Развитие общественного движения в россии и уфимской губернии конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вопросы по теме:

1. Причины роста общественного движения во второй половине XIX в.

2. Общественное движение: либералы.

3. Общественное движение: консерваторы.

4. Общественное движение: революционеры. Народничество.

5. Распространение марксизма в России.

Марксизм – мировоззренческая система, созданная во второй половине XIX в. немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Народничество – общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход страны к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

Нигилизм – философии, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Проведение масштабных реформ 1860-1870-х гг. оказало огромное воздействие на просвещённые круги общества. К началу 1860-х гг. все слои общества сходились в главном – в поддержке царя и его реформаторской деятельности, в готовности объединить силы ради перемен к лучшему. Размышления о судьбах и путях развития России приобрели особую остроту: и консерваторы, и либералы спорили о направлениях и методах преобразования российской действительности.

Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. Были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 1870-х — начало 1880-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ.

Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т. П.

Некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) предпринимали попытки взять на вооружение нелегальные методы борьбы и даже пытались заключить соглашение с революционными организациями, но безуспешно.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. Но дальше принятого решения дело не пошло.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой – интеллигенция и незначительная часть дворянства. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

Главными устремлениями консерваторов в 1860-1870-е гг. стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определённый успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведёт к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось.

Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище Петр IV. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

В целом, к концу XIX в. позиции и роль консерваторов усилились, а многие их идеи легли в основу правительственной политики. Но, так же как и либералы, консерваторы не имели широкой поддержки в обществе.

После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого считались выступления крестьян Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии. Поводом для действий революционеров служили медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей консервативного направления.

Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп.

Народники, видя в рабочих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Появились первые рабочие организации, выдвигавшие политические требования -

Исполнительный комитет вынес смертный приговор императору Александру II и начал настоящую охоту на него.

В ноябре 1879 г. народовольцы организовали покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург, взорвав царский поезд. Но судьба вновь оказалась благосклонна к императору. Был взорван не тот вагон поезда.

5 февраля 1880 г. был произведён взрыв в Зимнем дворце. Народник С. Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров находилась под царской столовой. Взрыв намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья, но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Он и на этот раз попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постарались исключить всякую случайность — на всех путях возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император оказался в ловушке. Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной И. И. Гриневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался в Зимнем дворце.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества и попытаться найти новые идейные ориентиры. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма: в Петербурге – под руководством Д.Благоева, П.В.Точисского, М.И.Бруснёва, в Казани - под руководством Н.Е.Федосеева.

Общественное движение в 1860-1870-е гг. имело противоречивый характер. В период разработки либеральных реформ произошла консолидация представителей консервативного и либерального направлений, но в связи с их неоднозначными результатами споры о путях развития России вскоре снова возобновились. Борьба революционеров с правительством в 1870-е гг. окончилась трагедией, произошедшей 1 марта 1881 г. Убийство Александра II резко изменило ситуацию и обрекло реформаторскую политику на неудачу. В 1880-е – начале 1890-х гг. российское общество во многом пересматривало свои взгляды, перерабатывало старые идеи, воспринимало и развивало новые. Появились первые марксистские организации, ширилось рабочее движение.

Теоретический материал для углублённого изучения:

15 апреля 1881 года на плацу Семеновского полка были повешены пятеро революционеров-народников, участвовавших в подготовке и убийстве царя. Николай Саблин застрелился, когда его пытались арестовать. Геся Гельфман - умерла в тюремной больнице после родов.

Тренировочные задания:

1. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества?


  • сохранение старой социально-политической системы;
  • нерешённость крестьянского вопроса;
  • противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;
  • половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ

В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО

Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

Теории революционного народничества:

  • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.
  • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.
  • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

Деятельность народников.

1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

Социал-демократы.

1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.
1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

Эсеры.

1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).
Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

Либералы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Зарождение революционного движения в крае.

Проанализировать причины и предпосылки зарождения революционного движения в крае.

Рассмотреть деятельность политических партий в Башкортостане.

Причины и предпосылки. Начало революции в крае.

Забастовочное движение зимой и весной 1905 г. Подъем крестьянского движения в Башкортостане в марте-апреле 1905 г.

Создание башкирских и татарских социал-демократических групп. Первомайская демонстрация в г. Уфе. Забастовочное движение летом 1905 г.

Революционное рабочее движение в период высшего подъема революции (октябрь-декабрь 1905 г.) Всеобщая Октябрьская стачка.

Деятельность Совета рабочих депутатов. Деятельность политических партий в Башкортостане.

Как серьезная политическая сила проявило себя мусульманское движение в годы первой русской революции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Общественное движение при Александре I.

Цель: показать обучающимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.

Задачи: 1.Образовательные:

сформировать представления об идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;

познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России; показать обучающимся причины зарождения организованного общественного движения в России; дать характеристику первых тайных обществ;

проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов ..

Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

Формировать умение работать с историческими документами;

Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать. развивать умения работать с текстом учебника, историческими источниками; 2. Воспитывающие:

3.Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;

Формировать любовь к предмету. продолжить формирование личностной патриотической позиции учащихся

Зарождение организационного общественного движения.

Первые тайные общества.

Династический кризис.Выступление 14 декабря 1825 г.

Суд над декабристами. Значение восстания.

Вступительное слово учителя:

Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.

Во глубине сибирских руд.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

- Кому посвящено это стихотворение?(декабристам)

- Кто автор этот строк?

- Ребята, а знаете ли вы, кто такие декабристы?

- Известно ли вам что- нибудь о них?

- Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. А.С.Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.

Тема нашего урока: Общественное движение при Александре I (запишите)

- Внимательно вдумайтесь в тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? Что сегодня мы узнаем? (ответы детей)

- На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, научимся сравнивать программные документы по заданным критериям попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.

- А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в крепостной зависимости.

III. Актуализация знаний учащихся

- Какие надежды возлагал на Александра I русский народ?

- Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования.

- Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)

IV. Изложение нового материала.

Учитель: Итак ребята, переходим к изучению нашей темы. (По мере рассказа учителя ребята заполняют рабочий лист п.1. Причины образования тайных обществ).

Война 1812 г. вызвала патриотический подъем всех слоев российского общества, способствовала росту национального самосознания. Однако послевоенная действительность, сохранение самодержавия и крепостничества побуждали молодые умы искать возможности в преобразовании общества.

Пребывание за границей позволило передовым представителям русского офицерства познакомиться с идейными течениями и политическими учреждениями европейских стран. Многие из которых приобщились к масонским организациям (новый термин, пометьте всловарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.). По возвращении в Россию ими еще острее ощущалась отсталость общественного строя.

Причины образования тайных обществ (Записываем в тетрадь)

1. Война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.

2. Заграничные походы русской армии 1813-1815гг. и знакомства офицеров с политическим устройством европейских государств.

3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

4. Крепостное право, военные поселения.

5. Революционные события в Западной Европе.

В ходе восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. выяснились неготовность организации к выступлению, отсутствие четкого плана, должной координации действий.

Сказалось стремление большинства восставших избежать кровопролития. Растерявшиеся в первый момент власти использовали пассивность восставших и сумели переломить ход событий в свою пользу с помощью пушек. Было разгромлено и восстание Черниговского полка на юге страны.

В первые годы после подавления восстания на Сенатской площади, несмотря на стремление Николая I не допустить распространения вольнолюбивых идей и сделать невозможным развитие общественного движения, идеи декабристов по-прежнему находили своих сторонников. Возникшие кружки выслеживались полицией, а их участники сурово наказывались.

V. Первичное осмысление и применение изученного.

Учитель: Ребята мы с вами познакомились с тайными организациями будущих декабристов.

Беседа с обучающимися. 1) Когда были созданы Южное и Северное общество?

2) Назовите авторов программ этих обществ. 3) Сравните положения программ Северного и Южного обществ. В чем их сходства и различия?

Объяснение нового материала учителем:

-Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Работа с документом. Задание: каковы были основные положения Манифеста?

Из Манифеста к русскому народу.

Уничтожение бывшего правления.

Учреждение временного правительства, до установления постоянного

Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.

Свободное отправление богослужения всем верам.

Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.

Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.

Сложение подушных податей и недоимок по оным.

Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.

Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.

Гласность судов.

Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Учитель: Далее по моему рассказу отметьте причины поражения восстания (работа в тетрадях самостоятельно).

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

Работа по схеме восстания: каре, Сенатская площадь, строительные работы, народ, памятник Петру.

-Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил декабристов и царских войск.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

Почему декабристы потерпели поражение? – проверка задания по рассказу учителя.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?

Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

Вывод уч-ся:- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

Учитель: - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.

В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.

Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.

Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.

Но во всех отзывах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.

Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)

С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)

Мне было трудно…

Читайте также: