Речевой этикет и вежливость 8 класс конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родной (русский) язык, 8А класс

Тема: Речевой этикет и вежливость

Добрый день, учащиеся 8А!

Задание 1. Вспомним! (Устно)

- Что такое речевой этикет?

Проверьте себя: Речевой этикет - правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

-Что такое речевая ситуация?

Проверьте себя: Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

- Что такое этикетные слова?

Проверьте себя: Этикетные слова - слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Задание 2. Теоретический материал.

Задание 3. Закрепление. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Какие правила речевого общения и речевого поведения отражены в данных пословицах. О каких нравственных качествах человека говорится в пословицах?

Какие еще русские пословицы, отражающие речевое поведение, Вы знаете? Запишите их (не менее 5).

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Задание 4. Пользуясь толковыми словарями и словарями синонимов, найдите не менее пяти синонимов к слову вежливость в современном русском языке. Запишите их значение и стилистические пометы.

- Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими понятиями познакомились?

- Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.

-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?

- Что такое правило?

- В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.

ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.

- Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.

- Какое значение использовано в теме урока? (3)

- Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.

2. Работа в справочнике.

- Запишем в справочнике:

2 . Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

- Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.

3. Работа в справочнике

Правила речевого поведения:

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации , то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Урок родного языка

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.

Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.

Какие это слова?

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка

Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.

Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.

1 ряд – Из истории русского этикета.





2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

Чтобы понять, вежлив ли человек и умеет ли общаться, нужно оценить речевой этикет , который является важным элементом культуры каждой нации. Правила и нормы общения регулируют поведение людей в соответствии с требованиями социума. Всегда взаимосвязаны вежливость и речевой этикет, поскольку нельзя сказать, что человек вежлив, если он общается грубо с использованием ненормативной лексики.

Речевой этикет и вежливость

Вежливость, согласно словарю по этике, – моральное качество человека, основанное на уважении к окружающим. В то же время, это и деликатность, такт, а также доброжелательность и отзывчивость. Вежливый человек никогда не проигнорируют просьбу о помощи.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.

По этой причине речь вежливого человека всегда построена на доброжелательстве:

  • здравствуйте – пожелание здоровья;
  • благодарю – благо дарю за какую-либо услугу;
  • спасибо – спаси бог.

Таким образом, вежливость – форма проявления уважения, которая выражается в правилах речевого этикета.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.

В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.

В устном общении следует придерживаться таких правил:

  • необходимо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику;
  • нельзя выражать пренебрежение, наносить обиды и оскорбления;
  • рекомендуется избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника;
  • недопустимо употреблять грубые и бранные слова, а также допускать пренебрежительного тона;
  • нужно проявлять скромность, не навязывать другим своего мнения и ценностей.

Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.

Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.

Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Вежливость – это доброжелательность, проявление сострадания и такта. Грубая речь, высокомерие и пренебрежительное отношение к окружающим – прямые нарушения культуры речи, которые негативно сказываются на репутации человека.

Читайте также: