Конспект урока братья гримм снегурочка

Обновлено: 06.07.2024

Урок литературы по снегурочке гримм 6 класс

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными

Эпиграф

Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым! Р.Рождественский

Языковая разминка

В густом и холодном тумане - Проспекты, каналы, сады. Пурга леденит и арканит, Позёмка заносит следы. Запишите четверостишие, разберите по членам 2 предложение, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу и начертите схему.

[ ], [ ] Каким по строению является это предложение

Как связываются между собой части этого предложения? Какими ещё бывают сложные предложения? Чем отличается сложноподчинённое предложение от сложносочинённого?

386 (устно) . 387 (устно)

Каким по строению является выделенное предложение

Найдите главное и придаточное предложение .Составьте схему

Придаточные определительные предложения

Который какой чей

В дни блокады к человеку постепенно подкрадывалось безразличие к жизни

Изнуренные лишениями, люди теряли интерес ко всему на свете и к себе самим. Но в этих жестоких испытаниях даже юные блокадники верили: чтобы выжить, нельзя поддаваться апатии. Они вспоминали о своих учителях. В дни блокады в холодных классах педагоги давали уроки, которых не было в расписании. Это были уроки мужества. Они ободряли детей, помогали им, учили их выживать в условиях, когда, казалось, выжить было невозможно. Учителя показывали пример бескорыстия и самоотверженности.

Система оповещения жителей

Знаменитый метроном, который вошёл в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, включался во время налетов. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

И обелиск величественно-строгий Напоминает нынче всем живым О той

суровой Ладожской дороге, Которую мы в памяти храним!

В осаждённом городе случались события невероятные

27 января исполняется 68 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая

длилась 871 день. Хотя обычно округляют и называют цифру 900 дней, но, наверное, это не суть важно, ибо уже перед тем, как сомкнулось блокадное кольцо, 8 сентября 1941 года, город подвергался тяжелейшим бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Годом раньше, 18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо, когда после недельных боев на восточной окраине Рабочего поселка №1 (недалеко от Шлиссельбурга) встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. На месте встречи двух фронтов был составлен Акт, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны. И в тот же день был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость). Но потребовался еще целый год непрерывных боев, тысячи жизней, чтобы блокада Великого города закончилась!

Трехсотметровая аллея, разделенная газонами на три ряда, ведет вдоль

братских могил, у каждой из которых – гранитная плита с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943… Здесь 200 братских могил и около 7 тысяч индивидуальных захоронений. В конце аллеи в скорбном молчании застыла Родина-Мать – 6-метровая статуя на 6-метровом пьедестале. За монументом на 150 метров протянулась гранитная стена-стела, на которой выбиты взволнованные и горькие поэтические строки Ольги Берггольц.

Слава вам, которые в сраженьях Отстояли берега Невы

Ленинград, не знавший пораженья, Новым светом озарили вы.

Звание Города-героя

В 1965 году за героизм и мужество, которые проявили жители Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя.

Те люди, которые пережили блокаду, были обычными людьми

Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

? Итоги урока

Что узнали нового? Чему научились?

? Домашнее задание

Упражнение 393 Понятно ли задание?

Литература

Е.В.Бунеева,Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 6 класс БунеевР.Н.,Бунеева Е.В.Комиссарова. Текучева И.В. Русский язык 6 класс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте текст и выполните задания 8−12.

(1)Пушкин начал писать очень рано. (2)Сестра его рассказывала, что ещё девятилетним мальчиком до поступления в Лицей он пробовал сочинять. (3)Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. (4)Когда одну из них Ольга Сергеевна осмеяла, Пушкин не обиделся, а сам на себя сочинил по-французски эпиграмму.

(15)Книги, разговоры писателей и поэтов в гостиной, сказки и песни няни – всё это питало душу маленького Саши, откладывалось в памяти и позже повлияло на его творчество. (По М. Басиной)

1. Определите и запишите основную мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пушкину нравилось читать книги? Запишите ответ. _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−14 текста. Запишите ответ. _________________________________________

6. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.

7. Напишите по 1-2 примера на каждый способ словообразования.

_______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

8. Напишите названия ваших любимых произведений А.С. Пушкина.

9. Напишите, что вам известно из биографии поэта и его творчстве.

Урок литературы в 6 В классе.

Братья Гримм.

Цель: рассмотреть жизненную и творческую биографию Братьв Гримм.

актуализировать внимание на известном авторе и его произведениях;

отрабатывать навыки анализа произведения;

развивать умения высказывать аргументированныесуждения;

воспитывать интерес к чтению произведений.

Оборудование: учебник, тетрадь, доклад (доп-но).

Формулировка темы урока.

Волк и семеро козлят ( нем. Der Wolf und die sieben jungen Geißlein )

Румпельштильцхен , он же Гном-Тихогром ( нем. Rumpelstilzchen )

Спящая Красавица (нем. Dornroschen)

Сказки, включенные в собрание братьев Гримм, но опубликованные ранее Шарлем Перро :

Знакомство с писателями.

Истинное предназначение братьев Гримм? Их главное занятие?

Назовите их первый сборник сказок? И несколько слов о нем.

Какой труд принес братьям европейскую известность?

Опишите трудовую деятельность братьев Гримм?

С 1830 годов –

В 1840 году -

дочитать сказку.

! написать отзыв по любимому произведению Братьев Гримм

1. В какой сезон года происходят события в сказке?
Ответ: в середине зимы

2. Какая высокочтимая особа родила девочку Снегурочку?
Ответ: королева

3. Каким волшебным предметом владела вторая жена короля?
Ответ: волшебным зеркальцем

4. Какой по натуре была новая королева, мачеха Снегурочки?
Ответ: надменной, высокомерной, завистливой

5. По какой причине мачеха невзлюбила Снегурочку?
Ответ: потому что Снегурочка была краше её самой

6. Почему Снегурочка покинула родной дом?
Ответ: потому что так распорядилась королева-мачеха

7. что должен был принести егерь злой королеве?

Ответ: легкие и печень

8. почему егерь отпустил девочку?

9.Кто были хозяева дома, в котором приютилась Снегурочка?
Ответ: семь карликов

10. что делала Снегурочка в доме карликов?

Ответ: вела хозяйство.

11.Кем была на самом деле старая торговка?
Ответ: королевой-мачехой

12. что продавала торговка?

Ответ: шнурки, гребень

13. Каким отравленным фруктом угостила злая королева Снегурочку?
Ответ: яблоком

14. Чьей женой стала Снегурочка?
Ответ женой королевича

15. Как относился королевич к Снегурочке?
Ответ: с любовью

16. Какое событие происходит в финале сказки?
Ответ: злая мачеха лишается жизни

Анализ произведения.

Что такое сказка? Характерные черты?

сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений. –

литературная сказка - Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.

Народная сказка и литературная

Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.

Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.

Сформулируйте основную мысль сказки?

Мачеха – воплощение зла. Снегурочка – воплощение добра. Добро всегда побеждает зло.

Какие ассоциации у вас возникают?

Сравнительная характеристика.

Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

г е р о и - мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – Сходства:

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

это народная немецкая сказка.

Форма: в стихах

в лес девушку отвела чернавка

девушку отвёл в лес егерь.

Обращение к зеркальцу.

Чтобы убить: старуха использовала только яблоко.

царица в приходила трижды, чтобы убить девушку и применяла для этого - шнурок( затягивала им корсет), гребень и яблоко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1- Познакомиться с биографией братев Гримм(стр.241-242), прочитать сказку "Снегурочка".Вспомнить близкую по сюжету к "Снегурочке" "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина. Выявить сходства и различия двух этих сказок, записать в тетрадь, сделать вывод.

2- Познакомиться с биографией О.Генри (стр.255-256) и прочитать рассказ "Вождь краснокожих"

Задачи:

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Постановка учебной задачи

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.


Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

Сравнительный анализ: чем различаются сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина более гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Образ молодой царевны в сказке Пушкина

Анализ образа молодой царевны также строится на его сопоставлении с народными образами. Учащиеся должны прийти к следующим выводам.

Пушкин продолжает эти фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Его героиня:

Необходимо отметить, что в свое произведение Пушкин активно вводит и такое средство создания литературного персонажа, как отношение к нему других персонажей. Дети должны привести примеры отношения к царевне Чернавки, богатырей, Соколко, Елисея и сделать вывод о том, что это художественное средство помогает читателям еще глубже понять характер героини: любящий, кроткий, доверчивый, нежный.

На следующем этапе урока учитель задает обобщающие вопросы:

  • Какова героиня пушкинской сказки?
  • Что особенно привлекло в ее характере каждого читателя?
  • Как сам автор относится к своей героине?

При ответе на эти вопросы учащиеся приводят цитаты из сказки.

Коллективное обсуждение образа пушкинской героини подготавливает учащихся к собственно творческой работе, которую первоначально можно организовать устно в малых группах или в парах. Дети обсуждают, а затем предлагают свои варианты рассказа о царевне.

Устные рассказы оцениваются и в ходе обсуждения уточняются требования к рассказу (характеристике героя):

  • вначале нужно описать внешность героини;
  • затем в основной части кратко рассказать о том, как она росла, какие основные события происходили в ее судьбе;
  • охарактеризовать, каковы ее взаимоотношения с другими персонажами сказки, как они к ней относятся;
  • раскрыть, какие качества характера она проявила;
  • закончить можно словами об отношении автора к героине или о своем личном отношении к ней.

Читайте также: