Размножение и развитие птиц конспект 7 класс

Обновлено: 05.07.2024


Данный урок формирует представление учащихся о том, как размножаются и развиваются птицы. Они рассмотрят строение мужской и женской половой систем, узнают, что для многих видов характерен половой диморфизм. Выяснят, как происходит развитие яйца, познакомятся с его строением. Узнают, для чего птицы насиживают яйца, как происходит забота о потомстве. Сформируют представления о выводковом и гнездовом типах развития птенцов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение и развитие птиц"

Мужская половая система представлена двумя семенниками. Каждый семенник обычно имеет бобовидную форму, тёмно-бурую или светлую окраску. Располагаются в полости тела над почками. Размеры семенников очень сильно увеличиваются к периоду размножения, например у скворца в 1500 раз. От них отходят семяпроводы, которые тянутся параллельно мочеточникам и впадают в клоаку.

Женская половая система состоит только из левого яичника и отходящего от него яйцевода. Яичник обычно имеет неправильную форму и зернистую поверхность, лежит в полости тела впереди от левой почки. Правый яичник недоразвит.

Птицы откладывают достаточно крупные яйца, которые утяжеляют птиц. Поэтому для облегчения массы тела у самок развивается только один яичник.

Яйцеклетки в яичнике развиваются постепенно. Созревая, они увеличиваются в размере, в них накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. По мере созревания, яйцеклетки поступают в яйцевод. В его верхней части происходит оплодотворение, и образующееся яйцо покрывается белком. Продвигаясь по яйцеводу, яйцо покрывается подскорлуповыми оболочками, затем известковой скорлупой. Из яйцевода яйцо поступает в клоаку и выходит наружу.

Строение куриного яйца

В центре находится желток, окружённый тонкой желточной оболочкой. На поверхности желтка оплодотворённого яйца расположен зародышевый диск. Это зародыш птицы. Желток подвешен на двух плотных белковых канатиках – халазах. Нижняя часть желтка более тяжёлая, чем верхняя. Поэтому независимо от положения яйца в гнезде зародышевый диск всегда находится сверху, ближе к тёплому телу насиживающей птицы.

Желток погружен в прозрачную вязкую жидкость – белок, который защищает развивающийся зародыш от механических повреждений, резких толчков и служит источником воды. Белок окружён мягкой кожистой подскорлуповой оболочкой, состоящей из двух слоёв. В отложенном яйце из-за потерь влаги эти слои расходятся и на его тупом конце образуется воздушная камера.

Наружная известковая оболочка – скорлупа – пронизана мелкими порами. Через них происходит газообмен между развивающимся зародышем и атмосферным воздухом. Плотная известковая скорлупа имеет защитное значение. Во время развития зародыша она часто используется на формирование его скелета.

Снаружи скорлупа покрыта тонким матовым слоем – надскорлуповой оболочкой. Она защищает яйцо от проникновения в него бактерий. Поэтому яйца, предназначенные для длительного хранения, не следует мыть и протирать.

Яйца разных видов птиц различны по форме, величине и окраске. Птицы, которые гнездятся в хорошо защищённых местах, например в дуплах, откладывают белые яйца, а те, кто строит гнёзда, имеют яйца, окрашенные в цвет окружающего фона, что делает их менее заметными.

Число яиц в кладке также неодинаково. Например, дневные хищники и пингвины откладывают, как правило, одно яйцо, а серая куропатка – двадцать шесть.

Развитие зародыша начинается в яйцеводе. Но его быстрый рост и формирование происходят только после откладки яйца в процессе насиживания, обеспечивающем нужную температуру (около 39 °С) и влажность. Уже на вторые – третьи сутки насиживания закладываются зачатки кровеносной и нервной систем, органы зрения и часть кишечника. Затем появляются жаберные щели, которые свидетельствуют о том, что далёкие предки птиц были водными животными. Заметен длинный хвост. Однако уже к пятым суткам насиживания зародыш приобретает черты строения птиц. К концу развития птенец заполняет собой всю полость яйца, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать лёгкими. Затем птенец при помощи рогового бугорка на конце клюва пробивает скорлупу и выходит наружу, т.е. вылупляется.

Продолжительность насиживания яиц различна. У мелких воробьинообразных птиц она составляет около 11 суток, а у лебедя от 35 до 40 суток. Крупные птицы (пингвины, альбатросы) насиживают яйца около двух месяцев.

В отличие от пресмыкающихся, птицы в течение всего развития согревают яйца своим теплом – высиживают их, причем высиживать могут оба родителя или только один из них (самка или самец).

Некоторые птицы не греют яйца сами, но создают вокруг них условия, при которых наружная температура повышается. Например, самец сорной курицы сооружает над отложенными самками яйцами кучу гниющего мусора, гниение которой поддерживает постоянную высокую температуру. Птица тщательно регулирует температуру мусорной кучи, для чего засовывает в неё свою голову. При необходимости охладить гнездо куча разбрасывается, а при необходимости согреть – накидывается вновь.

Большинство видов птиц очень заботятся о потомстве. В самом простом случае, родительская забота прекращается к концу высиживания. Например, упомянутый выше самец сорной курицы после очень длительной работы над соблюдением температурного режима, незадолго до вылупления птенцов неожиданно теряет к ним интерес и уходит, так и не увидев потомства. В других случаях родители остаются с птенцами и в течение некоторого времени заботятся о них и обучают самостоятельной жизни.

Только что вылупившиеся птенцы могут иметь разную степень развития. Существует несколько типов развития птенцов: выводковый и птенцовый, или гнездовой.

У одних птиц (тетерева, утки, куры, страусы, лебеди) из яйца выходят зрячие птенцы, покрытые пухом, с открытыми глазами, они способны самостоятельно передвигаться и следовать за взрослыми птицами. Это выводковые птенцы. Роль родителей в этом случае сводится к защите выводка, обогреву птенцов и помощи в поисках пищи. Находясь рядом с взрослыми птицами, птенцы подражают им в приемах отыскивания и схватывания добычи, способах ухода от опасности. Это повышает их выживаемость.

У других видов (воробьиные, голуби, попугаи, дятлы) вылупляются совершенно беспомощные птенцы гнездового, или птенцового, типа. У них закрыты глаза, кожа голая или слабо опушённая, питаться и передвигаться самостоятельно они не могут.

В гнезде остаются долго, от десяти суток до двух месяцев у разных видов, нуждаются в выкармливании, обогреве и защите.

Количество откладываемых яиц у гнездовых птиц, как правило, меньше, чем у выводковых. Это связано с невозможностью выкармливания большого количества птенцов.

Подведём итог.

· Птицы – раздельнополые животные, имеют внутреннее оплодотворение.

· Мужская половая система представлена семенниками.

· Женская половая система состоит только из левого яичника.

· Откладывают крупные богатые желтком яйца.

· Характерна забота о потомстве.

· Существует два типа развития птенцов: выводковый и птенцовый, или гнездовой.


Для средней полосы характерно весеннее размножение и развитие птиц. Весной появляются насекомые, становится тепло, находится строительный материал для гнезда. Создаются идеальные условия для выращивания потомства.

Половая система

Птицы – яйцекладущие раздельнополые животные. Половой диморфизм чаще всего ярко выражен. Самцы более привлекательны, чем самки.

Половая система самок представлена левым яичником (правый редуцирован) и яйцеводом. Отсутствие правого яичника объясняется двумя причинами:

  • один яичник значительно облегчает вес птицы, что немаловажно для полётов;
  • по узкому яйцеводу может пройти только одно крупное яйцо.

К началу размножения яичник набухает от многочисленных фолликулов и приобретает вид виноградной грозди. Яйцевод – длинная трубка с внутренними железами – отходит воронкой от яичника, переходит в расширение (матку) и открывается наружу клоакой, через которую происходит оплодотворение и выведение яйца.

Фолликул – структурная часть яичника, состоящая из ооцита и слоя эпителия. После созревания из ооцита образуется яйцеклетка, которая попадает из яичника в яйцевод.

Для самцов характерно наличие парных семенников, от которых отходят семяпроводы, заканчивающиеся клоакой. Наружный мужской половой орган у большинства птиц отсутствует. Исключение составляют утки, имеющие спиралеобразный пенис. Также некоторые виды птиц (страусы, гуси, краксы) имеют совокупительный орган, вытягивающийся от стенки клоаки.

которые читают вместе с этой



Строение половой системы птиц

Рис. 1. Строение половой системы птиц.

Строение яйца

Собственно яйцо (яйцеклетка) – желток – оплодотворяется в верхней части яйцевода и, проходя путь от яичника через матку к клоаке, покрывается белком, плёнками, известковой скорлупой. На формирование яйца в яйцеводе у разных видов птиц тратится 12-48 часов. Внутреннее строение яйца подробно описано ниже.

  • Желток. Состоит из питательных веществ и воды, необходимых для развития зародыша. В верхней части желтка всегда находится зародышевый диск или бластодиск – небольшое скопление цитоплазмы с ядром. Бластодиск обособлен и выделяется на желтке светлым пятном. Из него развивается зародыш. Желток покрывает оболочка, отделяющая его от белка.
  • Белок. Защищает и обеспечивает зародыш водой. Сверху белок окружён двумя плотными оболочками, которые расслаиваются у тупого конца, образуя воздушную камеру. По мере роста эмбриона камера увеличивается, и птенец начинает дышать запасом воздуха.
  • Халазы. Белковые канатики (сгустки белка), отходящие от внутренней оболочки и удерживающие желток в середине яйца в подвешенном состоянии. Канатики предохраняют зародыш от ударов и повреждений.
  • Скорлупа. Верхняя твёрдая оболочка, пронизанная многочисленными порами, через которые осуществляется газообмен. Скорлупа может окрашиваться специальным пигментом для маскировки в условиях открытого гнездования. Сверху скорлупу покрывает тонкая оболочка.

Появление и развитие птенцов

Говоря кратко о размножении и развитии птиц, следует выделить четыре особенности поведения:

  • образование пар;
  • спаривание;
  • гнездование;
  • забота о потомстве.

Самцы привлекают самок для спаривания, устраивая брачные игры. Пение птиц, драки самцов, постройка гнёзд, украшения и подарки – атрибуты ухаживания за самкой или токование. В зависимости от вида самцы могут искать партнёршу на всю жизнь или сезонно.

После спаривания птицы гнездятся. Гнёзда строят самостоятельно из глины, веток, камешков или занимают чужие дома. Птицы откладывают 1-20 яиц.

Развитие зародыша птиц в яйце

Рис. 3. Развитие зародыша птиц в яйце.

После появления потомства птицы некоторое время проявляют заботу парой или поодиночке. По продолжительности развития птенцов подразделяют на две группы. Особенности групп описаны в таблице.

Тип развития

Особенности

Примеры птиц

Зрячие птенцы, покрытые пухом. Достаточно самостоятельные (бегают, находят корм). Самка водит за собой, обогревает, защищает от врагов, обучает

Лебеди, куры, гуси, утки, журавли

Слепые голые птенцы. Долгое время остаются беспомощными в гнезде. Родители приносят корм, согревают, защищают. Продолжают заботиться после оперения и вылета из гнезда ещё 1-2 недели

Дятлы, голуби, попугаи, синицы

Что мы узнали?

Из статьи по биологии 7 класса мы узнали о строении половой системы птиц, особенностях внутреннего строения яйца, о поведении птиц в брачный период и двух типах развития птенцов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме "Размножение и развитие птиц", 7 класс. Используется технология организации исследовательской деятельности. На уроке изучаются особенности размножения и индивидуального развития птиц. На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся устанавливается родство между этими группами животных.

Цель урока: раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц. На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся установить родство между этими группами животных.

Образовательные задачи: Расширить и углубить знания учащихся о внутреннем строении птиц, изучить особенности строения половой системы птиц, выявить черты ее приспособленности к полету. Выяснить тип оплодотворения у птиц, как происходит процесс их размножения и развития. Изучить строение яйца птиц и функции его оболочек, а также типы развития птенцов. Выяснить, как птицы заботятся о потомстве и, каково значение этого явления в их жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа в парах.

ХОД УРОКА 1.Организация класса.

закрепить знания об особенностях строения систем внутренних органов птиц в связи с полётом;

раскрыть особенности размножения и развития птиц.

(СЛАЙД №1) Содержание урока: (выполнена запись на доске)

1. Внутренние органы птицы.

2. Система органов размножения: органы размножения самца; органы размножения самки.

3. Строение и развитие яйца. (П/р.)

4. Развитие зародыша.

5. Типы развития птенцов.

II. Актуализация знаний:

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение.

(СЛАЙД №2) Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

(СЛАЙД №3) Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

(СЛАЙД №5) Синичка на одном грамме жира пролетает 100км!

Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут.

(СЛАЙД № 6, №7) Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точно на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!

(СЛАЙД №9) Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!

(СЛАЙД № 10) Какие же особенности внешнего и внутреннего строения позволяют птицам летать?

1.Приспособленность птиц к полёту

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система (СЛАЙД №14)

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

2. Особенности строения головного мозга у пресмыкающихся и птиц.

(СЛАЙД № 19) Учитель. Определите, к какому классу животных относятся функции, которые описаны во 2-м и 3-ем столбцах таблицы.

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли

Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка

Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)

Передний мозг

Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов

Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.

Развит очень хорошо, точная координация движений

Средний мозг

Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

1.Органы размножения:

На предыдущем уроке мы узнали о том, что нервная система птиц по сравнению с ранее изученными нами классами позвоночных животных (рыбами, земноводными, пресмыкающимися) высоко развита. Этим мы объяснили большую сложность поведения птиц (выработка условных рефлексов). Но многие действия птиц являются врождёнными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание яиц.

Стимулами к размножению для большинства птиц является достаточное количество корма и продолжительность светового дня. В наших умеренных широтах размножение птиц происходит весной, хотя и в разные сроки. Размножению птиц предшествует сложная процедура образования пар (они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет). Самцы многих птиц поют, устраивают турниры, демонстрируют яркую окраску своего оперения. Всё это называется токованием. Оно служит для привлечения самок, которые осуществляют, сидя в стороне, весьма непростой выбор.

–Вспомним органы размножения у пресмыкающихся (у самки- яичники, у самца -семенники)

Что можете сказать об органах размножения птиц?

– Рассказ учителя с показом (Слайд 21) читать по слайду

Птицы раздельнополы. Самец имеет два семенника, которые к моменту размножения увеличиваются в тысячи раз, а самка -- один яичник. От органов размножения в клоаку тянутся выводные трубки (два семяпровода или яйцевод).

(СЛАЙД № 22) Перед откладкой яйца многих птиц покрываются в яйцеводе красящими веществами. У птиц, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах, яйца обычно однотонные -- белые или голубые. У птиц, которые строят открытые гнезда, яйца часто имеют характерный рисунок, играющий роль покровительственной окраски.

Весь процесс от времени выхода яйцевой клетки из яичника и до откладки яйца продолжается около суток. Птица откладывает сразу лишь одно яйцо.

Какие особенности системы органов размножения птиц связаны с полетом?(увеличение размеров органов размножения только в период размножения, один яичник у самки, откладка только одного яйца).

2.Выполнение практической работы №8 по инструктивной карточке, используя тест статьи “Какое строение имеет яйцо?” (с 202– 203 учебника). Учащиеся выполняют практическую работу в рабочих тетрадях с печатной основой на стр.92 № 175, № 176.

Инструктивная карточка

(рабочая тетрадь стр.92, задание 175, 176)

Практическая работа.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель: изучить особенности строения куриного яйца

Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.

(Инструктаж по технике безопасности)

Исследуйте строение птичьего яйца.

1.Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.

Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся?

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). От какой части яйца они отходят.

3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.

4. Проведите по желтку лезвием препаровальной иглы Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?

5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли поры? Если обнаруживаются, то как распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.


(СЛАЙД № 23) Строение яйца птицы

Защита от механических повреждений, бактерий, газообмен, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Образование воздушной камеры, защита

Запас воздуха для первого вдоха птенца легкими

Предохраняет желток от повреждений, дополнительный источник воды для зародыша

Поддерживают на весу желток в середине белка

Запас питательных веществ и воды для зародыша

(СЛАЙД № 25) Контрольный вопрос: Какие условия необходимы для успешного развития эмбриона?

(СЛАЙД № 26) Условия, необходимые для развития зародыша

(СЛАЙД № 27) Откуда зародыш получает все необходимое

2.Из окружающей среды через поры

Защита от высыхания и повреждений

3.Белок, скорлупа, подскорлуповая оболочка

4.Желток и белок яйца

5.Тепло птицы при насиживании, t 39-40 0 С

Учитель: Итак, яйцо птицы – сложная полуавтономная система, зародыш в яйце обеспечен всем необходимым. Почему яйцо названо полуавтономной? (Поскольку не может функционировать без тепла птицы).

2. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да. Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
3. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да. Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ).
4. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
5. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
6. Каково значение внешней оболочки яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

(СЛАЙД № 28) 3. Задача. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.

4. Развитие зародыша.

Рассказ учителя с опорой на таблицу "Эмбриональное развитие хордовых".

Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы.

На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.

На одной из стадий развития зародыш птицы схож с зародышем рыбы, о чем свидетельствует жаберные щели и продолговатое рыбообразное тело с хвостом.

Со временем он становится похожим на зародыш пресмыкающихся: передник конечности наземного типа, сравнительно длинный хвост с позвонками, позвоночник из несросшихся позвонков.

На пятые-шестые сутки зародыш имеет в целом выраженные признаки птиц: форма тела, клюв, зачатки крыльев. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

Учитель. Следует отметить, что сроки насиживания зависят от величины птиц, характера постройки и расположения гнезд.

(СЛАЙД № 30) У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

(СЛАЙД № 31) У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.

Учитель. Почему у выводковых птиц птенцов бывает больше? Чем птицы выкармливают птенцов?

(СЛАЙД № 32) Число прилетов с кормом к гнезду у разных птиц

Поползень ……………………………………………370-380 раз в день

Скворец………………………………………………198 раз за 17 часов

Ласточка городская………………………………….295 раз за 18 часов

Синица большая …………………………………….332 раза за 18,5 часа

Горихвостка………………………………………….469 раз за 20 часов

Мухоловка серая …………………………………….484 раза за 20 часов

- самец……………………………………………..275 раз за 12 часов

- самка……………………………………………..312 раз за 12 часов

Учитель: Какова польза птиц? (Уничтожают огромное количество вредных насекомых.)

Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже превосходящих их силой.

Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез: а) яичника; б) семенника; в) яйцевода.

От заражения зародыша бактериями защищает: а) белок; б) надскорлуповая оболочка; в) скорлупа.

Птица, относящаяся к выводковым: а) жаворонок; б) тетерев; в) синица.

Зародыш приобретает черты строения птицы: а) на 2-е сутки; б) на 9-е сутки; в) на 5-е сутки.

Яйца птиц насиживаются при температуре: а) 32-35 0 С, б) 39-40 0 С; в) 36-37 0 С.

У птиц, в отличие от пресмыкающихся, яйцо а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой; в) покрыто известковой скорлупой; г) не окрашено.

По своему строению зародыш птицы напоминает зародыша пресмыкающегося. Это свидетельствует: а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся; в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися; г) о развитии организмов.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали, что

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества; кислород, тепло и определенная влажность.

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;

4. Размножение птиц более совершенно, чем у ранее изученных позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

- Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Узнали ли вы на уроке что-то новое? Было ли вам интересно на уроке? Как вы оцениваете свое участие в уроке? Где полученные знания вы можете применить? Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать? - Дайте ответы на эти и другие вопросы в своем рабочем листе с помощью таблицы.

(СЛАЙД № 34) V. Домашнее задание. § 27, выполнить задание по выбору: 1. При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление? 2. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

Приложение 1

На уроке я работал

активно/ не очень/ пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

интересным/ не интересным

Материал на урока мне был

понятен/ не понятен





-75%

Птицы, как и другие позвоночные, являются раздельнополыми животными. У них наблюдается половой диморфизм, т. е. самки и самцы имеют внешние отличия.

ducks-g85528b932_640.jpg

Размножаются птицы яйцами . Яйца образуются и развиваются в яичниках и яйцеводах самок. У птиц только один левый яичник (связано с полётом). Органы размножения самцов — парные семенники.

4 (69).jpg

Яйцеклетка птиц — это желток . Вокруг него в яйцеводе формируются оболочки — белковая, подскорлуповая и скорлуповая.

1 (85).jpg

В желтке имеется достаточное количество питательных веществ и воды, чтобы мог сформироваться птенец. Желток крепится в яйце канатиками — халазами . Он находится в подвешенном состоянии и может поворачиваться так, что зародыш всегда располагается сверху.

Белок состоит из воды и органических веществ. Его функции — защита зародыша и обеспечение его водой. Белок покрыт двумя тонкими, похожими на пергамент подскорлуповыми оболочками, которые на тупом конце яйца разделяются и образуют воздушную камеру.

Скорлупа выполняет функции защиты и газообмена. Газообмен возможен только благодаря пористости скорлупы.

Для развития зародыша нужна повышенная температура (примерно \(38\) Сº ). Поэтому птицы насиживают свои кладки яиц (высиживают птенцов). Яйца насиживает один из родителей или оба по очереди. Срок развития птенцов разный от \(11\) до \(85\) суток.

Все птицы заботятся о потомстве: находят для него корм, согревают, защищают от хищников и обучают летать птенцов.

swan-with-chicks-ga98650007_640.jpg

chick-g8ac98501c_640.jpg

У голубей, ласточек, стрижей, воробьёв и многих других птиц птенцы выходят из яиц голыми и слепыми. Родителям приходится некоторое время кормить их в гнезде, поэтому такие птенцы называются гнездовыми

Читайте также: