Ремонт автомобильных двигателей техника безопасности организация ремонта двигателей конспект

Обновлено: 06.07.2024

Данная разработка раскрывает следующие вопросы:

1.Порядок организации урока производственного обучения.

2.Использование правильных методов выполнения задания.

3. Работу с учащимися при выполнении задания.

4. Результат выполненной работы на уроке производственного обучения.

Умения и навыки, которые они получают на занятиях производственного обучения, в первую очередь им необходимы при прохождении производственной практики.

Приступая к этой методической разработке, я решил ряд проблемных вопросов.

1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся.

2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого профиля.

3. Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.

4. Необходимость знания особенностей своих обучающихся.

5. Самостоятельность при выполнении заданий.

6.Стремление проявить себя с положительной стороны.

ВложениеРазмер
razborka_sborka_dvigatelya_vnutrennego_sgoraniya_urok_proizvodstvennogo_obucheniya.docx 52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

Начального профессионального образования

открытого урока производственного обучения

Профессия: «Тракторист – машинист сельскохозяйственного

Мастер производственного обучения:

Мартынов Сергей Олегович

Тема: Разборка-сборка двигателя внутреннего сгорания.

Специальность: Тракторист-машинист с/х производства

Год обучения: 2 курс.

Количество обучающихся в группе: 20 учеников.

Научить разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма в двигателе внутреннего сгорания.

Обучающая задача: освоить и отработать приемы и способы разборки-сборки КШМ.

Развивающая задача: закрепить навыки по разборке-сборке КШМ.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к делу, прививать интерес к профессии.

Кривошипно-шатунный механизм в двигателе внутреннего сгорания.

ВАЛ КОЛЕНЧАТЫЙ С ВКЛАДЫШАМИ

ШАТУН С ПОРШНЕМ

МАХОВИК С ВЕНЦОМ

МАХОВИК С ВЕНЦОМ

ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

ВТУЛКА ВЕРХНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА

КОЛЬЦО МАСЛОСЪЕМНОЕ НИЖНЕЕ

КОЛЬЦО МАСЛОСЪЕМНОЕ ВЕРХНЕЕ

КОЛЬЦО КОМПРЕССИОННОЕ ВЕРХНЕЕ

ВКЛАДЫШ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА

КОЛЬЦО МАХОВИКА ЗАМКОВОЕ

ПЛАСТИНА ЗАМКОВАЯ КОРОТКАЯ

ПЛАСТИНА ЗАМКОВАЯ ДЛИННАЯ

БОРТ КРЫШКИ ШАТУНА

ВКЛАДЫШ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА

ЗАГЛУШКА ЩЕКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

К кривошипно-шатунному механизму относятся блок цилиндров с головкой, поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатуны, коленчатый вал с маховиком.

Метод урока: практический, показ, самостоятельная работа.

Средства обучения: наглядные пособия и технические средства обучения, инструкционные карты, плакаты.

Инструменты: гаечный ключ, торцевая головка, слесарные тисы. Ручной инструмент, широко применяемый при слесарно-сборочных работах для завертывания и отвертывания болтов, гаек и других винтовых соединений.

Межпредметные связи: спецтехнология, материаловедение, Устройство автомобиля.

1. Вводный инструктаж: (40мин)

1.1. Организационный момент: (10 мин) доклад дежурного по практике.

Вступительное слово мастера производственного обучения.

Знакомство учащихся с критериями оценок:

Учащиеся : воспринимают разъяснения мастера, участвуют в постановки задач урока.

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся (10 мин)

Мастер производственного обучения:

  • даёт полный ответ, используя при этом профессиональную терминологию.
  • работает по инструкционной карте.

1.3. Формирование ориентировочной основы действий обучающегося.

  • показ и объяснение приёмов, способов, технологии разборки КШМ, т.е предстоящей на уроке деятельности обучающегося, с комментариями во время работы.
  • восприятие показа и объяснение мастера.
  • вопрос—ответ.
  • объяснение правил и использование инструмента. Правила техники безопасности при работе в мастерской, предупреждение ошибок учащихся, что может привести к травме при работе с нарушением ТБ.
  • объясняет способы контроля и самоконтроля.
  • проверяет качество и порядок сборки КШМ.
  • использование инструкционных карт.
  • самостоятельно заполняет технологическую карту, т.е составляет последовательность выполнения операций по сборке КШМ.

2. Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа) обучающегося и текущий инструктаж мастера.

Инструмент разместить в порядке удобном для пользования. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите на край верстака детали, инструмент и приспособления. Пользуйтесь исправным инструментом и по прямому назначению. Перед началом практической работы в присутствии преподавателя убедитесь в надежности крепления стенда и исправности фиксирующих устройств. Поворачивать двигатель на стенде и снимать тяжелые детали можно только с разрешения преподавателя. Организация и руководство сборки КШМ двигателя учащегося, при выполнении операций по сборке КШМ, т.е. совершает не менее 3 целевых обходов рабочих мест учащихся. Индивидуальное инструктирование учащегося, повторный показ и объяснение приёмов сборки, если таковое необходимо. Освоение способов применения знаний, умений, полученных на теоретическом занятии. Проверяется, и оцениваются умения, владения инструментами.

2.1. Формирование новых способов действий.

  • организация и руководство упражнениями улучающегося, при выполнении операций по сборке КШМ, т.е совершает не менее 3 целевых обходов рабочих мест учащихся.
  • индивидуальное инструктирование учащегося, повторный показ и объяснение приёмов, если таковое необходимо.
  • приучение обучающегося к использованию письменного инструктирования в ходе выполнения учебных заданий, т.е технологических схем и карт.
  • отработка приёмов и способов выполняемой деятельности, т.е выполнение операций по сборке КШМ.
  • отработки правильных способов самоконтроля.
  • освоение способов применения профессиональных знаний, умений при сборке КШМ.
  • накопление профессионального опыта и совершенствование мастерства.

3. Заключительный инструктаж: (30мин)

3.1. Подведение итогов:

  • подведение Учебно-производственных итогов урока. Общий вывод по уроку. Огласить выполнение работ учащимися в лаборатории по соблюдению безопасности труда, провести анализ учащимися под руководством мастера случаев нарушения технологической, трудовой дисциплины и правил безопасности труда, а также активность и дисциплинированность учащихся, причины потерь рабочего времени отдельными учащимися.
  • Выставления оценок.
  • Провести опрос учащихся вопрос-ответ по проведенному уроку.
  • Выдача домашнего задания.
  • Уборка рабочих мест.

Мастер производственного обучения Мартынов С.О.

Из теоретического курса

Разработка урока "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"

Цель занятия: создание условий для формирования знаний об общем устройстве и работе двигателя внутреннего сгорания.

Обучающая: познакомить обучающихся с общим устройством и рабочими циклами четырехтактного карбюраторного двигателя легкового автомобиля;

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся понимания общего устройства двигателя внутреннего сгорания для определения неисправности и выбора методов ее устранения; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение других.

Методическая цель: связь теоретического обучения с практическим обучением.

повторить пройденный материал;

изложить информацию по теме;

закрепить полученные знания;

проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания обучающихся.

Оборудование, учебно-наглядные пособия:

Основной метод: объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи: химия, физика, черчение.

Раздаточный материал: учебники, карточки с заданиями по теме “Общее устройство автомобиля”.

I. Организационный момент.

(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)

Взаимное приветствие мастера производственного обучения и обучающихся.

Принятие рапорта у дежурного обучающегося о посещаемости, проверка готовности обучающихся к занятию.

II. Повторение пройденного материала.

(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.)

Какие детали автомобиля мы вспомнили? (Кузов, шасси, трансмиссия.)

Для чего служит кузов автомобиля? (Для размещения пассажиров, багажа. К кузову крепятся детали автомобиля.)

Какую функцию выполняет шасси? (Передача энергии от двигателя к колёсам и управление ими.)

Назовите детали шасси? (Трансмиссия, ходовая часть и системы управления.)

Из каких деталей состоит трансмиссия? (Сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост.)

Без чего все эти агрегаты автомобиля не могут работать? (Без двигателя.)

Мастер производственного обучения задает вопросы обучающимся:

Какие двигатели вы знаете, перечислите их?

Как они работают?

Как не допустить поломку двигателя?

Если происходит поломка двигателя, как устранить неисправность?

Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем вовремя определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.

IV. Работа по теме.

(Цель этапа: изложение нового материала.)

Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме “ Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания” с применением материалов презентации “Устройство автомобиля” (Приложение 2), схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания.

Применение данной формы работы (лекция-диалог), схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания способствует развитию познавательной деятельности обучающихся.

Мастер производственного обучения рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и схему двигателя внутреннего сгорания.

1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – самый распространенный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).

Какие типы двигателя вы знаете?

Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания.

Для чего нужен воздух? (Для поддержания горения в качестве окислителя.)

В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень.

Поршень перемещается вниз и через шатун действует на коленчатый вал.

В результате этого, что происходит с коленчатым валом? (Он вращается.)

Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик. (Мастер производственного обучения демонстрирует на макете)

Рассмотрим основные понятия о двигателе внутреннего сгорания и принцип его работы. (Слайд 3)

В каждом цилиндре установлен поршень.

Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ).

А крайнее нижнее положение как будет называться? (Нижней мертвой точкой (НМТ).)

Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота.

Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ.

Рабочий объем цилиндра – пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.

Рабочий объем двигателя – это рабочий объем всех цилиндров двигателя.

В каких единицах измерения выражается объём двигателя? (В литрах.)

Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя. Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.

Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8–10, у дизельного – 20–30.

От степени сжатия следует отличать компрессию. Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.

А если компрессия меньше степени сжатия. Что это означает? (Изношенность двигателя.)

Мощность двигателя – величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт).

В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя? (В лошадиных силах.)

При этом одна л.с. ≈ 0,74 кВт.

Крутящий момент ДВС численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия. Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.

Такт – процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров.

2. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. (Слайды 4, 5)

Мастер производственного обучения рассказывает теоретический материал и демонстрирует рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя на макете двигателя внутреннего сгорания и презентацию “Устройство автомобиля”.

1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.

И что происходит в этот момент? (Воспламенение рабочей смеси.)

А в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется от сжатия.

Под давлением расширяющихся газов, что происходит с поршнем и коленчатым валом? (Поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.)

4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы.

Куда попадают отработавшие газы? (Через выхлопную систему в атмосферу.)

При последующем ходе поршня вниз, цилиндр вновь заполняется рабочей смесью и цикл повторяется.

Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1–3–4–2, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.

Порядок работы цилиндров в восьмицилиндровом двигателе принят 1-5-4-2-6-3-7-8, что на бензиновом, что на дизельном.

В двигателе внутреннего сгорания применяются следующие механизмы: кривошипно-шатунный и газораспределительный.

V. Закрепление пройденного материала (практическая работа).

(Цель этапа: систематизация и обобщение знаний. Проверка объёма и глубины полученных знаний, умение использовать их на практике.)

Совместная работа мастера производственного обучения и обучающихся с опорой на макет двигателя внутреннего сгорания. Мастер производственного обучения задает вопросы, обучающиеся отвечают.

Показать детали двигателя внутреннего сгорания.

Рассказать о тактах двигателя внутреннего сгорания.

Рассказать о взаимосвязи деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Рассказать о порядке работы двигателя.

VI. Домашнее задание.

(Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)

Самостоятельная работа с учебником (гл.2, §2.1 учебника) и конспектом.

VII. Подведение итогов занятия, выставление оценок.

(Цель этапа: выяснение, что нового узнали обучающиеся на уроке; оценивание работы группы в целом и отдельных обучающихся.)

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

Техника безопасности при ТО и ТР автомобилей

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается:

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые образовательные технологии: профориентационная, здоровьесбережения, проектного обучения, ИКТ.

Материально-техническое оснащение:

- компьютер;

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация обучения. Цель и задачи урока

В конце урока мы узнаем о новых направлениях в диагностике механизмов и деталей двигателя.

Актуализация и обобщение знаний

Проверка домашнего задания (с демонстрацией электронной презентации на экране телевизора):

Группа 1. Устройство механизмов двигателя

1.Общее устройство и принцип работы двигателя

Двигатель внутреннего сгорания – преобразует энергию расширяющихся газов в механическую работу.

Карбюраторный двигатель состоит их двух механизмов: кривошипно-шатунного и газораспределительного,

и четырех систем: системы охлаждения, системы смазки, системы

Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя происходит за 2 оборота коленчатого вала:

1 такт: впуск горючей смеси: впускной клапан открыт, поршень идет вниз

2 такт: сжатие рабочей смеси : поршень идет вверх, клапана закрыты

3 такт: рабочий ход – газы давят на поршень и он проворачивает коленчатый вал, клапана закрыты

4 такт: выпуск отработавших газов: выпускной клапан открыт, поршень идет вверх

2. Назначение и детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

Назначение КШМ : преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение Кв.

Основные детали:


неподвижные: блок цилиндров, головка блока, крышка блока распределительных колес, поддон

подвижные: поршень с кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый вал, маховик.

Подшипники коленвала – сталеалюминевые вкладыши



3.Назначение и виды ГРМ. Привод.

Назначение ГРМ: служит для открытия и закрытия клапанов, обеспечивая: впуск горючей смеси, выпуск отработавших газов и надежную изоляцию камеры сгорания на 2 и 3 тактах.

Клапана заставляет открыться в нужный момент кулачек распределительного вала, который получает вращение от коленвала через шестерни. На шестерне распредвала зубьев в 2 раза меньше, поэтому распредвал за рабочий цикл делает один оборот. При сборке шестерни собираются по специальным меткам.

Шестерни распредвала - втулки из антифрикционного сплава

В зависимости от расположения распредвала механизмы газораспределения могут быть:

с нижним расположением распредвала – в блоке цилиндров

и с верхним расположением распредвала – в головке блока

4. ГРМ с нижним расположением распредвала

Основные детали механизма газораспределения с нижним расположением распредвала: распределительный вал, зубчатые колеса Рв и Кв, толкатель, штанги, коромысло, ось коромысел, клапана, направляющие клапанов.



5. ГРМ с верхним расположением распредвала. Тепловой зазор


При верхнем расположении Рв отсутствуют штанги и толкатели.

Чтобы клапана открывались в нужный момент, при сборке зубчатые колеса распределительного и коленчатого вала собираются по специальным меткам.


Для компенсации теплового расширения деталей выставляется тепловой зазор между коромыслом и кулачком или коромыслом и стержнем клапана при нижнем расположении.

В зависимости от модели автомобиля он может быть от 0,15 до 0,45 мм.

Группа 2. Понятие о техническом обслуживании

1.Цель и виды технического обслуживания.

Техническое обслуживание (ТО) профилактическое мероприятие, которое проводится в плановом порядке через определенную длительность пробега или срок работы подвижного состава поезда с целью поддержания работоспособности а/м при наименьшем изнашивании сопряженных деталей для предупреждения внезапных отказов в работе отдельных сборочных единиц.

Виды ТО: ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание. Перед техническим обслуживанием проводится диагностирование

2. Диагностирование. Виды.

Диагностирование - это определение технического состояния а/м без разборки.

Способы диагностирования: стенды, передвижные станции, датчики и приборы на панели а/м.

Виды диагностирования:

Д1- общее – проводится перед ТО-1-определяют состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность и пригодность к эксплуатации.

Д-2-углубленное - проводят перед ТО-2 – оценивается техническое состояние агрегатов, узлов и систем, уточняется объем работ ТО-2 и потребность в ремонте.

3. Периодичность проведения ТО

В зависимости от срока работы подвижного состава проводят:

ежедневное (ЕО) и сезонное (СО) обслуживание

Ежедневное обслуживание проводится перед выездом автомобиля и после работы и включает уборочно-моечные, контрольно-обзорные и заправочные работы.

Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к летнему и зимнему периодам и совмещается обычно с ТО-1 или ТО-2

4.Периодичность ТО-1 и ТО-2

ТО-1 и ТО-2 проводят в зависимости от пробега автомобиля

Периодичность: через 3 ТО-1 - проводят ТО-2

В ТО-1 и ТО-2 входят контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неполадок, снижения интенсивности износа деталей и предупреждающие отказы до очередного ТО.

Отличаются тем, что при ТО-1 работы производятся без разборки основных приборов и агрегатов, а при ТО-2 с разборкой – более углубленные.

Легковые автомобили

Самосвалы (карьерные)

Прицепы и полуприцепы

средней гр/п

большой гр/п

Грузовые автомобили

и автобусы на базе г/а

Группа 3.

Неполадки механизмов двигателя. Регламентные работы при ТО

1.Диагностирование механизмов двигателя

Неполадки или износ деталей механизмов двигателя приводят к потере мощности, повышенному расходу горючесмазочных материалов и сказываются на работе всех остальных систем двигателя. Поэтому необходимо систематически проверять их техническое состояние.

Диагностирование механизмов двигателя проводят:

- методом прослушивания в характерных точках

- проверкой давления в цилиндрах в конце такта сжатия

- по утечке воздуха из цилиндров

- объему газов, прорывающихся в картер

- по внешним признакам - цвету отработавших газов, появлению дыма, потере мощности, неравномерности нагрева патрубков в процессе прогревания и т.д.

2.Основные неисправности КШМ

1. Износ поршневых колец, поршней и гильз цилиндров, коренных и шатунных подшипников и шеек коленчатого вала, поршневых пальцев, отверстий в бобышках или бронзовых втулок верхней головки шатуна.

2. Повреждения прокладок головок блока цилиндров.

3. Ослабление крепления головки блока, поддона картера, постели распределительного вала.

3.Основные неисправности ГРМ:

1. Стук клапанов в следствие увеличения теплового зазора.

2. Неплотное прилегание клапанов к седлам из-за уменьшения или отсутствия теплового зазора, потеря упругости или поломка пружин клапанов.

3. Шум в приводе РВ в результате износа звездочек и цепи или вытягивания цепи.

4.Регламентные работы, выполняемые при ТО КШМ и ГРМ.

При ежедневном обслуживании двигатель очищают от внешних загрязнений и прослушивают при разных режимах.

При ТО-1 проверяют крепление головки блока и постели распредвала, герметичность соединения головки и поддона картера и уплотнения коленчатого вала

При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 подтягивают крепления поддона картера и головки цилиндров, регулируют тепловые зазоры клапанов и натяжение цепи привода распределительного вала.

При сезонном обслуживании промывка внутренних поверхностей блока, поддона, перед зимним сезоном двигатель утепляют.

4 группа. Проведение работ при ТО механизмов двигателя


1.Прослушивание стука двигателя производится на прогретом двигателе с помощью стетоскопа.

Его наконечником прикасаются к различным местам двигателя и по стуку определяют вид неполадок.

Например: в разъеме блока и головки можно услышать стук клапанов об днище поршня.

На уровне разъема картера - можно услышать неполадки коренных подшипников (вкладышей),

В зоне вращения кривошипов слушают неполадки шатунных

Характер стука

Область прослушивания

Режим работы Двигателя

выше плоскости разъема

уменьшении частоты вращения Кв сразу после пуска холодного двигателя.

сильный, глухой, низкого тона звук,

в плоскости разъема

при резком изменении|смене| частоты вращения коленного вала|.

более резок и звонкий

с|в сравнении с|о стуком коренных

в зоне вращения

при резком изменении|смене| частоты вращения коленчатого вала|.

во время выключения|выключающий| зажигания|зажигания| или форсунки в этом цилиндре

в 4 зоне| расположения

и нижнему положениям

во время изменения частоты вращения коленчатого вала| двигателя

подшипников и т.д.

2.Определение компрессии

Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия. Определяется компрессометром. Перед проверкой двигатель прогревают, потом выкручивают свечи зажигания из всех цилиндров и плотно вставляют резиновый конусный наконечник компрессометра в свечное отверстие цилиндра. Затем проворачивают коленчатый вал стартером, создав частоту вращения 200-| 300 об/мин.

|Нормальная величина компрессии прогретого двигателя должна превышать степень сжатия и находиться в пределах 10-12 кгс/см



3. Проверка герметичности цилиндров

Для проверки герметичности цилиндров в цилиндры двигателя подают сжатый (до 2-3 кгс/см2) воздух от стационарного компрессора через свечное отверстие (при закрытых клапанах). Если:

- воздух выходит через карбюратор или глушитель - клапаны неплотно прилегают к седлам;

- воздух выходит из картера через маслозаливную горловину - изношена цилиндропоршневая группа;

- воздух проходит в соседний цилиндр или в рубашку охлаждения - повреждена прокладка между головкой и блоком цилиндров.

4.Крепежные работы при ТО КШМ и ГРМ

В крепежные работы входит затягивание гаек (болтов) крепления головок цилиндров и постелей РВ


Подтягивание производят: в чугунном Дв - на прогретом двигателе, в алюминиевом - на холодном. Подтяжки делают динамометричним ключом.

На двигателе ЗИЛ-130 затягивания болтов крепления проводится при холодном Дв с моментом затягивания (7-9 кг). Запрещается делать подтяжку болтов при температуре двигателя ниже 0°С|. |


На рисунке показан порядок затягивания болтов постели распределительного вала в головке блока двигателей ВАЗ

5.Регулировка тепловых зазоров клапанов


Производится при ТО-2 помощи набора плоских щупов на холодном двигателе. Клапана по очереди выставляются в верхнюю мертвую точку. Отпускают контргайку клапана и вращают регулировочный винт. Щуп должен выходить с небольшим натягом. Удерживая винт, затягивают контргайку и снова проверяют зазор. На разных моделях он должен быть от 0,15 до 0,45 м

Систематизация знаний

4.1. Применение полученных знаний (работа в малых группах)

Постановка проблемных вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

Задача – ситуация 1:

Клиент обратился на СТО с жалобой на повышенный расход смазочного материала и большую дымность выпуска отработавших газов двигателя. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Если да, то назовите причину и методы устранения неисправностей?

Ответ: Причины:

- износ и поломка поршневих колец, потеря ими упругости

- износ канавок под поршневые кольца

- износ и повреждение гильз цилиндров

- подсос смазочного материала через зазоры между стержнями клапанов и направл. втулками

- нарушение уплотнений Кв

Задача-ситуация 2:

Клиент обратился на СТО с жалобой на стуки в двигателе. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Назовите причины и методы устранения неисправностей?

Ответ: Причины:

- поломка клапанних пружин и заедание клапанов

- задиры поверхностей гильз и поршней

- увеличенные зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел

- износ поршневих пальцев, отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов

- износ шатунных и коренных подшипников

Задача-ситуация 3:

Клиент при проведении ежедневного обслуживания обнаружил появление пузырьков воздуха в горловине радиатора..В чем причина? Назовите методы устранения неисправности?

Ответ: Причина:

- износ колец, потеря ими упругости, их закоксование или поломка, износ головки и блока цилиндров или стенок поршневых канавок, потеря герметичности клапанов или прокладки головки цилиндров

Задача-ситуация 4.

Клиент обратился на СТО с жалобой на падение мощности двигателя. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Если да, то назовите причину и методы устранения неисправностей?

Ответ: Причины:

- падение компрессии в результате износа цилиндропоршневой группы (износ колец, канавок, цилиндров)

- неправильная регулировка ГРМ

- накопление нагара в камере сгорания

Презентации групп: Причины неисправностей и их устранение.

5. Подведение итогов урока

Комментирование работы учащихся, выставление оценок.

6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе

1.Е.В.Михайловский, К.Б.Серебряков, Устройство автомобиля, Учебник для учащихся автотранспортных техникумов, Москва, Машиностроение, 1987. - 352 стр.

2. Ю.И.Боровских, Ю.В.Буралев, Устройство автомобилей, Практическое пособие, Москва, Высшая школа 1988.- 288 стр.

3. Ю.Г.Виноградов, К.С.Орлов, Материаловедение, Учебник для средн.проф.-техн.училищ, Москва, Высшая школа, 1983.- 256 стр.

4.С.И.Румянцев.А.Ф.Синельников. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для средн.проф.-техн.училищ, Москва, Машиностроение, 1989.- 272 стр.


1.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, требований по управлению грузоподъемными механизмами.
1.2 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда;
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;
1.2.9 Уметь применять средства первичного пожаротушения;
1.3 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта следующих опасных и вредных производственных факторов:
- движущиеся машины и механизмы;
- падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
- недостаточная или избыточная освещенность рабочих мест;
этилированный бензин;
- появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных сред;
- вредные вещества (этилированный бензин, вызывающий отравления при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадание в организм с пищей или питьевой водой).
1.4 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.10 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.11 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


По окончании работы работник обязан:
5.1.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.1.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.1.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.1.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.1.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
5.1.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Читайте также: