Развитие культуры на дону конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КУЛЬТУРА НА ДОНУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Развитие капитализма после реформы 60 - 70-х годов, применение на фабриках и заводах машинной техники, а в сельском хозяйстве агрономической культуры требовало грамотных работников. Это вызывало необходимость создания новых школ. В 60 - 70-х годах в Области войска Донского были открыты приходские (начальные) школы почти во всех станицах. Начали открываться школы и в селах. Школьников учили читать, писать и считать. На первом месте в обучении стоял закон божий, проповедовавший послушание церкви и властям.

Введение в 70-х годах на Дону земств во многом способствовало увеличению числа начальных школ для сельского населения. Там, где не было земских школ, крестьянские общества открывали школы за свой счет.

По инициативе прогрессивно настроенной интеллигенции создавались различные школы грамоты и воскресные школы для детей и взрослых. Средств на эти школы правительство не отпускало, и они существовали за счет частных пожертвований. Эти школы часто использовались революционерами для политического воспитания рабочих, поэтому находились под бдительным надзором полиции и духовенства. Часто воскресные школы закрывались властями. Но, несмотря на это, они много сделали для распространения грамотности в народе, для его революционного воспитания.

Усилий передовой общественности было недостаточно, чтобы поднять дело народного образования на Дону. И хоть число учащихся в школах области за десятилетие (1861 - 1871 годы) возросло в шесть раз, Донское казачье войско по числу учащихся занимало предпоследнее место, а по числу школ - последнее место среди других одиннадцати казачьих войск. К началу XX века примерно лишь треть населения области была грамотна, т. е. умела читать, писать и считать. Еще хуже обстояло дело со средним образованием. В 1900 году на 1000 мужчин приходилось 3,3 обучавшихся в средних школах, а на 1000 женщин - 1,3.

Высших учебных заведений до 1907 года, когда в Новочеркасске открылся Донской политехнический институт, на Дону не было. Дети донских дворян и духовенства получали высшее образование в университетах Петербурга, Москвы, Харькова и других городов России. Крестьяне и трудовые казаки доступа к высшему образованию практически не имели.

Общественный подъем 60 - 70-х годов привел к открытию первых библиотек и первых издательств газет на Дону. Организаторами их были чаще всего энтузиасты-учителя, историки-краеведы. Официальных газет, издававшихся властями, было мало. За печатание статей либерального толка власти часто закрывали газеты, а прогрессивные издатели и редакторы подвергались судебным преследованиям.


Антон Павлович Чехов

Революционное движение оказывало огромное благотворное воздействие на развитие культуры. В 60 - 70-х годах - революционно-демократические идеи Герцена, Чернышевского, Добролюбова, в 80 - 90-е годы - марксизм являлись тем компасом, по которому сверяли свой путь в науке, литературе, искусстве лучшие представители русской культуры.

Во второй половине XIX века донская земля дала немало видных ученых, талантливых писателей, замечательных художников, творчество которых известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Значительный вклад в отечественную науку сделали геолог И. В. Мушкетов, ботаник А. Н. Краснов, металлург М. А. Павлов и другие.

На Дону, в станице Нижнекурмоярской, родился талантливый русский советский писатель Александр Серафимович Серафимович (1863 - 1949), многие годы своей жизни проведший в станице Усть-Медведицкой.

С детских лет жил на Дону известный русский писатель, один из лучших представителей советской драматургии Константин Андреевич Тренев (1878 - 1945).

Донским казаком по происхождению был прекрасный художник, вдохновенный поэт родной ему донской природы, передвижник Николай Никанорович Дубовский. Всю личную картинную галерею он подарил родному городу - Новочеркасску.


Николай Никанорович Дубовской

Лучшие свои полотна посвятил Дону, его природе донской художник И. И. Крылов.

В Таганроге прошли детские и юношеские годы выдающегося русского художника - передвижника Константина Аполлоновича Савицкого, правдиво отобразившего в своих полотнах тяжелую жизнь народа. С историей Дона связана жизнь многих выдающихся деятелей русской культуры второй половины XIX века. Здесь работали великие ученые - Д. И. Менделеев и И. П. Павлов, гениальные композиторы - П. И. Чайковский и М. П. Мусоргский, талантливые артисты - П. А. Стрепетова и В. Ф. Комиссаржевская и многие другие. Культура Дона развивалась в тесной связи с чаяниями народа. У народа она черпала свои силы, ему отдавала лучшие свои творения.


Константин Аполлонович Савицкий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о далёком прошлом Донской земли, его населении; создание условий для развития личностных качеств учащихся, формирующих свои знания, умения и навыки на богатом историческом материале.

Задачи классного часа:

образовательные:

- дать общее представление о культуре, как показателе формирования общества;

- познакомить учащихся с возникновением казачества, его богатым прошлым;

- учащиеся должны показать сформированные представления об особенностях истории и культуры казачества;

развивающие:

- учащиеся должны показать приобретенные навыки образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

воспитательные:

- учащиеся должны показать приобретенные навыки коммуникативной компетенции;

- учащиеся должны выразить свое отношение к истории и культуре казачества.

Цель: дать представление о далёком прошлом Донской земли, его населении; создание условий для развития личностных качеств учащихся, формирующих свои знания, умения и навыки на богатом историческом материале.


Задачи классного часа:

образовательные:

- дать общее представление о культуре, как показателе формирования общества;

- познакомить учащихся с возникновением казачества, его богатым прошлым;

- учащиеся должны показать сформированные представления об особенностях истории и культуры казачества;

развивающие:

- учащиеся должны показать приобретенные навыки образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

воспитательные:

- учащиеся должны показать приобретенные навыки коммуникативной компетенции;

- учащиеся должны выразить свое отношение к истории и культуре казачества.

Ход классного часа

Слово учителя:

2014 год объявлен годом Культуры РФ указом президента В.В. Путина. Что же такое культура? Почему культурный уровень народа, человека является показателем развивающегося общества? Каково культурное наследие, оставленное нам нашими далёкими предками-казаками? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Слово учителя:

Каково же культурное наследие передали нам наши предки, донские казаки, проживающие и живущие по сей день на территории донской земли? Кто такие казаки?

Учащийся 2 (короткая справка о появлении казачества):

Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).

Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны.
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Тёмная Киммерийская степь.

Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.

По мере усиления Российского государства его границы подошли к Дикому Полю, здесь устраиваются пограничные засеки, ставятся сторожевые башни, возводятся крепости.

По инициативе легендарного донского атамана Платова (памятник которому поставлен уже теперь в Москве) в 1805 году закладывается город Новочеркасск, в который вскоре переносится столица Войска Донского.

К середине XIX века на Дону сформировались два центра: военно-административный – город Новочеркасск и промышленно-торговый – город Ростов-на-Дону.

Учащийся 5 (чтение стихотворения):

Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее.

А в полях серебрится ковыль.

Вы бывали на юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

Кузнечики звенят, как камыши.

Да солнце по колено бродит в росах.

Да шепчутся о чём-то ковыли.

Мой край донской с садами белыми,

Мне любо всё и глаз не оторвать,

я помню всё, и где бы ни был я

слова любви мне хочется сказать.

А зори алые встают играючи.

Станицы вольные и вольный дон

Мужчины храбрые, казачки жгучие,

Хранят и славят Русь с былых времён.

Откуда Дон берёт своё начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою берёзкой

начало Дон своё берёт,

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течёт.

Века идут. Но не мелеет

Донское русло на пути.

И всё мужает, всё смелеет

Казачье воинство в степи.

Вся история сделана казаками.

Степан Разин - в годы Смуты казачество разделилось на две части: бедных и богатых. Недовольство казаков победнее и беглых крестьян своим положением способствовало тому, что в 1670 году вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина. Войско было разбито, а самого Разина казнили на Красной площади.

Самый выдающийся казачий военачальник - атаман Платов. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинской битве.

Емельян Пугачёв - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Емельян Пугачёв назвался им, т.е. он был самозванцем, выдававшим себя за Петра.

Яков Петрович Бакланов - русский генерал, герой Кавказской войны. Командовал одним из лучших полков донских казаков, который панически боялись горцы.

Кондратий Булавин - донской казак, сын станичного атамана, предводитель антифеодального восстания (1707—09) в России.

На Дону именами земляков названы учебные и культурные заведения, улицы и проспекты. Для поддержания вековых традиций и самобытной культуры сформирована система казачьего образования, куда входит 212 учреждений, в том числе, шесть казачьих кадетских корпусов. К 2020 году число казачьих кадетских учебных заведений увеличится в два раза.

Ярким примером памяти народной стал памятник легендарному донскому атаману Матвею Платову.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Для казака существовал один закон: Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан прийти на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Слово учителя:

Наследием Дона стали знаменитые поговорки казаков:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Славен дон не только казаками. Прославили Донскую землю и наши писатели и поэты-земляки: Михаил Шолохов, Антон Павлович Чехов, Виталий Закруткин и многие другие. Донскому краю посвящены их произведения. Многие были инициаторами постройки новых школ, библиотек. Память о них живёт в народе и сейчас. О Родине, о России, о Доне писал Виталий Закруткин:

Учащийся 10:

Мы не должны забывать наших корней, мы обязаны нести это гордое имя Питомцы Великого Дона, культурное наследие которого ещё переживёт нас, ещё пополнятся Донские кладовые именами тех, кто прославит эту Великую землю.

Слово учителя:

Этими словами мне хотелось бы закончить наш классный час:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.

Особенности культуры донских казаков. Мосина Наталья Юрьевна, учитель МХК,ИЗО.

Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.

Показать своеобразие казачьей культуры.

Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.

Характер культуры донских казаков.

Язык донских казаков.

Традиции военного быта казаков.

Религиозные традиции казаков.

Проблемный вопрос: В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

I. Повторение понятий

Дикое поле, казаки, майдан, казачий круг, культура.

II. Изучение нового материала

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:

Беседа с обучающимися о том, почему именно эти строки взяты эпиграфом к уроку.

(Они отражают своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).

1. Характер культуры донских казаков.

Учитель: Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:

Какие народы оказали влияние и на язык донских казаков?

2. Язык донских казаков.

Учитель: В чем своеобразие языка донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с дополнительным материалом, работая в группах. Учащиеся делают вывод о том, что влияние культуры русского народа отразилось в русскоязычии казачества. Однако язык казаков Дона включил в себя немало тюркских и украинских слов.

3. Казачий костюм.

4. Традиции военного быта казаков.

Учитель: Донское казачество сложилось и существовало как воинское сообщество, что отразилось в его культуре, обычаях, традициях. Война и воинские умения считались наиболее достойным делом для мужчины, а обладание оружием и прочим боевым снаряжением – знаком отличия казака от представителей других групп населения, символом свободного, полноправного человека. Достижением военной культуры казаков можно считать созданный ими тип лёгкого судна – струга. На построенных ими стругах донцы выходили для ведения военных действий на Азовском и Чёрном морях.

Беседа с учащимися о преимуществах казачьих стругов.

Выводы учащихся о том, что военная добыча считалась у казаков законным итогом успешных боевых действий, а в походах за зипунами выступала в качестве основной цели. Наряду с охотой и рыболовством она обеспечивала в XVI-XVII веках существование казаков.

5. Казачьи городки.

Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.

Выводы учащихся об увеличении количества казачьих городков в изучаемый период.

6. Религиозные традиции казаков.

Рассказ учителя: На Дону церквей было мало, поэтому часто казаки ездили на богомолье в русские монастыри. Излюбленное место их паломничества – удалённый от Дона Соловецкий монастырь. В 1652 году в Черкасске возвели войсковой Собор Воскресения Христова. Первоначально он был деревянным, а затем каменным. В среде донского казачества были приверженцы христианства, ислама, буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и военно-политических акциях войска.

7. Донской фольклор.

Учитель: О ком и о чем пели донские казаки? Работа с текстом казачьих песен по группам выводы учащихся о том, что донские казаки пели о любимой реке Дон, о героях-казаках, о верном спутнике казака – коне и т.д.

III. Итог урока.

В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

Учащиеся делают вывод об особенностях культуры донских казаков:

сложилась в результате взаимодействия многих народов;

была культурой воинского сообщества;

достижениями материальной культуры были казачьи городки и легкое боевое судно – струг;

В конце урока группам предлагается из предложенных слов составить казачьи пословицы, поговорки, заповеди.

Хрестоматия по истории донского казачества, Составитель М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1994.

Конспект занятия по Доноведению

- приобщение младших школьников к культуре донского края и расширение их представлений об истории донского края, о быте и обычаях казаков в далеком прошлом.

- прививать уважение и интерес к традициям родного народа, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

- формировать активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

- развивать творческие, музыкальные способности;

- развивать вокальные навыки, навыки выразительного исполнения стихотворений ;

- развивать умение взаимодействовать в коллективе;

- продолжать знакомить детей с обрядами донских казаков;

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках и…).

Музыка для песен и танцев, презентация о праздниках , казачьи и русские костюмы для детей и учителя, атрибуты казачьего быта для оформления класса.

Предварительная работа:

- проведение бесед с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и о творчестве казаков;

- подбор литературного материала;

- разучивание с детьми стихотворений, песен, танцев по тематике праздника;

- оформление класса в казачьем стиле.

Ход занятия:

Звучит музыка

Казачка:
1. Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьицем.

2. Рады гостям, как добрым вестям!

По доброй казачьей традиции

Всех привечаем, душевно встречаем!

Собралось у нас гостей со всех волостей.

3. Здорово дневали, люди добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться?
Рады видеть вас у себя в нашей хате.

Здесь для вас, для дорогих гостей,

у нас праздник большой, праздник радости.

4.Как можно жить не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан, каждой строчкой,

Каким высоким небесам?

5.Жива традиция, жива.

Для поколенья младшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

6. Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

7. Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

8. Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

9. Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

10. Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

11. Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

12. В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи

Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Учитель:

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Позже городки стали называться станицами.

На Дону сложился такой обычай, после освещения земли и закладки дома, все станичники шли помогать молодому хозяину возлагать жильё.

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья "чтобы всё водилось."

По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи.

На сцену выходит бабушка и родители с внуком, на встречу им хозяева с караваем с солью на плечевом рушнике.

Казак и казачка

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Бабушка ( заглядывает)

Ждете ли гостей?

Казак, казачка:

Здравствуйте, родные наши! Заждались мы вас! Здравствуйте, бабушка!

Проходите в дом!

(В руках у бабушки икона и глиняный горшок с огнем с дедовой или отцовской печи. Горшок накрыт скатертью. Бабушка первой входит в дом.

Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, "с входинами".

Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было.

Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем, да вот икону в красный угол поставлю!

Казак, казачка:

Спасибо бабушка, проходите!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.

Бабушка (берет горшок с углем, подходит к печи):

А теперь, пересыплю-ка я, угли из отцовской печи в новую печь, соединяю два живых огня, потому как если тепло в избе, то сам Бог в ней живет.

Бабушка: (казаку с казачкой):

Когда жильё будет полно детей, то и счастье больше будет в нём.

Запускай в новый дом гостей. Дом для него отстроили - ему и будущим хозяином быть.

Бабушка заносит самовар, приговаривает:

Сверху – пар, снизу- пар!

Кипит казачьий самовар!

в это время идут гости с подарками

Милости просим на новоселье!

Всех приглашаем на – веселье!

-Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

- С новым домом, с новым здоровьем, с новым счастьем!

- Примите от меня целебной воды, чтобы ваш дом не знал беды!

- Поздравляем, дорогие соседи. Наконец-то и у вас свой дом!

Спасибо, вам люди, за доброе слово, за уважение.

Да…. Свой дом, своя правда!

С новосельем вас! (казаку)

Всякий дом хозяином держится!

Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Казак : спасибо, проходите к столу.

Коль хозяюшка красна, так изба весела!

А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша!

И соль вам ребята –будьте здоровы и богаты.

Вот вам мёд , чтобы сладкой жизнь была!

А вот монеты – на счастье и удачу и богатство!

И яиц десяток - пусть в доме всегда будет достаток!

- Спасибо вам, добрые люди, возвели стены нашего дома. Просим всех к столу.

Угощайтесь, не стесняйтесь. Чем богаты, тем и рады.

Казак : - Будьте здоровы в нашем доме!

Спасибо, от всей души, что помогали нам дом строить и на новоселье пришли

Так ведь оно у нас, у казаков: и в труд и на праздник - все вместе.

Поздравляю, вас дети с этим праздником, со светлым домом.

Казак : (выходит гармонист)

Ну-ка гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Нашей доброй казачьей песне

Слово первое даю.

1-й гость 2-му гостю :

А ну , пойдем хозяйский пол на крепость проверим!

Веселье продолжается. Пляска начинается.

Учитель: Казаки очень любили трудиться. Женщина была хорошей хозяйкой в доме, казак- в поле. Молодёжь собиралась после изнурительного трудового дня на посиделках. В праздники собирались на улице и состязались.

Слово группе экскурсоводы. Презентация.

13. Как у наших у ворот

На веселый хоровод.

14. Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее,

А в полях серебрится ковыль.

Вы бывали на юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

15. Край родной, земля Донская

Для меня ты всех родней.

Живу я здесь и здесь родился

Тобой, любуясь, каждый день.

16. Любо песни поют на Дону

Прославляя свой край и богатство

Любо, дорого жить на Дону

Дорожить своей Родиной, счастьем!

17. – Что казачьей нашей славы —
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды!.
18. Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам – песню

В Донском крае проживает до 150 народностей. Донские традиции включают национальные обычаи наиболее крупных из этнических групп. Они вносят свою лепту в развитие культуры региона, помогают сохранить богатое историческое наследие и упрочить связь между поколениями.

Донские традиции

Традиции донских украинцев

На Дону проживают около 300 тысяч украинцев. Это самая большая донская диаспора, которая не могла не оказать значительного влияния на культуру и традиции донского края. Практически все украинские семьи придерживаются религиозных обычаев своего народа, соблюдают посты и отмечают христианские праздники:

  1. В рождественский вечер на стол традиционно подаются 12 постных блюд.
  2. Во время рождественских праздников, в Святой Вечер, дети ходят от дома к дому, в колядках желая удачного года, а хозяева угощают их сладостями и дарят деньги.
  3. На Пасху обязательно пекут куличи и красят яйца.
  4. На Троицу, которая отмечается на 50 день после Пасхи, дома украшают веточками деревьев, свежей травой и букетами цветов.
  5. На Масленицу, за неделю перед Великим Постом, в каждом доме, где живут украинские семьи, пекутся большие тонкие блины, символизирующие Солнце.

Блины

Особенности традиций донских армян и грузин

Донские армяне и грузины представляют собой этнографические группы, сложившиеся в конце XVIII века из переселенцев из Крыма и Закавказья. Представители этих диаспор сохранили большинство традиционно установившихся общественных правил, в особенности это касается отношения к старшим по возрасту и свадебных обычаев.

Почтение к старшим ― одна из аутентичных особенностей кавказских народов, свято соблюдающаяся традиция. Отцы и матери, дедушки и бабушки принимают участие в решении всех семейных вопросов, дети и внуки считаются с их мнением и заботятся о них.

Кавказское застолье

Обычаи и традиции донских греков

Первые греческие поселения на Дону появились еще в VI – V веках до нашей эры, а волна греческих переселенцев прибыла в эти края во время освободительной войны греческого народа против Османской империи, в ХVIII веке. Сегодня диаспора греков в России насчитывает до 100 тысяч человек, и почти все они, уважая и соблюдая исконные донские традиции и обычаи, живут по унаследованным от своих предков правилам:

  1. Праздники встречают в домашнем кругу, а если приходится идти в гости, то идут всей семьей, с детьми и старенькими бабушками-дедушками.
  2. С 15 до 18 часов у греков ― время традиционной сиесты, поэтому планировать деловую встречу или звонить по телефону в это время не принято.
  3. Греки очень трепетно относятся к древним обрядам. Свадьбу справляют два, а то и три дня, соблюдая все необходимые ритуалы, а в честь прорезавшегося у ребенка первого зубика устраивают целое пиршество.
  4. Традиции Крещения у греков несколько отличаются от общепринятых в христианской религии. В холодную воду греческие мужчины не просто окунаются, а ныряют за крестом, который в водоем бросил священник. Считается, что тому, кто первый доберется до священного символа христианства, весь следующий год будет сопутствовать удача.

Грко-католический крест

Еврейские традиции на Дону

Еврейский народ один из самых древних на планете. На надгробных плитах, обнаруженных при археологических раскопках в низовьях Дона, были обнаружены имена семитского происхождения, этим могилам около 2 тысяч лет. Самый крупный наплыв евреев в эти края был зафиксирован в средние века.

Хотя из 146 миллионов населения России на эту нацию сегодня приходится всего 150 тысяч, ее отличает, кроме известной во всем мире практичности и прагматичности, преданность национальным традициям. Так, Галаха (свод законов иудаизма) запрещает работать во время праздника, дети обязаны содержать престарелых родителей, а родители в течение двух лет должны обеспечить детям, создавшим собственную семью, кров и стол.

Еврейская свадьба

Традиции казачества

Основную часть коренного населения донского края составляют казаки ― этносословная группа, в которой доминировали русские. Казачество на Дону существует со второй половины 16 века. Основой его жизни являлась ратная наука, поэтому фольклорные традиции донского казачества включают сотни баллад и песен, повествующих о суровой военной жизни и великих походах.

У донских казаков были многодетные семьи, разводы и измены строго осуждались. Новобрачных обычно выбирали родители. Обручению предшествовал обряд смотрин, свадьбу проводила местная сваха, которая знала все касающиеся замужества обычаи и следила за их выполнением. Свадебные гуляния у казаков проходили весело, с размахом, и заканчивались церковным венчанием.

Казацкая свадьба

При появлении в семье казаков ребенка родители радовались и сыну, и дочке, но мальчикам оказывался особый почет: ему выделялась часть семейного земельного надела, на крестинах родственники дарили малышу шашку или ружье. Девочек с ранних лет обучали хозяйственным премудростям: женщина у казаков воспринималась как хранительница очага, на плечи которой ложилось приготовление пищи, воспитание детей, уход за скотиной. Основные донские традиции и обычаи казаков живы до сих пор, казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков.

Читайте также: