Развитие речи основы грамотности в подготовительной группе конспект

Обновлено: 06.07.2024

- продолжать учить определять количество слогов в слове.

Развивающие:

- развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих.

- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, готовность выручить в сложной ситуации.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов, бархатная бумага, нитки разной длинны; звуковая линейка;

карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа; мяч, фишки (красного, зеленого, синего цвета).

Структурные части

Деятельность воспитателя

Вводная часть

«Здравствуйте ребята, я Фея Весна. У меня случилась беда, злой волшебник Тиан, украл мою волшебную палочку, и чтобы ее вернуть нужно решить какие- то не понятные мне задания, до меня дошли сведения, что вы очень любознательные и добрые ребята и очень любите заниматься. Только вы, сможете помочь мне справится с этой задачей и вернуть волшебную палочку.

Ребята, дело предстоит нам не простое, за каждое выполненное задание мы будем получать подсказки!

Перед занятием, проветриваю групповую комнату

Весь материал и оборудование подготовлено заранее

Основная часть

Физкультминутка

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный.

- Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки?

Молодцы, все верно!

и если мы справимся с ним, то получим первую подсказку где искать волшебную палочку.

Рассматриваю с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Задает вопросы детям:

- Назовите все предметы одним словом?

- Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …?

- Какой звук встречается во всех этих словах?

- В каких словах звук т встречается в начале?

- В каких – в середине?

- В каких – в конце?

- Скажите, что летает? (самолет, вертолет)

Что едет? (троллейбус, теплоход, трамвай)

Вот наша первая подсказка, и здесь буквы (К, О, Ч).

Ребята, скажите что может быть мягким и твердым?

Я буду показывать вам картинки и называть то, что там изображено, если первый звук в слове твердый, будете показывать синюю фишку, если мягкий – зеленую.

Показываю картинки (кит, река, рот, щука, торт, горох, летчик, мед, белка, самолет)

Молодцы, все были внимательными и за это мы получаем вторую подсказку!

Здесь опять буквы (Р, Б, К)

Ребята, нам пора немного отдохнуть.

Я буду бросать каждому бросать мяч и а вы будете говорить слово, в котором есть звук т и бросать мяч обратно.

Бросать мяч нужно точно в руки.

Кто запомнил какие слова говорили дети?

Молодцы ребятки, мы с вами отдохнули пора заниматься дальше!

Садитесь за столы, спина прямая!

Перед вами лежит бархатная бумага и нитки разной длинны.

Вам нужно выложить на бумаге, первый звук, который слышится в имени злого волшебника.

Молодцы, все запомнили, как его зовут!

Вот наша 3 подсказка, буквы (О)

Вот еще одно задание, которое предлагает выполнить волшебник

Тогда слушайте очень внимательно!

На обед сыночку Ване

Мама варит суп в…

(не в стакане, а в кастрюле)

Подобрать себе я смог

пару варежек для…

(не для ног, а для рук)

День рожденья на носу — испекли мы…

(не колбасу, а торт)

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно…

(не пять, а четыре)

На уроках будешь спать — за ответ получишь…

(не пять, а два)

Все задания мы выполнили правильно, и получаем последнюю подсказку, здесь буквы (О, А)

Я думаю, что из этих букв мы должны составить слово и тогда мы точно сможем найти волшебную палочку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Язина Ольга Витальевна

11 ноября 2015 г.

Цель: обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у].

Программные задачи:

- Закреплять знания детей о гласных звуках; умения детей определять наличие заданного звука в слове.

- Учить составлять предложение.

- Закреплять графические образы букв А, О, И, У

- Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ

- Развивать речь, внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Методические приёмы:

Словесный (вопросы, объяснение) .

Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

Практический (упражнения) .

Оборудование:

Ход деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Мотивационная игра.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках! Молодцы!

Звуковички выставляются на мольберт

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Введение в тему занятия.

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец ; аист – ангел)

- Тася и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Ребята у Звуковичков есть ещ для вас задания, проходите за столы. (дети парами садятся за столы). Откройте коробочки: в них лежат цветные палочки разной длины. Предлагаю вам выложить из них буквы А, О, У, И для Звуковичков .

- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

Звукобуквенный анализ слова АУ.

Воспитатель: Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Вадим пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

- Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами.

- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

- Кто это? (Маша, Медведь)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И .

А У .

- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

- Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка


- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).


Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

8 замок
Схема – синквейн


1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

4. Практический этап.
10 замок
Воспитатель: - Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.


Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват - теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИКТ (электронная презентация), оздоровительные технологии (двигательные паузы).

Место занятия в учебной программе

Занятие проводится согласно учебной рабочей программы подготовительной к школе группы и календарно-тематического плана.

Дети подготовительной группы. Дети могут быть включены как посещающие детский сад, так и не посещающие.

Вид: речевое развитие

Тип: сюжетно-игровое

Форма проведения: Игра-путешествие

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Организационные параметры:

Проводится как с подгруппой детей (до 10-12 чел.). Состоит из трех частей: организационной, основной, заключительной.

Требования к помещению:

Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения

участников. Должны быть предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным материалом, в том числе использования интерактивного

оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).

Параметры занятия

Часть занятия

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Длитель-ность

организационная

2. Дидактическое упражнение «Составь слово (ЛАНДЫШ)

3.Звуковой анализ слова (ЛАНДЫШ)

вопросы к детям по звуковому анализу слова

составление из букв слова

составление слова из фишек

выполнение вместе с детьми

задание на развитие фонематического слуха

дети называю слова

воспитатель читает стихотворный текст

дети выполняют движения глазами

8.Дидактическое упражнение на составление предложений (схематичное) из 2-х, 3-х слов

воспитатель называет задание

дети составляют схему и читают свои предложения

воспитатель обращает внимание на задание на лепестке семицветика: из данных слов деленных на слоги составить из слогов новые слова

дети думают и называю

воспитатель зачитывает объяснение слова

дети по этому объяснению называю слова определения

воспитатель обращает внимание на карту-схему на экране. Опрос 2-3 детей по желанию

дети рассказываю по схеме

заключительная

13. Подарок от феи

воспитатель предлагает вернуться в детский сад. Беседа с детьми

воспитатель дарит подарок

Материал и оборудование

Раздаточный материал:

Полоски-карточки с шестью окошками, фишки (зеленого, красного, синего цвета) по количеству детей

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).


– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.




3 задание: Сколько слогов в слове?


Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.


5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.


6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Читайте также: