Род имен прилагательных конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Задачи урока

Формировать умения: распознавать имя прилагательное среди других частей речи, определять род имён прилагательных.

Формировать умение определять родовые окончания имён прилагательных.

Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль, коррекцию, самооценку деятельности.

Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять обобщение, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Формировать умения: вести диалог, слушать и понимать речь других.

Воспитательная:
-Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник (Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий -2-е издание, - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.)

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Характеристика этапов урока

Структура урока

Деятельность учителя

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Арина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сегодня мы продолжаем изучать имя прилагательное, но о чём именно мы будем говорить, вы узнаете чуть позже.

Надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете, а если возникнут трудности – будем помогать друг другу!

Давайте проверим свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: тетрадь, учебник, пенал.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний.

Организует минутку чистописания.

На доске слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.

На доске вы видите слова. Прочитайте их. С помощью этих слов мы с вами сейчас составим буквенную цепочку для чистописания. Наша цепочка будет состоять из первых букв имен существительных, написанных на доске.

Найдите имена существительные.

Почему вы считаете, что это имена существительные? Докажите.

Наша первая буквенная цепочка будет состоять из первых букв имен существительных мужского, среднего и женского рода.

Какие это слова?

Какая у нас получилась буквенная цепочка?

А теперь давайте составим буквенную цепочку из первых букв существительных женского, мужского и среднего рода. Какая цепочка у нас получилась? Прописываем цепочку в той же строчке.

А теперь составим цепочку из первых букв существительных среднего, мужского и женского рода. Какая цепочка у нас получилась? Прописываем буквенную цепочку в этой же строчке.

А какие еще цепочки можно составить? Назовите их.

Продолжите строчку и запишите еще несколько буквенных цепочек.

Как мы докажем, что это прилагательное?

Скажите мне, пожалуйста, можем ли мы с вами это прилагательное подставить к тем именам существительным, которые у нас были?

Прочитайте, что у нас получится.

К какому имени существительному больше подходит это прилагательное?

А теперь давайте посмотрим, что происходило с именем прилагательным? Веселый калач, веселое растение, веселая беседа.

Почему менялось окончание, как вы думаете?

А что менялось у существительных?

Какой вывод мы с вами можем сделать? Принимает ли прилагательное форму рода имени существительного?

Значит, можно ли с помощью прилагательного определить род?

Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим?

Какие задачи мы перед собой поставим?

3.Проблемное объяснение нового знания.

Что вы можете сказать о роде имен прилагательных?

А от чего будет зависеть этот род?

Давайте посмотрим, а существительные были одинаковые или разные?

А прилагательные: одинаковые или разные?

Значит, какой вывод мы можем сделать из этого всего?

А теперь откроем 72 страницу учебника и узнаем, подтвердились ли наши наблюдения.

Давайте прочитаем сведения о языке.

Подтвердились наши наблюдения?

А что показывает на изменение имён прилагательных по родам?

Давайте рассмотрим таблицу на странице 73.

На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? Какие окончания будут у таких прилагательных?

На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? Какие окончания у них будут?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?

Какие окончания будут у прилагательных среднего рода?

Хорошо, теперь давайте выполним номер 126.

Организует работу с упражнением № 126.

Прочитайте задание (1 ученик).

Перечислите, что нам нужно сделать (другой ученик).

Посмотрите на слова в скобках. Что мы можем о них сказать?

Значит и прилагательное нам нужно поставить в тот же род, что и имя существительное.

Запишите словосочетания себе в тетрадь, не забудьте указать род имен прилагательных и выделить их окончания.

Выполнение у доски и в тетрадях.

Какой вывод можно сделать?

Верно, веселые могут быть и мальчики, и девочки. Значит какой вывод можем сделать?

Теперь давайте немного разомнемся.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Посмотрите на слайд.

На слайде запись:

… трусливый, а лев… .

… полезный, а табак… .

… квадратный, а кольцо… .

… большой, а мышка… .

Вам нужно вместо точек вставить подходящие по смыслу слова и определить род имен существительных и имён прилагательных в каждом словосочетании.

Молодцы. Верно.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь давайте выполним следующее задание.

На доске прилагательные:

1)зеленый, продолговатый, сочный.

2)маленькая, серенькая, пугливая…

3)дальняя, трудная, незнакомая…

4)красное, спелое, душистое…

5)белый, душистый, лесной…

6)мягкий, тёплый, пушистый…

7)высокая, стройная, белоствольная…

8)смешной, забавный, короткий…

Вам нужно к прилагательным каждого ряда подобрать подходящее по смыслу существительное, определить род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Это задание вы выполняете самостоятельно. А затем мы будем проверять.

Давайте проверять. Читайте, что у вас получилось(по цепочке).

6. Включение в систему знаний и повторение.

Итак, ребята, напомните мне, пожалуйста, как определить род имени прилагательного?

Какие окончания будут у прилагательных мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Повернулись, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный, светлый.)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. ( Первый весенний цветок – подснежник).

- Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.

- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

- Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

- С какой частью речи связано? (С существительным)

- «У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).

- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

III. Минутка чистописания

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ранняя светлый голубое

Наступила ранняя весна.

- Разберите слова по составу.

- Грамматический разбор предложения: Наступила ранняя весна.

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны (апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

амолет)

6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

7. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка.
(Кровать)

9. Белое, да не снег,
Вкусное, да не мед.
От рогатого берут
И ребятам дают.

олоко)

10. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
едведь)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род имен существительных.

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам прилагательные?

-Определите тему урока.

- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

И работать продолжаем.

IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания

- Определите род и число имен существительных.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

(какая) (какой) (какое)

- ая, - яя - ый, - ий - ое, - ее

- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

- Запишите данные словосочетания.

- Выделите окончания, укажите род прилагательных.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

- Давайте составим алгоритм. (вывешивается на доске)

1. Найди сущ., определи его род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4. Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

Работа с правилом в учебнике.

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности. Творческое задание.

-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

№1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это.

№2 (средний уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

№3 (низкий уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.

Слова для справок: Последний, ранняя, , нежный , яркое.

3. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам)

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание.

выучить правило, таблицу стр.72, 73

выполнить упр.128 стр.74 или р.т. стр.47 упр.104

- Посмотрите, пожалуйста, какой красивый подснежник у нас получился!

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)

-Оцените свою работу на уроке ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)

- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Молодцы, ребята!

- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

Ф.И.О.учителя : Калина Людмила Дмитриевна

Место работы: МБОУ Аларская СОШ

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор.

Тема урока: Род имён прилагательных.

Цель урока : познакомить с изменением имён прилагательных по родам; формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имён прилагательных.

Образовательные:

-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам

-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;

Развивающие:

- развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи,

Правильно писать их родовые окончания;

– развивать речь ( оформлять свои мысли в устной форме ), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

- обогащать их словарный запас.

– формирование умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно;

– развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные.

- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

– создать условия для активизации, проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях ;

– формировать умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

1. Организация детей к уроку.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Давайте пожелаем друг другу удачи на уроке улыбкой.

Откройте тетради, запишите число.

-Ребята, сегодня на уроке мы станем мудрее и умнее. Девиз нашего урока

На уроке мы будем работать с обычными словами, делать открытия,а

значит в конце урока мы сможем назвать себя мудрыми и умными.

2. Актуализация знаний.( Слайд1)

Русский, добрая, голубое, весна, красивый, синее.

- Какое слово лишнее? Почему? (весна – это имя существительное.)

-Что вы знаете об имени существительном?

- К какой части речи относятся остальные слова? (имена прилагательные)

- Что вы знаете об имени прилагательном? Прочитайте на экране.

- На какой вопрос отвечает слово весна? (что?)

-Определите род имени существительного весна.

-Как узнать род имени существительного?

3.Формулирование темы и задач урока.

-Измените слово весна так, чтобы это слово отвечало на вопрос какой?

какая? какое?(весенний весенняя весеннее) (Слайд 3)

- Подчеркните окончания имён прилагательных.

-Можем ли мы определить род имён прилагательных? (нет.)

-Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?

- Чтобы стать умнее и мудрее мы должны искать ответы на вопросы:

1.Как определить род имени прилагательного?

2.По каким признакам можно определить род имён прилагательных.

-Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока. ( Слайд 5)

- Прочитайте .Определите род и число имён существительных

белая берёза весенние цветы

солнечный зайчик голубое небо

звонкая песня глубокое озеро

-Можно ли сказать,что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит

в том же роде и числе,что и имя существительное?

-Давайте посмотрим, какие выводы у вас получились. Как изменяется прилагательное? От чего зависит изменение имён прилагательных? Как мы можем определить род имени прилагательного?

Упр.125.Прочитайте.Рассмотрите таблицу.Пользуясь правилом и таблицей,

ответьте на вопросы,данные в учебнике.

-на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода?

- какие они имеют окончания?

-в форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Физминутка. (Слайд 6)

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите и писать, друзья, начните.

5.Закрепление изученного материала. (Слайд 7)

а) работа в группах

- А теперь поработаем в больших группах: собираемся рядами,каждый ряд

получает существительное,подбирает к нему прилагательные и определяет род имён прилагательных.

Проверка (Слайд 8)

Ветерок (какой?) ласковый, весенний, озорной (м.р.)

Трава (какая?) зелёная, ранняя, молодая (ж.р.)

Облачко (какое?) лёгкое, пушистое, синее (ср.р.)

- Как вы определяли род имён прилагательных?

б) самостоятельная работа.

Упр.126,стр.73. Проверка.

в) работа в парах.

- Ребята, на столах у вас карточки. Вы должны составить словосочетания,согласуя имя прилагательное с именем существительным. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах. (проверка)

- Смогли ли мы ответить на вопросы,поставленные в начале урока?

- Можем ли мы назвать себя мудрыми и умными?

Тест. (слайд 9)

1. Имена прилагательные

а) бывают мужского, женского и среднего рода;

б) изменяются по родам.

2. Род имени прилагательного зависит

а) от рода имени существительного;

3. Назовите прилагательные М.р. -

а) голубой; б) добрая; в) красивый.

4 . Назов ите прилагательные С.р. –

а) яркое; б) могучая; в) весеннее.

6. Назовите прилагательные Ж.р. –

а) лесной; б) пушистая; в) ранняя.

Изобразите в тетрадях лицо смайлика: всё поняли, было интересно –

7.Домашнее задание: стр.74,упр.128, правило стр.73.( Слайд 10 )

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности: поисково-исследовательский

По результатам выполнения -практический

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

I. Организационный момент.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты. (слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку.(слова в скобках хором говорят дети; черным – учитель)

Руки (на месте)

Ноги ( на месте)

Локти (у края)

Спина (прямая)

- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный, светлый.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

- Хорошо ,давайте заполним таблицу, что мы знаем об имени прилагательном.

Имя прилагательное

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

С какой частью речи связано?

В предложении является…

Какую роль играет в речи?

III. Минутка чистописания

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ранняя светлый голубое

- Разберите слова по составу. ( по рядам)

- Грамматический разбор предложения: Составить из данных слов предложение. Указать грамматическую основу, части речи.

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.

Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны ( апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Инструмент для забивания гвоздей. (молоток)

4. Шестой день недели. (суббота)

6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат. (помидор)

7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус. (морковь)

9. Предмет мебели, предназначенный для сна. (кровать)

10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке. едведь)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род имен существительных.

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам прилагательные?

-Определите тему урока.

- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания

- Определите род и число имен существительных.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

(какая) (какой) (какое)

- ая, - яя - ый, - ий - ое, - ее

- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

- Запишите данные словосочетания.

- Выделите окончания, укажите род прилагательных.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

- Давайте составим алгоритм. (вывешивается на доске)

1. Найди сущ., определи его род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4. Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

2. Работа с правилом в учебнике.

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности. Творческое задание.

-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

№1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это.

№2 (средний уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

№3 (низкий уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.

Слова для справок: Последний, ранняя, , нежный , яркое.

3. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам) (резерв)

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание.

1) выучить правило, таблицу стр.72, 73

2) выполнить упр.128 стр.74

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке? ( показали: солнышко,тучка,солнышко и туча)

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

Я сегодня узнал..

Было трудно..

Было интересно узнать..

Мне захотелось….

(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного).

Молодцы , ребята! В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо вам за хороший урок!

Читайте также: