Реформы избранной рады 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.

Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

суть и характер реформ Ивана IV

органы управления государством во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

Учащиеся должны уметь:

умения передавать содержание текста в сжатом виде

проводить информационно-смысловый анализ текста

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Оборудование:

Ход урока

I. Изучение нового материала:

Боярское правление в начале XVI в.

Личность Ивана IV.

Укрепление центральной власти

Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.

Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 написать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

Реформы Елены Глинской:

введение … (единой денежной единицы (московский рубль)

создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)

основание … (Монетного двора)

введение … (единых единиц длины и веса.)

Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ ?

2. Личность Ивана IV.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом

Дидактический материал для работы групп.

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.

Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд) Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?

Работа с текстом учебника: стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

3. Укрепление центральной власти

Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.

Так назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).

Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

Так назывались центральные органы управления (приказы).

Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.

Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.

Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию. (Слайд)

1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.

Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.

1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне

Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.

Запись: выборные органы:

следили за соблюдением законов и порядка:

Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения

4. Военная реформа

Рассказ учителя: Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.

Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.

Выставление оценок за активную работу на уроке.

II. Домашнее задание:

Читайте также: