Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста конспект

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:
1. Формировать временные представления : раньше- позже. Закреплять умения различать и называть времена года: осень, зима, веса, лето.
2. Развивать внимание, творческое воображение.
3. Воспитывать любознательность, интерес к занятиям по математике; отвечать на вопросы педагога, не перебивая друг друга.
Материал: картинки для развития временных представлений: раньше, позже, иллюстрации из серии времена года; предметные картинки каждому времени года.
Методы и приемы: рассказ, вопросы к детям, рассматривание, показ, сюрпризный момент, дидактическая игра, поощрение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме "Моя семья", иллюстрации в альбоме "Времена года", чтение стихов, загадывание загадок о временах года, наблюдение на прогулке.

Занятие начинается с "круга приветствия". Дети поочередно здороваются, подают друг другу руки, обращаются ласково. Когда круг замкнется, воспитатель говорит:
- Нам всем уютно, хорошо, мы как одна большая дружная семья. А еще у каждого из вас есть своя семья. Расскажите, кто есть в вашей семье. (дети рассказывают по очереди, не перебивая друг друга).
Воспитатель предлагает детям пальчиковую игру. Дети по очереди сгибают пальцы, начиная с большого и говорят:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папа,
Этот пальчик- мама,
Этот пальчик- Я,
Вместе дружная семья.

- Дети, поднимите руку у кого есть брат или сестра.
- Кто старше:ты или твоя сестра\брат?
- Кто родился раньше: вы или я?
- Когда человек рождается, как его называют?(новорожденный, младенец, малыш)

Воспитатель показывает детям 2-ух кукол в пеленках. Одна кукла с голубым, другая с розовым бантиком.
- Кто из них мальчик, а кто девочка? Как вы думаете?
Воспитатель размещает в произвольном порядке на фланелеграфе картинки: 2 малыша- мальчик и девочка, школьник и школьница, мама и папа, юноша и девушка, бабушка и дедушка. Игра "Кто раньше, кто потом".
- Ребята, я все перепутала, помогите мне разложить картинки: кто раньше- кто потом.
Физкультминутка
Осенью. весной,
Летом и зимою
Мы во двор ходили
Дружною семьёю.

Станем в круг
И по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.

Повороты вправо. влево
Делает мой братик Сева.
Сами мы бежим трусцой
И качаем головой: тик, так.

Воспитатель спрашивает детей:
- Когда выходит во двор дружная семья?
- Какое сейчас время года?
- Какое время года будет потом? А после зимы? Что следует за весной?
- Отгадайте загадку:
Несу я урожай, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, лишь не касаюсь сосен,
Я. (осень)

Дел у меня не мало:
Я белым одеялом всю землю украшаю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (зима)

Тает снежок.
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает. (весна)

Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купайтесь- приглашаю!
И любите за это вы меня,
Я. (лето)

По мере отгадывания загадок воспитатель предлагает детям отыскать на столе картинки, изображающую это время года и поставить на фланелеграф. Когда на фланелеграфе окажутся все картинки, воспитатель читает стихотворение "Четыре иллюстрации" А.Кузнецов.

Придумала мать дочерям имена:
Вот лето и осень, зима и весна.
Приходит весна- зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Лето пришло- все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедро осень приносит плоды,
Дают урожай поля и сады,
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Затем воспитатель предлагает детям взять со стола предметные картинки и поместить их рядом с тем временем года, принадлежность к которому они отражают (осень- грибы, красные листья, дождевые капли; весна- ветка вербы, ручеек, подснежник, сосулька; зима- снежинка, рукавичка, снеговик, санки; лето- солнышко, ромашка, ягода).
Дидактическая игра "Найди лишний предмет".
Каждый набор предметных картинок отражает принадлежность к какому-либо времени года, но одна из них другого содержания. Надо определить, почему она лишняя, доказать варианты набора картинок (снежинки, рукавичка, санки, клубничка).
Проводится рефлексия занятия, воспитатель благодарит детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Тема: Как мы чувствуем время

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

С элементами ТРИЗ технологий.

Развивающие: развивать эстетические чувства детей; приемы лепки – раскатывание пластилина между ладонями, сплющивание.

Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

Содержание организованной деятельности детей.

Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались — И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас — Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.


Воспитатель: Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Я хочу предложить вам поговорить о времени. Кто может сказать, что такое время?

Ответы детей: часы и т.д.

Воспитатель: Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?

Воспитатель: Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.

Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.

Воспитатель: Мы можем потрогать руками следы времени?

Дети: Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.

Воспитатель: Оставляет ли время звучащие следы?

Ответы детей: Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью - тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой - нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой.

Воспитатель: я предлагаю вам понюхать следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит время прошло. Запах испорченных продуктов отличается от свежих).

Воспитатель: А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).

Воспитатель: Значит, время не такое уж невидимое? Сделаем вывод: на чем время оставляет следы?

Дети: На объектах природного и рукотворного мира.

Воспитатель: Можно ли время посчитать? Как? Что мы считаем, говоря о времени?

Дети: Часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы и т.д.

Воспитатель: Все это кусочки времени.

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?

Воспитатель: Если мы сейчас попадем в будущее, какое время года будет?

Отправляемся в полет на машине времени в будущее. (звучит музыка).

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в будущее, здесь уже наступила весна.

Рассматривание иллюстраций о весне: поляна, цветы.

Воспитатель: А кого здесь не хватает.

Воспитатель: А каких вы знаете насекомых?

Дети : пчелы, бабочки, божьи коровки.

Воспитатель: Я предлагаю вам за определенный кусочек времени проделать небольшую работу. С помощью песочных часов мы проследим этот кусочек. У каждого есть картинка с божьей коровкой, но чего на ней нет??

Дети: черных точек!

Воспитатель: Правильно. Их у нее всего семь. Поэтому ее называют семиточный жук.

Показ воспитателя, как нужно за определенное время сделать из пластилина точки и прикрепить их на божью коровку. То же самое предлагается детям.

Воспитатель: ребята, наш полет в будущее подходит к концу и нам пора возвращаться в настоящее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Конспект занятия

Возраст детей -5-6 лет

Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Чекрыгина О.И.

Путешествие в страну точного времени

Цель занятия : Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с часами и их назначением.

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, воображения.

Ознакомление детей с часами и их назначением

Формирование умения детей оценивать временные интервалы.

Закрепление знаний о днях недели.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве по плану.

Воспитывающие: Развитие культуры поведения,умения свободно общаться со сверстниками.

Форма занятия: групповая

Материалы и о борудование : план маршрута, посылка, иллюстрации с изображением необычных часов(солнечные,водяные часы-свеча, песочные, современные)аудиозапись, листы тетрадные, карандаши простые, кроссворд, часы – планшеты по количеству детей, карточки с кружками, цифры, картинки с часами.

План занятия:

1.Организационный момент.

- Дети заходят в группу, находят план. Ориентируясь по плану, проходят 10 шагов вперёд, 5 шагов вправо, 3 шага вперёд, 8 шагов влево. Направление проговаривают дети. Находят посылку с остановившимися часами и кассетой.

– Ребята, эта посылка из страны точного времени. (Прослушивание записи).

Дорогие ребята, помогите! У нас случилась беда. Потерялся ключ от главных часов города, поэтому в стране произошла путаница. Время бежит то быстро, то медленно. Дни недели поменялись местами: утро наступает за вечером, а ночь – за днём. Просим вас, помогите найти ключ, пожалуйста!”

Поможем жителям волшебной страны?

Основная часть.

- Поедем мы в волшебную страну на необычном автобусе. Места в нём обозначены цифрами. А на какое место надо сесть, вам подскажут карточки. Нужно найти такую цифру, сколько кружков на карточке.

-Как вы думаете, могут ли люди обходиться без часов? (высказывания детей)

-Даже в далекие времена, когда часов не было, люди использовали природу, чтобы вести счет времени ( показ иллюстраций природных часов).

-Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень медленно двигалась по кругу.

-Как вы думаете, как назывались эти часы? (солнечными)

-Всегда ли человек мог ими пользоваться?

-Солнечные часы имели недостаток- они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, вода по капелькам перетекала из одного сосуда в другой и по тому сколько воды вытекало, определяли ,сколько прошло времени.

-А вот эти часы как называются?

-Да это песочные часы. Они показывают время днем и ночью, летом и зимой. В любую погоду. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний.

Высыпался весь песок – значит, прошло 3,5.10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас.

- Кто знает, где песочные часы используются?

-Существовали часы - свеча. На свечу наносили деления. В нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос – это означало, что прошло определенный отрезок времени.

-Люди придумали много видов часов.

-Как одним словом назвать часы, которые висят на стене. (Настенные).

В нашем музее они находятся где? (Справа).

-Стоят на столе? (Настольные) .

-Расположены они (Слева).

- А ели часы носят на руке? (Наручные).

-Стоят на полу? (Напольные).

- Чем отличаются часы?

- Чем похожи все часы?

(У педагога и детей макеты часов )

-Цифры на часах нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная большая стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Маленькая короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая длинная стрелка прошла весь путь по циферблату, значит, прошел один час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

-Поставьте обе стрелки на 12. ( Сделайте это, как у меня .)

-Сейчас они показывают ровно 12 часов.

-Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на цифру 12. ( Часы показывают ровно час) .

-Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

-Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 2. (Это значит, сейчас ровно 2 часа.)

-Который час показывают часы? ( Ровно 2 часа ).

-Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4, 7, 9 часов, длинная стрелка часов всегда находится на цифре 12, а короткая около той цифры, которая показывает данный час.

-Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. -Который час показывают часы? (5 часов).

-Как расположены стрелки? (Минутная стрелка длинная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5).

-Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

-Как расположены стрелки?

-Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о времени? (сколько времени, который час) .

-Сегодня мы много узнали о часах.

-А идут ли волшебные часы? ( Нет .)

Жители страны точного времени переживают, что у них перепутались дни

недели. Поможем им.

Физкультминутка

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут. ( Дети стоят по кругу, руки опущены внизу .)

(Раскачивание рук, как маятника.)

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут. ( Дети стоят по кругу, руки перед собой .)

(Раскачивание рук, как маятника .)

-Если вы помните, в стране точного времени поменялось местами всё, в том числе и время суток: утро наступает за вечером, а день за ночью. Разгадаем кроссворд и узнаем, какое главное слово в неё спрятано.

1.Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся.

Рано, без огня. Когда? ( В ечер).

2. Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Ут р о).
3. Протянулся мост на семь вёрст.
А в конце моста золотая верста. е деля).

4. Шестьдесят секунд промчались и ( м инутой) оказались.

5. Ходит по небу Луна,
То ущербна, то полна.
Как Луну мы звали встарь,
Вам поможет календарь. (Мес я цы).
По вертикали выводится слово ВРЕМЯ .

- Почему остановились часы в стране точного времени? (Потерялся ключ) . Кажется, я знаю, как мы поможем жителям волшебной страны.

Возьмите карандаши и листы бумаги.

Графический диктант.

6 клеток вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 6 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Вот мы нарисовали волшебный ключ и помогли жителям волшебной страны. Волшебные часы снова идут. И, чтобы помочь нам вернуться в нашу группу, жители придумали, как сэкономить наше время.


Отлично, а вот и сломанные часы, но прежде чем приступить к их ремонту, давайте вспомним, как измеряется время по длительности. (Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяется сутками, неделями, месяцами, годами.) Давайте их соберём.

Ну, вот теперь всё в порядке, осталось произнести волшебные слова, что бы завести часы.

Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны вправо – влево.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Приседания, показ избушки – руки над головой.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловища вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают,
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

А вы умеете определять время по часам?


Замечательно, часы ходят правильно, а нам пора подумать над следующей задачкой. Перед детьми картинки частей суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Отдельно лежат картинки, на которых изображены действия детей в разное время суток.

Ребята идут дальше.

Что же это такое? Вот вам подсказка.

Загадка:
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели.)

Верно. Время определяется и неделями тоже.

Ребята идут дальше.


Что такое осень, зима, весна, лето? (Год.) Время определяется и месяцами, и годами.

Порядок времени восстановлен. Все люди спасены. А часы возьмем к себе в группу, будем бережно с ними обращаться и станем хранителями времени.

Читайте также: