М е салтыков щедрин сказки для детей изрядного возраста конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели : выяснить причины обращения писателя к сказкам; какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, их идейную направленность; в чем художественное своеобразие сказок.

Эпиграф к урокам :

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Сказки Салтыкова-Щедрина

II. Определение основных тем сказок.

III. Работа над литературными терминами.

(Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм – едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.)

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

2) Какие советы дает своему сыну старый пискарь?

3) Как связаны у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно-бытовой, фантастический?

4) Какова жизненная позиция пискаря?

6) Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

1) С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

1) Каковы впечатления от прочитанной сказки?

2) Как автор называет Топтыгина I?

4) Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса – администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.)

V. Объяснение нового материала.

Рассказ учител я.

Художественное своеобразие сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.

Домашнее задание.

2. Проанализировать (письменно) одну из сказок, прочитанных самостоятельно.

Абсурд — нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.

Аллегория — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.

Гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения.

Гротеск — художественный приём, комически или трагикомически, причудливо и контрастно сочетающий реальное и фантастическое, правдоподобие и карикатуру.

Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл.

Эзопов язык — тайнопись в литературе, когда образы людей заменяются на образы животных, несущих определенную черту характера.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 368 с.

Дополнительная литература:

1. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература, 10 класс: в 2 частях. М.: Русское слово, 2017. 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Первоначально в сборник входило 23 произведения, сейчас он насчитывает 32 и включает те, что раньше не были пропущены цензурой.

Сказки, по мнению критиков, отражают идейно-художественные искания Салтыкова-Щедрина. В них затрагиваются темы власти, народа, интеллигенции и рассматриваются нравственно-этические проблемы.

Существует ряд причин, по которым Салтыков-Щедрин выбирает для своих произведений жанр сказки. Появление демократически настроенного читателя даёт возможность донести важные темы, используя эзопов язык. Сатирические образы позволяют раскрыть проблемы общества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Цели урока:

Образовательная : выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность

Воспитательная: воспитывать те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.

Предварительное домашнее задание

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А. В. Луначарский

Ход урока

I. Опрос по вопросам домашнего задания

1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887 г.).

♦ Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

2. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

3. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, критик и публицист?

II. Слово учителя

М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.

Запись в тетрадях:

IV. Основные темы сказок

V. Работа над литературным терминами

Фантастика - несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.

Ирония (от греч. eironeia - притворство, насмешка) - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм (от греч. sarkasmas - издевательство) - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм - разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Литота (от греч. litotes - простота) - это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь - своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

VI. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.)

- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

- С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

- Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

- Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

- Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?

Выводы. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.

VII. Художественное своеобразие сказок

♦ Сказки Салтыкова-Щедрина - политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.

Домашнее задание

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

Это взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.

Условно все сказки С.-Щ. можно разделить на 4 тематические группы:

Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

- Кто такой Пустопляс? Расскажите предание о родстве Коняги и Пустопляса.

«Коняга и Пустопляс - одного отца дети. Жил, во времена оны, старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежливый и чувствительный, а Коняга – неотесан-ный и бесчувственный. Долго терпел старик Конягину неотесанность, долго обоих сыновей вел ровно, как подобает чадолюбивому отцу, но наконец рассердился и сказал: "Вот вам на веки вечные моя воля: Коняге - солома, а Пустоплясу - овес". Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу привели в хлев и бросили охапку прелой соломы: "Хлопай зубами. Коняга! А пить - вон из той лужи".

- Почему же вдруг решил Пустопляс проведать Конягу? Какое открытие он сделал?

- Какие же предположения об источнике живучести коняги выдвигают пустоплясы?

- Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных эксплуатацией. Разговоры пустоплясов сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в 80-е годы 19 века (либералы, славянофилы, народники, угнетатель).

- Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, характерные черты которых:

- связь с УНТ (писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, пословицы и поговорки);

- аллегоричность, политическая острота, сочетание реального и фантастического;

- в основе сказок – антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.

Использованная литература

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Читайте также: