель Терехова Виктория Петровна
Тема урока : "Родовые общины охотников и собирателей"
Цель урока : сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и людей разумных; отрабатывать навыки работы с исторической картой и лентой времени.
Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями земледелие, скотоводство, ремесло, родовая община, люди разумные.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради.
Основные понятия, изучаемые на уроке: земледелие, скотоводство, ремесло, родовая община, люди разумные.
Данный материал предназначен для учебника " История Древнего мира" А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Он поможет познакомить учащихся 5 класса с выделением из первобытного общества родовых общин, познакомит с появлением новых орудий охоты.
Целевая аудитория: для 5 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 3. Родовые общины охотников и собирателей..docx
Автор материала: Алиева Асият Абдулгамидовна Класс 5.
УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под. ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2018; История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2013 .
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; объяснять значение понятий: рубило, гарпун, мамонт, ледник, человек разумный, родовая община.
Метапредметные:
Познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную и др.) ; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий.
Коммуникативные :формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; иметь готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Личностные : обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Конспект урока по истории на тему: "Родовые общины охотников и собирателей". Конспект разработан для 5 класса.
Цель: -- выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;
- что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди
- подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни
- Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания: Устный опрос
-Когда появились на Земле первобытные люди?
Где жили древние люди?
Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
Чем отличались древние люди от животных?
Какие занятия существовали у первобытных людей?
Как первобытные люди познакомились с огнем?
Что огонь дал людям?
Задания на доске на логику
Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.
Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.
Каменное а) человек
III. Подведение учащихся к теме урока:
- сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
План
Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.
Родовые общины.
IV. Изучение нового материала
1) рассказ учителя:
- Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.
Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.
Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?
Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14
Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем:
1) овладение огнём
2) изобретение новых орудий труда
3) научились шить одежду из шкур
4) пещеры и землянки стали использовать под жилище
2. Охота стала важнейшим занятием.
Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.
- Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями. Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.
Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.
- Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)
И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
3. Родовые общины.
Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых. Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.
- В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.
В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных община принадлежала женщине.
По прежнему сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.
Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.
Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.
Вывод: Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей - родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.
5.Закрепление изученного материала
- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
Читайте также: