Два напева в романсе м глинки венецианская ночь двухчастная форма 7 класс конспект

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему Презентация к уроку музыки на тему Два напева в романсе М. Глинки Венецианская ночь: двухчастная форма (7 класс), предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.


Репризы- всевозможные повторы. Повторами богата и поэзия.

Всех в нём цветов благовония слышны,

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,

Ясного взора губительна сила,-

Нет, я не верю, что ты не любила:

Свеж и душист твой роскошный венок.

М.Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры.

М.Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры.

  • Романс- воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркароллы(песня гребца), несущей радость, красоту, дыхание весны.
  • Строение двухчастно, первый напев-мажор,

Ночь весенняя дышала светло-южною красой;

Тихо Брента протекала серебримая луной ;

Отражён волной огнистой блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый от зелёных берегов.

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав ,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав.

Выводы: Двухчастная форма позволяет ввести контраст . . Оттенить и углубить смысл- и музыкальный, и поэтический .

  • Двухчастная форма позволяет ввестиконтраст.

. Оттенить и углубить смысл- и музыкальный, и поэтический .


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Чтобы красоту создать,

Цель : сформировать у учащихся представление о построении в музыке двухчастной формы, о использовании двухчастной формы в куплетно-песенном жанре, на основе произведений М.И. Глинки.

Виды учебной деятельности . Исследование многообразия форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.

Личностные. Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Метопредметные. Умение аргументировать свое предложение, мнение.

Предметные. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Компьютер, мультимедийная установка.

Музыкальный материал урока:

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

Дополнительный материал: Портрет композитора М.И. Глинка , поэта И.Ф.Козлова,

Репродукции картин о Венеции.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока : урок –знакомства +урок практической работы

Межпредметные связи : история,литература,ИЗО,

Средства обучения: - слово учителя, рассказ, презентация , прослушивание музыкального материала.

Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.

Принцип: уважения личности каждого ребенка; активизация сознания.

Педагогические техники: мастер-класс учителя; мимика, жесты; эмоции, техника речи.

5.Объяснение нового материала .

6.Проверка домашнего задания.

Приветствие: Здравствуйте, ребята.

Проверка готовности учеников к уроку.

Учитель: Ребята, с какими музыкальными формами мы уже знакомы? (ответ детей.)

Сегодня на уроке мы продолжим работу на эту тему на примере творчества великого русского композитора М.И. Глинка.

– Проанализируем произведение? (дети анализируют и определяют жанр-романс.)

- Вы сказали все верно. А теперь определим в какой музыкальной форме построен романс? (дети дают верный ответ).

Из всего выше изложенного вами, тема нашего урока:

Ребята, может кто-нибудь из вас знает стихи И.Ф. Козлова? (дети читают стихи)

-Спасибо, Вика, за интересный рассказ.

Учитель: - Здесь мы приводим стихотворение И. Козлова целиком - все шесть его строф. Глинка для своего романса взял только первые три строфы. Это примечательный факт, и ниже мы его еще коснемся.

Ночь весенняя дышала

Тихо Брента протекала,

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

Что же, что не видно боле

Над игривою рекой

В светло-убранной гондоле

Той красавицы младой,

Чья улыбка, образ милый

Волновали все сердца

И пленяли дух унылый

Нет ее: она тоскою

В замок свой удалена;

Там живет одна с мечтою,

Тороплива и мрачна.

Не мила ей прелесть ночи,

Не манит сребристый ток,

И задумчивые очи

Смотрят томно на восток.

Но густее тень ночная;

И красот цветущий рой,

В неге страстной утопая,

Покидает пир ночной.

Стихли пышные забавы,

Все спокойно на реке,

Лишь Торкватовы октавы

Это стихотворение было опубликовано в 1825 г., а вот положено на музыку только спустя семь лет, в 1832 г. В романсе М. Глинки звучат 1, 2 и 3-я строфы стихотворения. Начинающие певцы исполняют, как правило, только 1-ю и 3-ю строфы. И мы с вами, как начинающие певцы, тоже исполним 1-ю и 3-ю строфы этого романса ( учащиеся разучивают романс).

Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:

1 Брента — река возле итальянского города Венеция.
2 Младость — устаревшее слово. То же, что молодость.
3 Гондола — традиционная венецианская гребная лодка.
4 Баркарола — баркарола - от слово barce - "лодка", означает песню гребца или гондольера, народная песня венецианских гондольеров (гребцов на гондолах). Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах. ( показ репродукции картин о Венеции)

Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры, создавая свой романс, близкий по жанру баркароле. Опирался на типичные черты этого песенного жанра. Ведь его романс - воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркаролы, несущей радость, красоту, дыхание весны. Как истинный музыкант, Глинка вводит в звучание "венецианской ночи" небольшой контраст. в первом куплете четырём первым строкам соответствует один напев, а четырём другим - совсем другой

Певец! когда перед тобой

Во мгле сокрылся мир земной,

Мгновенно твой проснулся гений,

На все минувшее воззрел

И в хоре дивных привидений

Он песни дивные запел.

В литературе можно встретить утверждение, что в Тригорском исполнялся романс М. Глинки. Но в 1825 году этого никак не могло быть (см. дату создания романса).

Сольный номер в опере. (Ария)

Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)

Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)

Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)

Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)

Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)

Основоположник русской классической музыки. (Глинка)

Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)

Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)

- Ребята, подведем итог урока. Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Скажите, достигли мы цели урока?

Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.

И.Айвазовский. Вид на венецианскую лагуну

Торквато Тассо (1544-1595) — ит. поэт. ОктАва здесь: поэтическая строфа из восьми стихов, получившая большое применение в творчестве Т.Тассо

Торквато Тассо (1544-1595) — ит. поэт. ОктАва здесь: поэтическая строфа из восьми стихов, получившая большое применение в творчестве Т.Тассо

Это стихотворение, нежное и воздушное, как весенний ветер — и по образу, и по ритму, и по лексике, находит музыкальную трактовку, в которой, с одной стороны, подчёркиваются его поэтические достоинства, с другой — вносится контрастный элемент, отсутствующий в стихотворении.

Глинка сохраняет сохраняет своеобразную воздушность ритма, обращаясь к размеру 8\8 (восемь\восьмых), типичному для баркаролы, и с первых тактов погружает слушателя в атмосферу звучащей венецианской ночи.

Так в романсе мы видим всё мыслимое единение музыкального образа и образа поэтического, рисующих вместе пленительную и притягательную картину венецианской ночи.

Второй напев нисколько не нарушает ни очаровательной воздушности музыкального движения, ни общей нежности поэтического образа. Но в отличие от первого напева, второй написан в миноре. И, хотя в конце строфы он возвращается в первоначальную тональность си-бемоль мажор, всё же остаётся чувство то ли какой-то недосказанности, то ли лёгкой грусти, едва-едва уловимой и всё же коснувшейся души.

История создания

Михаил Иванович Глинка

Сопутствующие Глинке признание и успех предвещали молодому композитору радужное будущее, однако единственное, что беспокоило Михаила Ивановича и его родных, это расстроенное здоровье молодого человека. Когда весной 1830 года оно заметно ухудшилось, доктора настоятельно рекомендовали Глинке тёплый заграничный климат. Такому предложению молодой человек очень обрадовался, ведь он давно мечтал побывать в Италии, где можно было не только облегчить физические страдания, но и подучиться композиторскому мастерству.

Ехать за границу Михаилу обязательно нужно было с сопровождающим. В спутники он выбрал Николая Иванова – талантливого тенора, который был беден, но тоже мечтал набраться опыта у именитых итальянских вокалистов.

Венеция во времена Глинки

Путешественники отправились в путь в конце апреля. Их дорога в Италию проходила через города Германии, в которых Глинка останавливался не только чтобы отдохнуть, но и полечиться. Помимо этого, Михаил и Николай ухитрялись давать концерты, которые привлекали и впечатляли немецких горожан.

Италия приняла русских музыкантов в свои объятия в начале осени. Сначала это был Милан, красота природы, архитектуры и произведений искусства которого, необычайно впечатлили Глинку. Затем Генуя и Рим, где он подружился с молодым Гектором Берлиозом . Далее Неаполь и встреча с художником Карлом Брюлловым, а также знакомство с Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти .

Глинка
Николай Иванов

Интересные факты

Содержание

Романс сочинён как истинная баркарола, для которой характерен размер 6/8 и монотонно-размеренный аккомпанемент с мягкой пульсацией, отображающей плеск воды и покачивание лодки.

Композиция, написанная в тональности Си-бемоль мажор, включает в себя три куплета, каждый их которых имеет двухчастную форму.

После вступительного тонического аккорда почти сразу начинается наполненная мерным дыханием и классической явностью симметрично построенная нежная мелодия. Её плавно текучее движение, а также характерный для баркаролы ритмический рисунок придают композиции одухотворённый и поэтический настрой. Стоит также отметить, что в гармоническом фоне романса, который можно охарактеризовать как царство мажора, композитор эпизодически вкрапляет минор, придающий музыке мягкий лирический окрас.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: