Как мы используем алфавит 2 класс школа россии конспект урока с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Задачи урока:

- закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;

- развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;

- воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

Планируемые результаты:

Личностные умения: осознавать роль языка в речи и жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; оценивать результаты своей деятельности, делать выводы.

Метапредметные умения:

познавательные умения:

- научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

регулятивные умения:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

коммуникативные действия

- распределять роли и очередность действий при работе в паре

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в обсуждении

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Алфавит

обобщить первоначальные сведения об азбуке,

определить роль алфавита в жизни людей,

формировать умение пользоваться алфавитом,

развитие мышления, памяти.

Решаемая проблема: как мы используем алфавит.

Планируемые результаты :

Знание букв русского алфавита

Регулятивные:

удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Личностные: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету

Познавательные:

рефлексия способов и условий действий.

Научиться пользоваться алфавитом

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью,

формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.

Готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

И всё получится у нас!

Чудесное время года, восхищавшее многих поэтов, художников, музыкантов, сегодня у нас в гостях. И в тетради мы запишем 5 ноября классная работа.

Минутка чистописания.

- послушайте внимательно стихотворение.

- Какой звук встречается чаще?

- Мы запишем заглавную и строчную буквы з.

Создание проблемной ситуации.

- Буква з встречается в следующей пословице.

- Прочитайте пословицу. Аз да буки, а там и науки.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-О чем пойдет речь на уроке?

Изучение нового материала.

--И сегодня мы не представляем жизнь без букв, письма, чтения.

А интересно, как появились первые буквы, в каком порядке расположены они в русском языке и почему? На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить.

Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. Как называется этот порядок? ( АЛФАВИТ).

Слово алфавит составлено из первых двух греческих букв: альфа и бета.

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобилось сотни лет для того, чтобы она стала знаком – условным сочетанием чёрточек, клинышек и линий.

Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква – знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ.

Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: аз, буки, чтобы получилась – название всех букв вместе, расставленных по порядку.

В сущности, слово АЗБУКА можно считать переводом слова АЛФАВИТ.

Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием.

--Скажите, ребята, а где мы с вами встречаемся с алфавитом? (В библиотеке, шк. журнал, слова в словарях)

- А можете ли вы сказать, какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка? В этом нам поможет разобраться упр.122.

-Каких букв здесь нет?

-Сколько в русском алфавите гласных букв? Сколько гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?

А теперь хором прочитайте алфавит, правильно называя буквы. Приготовились, первый ряд начинает, а второй и третий продолжают. Будьте внимательны! ( называют алфавит)

- Буквы, которые мы прочли встречаются в следующих словах.

- Прочитайте внимательно и скажите, какая тема объединяет эти слова?

-Расположим слова в алфавитном порядке.

Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, береза.

- Какие слова-признаки можно подобрать к слову осень?

-Да, ребята, осенью вся природа одевается в желтый наряд, как в золото.

Ребята, а какие знакомые орфограммы встретились в этих словах.

Работа по теме урока.

Работа с интерактивной доской

- А теперь мы должны расположить в алфавитном порядке словарные слова. Но мы в алфавитном порядке расставляли те слова, которые отличались первой буквой. А что же нам делать, если первая буква одинаковая? Давайте запишем эти слова.

Физкультминутка.

- Какое явление природы удивляет нас осенью. листопад. Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке. Кто больше составит слов из букв данного слова? Из каких слов состоит слово листопад? Прочитайте предложение. В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат. Как вы понимаете слово чаща? Это слово встречается в упр.123.

- Выполните упр. 123 с.82

- Прочитайте остальные слова. Что они обозначают? (эскимо, уха, каша)

- Запишите слова в алфавитном порядке.

Физкультминутка для глаз

Клен роняет листву, а вы глазками следите за листьями.

Самостоятельная работа.

Осень шлет вам свой привет. Все листочки с заданиями. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и выберет себе понравившийся листочек.

Расположите слова в алфавитном порядке.

Гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния.

Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних.

Составь и запиши рассказ по картине, используя опорные слова. Опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, падают, вершины деревьев, гриб.

Домашнее задание.

Повторить алфавит. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.

Что нового узнали на уроке?

Что же такое АЛФАВИТ? АЗБУКА?

Давайте оценим свою работу при помощи листиков.

Зеленый листик – не возникло трудностей на уроке

Желтый листик – возникли небольшие трудности

Красный листик – было трудно

1.Сколько букв в современной русской азбуке?

2.Сколько гласных букв в азбуке?

3. Кто создал первую азбуку?

А) Кирилл и Мефодий Б) Лев Толстой В) А.С.Пушкин

4. Как называлась первая азбука?

А) глаголица Б) кириллица В) латиница

5. На какие буквы не бывает слов в русском языке?

А) х, й, э Б) ъ, ь, ы

6. Какие гласные в определенных обстоятельствах обозначают два звука? А) а, о, и, у Б) я, ю, е, е

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб для пользы научиться.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Самоопределение к деятельности

Самоопределение к деятельности

-Я буду загадывать загадки, а вы записывать только первую букву отгадок.

На окошке - пруд,

В нем рыбешки живут.

Я люблю прямоту и сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Он живёт в семье большой,

Носит колпачок цветной,

В руки просится играть

И умеет рисовать.

Своего он дела мастер,

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой.

Будем весь урок писать,

- Какое слово у вас получилось?

-Что такое алфавит?

-Алфавит- это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, своё начертание и своё название.

Гигиенические правила письма

Упражнения в письме буквы

Словарная работа

Работа со словарным словом

- Итак, вспомним правило посадки.

-Каждый должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

- Как положим наши тетради?

- Во время письма рука осуществляет движение по кругу с центром в локте.

- Хорошо. Как держим ручки?

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.(+минутка чистописания).

-Откройте учебник на странице 81-ой, с каким новым словарным словом мы сегодня с вами познакомимся?

Читайте также: