Развитие речи основы грамотности в подготовительной группе конспект
Обновлено: 06.07.2024
- продолжать учить определять количество слогов в слове.
Развивающие:
- развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих.
- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, готовность выручить в сложной ситуации.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, бархатная бумага, нитки разной длинны; звуковая линейка;
карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа; мяч, фишки (красного, зеленого, синего цвета).
Структурные части
Деятельность воспитателя
Вводная часть
«Здравствуйте ребята, я Фея Весна. У меня случилась беда, злой волшебник Тиан, украл мою волшебную палочку, и чтобы ее вернуть нужно решить какие- то не понятные мне задания, до меня дошли сведения, что вы очень любознательные и добрые ребята и очень любите заниматься. Только вы, сможете помочь мне справится с этой задачей и вернуть волшебную палочку.
Ребята, дело предстоит нам не простое, за каждое выполненное задание мы будем получать подсказки!
Перед занятием, проветриваю групповую комнату
Весь материал и оборудование подготовлено заранее
Основная часть
Физкультминутка
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный.
- Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки?
Молодцы, все верно!
и если мы справимся с ним, то получим первую подсказку где искать волшебную палочку.
Рассматриваю с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
Задает вопросы детям:
- Назовите все предметы одним словом?
- Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …?
- Какой звук встречается во всех этих словах?
- В каких словах звук т встречается в начале?
- В каких – в середине?
- В каких – в конце?
- Скажите, что летает? (самолет, вертолет)
Что едет? (троллейбус, теплоход, трамвай)
Вот наша первая подсказка, и здесь буквы (К, О, Ч).
Ребята, скажите что может быть мягким и твердым?
Я буду показывать вам картинки и называть то, что там изображено, если первый звук в слове твердый, будете показывать синюю фишку, если мягкий – зеленую.
Показываю картинки (кит, река, рот, щука, торт, горох, летчик, мед, белка, самолет)
Молодцы, все были внимательными и за это мы получаем вторую подсказку!
Здесь опять буквы (Р, Б, К)
Ребята, нам пора немного отдохнуть.
Я буду бросать каждому бросать мяч и а вы будете говорить слово, в котором есть звук т и бросать мяч обратно.
Бросать мяч нужно точно в руки.
Кто запомнил какие слова говорили дети?
Молодцы ребятки, мы с вами отдохнули пора заниматься дальше!
Садитесь за столы, спина прямая!
Перед вами лежит бархатная бумага и нитки разной длинны.
Вам нужно выложить на бумаге, первый звук, который слышится в имени злого волшебника.
Молодцы, все запомнили, как его зовут!
Вот наша 3 подсказка, буквы (О)
Вот еще одно задание, которое предлагает выполнить волшебник
Тогда слушайте очень внимательно!
На обед сыночку Ване
Мама варит суп в…
(не в стакане, а в кастрюле)
Подобрать себе я смог
пару варежек для…
(не для ног, а для рук)
День рожденья на носу — испекли мы…
(не колбасу, а торт)
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно…
(не пять, а четыре)
На уроках будешь спать — за ответ получишь…
(не пять, а два)
Все задания мы выполнили правильно, и получаем последнюю подсказку, здесь буквы (О, А)
Я думаю, что из этих букв мы должны составить слово и тогда мы точно сможем найти волшебную палочку.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте
в подготовительной группе
Воспитатель: Язина Ольга Витальевна
11 ноября 2015 г.
Цель: обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у].
Программные задачи:
- Закреплять знания детей о гласных звуках; умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Учить составлять предложение.
- Закреплять графические образы букв А, О, И, У
- Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ
- Развивать речь, внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение) .
Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
Практический (упражнения) .
Оборудование:
Ход деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Мотивационная игра.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Назовите приметы осени? (желтеют листья. )
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках! Молодцы!
Звуковички выставляются на мольберт
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
Введение в тему занятия.
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец ; аист – ангел)
- Тася и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Ребята у Звуковичков есть ещ для вас задания, проходите за столы. (дети парами садятся за столы). Откройте коробочки: в них лежат цветные палочки разной длины. Предлагаю вам выложить из них буквы А, О, У, И для Звуковичков .
- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
- Ой, смотрите, закапал дождь.
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
Звукобуквенный анализ слова АУ.
Воспитатель: Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])
- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)
- Правильно! Это слово АУ.
- Произнесём это слово тихо. а теперь громко.
- Никто не откликается.
- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)
- Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ?
- Вадим пойдёт к доске и поставит фишку.
- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.
- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
- Какой буквой обозначим первый звук?
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)
- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.
- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами.
- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У И .
А У .
- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)
- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
- Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)
Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.
3. Поисковый этап
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка
- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.
Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.
4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).
Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.
8 замок
Схема – синквейн
1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.
Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!
4. Практический этап.
10 замок
Воспитатель: - Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.
Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват - теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!
ИКТ (электронная презентация), оздоровительные технологии (двигательные паузы).
Место занятия в учебной программе
Занятие проводится согласно учебной рабочей программы подготовительной к школе группы и календарно-тематического плана.
Дети подготовительной группы. Дети могут быть включены как посещающие детский сад, так и не посещающие.
Вид: речевое развитие
Тип: сюжетно-игровое
Форма проведения: Игра-путешествие
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Организационные параметры:
Проводится как с подгруппой детей (до 10-12 чел.). Состоит из трех частей: организационной, основной, заключительной.
Требования к помещению:
Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения
участников. Должны быть предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным материалом, в том числе использования интерактивного
оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).
Параметры занятия
Часть занятия
Методические приемы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Длитель-ность
организационная
2. Дидактическое упражнение «Составь слово (ЛАНДЫШ)
3.Звуковой анализ слова (ЛАНДЫШ)
вопросы к детям по звуковому анализу слова
составление из букв слова
составление слова из фишек
выполнение вместе с детьми
задание на развитие фонематического слуха
дети называю слова
воспитатель читает стихотворный текст
дети выполняют движения глазами
8.Дидактическое упражнение на составление предложений (схематичное) из 2-х, 3-х слов
воспитатель называет задание
дети составляют схему и читают свои предложения
воспитатель обращает внимание на задание на лепестке семицветика: из данных слов деленных на слоги составить из слогов новые слова
дети думают и называю
воспитатель зачитывает объяснение слова
дети по этому объяснению называю слова определения
воспитатель обращает внимание на карту-схему на экране. Опрос 2-3 детей по желанию
дети рассказываю по схеме
заключительная
13. Подарок от феи
воспитатель предлагает вернуться в детский сад. Беседа с детьми
воспитатель дарит подарок
Материал и оборудование
Раздаточный материал:
Полоски-карточки с шестью окошками, фишки (зеленого, красного, синего цвета) по количеству детей
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.
3 задание: Сколько слогов в слове?
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.
Читайте также: