Как мы используем алфавит 2 класс школа россии конспект урока с презентацией
Обновлено: 07.07.2024
Задачи урока:
- закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке,
формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;
- развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;
- воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.
Планируемые результаты:
Личностные умения: осознавать роль языка в речи и жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; оценивать результаты своей деятельности, делать выводы.
Метапредметные умения:
познавательные умения:
- научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
регулятивные умения:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;
коммуникативные действия
- распределять роли и очередность действий при работе в паре
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в обсуждении
Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке,
формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;
Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Алфавит
обобщить первоначальные сведения об азбуке,
определить роль алфавита в жизни людей,
формировать умение пользоваться алфавитом,
развитие мышления, памяти.
Решаемая проблема: как мы используем алфавит.
Планируемые результаты :
Знание букв русского алфавита
Регулятивные:
удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий.
Научиться пользоваться алфавитом
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью,
формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.
Готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
И всё получится у нас!
Чудесное время года, восхищавшее многих поэтов, художников, музыкантов, сегодня у нас в гостях. И в тетради мы запишем 5 ноября классная работа.
Минутка чистописания.
- послушайте внимательно стихотворение.
- Какой звук встречается чаще?
- Мы запишем заглавную и строчную буквы з.
Создание проблемной ситуации.
- Буква з встречается в следующей пословице.
- Прочитайте пословицу. Аз да буки, а там и науки.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-О чем пойдет речь на уроке?
Изучение нового материала.
--И сегодня мы не представляем жизнь без букв, письма, чтения.
А интересно, как появились первые буквы, в каком порядке расположены они в русском языке и почему? На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить.
Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. Как называется этот порядок? ( АЛФАВИТ).
Слово алфавит составлено из первых двух греческих букв: альфа и бета.
История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобилось сотни лет для того, чтобы она стала знаком – условным сочетанием чёрточек, клинышек и линий.
Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква – знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ.
Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: аз, буки, чтобы получилась – название всех букв вместе, расставленных по порядку.
В сущности, слово АЗБУКА можно считать переводом слова АЛФАВИТ.
Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием.
--Скажите, ребята, а где мы с вами встречаемся с алфавитом? (В библиотеке, шк. журнал, слова в словарях)
- А можете ли вы сказать, какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка? В этом нам поможет разобраться упр.122.
-Каких букв здесь нет?
-Сколько в русском алфавите гласных букв? Сколько гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?
А теперь хором прочитайте алфавит, правильно называя буквы. Приготовились, первый ряд начинает, а второй и третий продолжают. Будьте внимательны! ( называют алфавит)
- Буквы, которые мы прочли встречаются в следующих словах.
- Прочитайте внимательно и скажите, какая тема объединяет эти слова?
-Расположим слова в алфавитном порядке.
Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, береза.
- Какие слова-признаки можно подобрать к слову осень?
-Да, ребята, осенью вся природа одевается в желтый наряд, как в золото.
Ребята, а какие знакомые орфограммы встретились в этих словах.
Работа по теме урока.
Работа с интерактивной доской
- А теперь мы должны расположить в алфавитном порядке словарные слова. Но мы в алфавитном порядке расставляли те слова, которые отличались первой буквой. А что же нам делать, если первая буква одинаковая? Давайте запишем эти слова.
Физкультминутка.
- Какое явление природы удивляет нас осенью. листопад. Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке. Кто больше составит слов из букв данного слова? Из каких слов состоит слово листопад? Прочитайте предложение. В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат. Как вы понимаете слово чаща? Это слово встречается в упр.123.
- Выполните упр. 123 с.82
- Прочитайте остальные слова. Что они обозначают? (эскимо, уха, каша)
- Запишите слова в алфавитном порядке.
Физкультминутка для глаз
Клен роняет листву, а вы глазками следите за листьями.
Самостоятельная работа.
Осень шлет вам свой привет. Все листочки с заданиями. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и выберет себе понравившийся листочек.
Расположите слова в алфавитном порядке.
Гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния.
Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних.
Составь и запиши рассказ по картине, используя опорные слова. Опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, падают, вершины деревьев, гриб.
Домашнее задание.
Повторить алфавит. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.
Что нового узнали на уроке?
Что же такое АЛФАВИТ? АЗБУКА?
Давайте оценим свою работу при помощи листиков.
Зеленый листик – не возникло трудностей на уроке
Желтый листик – возникли небольшие трудности
Красный листик – было трудно
1.Сколько букв в современной русской азбуке?
2.Сколько гласных букв в азбуке?
3. Кто создал первую азбуку?
А) Кирилл и Мефодий Б) Лев Толстой В) А.С.Пушкин
4. Как называлась первая азбука?
А) глаголица Б) кириллица В) латиница
5. На какие буквы не бывает слов в русском языке?
А) х, й, э Б) ъ, ь, ы
6. Какие гласные в определенных обстоятельствах обозначают два звука? А) а, о, и, у Б) я, ю, е, е
-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб для пользы научиться.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.
Самоопределение к деятельности
Самоопределение к деятельности
-Я буду загадывать загадки, а вы записывать только первую букву отгадок.
На окошке - пруд,
В нем рыбешки живут.
Я люблю прямоту и сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Он живёт в семье большой,
Носит колпачок цветной,
В руки просится играть
И умеет рисовать.
Своего он дела мастер,
Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.
Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой.
Будем весь урок писать,
- Какое слово у вас получилось?
-Что такое алфавит?
-Алфавит- это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, своё начертание и своё название.
Гигиенические правила письма
Упражнения в письме буквы
Словарная работа
Работа со словарным словом
- Итак, вспомним правило посадки.
-Каждый должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.
- Как положим наши тетради?
- Во время письма рука осуществляет движение по кругу с центром в локте.
- Хорошо. Как держим ручки?
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.(+минутка чистописания).
-Откройте учебник на странице 81-ой, с каким новым словарным словом мы сегодня с вами познакомимся?
Читайте также: