Померанцева устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности конспект

Обновлено: 05.07.2024

При изучении теоретического курса основное внимание студентов обращается на соответствующие разделы учебников и учебных пособий. В лекциях дается систематическое изложение учебного материала, при этом выделяются наиболее важные или дискуссионные проблемы каждой теоретической темы. Важную роль в освоении теоретического материала играет формирование категориального аппарата изучаемой научной дисциплины.

Для расширения научного кругозора и закрепления материалов теоретического курса студентам предлагается изучить и законспектировать научные статьи крупнейших исследователей устного народного творчества, которые помещены в хрестоматиях по фольклористике.

Тетрадь для конспектов, как и словарь терминов, должна быть подписана, первый лист предназначен для оглавления. В нем указываются автор, название статьи, страница тетради, на которой конспект начинается.

Список статей для обязательного конспектирования из хрестоматий по фольклористике Круглова Ю.Г., Минц С.И. и Померанцевой Э.В. отражает основные разделы теоретического курса:

1. Обрядовая поэзия.

Афанасьев А.Н. Народные праздники.

Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи.

Колпакова Н.П. Песни заклинательные.

Чистов К.В. Русская причеть.

Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний.

2. Малые жанры фольклора.

Даль В.И. Напутное.

Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа.

Рыбникова М.А. Содержание и форма пословиц и поговорок.

3. Народная проза.

Пропп В.Я. Морфология сказки.

Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса.

Померанцева Э.В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности.

Скафтымов А.П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах.

Лихачев Д.С. Эпическое время былин.

Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

5. Лирические песни.

Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля.

Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни.

Колпакова Н.П. Типы народной частушки.

7. Народный театр.

8. Детский фольклор.

Виноградов Г.С. Детский фольклор.

Методические указания к практическим занятиям

Основной целью практических занятий по устному народному творчеству является углубленное изучение важнейших тем курса и приобретение навыков самостоятельного анализа фольклорных текстов. При подготовке к занятиям студенты работают с учебной и научной литературой, читают и заучивают наизусть тексты из хрестоматий по фольклору, конспектируют статьи фольклористов, готовят доклады и спецвопросы. Планы практических занятий предусматривают коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности. В ходе занятий осуществляется промежуточный контроль знаний студентов, проверяется степень и глубина усвоения ими теоретического курса, закрепляются навыки анализа различных жанров фольклора. На занятия выносятся темы и вопросы, которые не могут быть подробно рассмотрены в лекционном курсе.

Практическое занятие 1.

Тема: ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. (Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).

Литература:

Учебник

1. Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. (составитель Круглов Ю.Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А.Н. Народные праздники //Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю.Г.). М., 1986. С. 135-147. — тезисный план.

2. Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н.П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Родильный обряд.

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

2. Свадебный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

Литература:

Учебник

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (составитель Круглов Ю.Г.).

Научные статьи:

1. Блок А.А. Поэтика заговоров и заклинаний. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.). - С. 147-152. — тезисный план.

2. Колпакова Н.П. Песни заклинательные. // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К.В. Русская причеть. // Там же. С. 169-176 — конспект.

Дополнительная литература:

Малые жанры русского фольклора.

(пословицы, поговорки, загадки)

для самостоятельного изучения

Определение загадки как жанра.

Собирание и изучение загадок. Наиболее известные сборники загадок. Сборник Д.Н. Садовникова.

Способы создания загадок, их виды и формы. Логическая и поэтическая функция загадок. Отражение в загадках крестьянского труда и быта.

Пословицы и поговорки

2. Определение пословицы как жанра. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Связь пословиц с речью и многозначность пословичного суждения. Пословицы с прямым и переносным смыслом. Темы пословиц. Опыт классификации пословиц (сравните принципы классификации пословиц в разных сборниках, учебниках, научных статьях). Поэтика пословиц.

3. Определение поговорки как жанра. Образность и художественность поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура.

Литература:

Учебник

Тексты:

1. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2-х томах. М., 1984.

2. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959.

Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия (Сост. В. Н. Морохин). М., 1986.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (сост. Круглов Ю.Г.).

Научные статьи:

1. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.). С. 176-185 — конспект.

2. Даль В.И. Напутное. // Там же. С. 185-193 — тезисный план.

3. Рыбникова М.А. Содержание и форма пословицы и поговорки. // Русская фольклористика. Хрестоматия (Сост. Минц С.И. и Померанцева Э.В.). С. 335-342 — конспект.

Практическое занятие 3.

1. Определение жанра (сопоставление формулировок учебников, Никифорова и др. исследователей).

2. Герой волшебной сказки (по работе Е.М. Мелетинского).

3. Роль вымысла в сказке. Мифологические образы сказки.

4. Основные персонажи волшебной сказки и их функции ( по работе В.Я. Проппа).

5. Композиция волшебной сказки.

6. Поэтика волшебной сказки. Время и пространство. Основные сказочные законы.

8. Подробный анализ двух волшебных сказок (из хрестоматии по выбору). Одну – по персонажам, вторую – по композиции (письменно).

Литература:

Тексты сказок по хрестоматии.

Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю.Г.). - законспектировать статьи о сказках В. Я. Проппа, Е.М. Мелетинского. Прочитать статьи о сказках В.М. Жирмунского и В.П. Аникина.

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

2. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 64-86.

3. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. Волгоград, 1992.

Практическое занятие 4.

Тема: НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

1. Какие особенности присущи каждому жанру устной несказочной прозы, чем жанры отличаются друг от друга и от сказки?

2. На какие разновидности распадаются созданные народом предания?

3. Анализ исторических преданий об Иване Грозном, Петре 1, Разине и Пугачеве (знать не менее 2-х сюжетов о каждом персонаже).

4. Какие жизненные темы разработаны в быличках и бывальщинах? Структура быличек. Система персонажей.

Типология легенд: религиозные и социально-утопические легенды.

Литература:

а) Хрестоматия по фольклору (Сост. Круглов Ю.Г.);

в) Народная проза (Библиотека русского фольклора: Т.12). Сост. С.Н. Азбелев. – М.: Русская книга, 1992.

3. Научные статьи:

1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по

фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.):

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХVП-ХIХ вв. – С. 261-268 (тезисный план)

Померанцева Э.В. Устные рассказы и мифических существах и их жанровые особенности. – С. 280-286 (конспект)

Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы. – С. 286-292 (план).

Дополнительная литература:

Белоусов А.Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 581-598.

Власова Марина. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., 2002.

Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.

Курганов Ефим. Анекдот как жанр. СПб., 1997.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Практическое занятие 5.

Тема: ПОЭТИКА БЫЛИН

1. Принципы изображения главного героя (в сравнении со сказкой).

2. Особенности построения сюжета.

3. Характеристика конфликта в былине и пути ее разрешения (сопоставить былины киевского и новгородского циклов).

4. Историзм былин с точки зрения поэтики.

5. Гипербола – основной былинный троп.

6. Время и пространство в былине (в сравнении со сказкой).

7. Язык былин как средство художественной выразительности.

8. Особенности былинного стиха.

Литература:

1. Тексты. Хрестоматия по фольклору(читать все былинные тексты).

Дополнительная литература:

Калугин В.И. Герои русского эпоса // Калугин В.И. Струны рокотаху…: Очерки о русском фольклоре. – М., 1989. С. 42-286.

Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие. - М, 1988.

Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). - М.,1975.

Практическое занятие 6.

Тема: АНАЛИЗ СЮЖЕТОВ РУССКИХ БЫЛИН

1. Цикл былин об Илье Муромце. Характер богатыря и его былинная биография.

а) роль вступления к былине, определение завязки сюжета;

б) поведение князя Владимира после получения татарских

в) действия Ильи Муромца в татарском лагере (описание боя,

разговор с Калином-царем, расправа с ним и его войском);

г) сопоставление образов Ильи и князя Владимира.

3. Специфика сюжетов новгородских былин.

4. Анализ былинных сюжетов о Василии Буслаеве (бой с

новгородцами, поездка и смерть Василия Буслаева).

5. Былины о Садко. Отражение в них исторических реалий

древнего Новгорода. Архитектоника былин. Своеобразие

конфликта. Сказочно-мифологические мотивы.

Литература:

2. Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие. - М., 1988.

3. Тексты. Хрестоматия по фольклору.

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1999.

2. Смирнов Ю.И., Смолицкий В.Г. Новгород и русская эпическая традиция. // Новгородские былины. – М.: Наука, 1978. (Литературные памятники). С. 314-335.

Практическое занятие 7.

Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

1. Наизусть историческую песню по выбору.

2. Определение жанра. Сопоставление с былинами.

4. Песни об Иване Грозном, своеобразие их историзма. Анализ одной из песен.

5. Песни о Разине. Разин и наш край.

6. Песни Петровской эпохи.

7. Песни о Пугачеве.

8. Поэтика исторических песен.

Литература:

а) Хрестоматия по фольклору (любое издание).

б) Русские исторические песни. Хрестоматия. Сост.

В.И.Игнатьев. - М.: Высшая школа, 1985.

в) Исторические песни. (Библиотека русского

фольклора: Т. 7). // Сост., вступ. ст., комм. С.Н.

Азбелева. - М.: Русская книга, 2001.

3. Научные статьи:

1. Азбелев С.Н. Русские исторические песни. // Исторические

песни (Библиотека русского фольклора: Т.7). С. 3-32.

2. Путилов Б.Н. Русская историческая песня. // Народные

исторические песни (Библиотека поэта. Большая серия). –

Практическое занятие 8.

Тема: ТРАДИЦИОННАЯ НЕОБРЯДОВАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.

1. Отличие лирики от эпоса. Основные мотивы русской лирической песни. Принципы классификации необрядовых лирических песен.

2. Н.Г.Чернышевский об отличии народной лирики от литературной.

3. Лирический герой (героиня) народной песни.

4. Композиция традиционной лирической песни (основные принципы и приемы, роль монолога и диалога).

5. Стиль лирической песни (образная система, символика, своеобразие речи, характеры и обстоятельства).

8. История собирания и изучения.

Литература:

2. Тексты. Хрестоматия по фольклору (любое издание).

3. Научные статьи из хрестоматии по фольклористике Круглова:

а) Чернышевский Н.Г. Песни разных народов (тезисный план);

б) Веселовский А.Н. Психологический параллелизм… (конспект);

в) Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора (тезисный план);

г) Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни (тезисный план).

4. Медриш Д.Н. Поэтика русской народной лирической песни. Методические рекомендации для самостоятельной работы. – Волгоград, 1989 (тезисный план).

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1975. С. 70-80.

2. Сидельников В. Поэтика русской народной лирики. М., 1959.

3. Медриш Д.Н. Лирическая ситуация в фольклоре // Он же. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 162-207.

Практическое занятие 9.

1. Краткая история изучения русского фольклора. Обзор конспектов

из хрестоматии по фольклористике.

2. Подведение итогов самостоятельной работы над словарем

терминов по фольклору.

3. Выразительное чтение фольклорных текстов наизусть.

4. Принципы записи фольклора. Методика работы фольклориста-

5. Анализ пробных записей фольклорных текстов.

Литература:

2. Хрестоматия по фольклористике.

3. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002.

4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

5. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. - М., 1986.

Дополнительная литература:

1. Савушкина Н.И. О собирании фольклора. - М., 1974.

2. Долгачев И.Г., Медриш Д.Н. Собирание фольклорного

материала и его использование в работе учителя-словесника. -

3. Селиванов Ф.М. Студенческая фольклорная практика. - М., 1982.

4. Чередникова М.П. Фольклорная практика. - Волгоград, 1983.

5. Гольденберг А.Х., Кудряшова Р.И., Чернышова М.А. Свадьба у

казаков-старообрядцев Волгоградской области // Сельская Россия: прошлое и настоящее. - М., 2004. С. 204-208.

Методические указания к индивидуальной самостоятельной работе студентов

Индивидуальная самостоятельная работа студентов предполагает углубленное изучение тем и вопросов, которые бегло или обзорно затрагиваются в лекционном курсе и на семинарских занятиях. Она требует от студента определенных базовых знаний по изучаемому вопросу, на основе которых он может разобраться в новом материале и сделать собственные выводы. Некоторые темы СРС основаны на собственных записях современных фольклорных текстов, что предполагает овладение методикой собирания фольклора.

Основные задачи СРС:

- Привить навыки самостоятельной работы с учебниками,

научными трудами и художественными текстами.

- Овладеть методикой собирания современного фольклора.

- Расширить литературоведческий кругозор

студентов, опираясь на междисциплинарные связи.

- Дать представление об использовании полученных

Тематика СРС

1. Современный обрядовый фольклор.

2. Поэтика малых жанров фольклора.

3. Историческое и структурное изучение сказки.

4. Современная несказочная проза.

5. Поэтика духовных стихов.

6. Лирические песни литературного происхождения.

7. Современная частушка.

8. Современный детский фольклор.

9. Методика собирания фольклора.

10. Фольклор и русская литература.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Inquizitor

Inquizitor

Inquizitor запись закреплена

Мифологические персонажи в русском фольклоре.
Э.В. Померанцева.
Монография посвящена изучению устных рассказов (быличек, бывальщин) о мифологических персонажах. В соответствующих главах автор рассматривает пять важнейших тематических циклов рассказов — о лешем, водяном, русалках, домовом и чёрте. Прослеживается также трансформация этих персонажей в современных записях устной прозы. К книге приложен указатель сюжетов быличек и бывальщин о мифологических персонажах на русском и немецком языках.
Год издания: 1975

Анна Померанцева

🤔

Хм, интересно

Изменение функции рассказа приводит к трансформации жанра – суеверная быличка или бывальщина превращается в сказку или даже в анекдот. Изучение трансформации жанра, вызванной изменением представлений народа, даёт очень существенный материал для суждений о миросозерцании народа, эволюции его мировоззрения. Естественно, что произведения, не созвучные представлениям и понятиям современного человека, стремительно исчезают из его обихода.

В данной работе мифологические рассказы, повествующие о духах природы (лешем, водяном, русалках), о домашних духах (домовом, баннике, овиннике) и о чёрте, рассматриваются прежде всего как факт фольклорной прозы, как особый жанр её, т.е. как произведения народного устно-поэтического творчества. Изучение этих рассказов ведется по отдельным тематическим группам. Анализу их предшествует глава, определяющая жанровые особенности суеверных рассказов. Заключают исследование наблюдения над трансформацией рассказов о мифических существах в современном фольклоре.

В "Указателе" сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах", который составлен под наблюдением автора книги, представлены русские фольклорные рассказы о духах природы, о домашних духах и о чёрте.

I. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности

Мифические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и заговорах, в песнях и былинах, в сказках и преданиях, в легендах и анекдотах. Особенно многообразно, выпукло и ярко они представлены в устной несказочной прозе.

В последние годы вопросы изучения и классификации устной прозы стали особенно живо интересовать фольклористов многих стран. Достаточно вспомнить о появлении многочисленных каталогов и указателей о переизданиях указателя Аарне-Томпсона, об организации Международного общества по изучению устной прозы, о конференциях и конгрессах этого общества в Антверпене, Киле, Будапеште, Афинах, Либлице, Бухаресте, Хельсинки и об изданиях материалов этих совещаний, наконец, о создании специального журнала, посвященного этим вопросам. В 1973 г. в Фрейбурге (ФРГ) состоялось международное совещание, посвященное проблемам изучения несказочной прозы. В центре внимания исследователей на этом совещании стояли демонологические рассказы, вопросы их изучения и классификации.

В настоящее время при Фрейбургском университете создана комиссия под руководством проф. Л. Рёриха по изучению этого жанра устной прозы в широком международном масштабе. Вопросы классификации устной прозы поднимались и рядом советских ученых.

Большинство исследователей в настоящее время делит народную устную прозу на два основных вида, каждый из которых представлен группой жанров. В одном из них преобладает эстетическая функции. Жанрам этого вида присуща в той или иной мере осознанная их исполнителями установка на художественный вымысел. Это характерно для всех видов сказок, для шванков, анекдотов, небылиц. Для другого же вида, также представленного группой жанров (бывальщины, предания, легенды, былички), характерна установка на достоверность. Это подчеркнуто фактологические информации, основная функция которых, независимо от степени их художественности, познавательная.

"Разница между этими двумя видами народной прозы, – отмечает В.Я. Пропп, – не формальная, ею определяется иное отношение к действительности как объекту художественного творчества, эстетические нормы этих двух видов прозы глубоко различны".

Говоря об особенностях жанров, составляющих большую группу несказочной прозы, исследователи дружно отмечают прежде всего второстепенность в них эстетической функции. Например, известный прогрессивный ученый Лутц Рёрих из ФРГ, автор фундаментальных работ о сказках и преданиях, в своем методическом очерке о немецких преданиях утверждает, что "поскольку предание прежде всего является фактологической информацией, а не художественным произведением, поскольку рассказчик не осознает особенностей его формы, то оно не имеет и своего особого стиля, т.е. не имеет твердых жанровых признаков".

Австрийский исследователь Леопольд Шмидт также считает, что нет оснований говорить о форме, стиле, жанровых особенностях преданий, так как таковых не существует. "Предание, – отмечает он, сводится к одному только содержанию". К этому отрицанию эстетического качества в несказочной прозе и в сущности её "права" именоваться фольклорным жанром в какой-то мере близка и точка зрения советского фольклориста Л.И. Емельянова. Предания и близкие к ним по установке жанры он выделяет из всей массы устной прозы "по признаку стихийного участия художественного элемента в отражении действительности при ярко выраженной независимости этого отражения от задач художественности". Рассказчик предания, по его мнению, в отличие от сказочника или певца, "не имеет других критериев и норм, кроме норм достоверности".

Среди жанров, для которых характерна установка на достоверность, есть такие, как, например, былички или легенды, содержание которых по существу отличается крайней фантастичностью. Героями их выступают мифические существа. Однако это не составляет принципиального отличия их от исторических преданий, повествующих о действительных событиях прошлого и реально существовавших людях. Предания, легенды, былички – хотя и разные жанры, но по характеру информации они относятся к одному и тому же виду устной прозы.

Каждый из повествовательных жанров имеет свой круг тем, сюжетов, свою структуру, основное же отличие их состоит прежде всего в характере информации, в функциональных особенностях, принципиальных соотношениях с действительностью. Именно это даёт основание относить определенный жанр к тому или другому виду устной прозы.

Рассказы о мифологических существах в силу своей занимательности пережили верование и продолжали бытовать наряду с преданиями, легендами и сказками как особый, своеобразный жанр фольклорной прозы.

Поскольку рассказы, связанные с русскими народными верованиями, до сих пор изучались лишь этнографически, т.е. только как источник познания народных верований, но не как явление народного искусства, игнорировались как особый жанр устной прозы, их специфика до сих пор не раскрыта, не рассмотрены, в частности, роль и характер мифических существ в качестве персонажей несказочной прозы.

Русская устная несказочная проза в жанровом отношении очень разнообразна, в неё входят исторические предания, легенды, бывальщины, былички, разного рода рассказы.

Каждый из этих жанров имеет свой круг тем, сюжетов, отличается своей системой образов. Вместе с тем их объединяет одна общая черта, отличающая от сказки, – установка на правду, на истинность повествования, независимо от характера их содержания. Некоторые из них чрезвычайно близки друг к другу, легко переходят из одной жанровой категории в другую. Таковы, например, былички (суеверные мемораты) и бывальщины (суеверные фабулаты). Установка на истинность повествования особенно ярко проявляется в быличках, являющихся как бы свидетельским показанием о странном, необычном, таинственном случае. Былички, т.е. суеверные мемораты, в свою очередь, распадаются на ряд тематических циклов: это рассказы о кладах, о мертвецах, о привидениях, о колдунах, о нечистой силе.

Значительные изменения социальных и культурных условий естественно влекут за собой и изменения в народном поэтическом творчестве, в его репертуаре, системе образов, функции.

Изменение функции рассказа приводит к трансформации жанра – суеверная быличка или бывальщина превращается в сказку или даже в анекдот. Изучение трансформации жанра, вызванной изменением представлений народа, даёт очень существенный материал для суждений о миросозерцании народа, эволюции его мировоззрения. Естественно, что произведения, не созвучные представлениям и понятиям современного человека, стремительно исчезают из его обихода.

В данной работе мифологические рассказы, повествующие о духах природы (лешем, водяном, русалках), о домашних духах (домовом, баннике, овиннике) и о чёрте, рассматриваются прежде всего как факт фольклорной прозы, как особый жанр её, т.е. как произведения народного устно-поэтического творчества. Изучение этих рассказов ведется по отдельным тематическим группам. Анализу их предшествует глава, определяющая жанровые особенности суеверных рассказов. Заключают исследование наблюдения над трансформацией рассказов о мифических существах в современном фольклоре.

Читайте также: