Речь и альтернативная коммуникация 4 класс вариант 2 надомное обучение конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тема: Привлечение к себе внимания словом, предложением.

Цель: формирование у детей с ОВЗ навыков использования средств альтернативной коммуникации, способствующей их социальному развитию.

Образовательные:

- развивать умения понимать речь и выражать свои мысли и чувства с помощью речи (установление контакта с ребенком, использование речевых и неречевых средств коммуникации: слово, мимика, жесты)

Коррекционно – развивающая:

- обучать способам невербального и вербального общения, направленным на развитие умений устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться исполнения своих желаний, усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

- развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Предпологаемые результаты: дети должны научиться.

- смотреть в сторону говорящего

- слушать обращенную речь к ним

- менять свое поведение по речевой инструкции

- сотрудничать с педагогом и сверстниками.

- выражать свои желания с использованием слова и предложения.

1. Организационный момент .

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Основная часть.

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

ВложениеРазмер
rech_i_alt._kom_4_k.docx 35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и альтернативная коммуникация, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.
  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

  • развитие речи;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
  • воспитывать интерес к процессу обучения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:

  • Повторение;
  • Чтение и письмо
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

3. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 1час в неделю.. Из них:

IV ч. – ч. Всего в год –34 часа

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Потребность в коммуникации.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
  • Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

В раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понимание слов обозначающих предмет овощи: помидор, огурец.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации.

Задачи:

Формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – овощи: помидор, огурец.

Развивать общую и мелкую моторику, через работу с предметными картинками и физ. минутку;

Развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;

Развивать слуховое внимание, через словестную инструкцию за учителем;

Развивать зрительное восприятие, через работу с предметными картинками;

Развивать подвижность речевого аппарата, через артикуляционную гимнастику.

Воспитывать интерес к учебной деятельности;

1. Организационный момент

Прозвенел звонок начинаем мы урок.

-Садись ровно. Спина прямые, руки перед собой.

Даша встает из-за парты, здоровается с учителем.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Даша выполняет артикуляционную гимнастику совместно с учителем.

-Даша посмотри, у тебя на парте стоит корзина.

-Что в ней лежит? (учитель проговаривает и показывает - в корзине лежат огурец, помидор).

- Помидор и огурец – это ОВОЩИ.

Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, называть овощи – огурец, помидор.

Даша обследует содержимое корзины, (педагог совместно с ребенком проговаривает ответ, просит повторить за педагогом).

-Даша, слушай внимательно.

- Любят люди с давних пор,

Спелый, красный – помидор (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это помидор, он красного цвета, гладкий на ощупь, круглой формы – на магнитной доске выложена форма - круг. Помидор – это овощ).

- Вот зеленый молодец,

Он зовется – огурец (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это огурец, он зеленого цвета, гладкий на ощупь, имеет форму овала - на магнитной доске выложена форма - овал).

Встаем из-за парты и выполняем

Физкульт. Минутку (маленький гном).

- Помидор и огурец – это овощи.

- Овощи растут в огороде на грядках (слайд 1).

- Но для того чтобы вырастить овощи, их нужно посадить. Сначала в землю сажают семена, потом за ними ухаживают поливают (слайд 2).

- Даша сейчас мы тоже посадим наши семена в почву (учитель показывает как семена закладывают в почву – оборудование кинетический песок, песочница, искусственные камни имитирующие семена).

Молодец, Даша посадили семена.

- Овощи очень полезные, в них много витаминов (учитель показывает натуральные объекты помидор и огурец). Они нужны нам чтобы быть здоровыми, их обязательно нужно употреблять в пищу.

- Даша посмотри внимательно на доску, с лева на картинке – помидор, помидор – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки помидор.

- Даша посмотри на доску, с права на картинке – огурец, огурец – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки огурец.

- Молодец, посмотри мы обвели контур по пунктирным линям – что получилось? (учитель проговаривает круг, какой овощ имеет круглую форму? – помидор).

- Посмотри, здесь мы тоже обвели контур по пунктирным линиям – что получилось?(учитель проговаривает овал, какой овощ имеет овальную форму? – огурец).

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает помидор и просит повторить, помидор).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку помидор.

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает огурец и просит повторить, огурец).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку огурец.

Даша выполняет действия самостоятельно (учитель проговаривает и стоит напротив выполняя аналогичные действия, Дарья повторяет).

Задачи: формирование представлений о семье;

формирование умений соотносить себя с соответствующей пиктограммой;

формирование умений узнавать / различать членов семьи;

формирование умений соотносить членов семьи с ответствующей пиктограммой и фотографией;

формирование интереса к процессу общения;

развитие навыков подражания: звукоподражаний, действий;

развитие мелкой моторики, внимания, памяти;

формирование усидчивости, аккуратности;

воспитание бережного отношения к учебным принадлежностям, тетрадям, воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Садитесь.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 6).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.




Покажи, где пиктограмма ребенок, где человечек на синем фоне?

Если ребенок сам не показывает пиктограмму, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

А где нарисован ребенок?

Что у ребенка в руках?

Если ребенок не говорит, учитель озвучивает, то, что показал ребенок.

Посмотри на прошлом уроке мы к этому изображению провели стрелку от пиктограммы.

Это ребенок (учитель показывает на пиктограмму).

Как тебя зовут? (показывает на надпись около изображения ребенка)

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 3).


Скажи еще раз как тебя зовут?

А ты кто: девочка или мальчик?

Покажи где, на рисунке мальчик (девочка)?





Если ребенок сам не показывает нужный рисунок, учитель его рукой показывает и повторяет инструкцию снова.




Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого; на последней строчке сгибаются все пальчики одновременно. Повторяется 2 раза: для правой и левой руки.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 8, 6, 7).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.




Найди здесь картинку, где нарисована мама.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисован папа.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисована бабушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисован дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.



Найди здесь картинку, где нарисована вся семья: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.

Зажмурили сильно глазки, открыли глазки, зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Закрыли глазки, легли на парту на ручки, отдохнули (20-30 сек.). Зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Отдохнули и продолжаем работать.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 1).


Покажи, где здесь …… (имя ребенка).


…… (имя ребенка) кто: мальчик или девочка?





Покажи, где на фотографии мама.

Покажи, а где пиктограмма мама.

Покажи, где на фотографии папа.

Покажи, а где пиктограмма папа.

Покажи, где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, а где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, где пиктограмма дедушка (деда).

Покажи, а где пиктограмма дедушка (деда).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

Учитель показывает сюжетные картинки с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.


Ребята, наш урок заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с пиктограммами, которые обозначают членов ваших семей. Узнали как обозначаются мама, папа, бабушка и дедушка.

Ученики стоят возле парт и садятся по команде учителя.

Ученики открывают тетради, если умеют работать по образцу (стр. 6).

Ученик показывает пиктограмму (если может).

Ученик показывает на изображение ребенка.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и одновременно старается копировать речь учителя (произносить отдельные звуки, слоги, слова).

Ученик показывает картинку мамы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку папы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку бабушки (бабы).

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку дедушки.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку всей семьи.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- с учебным планом МБОУ СШ №5 на 2020-2021 учебный год;

- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.

Цель обучения – формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Общая характеристика учебного предмета.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.).

Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Описание места предмета в учебном плане

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Критерии оценки результатов обучения

Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на логопедических занятиях учащимся не ставится.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам логопедического обследования устной и письменной речи, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в речевых картах учащихся и итоговом отчете учителя логопеда за год.

Содержание учебного предмета

1. Коммуникация. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание местоимения я. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Читайте также: