Религия искусство мораль обществознание конспект

Обновлено: 04.07.2024

- рассмотреть мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

- развитие познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся, расширение их кругозора по учебной дисциплине;

- развитие умений работать в должном режиме при однообразной и монотонной работе;

- развивать уверенность в своих силах, опираясь на полученные знания по учебной дисциплине “ Обществознание”, умение адекватно действовать в различных жизненных ситуациях и принимать правильные решения.

- воспитывать в себе любовь к большой и малой Родине, быть патриотом своего Отечества, народа, семьи;

- воспитывать целеустремленность, усидчивость, аккуратность, точность, ответственность за состояние дел порученном участке учёбы, работы, проводимых мероприятиях;

- способствовать развитию интереса к избранной профессии, прилагать усилия к совершенствованию своего будущего профессионального мастерства.

Тип учебного занятия

Учебное занятие по формированию новых знаний и умений

Формы организации учебного занятия

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ресурсы учебного занятия

  1. Материально-техническое обеспечение: мультимидийный проектор, раздаточный материал (тесты), карта мира, плакат “Мировые религии”
  2. Литература:
  1. Обществознание, авт. Важенин А.Г., ОИЦ “Академия” учебник, 2016 г.

Приемы и методы обучения

Словесные, наглядно-демонстрационные, самостоятельная работа

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обобщить и закрепить учебный материал по теме

Развивать логическое мышление и речь учащихся

Воспитание культуры общения на занятии и в повседневной жизни, навыков контроля и самоконтроля, умения самостоятельно работать и размышлять

Задачи урока:

-Формировать навыки выполнения задания части А ЕГЭ;

-Формировать умения вести дискуссию, выражать и отстаивать собственные мнения;

Оборудование:

- Толковый словарь С.Ожегова, раздаточные карточки для проверки знаний(приложения).

Демонстрации :

-Карточка дл проверки знаний учащихся по тестам

Технологии, применяемые на уроке :

I .Организационный момент :

- постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке(что должно быть сделано учащимися, чтобы их работа на уроке была эффективной);

-определение целей и задач, которых преподаватель хочет достигнуть на уроке;

-описание методов организации работы учащихся на уроке, настроя уч-ся на учебную деятельность, предмет и тему урока(с учетом реальных особенностей ласа).

II .Повторение изученного материала

-Определение целей на данном этапе урока

-Описание методов способствующих решению поставленных задач

-Описание критериев достижения целей и задач на данном уроке

-Описание методов организации совместной дейятельности учащихся с учетом особенностей группы

III .Закрепление изученного материала

-Постановка конкретной учебной цели перед учащимися( какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)

-Определение целей и задач на данном этапе урока

-Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся

IV .Домашнее задание

-Постановка целей самостоятельной работы для учащихся( что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)

-Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом

V Рефлексия. .Подведение итогов, выставление оценок

Предполагаемый результат

Использование указанных педагогических технологий на практике направлено, прежде всего, на повышение качества обучения и воспитания. Об эффективности применяемых мною на уроке педагогических технологий можно сделать вывод на основании положительной динамики результатов обучения: успеваемость и качество знаний по предмету выросли. - Личностно-ориентированная технология использовалась с целью развития и совершенствования личности учащегося.

I .Организационный момент

1.Проверка выполнения домашнего задания

Задание: Подобрать пару в дидактической игре( на поле написаны понятия, к которым надо подобрать пару)

Золотое правило морали

-Все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества

-Не делай другому того, чего себе не желаешь

-Сознательное предъявление требований к самому себе

-Внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы

-Личное глубокое осознание своего долга и ответственности (внутренний регулятор поведения)

-Объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять

-Вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах

-Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде

2.3 Проблемный вопрос : Как оценить поступок повара с точки зрения морали? Как оценить поведение Демьяна с точки зрения морали?

3.Самостоятельная работа учащихся с текстом информационной карточки №4

Задание: Подготовка устного развернутого ответа по информационной карточке №4

Какой афоризм вы выбрали? Почему?

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Совесть-это наш внутренний судья

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность

Великий греческий философ Сократ (по его словам) всю жизнь посвятил поиску ответа на вопрос: почему люди знают, как поступать, а поступают наоборот? А как бы вы ответили на этот вопрос?

-Какая из мировых религия самая распространенная? (Религия)

-Какая из мировых религия самая молодая? (Ислам)

-Какая из мировых религий самая древняя? (Буддизм)

-Назовите 3 направления христианской религии. (Православие, Католицизм, Протестантизм)

-Сколько мировых религий вы знаете? (3:Буддизм, Христианство, Ислам)

4.2 Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала

Задание для учащихся: какие из заповедей Библии наиболее значимы для вас? Потеряли ли они актуальность в наши дня? Почему?

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных)., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Мораль как форма регуляции поведения человека

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :

моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);

моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. К основным социальным функциям морали относятся:

§ оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

§ императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

§ воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

§ коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

§ гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

§ познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня).

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.

Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию для обучающихся 11 класса "Мораль. Религия".

Урок обществознания 11 класс

Тема: Мораль. Религия.

Цели: особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня нам будут нужны учебники, п. 10; тетради; и конечно ваши знания, размышления, чувства для того, чтобы раскрыть значение и значимость для каждого из вас и общества в целом, таких, на первый взгляд знакомых и простых понятий: Мораль и Религия. Данной темой мы будем заниматься два занятия.

2.Объяснение нового материала.

Прошу вас открыть с. 100,п. 10 и сравнить тему нашего урока в учебнике и на доске, нет ли различий, ошибок?

На доске нет точки, слова расположены далеко друг от друга.

Хорошо. Скажите, а если я вместо точки поставлю союз И? Это меняет тему, придаёт ей другое значение?

Точка обособляет, механическое соединение. Союз И подразумевает объединение этих понятий, возникает желание продолжить тему: Мораль и Религия это -?

Предлагаю записать тему урока в тетрадь без знаков препинания, в конце урока мы расставим,

образно говоря, все точки над И – сформулируем тему, выяснив, чего же больше в этих понятиях общего или различного, а может будут другие варианты.

Чтобы это сделать, нам необходимо набрать определённый материал, ваши предложения, что нам необходимо знать о морали и религии?

Понятие. История возникновения

Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся. Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.

Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:

Вопросы мораль религия

1. понятие Нормы, правила, регулирующие повеление Мировоззрение, мироощущение

человека и определённое ими поведение

людей на основе веры в бога

2. знаю - разная по эпохам - политеизм, монотеизм

- золотое правило - мировые религии, национальные, родоплеменные

- поддерживается силой общественного

- изучает этика - религоведение

общее - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

3. структура Вера, Нравственные категории, Нормы, Особая организация, Культ, Учение, Принципы, Категории долга (распределить) объяснить по учебнику

Принципы Особая организация

Нравственные категории Культ

Категории долга Учение

Вера – это вера в Бога как сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире. Чувства, эмоции, настроение

Культ – религиозные обряды, ритуалы, действия

Особая организация – церковь. Чёткое распределение обязанностей на каждом уровне её иерархии. Конфессии(вероисповедание)христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм, исмалитизм

Учение – идеи, понятия, принципы ( устройство мира, правила поведения нравственные принципы) Моисеевы заповеди. Нагорная проповедь Христа)

1ряд - работает по структуре морали стр. 104

3 ряд – работает по сравнению религиозного учения и моральных норм ( дополнительный материал)

Нормы- формы нравственного требования, определяющие поведение людей (заповеди)

Принципы - базовые моральные ценности( принцип счастья, любви)

Нравственные категории- понятия морали, которые носят всеобщий характер(Добро, зло, Долг).

Категория долга - точка пресечения морального сознания личности с добровольным выбором и поступком(хочу - должен)

Задание. Что общего или различного в христианских заповедях и моральных нормах?

Христианские заповеди - учение (Библия)

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

-не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

- Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Моральные запреты и требования (нормы):

- помогать в беде

-осуждение жадности, трусости, обмана, лицемерия, жестокости, зависти.

Одобрение свободы, любви, честности, великодушия, доброты, трудолюбия, скромности, милосердия, верности.

4. функции (распределить) РЕГУЛЯТИВНАЯ

4. Закрепление.

Вернёмся к теме нашего урока. Ваши предложения по её формулировке

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Параграф 9 с.

Продолжи высказывание: Религия и мораль – (разные варианты)

Вопрос 4 стр. 112

-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?

-Что неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?

Читайте также: