Решение неравенства 4 класс петерсон конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Обучающая: моделировать ситуации, иллюстрирующие действия решения неравенств в процессе решения математических задач.

Развивающая: развивать восприятие, словесно – логическое мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска.

Тип урока: урок усвоения нового знания.

Вид урока: комбинированный.

Принципы: доступности, комфортности, наглядности, научности.

Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Технологическая карта

Тема, Класс, УМК

Тип, вид урока.

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формирование интереса к процессу решения неравенств, способность преодолевать трудности, понимать значение математики в повседневной жизни.

По названию темы формулировать цель урока; контролировать свои действия в процессе решения неравенств.

Слушают и понимают других; строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; сотрудничают со сверстниками и учителем.

Фронтальная работа, парная работа, работа с учебником, работа с интерактивной и школьной доской.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Задача:Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

Создание положительной мотивации на урок

Прозвенел звонок на урок.

- Здравствуйте, меня зовут Елена Станиславовна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь, пожалуйста.

- Что значит сравнить два числа?

- Эти знания помогут нам в усвоении нового материала.

Доброжелательный настрой на урок

- это значит, поставить знак > или - Какие виды математических записей представлены на доске?

- Вспомните, что вы знаете о равенствах, неравенствах, выражениях.

- Какие из записанных на доске предложений являются высказываниями? Докажите.

- А математические выражения являются высказываниями? Почему?

­- Передвиньте карточки на доске по группам: выражения, равенства, неравенства.

- Что можно сделать с выражениями в первом столбике?

- Найдите значения их выражений в тетради.

- Что вы сейчас повторили?

- Я вам предлагаю следующее задание: запишите маркером на обратной стороне своих сигнальных карточек решения неравенства х  7.

- Равенства, неравенства и выражения.

- Неравенство 4  5 – ложно; равенство 17 + 9 = 26 – истинно.

- Не являются, так как о них нельзя сказать, истинны они или ложны.

Трое учащихся работают у доски, остальные – фронтально. На доске должны получиться следующие три столбика:

- Можно найти значения этих выражений

Дети находят значения выражений.

- Способы нахождения значений числовых выражений.

Затрудняются. Мы не умеем этого делать.

Предметные УУД: ориентируются в своей системе знаний о сравнении двузначных и трехзначных чисел; о понятии трёхзначное число; о нахождении наибольшего и наименьшего числа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность.

4. Действие целеполагания

Задача: Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим себе на урок?

- Поместим нашу цель на доску и в конце урока подведём итог.

- На ваших столах лежат карточки с планом действий, посоветуйтесь со своим соседом по парте и расставьте их по порядку.

- Проверьте планирование на слайде.

- Наша цель – научиться решать неравенства.

1. Узнать, что такое решение неравенства.

2. Составить алгоритм решения неравенства.

3. закрепить умения.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цель урока.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель урока.

5.Построение и реализация выхода из затруднений

Задача:Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения.

- Откройте учебники на странице 1. Прочитайте тему урока про себя.

- ______, прочитай тему в слух.

- Прочитайте правило в рамочке про себя.

- Кто прочитает правило в слух?

- Первый шаг плана вы выполнили? Что теперь надо сделать?

- Давайте составим алгоритм поиска решения неравенства. Эту работу я вам предлагаю выполнить в парах, посоветуйтесь со своим напарником.

- Я вам предлагаю шаги алгоритма, вам необходимо из предложенных блоков построить алгоритм нахождения решения неравенства, обосновав свой вариант, на работу отводится 2 минуты.

- Запишем алгоритм в виде опорного конспекта на листах бумаги.

- Покажите, что у вас получилось?

Варианты, предложенные группами, обсуждаются и записываются в тетради для опорных конспектов.

Учитель вывешивает карточку с опорным конспектом на доску:

1. Прочитать неравенство;

2. Подставить значение переменной;

3. Проверить истинно или ложно данное высказывание.

- Вы достигли второй поставленной цели, что вы узнали?

- Попробует данный алгоритм на неравенстве при котором возникло затруднение.

- Какие числа являются решениями неравенства х  7.

- Почему же число 7 не является решением этого неравенства?

Один учащийся читает.

Один из учеников читает текст учебника вслух.

- Это число, которое подставляют вместо переменной и получают верное неравенство.

- Составить алгоритм решения неравенства.

Выполняют задание в парах.

1. Прочитать неравенство;

2. Подставить значение переменной;

3. Проверить истинно или ложно данное высказывание.

- Да, цель достигнута, мы узнали, что такое решение неравенства, и построили алгоритм нахождения решений неравенств.

- 7  7 – ложное высказывание.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи.

- Для тренировки я вам предлагаю выполнить 2 , стр. 1.

- Прочитайте задание про себя.

- Выпишите в тетрадь числа, удовлетворяющие данному неравенству.

Учащиеся работают в тетрадях.

- Какие числа выписали?

- Как они называются?

- Почему не выбрали число 56?

- Потому что высказывание 56  56 – ложно.

Коммуникативные УУД: уметь говорить и слушать сверстников и учителя.

Познавательные УУД: умение сравнивать трёхзначные числа по числу сотен, десятков, единиц.

Регулятивные УУД: умение контролировать свои действия, достигать цели урока.

Личностные УУД: оценивать деятельность сверстников.

7.Самостоятельная работа.

Задача: Провести самостоятельную работу и обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания

Организация обобщения изученного материала

- Прочитайте задание 4 , стр. 1 про себя.

- Что нужно сделать?

- Как вы будете выполнять это задание?

- Все поняли? Если нет – работаю индивидуально.

- Проверьте свои ответы с эталоном на доске, у кого так же? Поднимите руку. Можете поставить себе отметку 5.

- У кого есть ошибки, исправьте их и в следующий аз будьте вимательнее.

Помогают учителю подвести итоги.

Обобщение. Рефлексия.

Проверить, является ли число 6 решением неравенства.

- Подставим число 6 в неравенства и решим их.

Регулятивные УУД: владеют способом взаимопроверки, контролируя свои действия при проверке работы.

Познавательные УУД:

Закрепляют полученные знания на уроке.

Предметные УУД: способствуют формированию навыка сравнения трёхзначных чисел.

Личностные УУД: оценивают результат работы своего одноклассника.

8.Рефлексивно оценочные действия Задача:Организовать осмысление способов достижения цели, анализ деятельности по получению учебного продукта, анализ содержания изучаемого материала.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Выполнили ли мы цель урока?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что для вас оказалось трудным?

- Спасибо вам за урок, вы были очень активные!

- Сегодня на уроке мы сравнивали учились решать неравенства.

- Больше всего нам понравилось выполнять самостоятельную работу.

Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать одноклассников.

9.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

Дома выполните задание в печатных тетрадях под номером 1. Откройте дневники, запишите.

№6, стр.2 (1 строчка по выбору),

№9, стр.3 (образец на стр.2)

Осмысление домашнего задания

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают учителя.

Регулятивные УУД: способствуют формированию саморегуляции и самостоятельности.

I. Самоопределение к деятельности.

- Давайте, ребята, вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания казались наиболее интересными? Трудными? (Ответы детей.)

- С помощью каких математических знаков вы могли решить задачи, примеры, составить выражения ? (Ответы детей.)

- Правильно, невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе? (Ответы детей. )

- Действительно, ребята, в этом году вы еще больше узнаете нового, необычного и интересного.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Угадайте, ребята, кто пришел к нам сегодня на урок и принес интересные задания?

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ( Зайка)


На доске карточки:

- На какие группы можно разбить данные записи? (Например: буквенные и числовые; выражения, равенства и неравенства.)

Дети расставляют карточки по группам:

В это время с классом обсуждаются вопросы:

1. Вычисление удобным способом значений выражений в 1 столбике.

Дети сигналят ответы: 420, 320, 290, 280, 130. (Приемы вычислений проговариваются, устанавливаются верные варианты.)

2. Запишите в тетрадь полученные числа в порядке возрастания. (130, 280, 290, 320, 420)

Один ученик читает ответы, остальные сравнивают их со своими записями, ошибки исправляются.

- Что интересного вы заметили? (Все числа круглые, в разряде сотен и десятков разные числа.)

3. С доски убираются выражения.

- Как одним словом назвать все записи, которые остались? (Высказывания.)

- На какие группы их можно разбить? (Уравнения и неравенства; высказывания с переменной и без переменной.)

- Какое из высказываний неверное, а какое верное?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №17 г. Королев

Афанасьева Анастасия Викторовна

Цели урока:

Учить решать неравенства.

Тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи на движение.

Развивать мышление, внимание, речь.

I. Организационный момент

Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь. И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка, Очень важная наука -А-риф-ме-ти-ка!

II. Актуализация знаний

Учитель показывает детям полоску с рисунками, цифрами, или знаками, а ученики, рассматривая ее 3 секунды, должны запомнить и зарисовать в своих тетрадях.

hello_html_7a763c70.jpg

2. Запись на доске:

Какое число можно считать лишним? (134 - четное, 111 - состоит из цифры 1, 111 - сумма цифр равна 3, а в остальных числах сумма цифр равна 8.)

Назовите фамилии в порядке возрастания их роста. (Федоров, Иванов, Максимов.)

-Докажите (111 меньше 125; 125 меньше 134.) Запись на доске:

111 125 125 134

Что же такое неравенство?

Индивидуальные задания (дети работают у доски). Сравнить:

с + 42*( >) с+27 6 • 4-6 • 1 * ( 6 • 5

Высказывание 23 • 27

Высказывание 1288 : 56 > 40 неверно, т.к. 1288 : 56 = 23, а число 23 при счете называют меньше числа 40.

Высказывание с переменной у

Высказывание с переменной у> 9 верно при у — 10, 11, 12, 13 и т.д., и неверно при у= 0,1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8. (Учитель приходит на помощь, если ученики испытывают затруднения.)

III. Постановка проблемы

Что интересного заметили при выполнении неравенств у 9? (Эти высказывания могут быть ложными и истинными.)

От чего зависит истинность высказывания с переменной? (От значения переменной.)

Что называют значением переменной? (То, что подставляют вместо переменной.)

Сегодня нам надо на уроке научиться находить такие значения переменной, при которых неравенство было бы истинным высказыванием - это и есть цель нашего урока.

На доске открывается тема урока:

Запишите в тетради неравенство: у

Дети записывают в тетради свои значения переменной, и по цепочке сообщают классу.

Учитель записывает на доске:

Почему в этом неравенстве нельзя написать число 9 или 10? (Эти значения не подходят этому неравенству.)

Какие значения переменной удовлетворяют неравенству у

Следовательно, эти числа являются решением неравенства.

Что мы можем назвать решением неравенства? (Решением неравенства мы можем назвать значение переменной, удовлетворяющее этому неравенству.)

Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 1 (учебник-тетрадь № 1).

Упр. 1, с. 1 - фронтально. Главная мысль подчеркивается красным карандашом.

V. Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

VI. Первичное закрепление

Учащиеся выполняют с контролированием:

а) упр. 2, с. 1 - фронтально;

б) упр. 5, с. 2 - в парах;

в) упр. 3, с. 1 - фронтально (обоснование и исправление ошибок).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1. Упр. 4, с. 1 выполняются по вариантам:

1вариант - верхняя строка; II вариант - нижняя строка. Записать в тетрадь неравенства, решением которых будет число 6. Проверка проводится по записи на доске, которая открывается после самостоятельной работы:

54 :1 > 1, т.к. а + а

54:6 = 9, а 6 + 6=12, а

2. Дополнительно (для детей, которые не испытывают затруднений): одна из задач упр. 6 или упр. 7, с. 2 (по выбору).

- Что называется решением неравенства?

VIII. Повторение

Задача читается по частям и заполняется таблица:

Можем ли мы сразу ответить на вопросы задачи? (Нет.)

Почему? (Нужно сравнить скорости зайца и сокола, а они неизвестны. )

Как найти скорость? (Расстояние разделить на время.)

(Задача выполняется в учебнике-тетради по вопросам, предложенным автором).

Как найти скорость? (V = х : t )

Как найти расстояние? ( S = v * t )

Как найти время? T = s : v

Как узнать, во сколько раз одно число больше, или меньше другого? (Большее число разделить на меньшее.)

Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)

2. а) Упр. 9, с. 3 выполняется самостоятельно. (Один ученик у доски решает задачу, но так, чтобы дети не видели его записи.) Решение:

14-6 = 8 (км) - прошли после привала.

(14 + 8) • 3 = 66 (км) - осталось пройти.

14 + 8 + 66 = 88 (км) - намеченный путь. Ответ: 88 км.

Взаимопроверка: ученики меняются тетрадями и проверяют решение по записям на доске, правильность которых проверил учитель.

Кто справился с заданием?

У кого вычислительные ошибки? Будьте внимательны!

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

Почему? (Чтобы найти целое, нужно сложить его части, а они неизвестны.)

б) Во время выполнения упражнения 9 на с. 3, сильные дети выполняли логическую задачу: «Муравьишка и Муравьин нашли 3 пшеничных зернышка. Муравьин понес два зернышка, а Муравьишка -одно. Муравьин может донести до муравейника 2 зерна за 12 минут. Муравьишка же с 1 зернышком, или без него, вдвое быстрее. Если Муравьин понесет 1 зерно, то он будет двигаться с такой же скоростью, как и Муравьишка с одним. У муравьев строго: только солнышко сядет, муравьи все ходы и выходы закроют и спать. А кто опоздал, тот

12:2 = 6 (мин.) - Муравьишка донесет зернышко до муравейника. В это же время Муравьин пройдет с 2-мя зернышками половину расстояния до муравейника. Ему останется идти с такой же скоростью 12-6 = 6 (мин.).

В то время как Муравьин с 2-мя зернышками пройдет один отрезок пути, Муравьишко без груза пройдет навстречу вдвое больше, т.е. 2 таких отрезка. На это им понадобится 6:3 = 2 (мин.).

После этого Муравьишка и Муравьин понесут по 1-му зернышку в течении 2 минут до муравейника. Всего понадобилось 6 + 2+2=10 (мин.). Значит, Муравьишка и Муравьин успеют в муравейник до его закрытия.

3. Упр. 10, с. 3 (а) или б) - по выбору). Составить программу действий и вычислить:

а) Программа: 1, 3, 6, 2, 4, 7, 5. Ответ: 3354.

б) Программа: 1, 3, 5, 6, 4, 2. Ответ: 9094812.

IX. Итоги урока

Чему учились на уроке? (Находить решения неравенств.)

К какому выводу пришли? (Значение переменной, удовлетворяющее неравенству, называется решением неравенства.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для учащихся 4 класса по учебнику Аргинской. Технология деятельностного метода.

Конспект урока по математике

Тема: Решение неравенства

Тип урока: урок освоения новых знаний.

2. Познакомиться со способом решения неравенств путём подбора значений переменной.

4. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.

5. Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида.

6. Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученное.

7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1. - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1. Организационный этап

- О ком так можно сказать?

- О человеке, который сам добывает знания)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вспомним правила работы в парах.

- У вас на столе лежат задания на карточках. Посмотрите на них. Что вы видите?

- Может быть вы догадались, с чем мы будем работать на уроке?

Правила работы в парах:

2. один говорит, второй слушает

4. переспроси, если не понял

- Равенства и неравенства

- будем работать с равенствами и неравенствами.

3. Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

- На какие группы можно разбить записи на карточках?

- Назовите одним словом записи в одной группе. В другой? Как вы поняли, что это равенства? Неравенства?

- Что помогло вам выполнить это задание?

- Как ещё можно разбить?

-Какая карточка лишняя во втором столбике?

Уберите её. Что осталось?

- Посмотрите, чем именно мы сегодня будем заниматься сегодня на уроке?

Учитель открывает 1 лист темы.

- Найдите значение переменной а

- Как называется первая математическая запись?

Также уравнение решаем у доски.

- Докажите, что вы решили правильно? Какой способ решения использовали?

Читайте также: