Развитие речи подготовительная группа апрель конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам.

Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты).

Обогащать словарь детей новыми словами.

Продолжать учить правильному согласованию слов.

Развивать внимание , память, логическое мышление.

Оборудование:

Конверт с письмом;

Карточки с признаками весны;

Массажные шарики су-джоки;

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята к нам в группу пришло письмо! Послушайте, я вам его прочитаю.

Ответ детей.

Воспитатель : Ребята, поможем сказочнику расколдовать сказку?

Ответ детей. Да.

Воспитатель: Проходите, садитесь на стульчики. А я расскажу вам сказку.

(Садятся на стульчики перед экраном)

Воспитатель рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить зиму?

Ответ детей.

Если дети затрудняются, загадываю загадку про солнышко.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все .

На экране солнышко. (Слайд 2)

Воспитатель: Правильно, ребята это солнышко. Какие пословицы о солнышке вы знаете?

Ответ детей:

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

При солнышке тепло, при матери добро.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Весеннее солнышко землю пробуждает.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Воспитатель: Молодцы ребята! Много пословиц о солнышке знаете.

Воспитатель: А вы знаете, какое оно весеннее солнышко, на что похоже?

Дети встают полукругом возле стульчиков.

Солнце жёлтое , как (одуванчик, лимон, и т.д)

Солнце круглое , как (мячик, шарик, клубок)

Солнце ласковое , как (мама, бабушка) .

Солнце румяное , как (яблоко, блинчик и т.д)

(Садятся на стульчики у экрана)

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки.

Мы колечки соберем, золоченые возьмем,

Покатаем, поваляем, и назад тебе вернем.

(Слайд 3 Анимированное солнышко)

Воспитатель: Ребята, вы так много всего рассказали о солнышке. Посмотрите, как оно весело заиграло своими лучами. И поэтому еще сильнее стало пригревать.

(Слайд 4 Пустой)

Воспитатель: Ребята, а дальше сказка заколдована и обрывается. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы признаки весны.

Предлагаю вам самим продолжить сказку, а карточки, которые лежат в конверте нам в этом помогут .

Раздаю карточки из конверта. Ребята садятся за столы

Рассматриваем карточки.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно рассмотрели карточки.

Ответ детей.

Воспитатель: Тогда глядя на свою картинку, расскажите, как же солнце помогает Весне ? Какие весенние признаки на вашей картинке?

Ответ детей:

Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.

Начал таять снег.

Потекли и зажурчали ручьи.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы с вами еще раз назовем признаки весны.

(На экране выходит слайд 5, на нем по щелчку выходят весенние признаки, последний ветка с почками. Дети называют полным ответом)

Воспитатель: Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Дети: Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Дети: Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Дети: Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Дети: Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Дети: Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Дети: Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Дети: Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Воспитатель : Молодцы! Ну что, ребята, продолжим расколдовывать сказку?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Проходите на стульчики, устраивайтесь поудобнее.

Воспитатель: Предлагаю вам представить, что мы в лесу, где очень тихо. (Слайд 5 по щелчку выходит картина Весеннего леса с аудиозаписью голосов птиц)

Закройте глаза и послушайте.

Воспитатель: Что вы слышите?

Ответ детей: Голоса птиц.

Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются на родину ?

Ответ детей: Перелётные.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответ детей: Ласточка, скворец, журавль, грачи, стрижи, соловей, цапля, лебедь.

Воспитатель: Как вы считаете, какая из птиц возвращается первой в родные края?

Ответ детей: Грачи. (Слайд 6 грач)

Воспитатель: Правильно ребята. Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.

Воспитатель: Как вы думаете, кто из птиц прилетает последний?

Ответ детей. Ласточки (Слайд 7 ласточка)

Воспитатель: Почему?

Ответ детей: Ласточки, стрижи; прилетают тогда, когда появляются насекомые.

Воспитатель: Как вы думаете, чем с весной занимаются птицы?

Ответ детей: Строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что птицы непоседы.

Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.

Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.

Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.

(Слайд 8 с игрой) все действия по щелчку

  • Воробей (что сделал?) прилетел.
  • Вокруг дерева . (облетел)
  • В гнездо . (залетел)
  • Из гнезда. (вылетел)
  • С ветки на ветку . (перелетел)
  • И на другое дерево . (улетел)

Воспитатель: Молодцы, вы все действия назвали правильно.

Воспитатель: Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайте ручки вверх, Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,

Так лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише,
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, топтался и рычал.
Хотел он очень меда, а где достать, не знал.

Воспитатель: Продолжаем расколдовывать сказку?

Ответ детей.

Воспитатель: Весной от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют - меняют шерсть. Все звери выводят потомство.

Воспитатель: Молодцы ребята вы назвали всех детенышей правильно.

Воспитатель : Ребята, мы с вами очень много рассказали о весне. А теперь я предлагаю вам попробовать рассказать сказку, картинки подсказки вам помогут .

Достаю мнемотаблицы из конверта. Дети садятся за столы.

Дети составляют рассказы с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: Ребята, рассказывать свою сказку вы будете по картинкам. Для того, чтобы всем было понятно о чем вы будете рассказывать, ваша карточка будет появляться на экране.

(Всего 8 Таблиц)

Слайд 17 пустой

Рассказы детей по таблицам.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Какая замечательная сказка у вас получилась!

1. Продолжать формировать умение внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его.

2. Побуждать к запоминанию текста и выразительному чтению стихотворения.

3. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские умения детей при чтении стихотворения (интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Развивающие :

1. Развивать память, слуховое восприятие, воображение.

2. Упражнять детей в повторении строк стиха с различными интонациями; обогатить речь новыми словами - стужи, талые, бархатом; закрепить содержание слов - прямиком, гомоном, верба.

1. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.

Словарная работа: обогащение речи словами - стужи, талые, бархатом; закрепление содержания слов – прямиком, гомоном, верба.

Ход занятия

1. Вводная часть.

- Какие звуки весны можно услышать?

- А что можно увидеть?

Ребята, послушайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…. (Весна).

2. Основная часть.

Педагог подходит с детьми к мольберту и задает вопросы:

-Какое время года изображено на картинках?

-А почему вы так думаете?

- Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна?

Если дети затрудняются с ответом, педагог приводит свой пример:

- Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.

- Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Яков Аким. А вот название вы узнаете, отгадав загадку:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

После прочтения педагог задает вопросы.

Понравилось вам стихотворение? Как оно называется?

Далее детям задаются вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаются слова из стихотворения, побуждая детей отвечать словами из текста.

Как сегодня идет весна? – прямиком - шлёпает по лужам.

Зачем весна гонит талые снега? - чтобы выстелить луга бархатом зелёным.

Далее следуют вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

Как вы понимаете слова: шла весна тайком?

Почему автор говорит: весна - шлёпает по лужам?

Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова?

После этого обговариваются средства выразительности.

Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?

Как понять, что весна шлепает? Как надо читать?

Педагог упражняет детей в выразительном исполнении этих строк.

Педагог предлагает 2-3 детям прочитать слова интонационно выразительно.

Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании: весело - грустно - громко - тихо - быстро – медленно.

Предварительно, педагог готовит карточки с изображениями: весёлого лица, грустного, лица, с широко открытым ртом (громко, с пальчиком около рта (тихо, ракетой (быстро, черепахой (медленно).

Взрослый произносит строку из стихотворения и показывает детям картинку, на которой изображена улыбка - дети повторяют строку стиха с веселой интонацией, если педагог показывает детям картинку с изображением грустного лица, то дети повторяют строку стиха с грустной интонацией и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.

Солнце, солнце высоко - на цыпочках руки тянем вверх

Нам от солнышка тепло - легкие поглаживания руками по лицу.

Тает снег от лучей - приседание

Звонко побежал ручей - бег по кругу

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните - ходьба, высоко поднимая колени по кругу.

Педагог читает стих еще раз с установкой на запоминание, дает время на запоминание и вызывает 3-5 детей. Сначала дети читают эстафетно по одному четверостишию, а затем рассказывают наизусть. Педагог тихо подсказывает слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить, оценивает декламацию с точки зрения ее выразительности.

Выигрывает ребёнок, который первый справится с заданием. Игра проводится 2-3 раза с разными детьми.

3. Заключительная часть.

Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад с. Иваниха

Конспект занятия по развитию речи на тему

hello_html_2fdb9ca6.jpg

Паксеева Елена Николаевна

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать новые поэтические произведения, понимать содержание стихотворений.

- развивать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении произведения;

- развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ;

- воспитывать интерес и любовь к природе и поэзии.

Материалы и оборудование: презентация по теме, ноутбук.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла… (весна.) слайд 2

- Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.

- Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.

- Первый месяц – март. Март называют месяцем СВЕТА. Как вы думаете, почему?

- Да, в марте начинает светить солнце ярче, его лучи прогревают землю и в лесу появляются первые цветы. Как они называются? (Подснежники.)

Соловьева рано, в пять лет, научилась читать и писать. Литературой увлекаться также начала в раннем детстве. Помимо литературы, у Соловьевой проявился интерес и к живописи. Ребята, а что такое живопись? (Это изображения при помощи красок.)

- Впоследствии ее рисунки были помещены в поэтических сборниках. Ребята, а что значит поэтический сборник, поэзия? (Это словесное стихотворное творчество, стихи.)

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Ребята, подснежники занесены в Красную книгу России, их нужно беречь. Как мы сможем это сделать? (Не рвать.)

Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза.

Улыбнулись, потянулись Улыбаются и потягиваются.

Раз – росой они умылись. Умываются.

Два – изящно покружились. Кружатся.

Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают.

И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх.

- А вот название второго месяца вы узнаете, отгадав загадку:

Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается . (апрель.) слайд 5

- Второй по счету весенний месяц называется – апрель. Апрель называют месяцем воды, почему? (Тает снег, бегут ручьи, лужи и т.д.)

Родился Яков в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка. Отец, прилично играл на скрипке, мать, любила петь, аккомпанируя себе на гитаре. Первое стихотворение Яков Аким написал, учась во втором классе. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Яков Аким написал много сказок и стихов для детей.

Долго шла весна тайком слайд 7
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком слайд 8
Шлепает по лужам.

Гонит талые снега слайд 9
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга слайд 10
Бархатом зеленым.

Скоро тысячи скворцов слайд 13
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов слайд 14
Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут. слайд 15
И тебе впервые
На ладошку упадут слайд 16
Капли дождевые…

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Понравилось вам стихотворение?

- Как оно называется?

- Какие чувства, мысли, настроение вызвало у вас стихотворение? (Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое.)

- Какими словами поэт создает радостное настроение?

Солнце, солнце высоко На цыпочках руки тянем вверх.

Нам от солнышка тепло. Легкие поглаживания руками по лицу.

Тает снег от лучей, Приседание.

Звонко побежал ручей. Бег по кругу.

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. Ходьба, высоко поднимая колени по кругу.

6. Повторное чтение и анализ стихотворения.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- В русском языке много самых разных слов, а поэт выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, будто музыка слышится. А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Весну.)

- Как вы себе представили весну? (Веселой, озорной, шумной, бойкой.)

- Давайте попробуем отвечать на мои вопросы словами из стихотворения.

- Как к нам шла весна? (Долго, тайком.)

«Долго шла весна тайком

- Как вы понимаете слова: шла весна тайком? (Незаметно, потихонечку, мы чувствовали приближение весны, но ветра и стужа мешали ей.)

- Как сегодня идет весна? (Прямиком - шлёпает по лужам.)

«А сегодня – прямиком

- Как гонит талые снега? (С гомоном и звоном.)

- Зачем весна гонит талые снега? (Чтобы выстелить луга бархатом зелёным.)

«Чтобы выстелить луга

- Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова? (Молодая весенняя травка, словно бархат зеленый лежит на лугах.)

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

- Попробуйте так произнести эти слова, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

- Кто подружит с домиком? (Тысячи скворцов.)

- Кто выглянет наружу? (Множество птенцов.)

- Что пройдет по небу? (Тучи по небу пройдут.)

- Что впервые упадет тебе на ладошку? (Капли дождевые.)

7. Заучивание отрывка с использованием мнемотаблицы.

- Теперь попробуем заучить стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? (Схема.)

- А теперь, мы с вами попробуем, каждой строчке стихотворения подарить по картинке. (Рассматривание мнемотаблицы с чтением стихотворения.)

- А теперь давайте все вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью картинок. (Чтение стихотворения детьми наизусть, опираясь на картинки.)

- Ребята, кто подскажет мне, как называется последний 3 весенний месяц? слайд 17

- Правильно, май – это месяц зелени. Как вы думаете, почему? (Растет трава, радуют своей красотой цветы, зеленеют листочками деревья.)


Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
Воспитатель: ребята! Давайте поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику

1. Мотивационная ситуация
Воспитатель: ребята! К нам в группу попало удивительное письмо (показ конверта с письмом).



Давайте узнаем, что в нем написано. Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только Зима. Помогите мне, доберитесь до замка Снежной Королевы. Если Вы выполните все задания, то я Весна – Красна смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Жду Вас! Для путешествия высылаю Вам карту из воздушных облачков. Они помогут Вам добраться до Ледяного Замка снежной Королевы. Весна – Красна.
Воспитатель: вот наша карта из воздушных облачков. Мы должны пройти длинный путь, чтобы помочь Весне – Красне


Воспитатель: ребята! Отправимся в путешествие, чтобы помочь Весне – Красне?
Дети: да!

Чистоговорки о Весне
Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы
Арт - арт- арт – наступил месяц март
Ход – ход – ход – на речке ледоход
Ты – ты – ты – не боятся морозов первоцветы
Це – це – це – весной греет теплое солнце
Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки



Ответы: груша, санки
Воспитатель: молодцы! Все составили слова по первым звукам. Получаете первую картинку.


Дети: с этой буквы начинается название времени года Весна. Она зелёного цвета, потому что Весной трава зеленеет, появляются первые цветы.



Примеры слов: поч – ки; вес - на; пти - цы; ле – до - ход; пе – ре – лёт; Мэр – ци – шор.
Воспитатель: молодцы! Получились прекрасные слова с признаками весны. Вы получаете вторую картинку.




Дети: весной снег тает, появляется много воды. Вода превращается в ручейки. Дети пускают по ручейкам кораблики.



Пример звукового анализа слова "Шапка": первый звук Ш- он вседа твёрдый, обозначаем синей фишкой, второй звук А он гласный, обозначаем красной фишкой, третий звук П - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, четвертый звук К - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, пятый звук А - гласный звук. обозначаем красной фишкой. В слове "Шапка" два слога, потому что два гласных звука - шап-ка.
Воспитатель: молодцы! Прекрасно выполнили звуковой анализ слов. Теперь у нас есть еще одна картинка


Дети: подснежник – это первый весенний цветок, который не боится морозов. Он появляется на проталинах в лесу или вырастает на клумбах.



Дети: весной появляется трава на клумбах и земле. Она ярко – зелёная.


Дети: весной деревья просыпаются от зимнего сна. На деревьях набухают почки. Потом из них вырастают листочки и цветочки.



Воспитатель: молодцы! Сколько знаете слов – признаков и слов – действий. Какие длинные предложения у Вас получились. Получаете две карточки.



Дети: ласточка – перелётная птица. Она улетает самая первая, а прилетает весной самая последняя. Блины пекут на праздник Масленицу. Праздник Мэрцишор празднуют в Приднестровье весной.
Воспитатель: соберем все картинки вместе. У нас получилась вот такая интересная картинка. Что на ней изображено?
Дети: на ней изображены признаки Весны, что происходит в природе Весной.
Воспитатель: какой картинки нам не хватает, чтобы можно было составить рассказ о Весне?
Дети: нам не хватает картинки с сердечком. Надо рассказать, почему мы любим Весну.



Воспитатель: теперь мы можем составить рассказ о Весне по мнемотаблице.
У каждого ребенка есть разрезанная на части мнемотаблица, они выбирают те картинки, которые хотят и составляют короткие рассказы о Весне. Один ребенок по мнемотаблице полностью рассказывает о Весне.


Рассказ ребёнка: наступила Весна. Весной солнце светит ярко. День становится длиннее, ночь короче. Весной снег растаял, появились ручейки. Дети пускают кораблики по ручейкам. На проталине выросли подснежники. Весной вырастает трава. Деревья проснулись от зимнего сна. На них появляются почки и потом вырастают листочки. Возвращаются перелётные птицы из теплых стран. Ласточка прилетает самой последней. Весной в Приднестровье отмечают Масленицу и Мэрцишор. Я люблю весну, потому что вокруг много цветов, можно много гулять на улице, есть много праздников и у меня радостное настроение.

Весна: ребята! Благодарю Вас, что Вы помогли мне и разрушили Ледяной Дворец Снежной Королевы. Я наблюдала, как Вы старались выполнить правила в играх, чтобы помочь мне. Спасибо Вам за помощь! Теперь мне пора приниматься за работу, украшать землю весенними цветами, дарить теплые дни детям и взрослым! До встречи!


3. Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?

4. Рефлексия
Воспитатель: У меня есть облачко и солнышко. Если Вам было сегодня интересно поучаствовать в нашем путешествии, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если Вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко.



Дети выбирают солнышко или облачко. Наше путешествие закончилось. Вы сегодня прекрасно играли в игры и помогли Весне – Красне. Солнышки и Облачка Вам на память о весеннем путешествии.
Спасибо за внимание!

Читайте также: