Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Краткая аннотация к работе: урок разработан на основе учебника по русскому языку для 2 класса, автора А.В. Поляковой УМК Л.В.Занкова. Содержание урока построено на повторении как теоретического материала, так и на отработке навыков употребления однокоренных слов, применении знаний в уже известных упражнениях (работа по образцу), так и на использовании знаний в новых ситуациях. Материал темы рассматриваемый по отдельно изучаемым вопросам предварительно на предыдущих уроках обобщается и систематизируется на данном уроке. Учащиеся подготавливаются к контролю знаний. Формируется активная учебная деятельность с помощью использования различных приемов отработки и углубления полученных знаний с ИКТ- сопровождением урока, соответствующее возрастным особенностям детей, применение которого активизирует внимание, интерес к изучаемым вопросам.

Цель урока: создание ситуации, в которой учащиеся столкнуться c явлением омонимичности и синонимичности в корневой морфеме.

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, толковый словарь С.И. Ожегова.

Тип урока: урок решения частных задач.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

У.: Каким образом слова “ семья ” связано с нашими уроками русского языка?

Д.: Собираем семьи родственных слов. Определяем являются ли слова родственными.

У.: Используя свои знания, помогите словам “школа”, “море”, “город”,

“дерево” разослать приглашения своим родственникам:

Школьник, морской, городок, пригородный, одеревенел, дошкольник, деревянный, школьный, приморский, городской, деревце, морячка.

Из заданной группы слов учащиеся, работая в группах, выбирают родственные слова к одному из них, выделяют окончания, основы, корни.

После выполнения задания уч-ся доказывают, что выбранные ими слова являются родственными.

У.: Молодцы! Как здорово вы справились с заданием. Какие же слова считаются родственными?

Учащиеся озвучивают модель:

Это слова с разными основами, близкие по смыслу, значения которых можно объяснить с помощью слова- “родителя”.

У них общий корень, с одинаковым лексическим значением, который указывает на слово, от которого они возникли.

II. Постановка и решение учебно-практической задачи.

1 ситуация. У.: А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла в стране “Грамматика”. Я думаю, вы мне поможете разобраться с тем, что там произошло.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями наперегонки бегают. Водичка на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила:

- Ты, дружок, сюда по ошибке попал. Не наш ты родственник. Поищи-ка свою семью в другом месте.

Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

У.: Кто же чужаком оказался среди родственников воды?

Д.: Они не близки по смыслу. У них разные “родители”.

У.: Давайте подберем родственные слова к слову “водитель”.

(Учащиеся записывают слова и выделяют корни.)

У.: Но ведь корни у них одинаковые, значит они родственные.

Кто со мной согласен?

Д.: Они звучат одинаково, пишутся одинаково, но по лексическому значению разные.

У.: Встречались ли мы с таким явлением в русском языке?

Д.: Когда мы говорили о словах омонимах.

У.: А о корнях так можно сказать?

Как мы назовем такие корни?

III. Моделирование.

А как это явление отразить в модели? Составьте модель омонимичных корней.

Дети работают в группах. Затем работа обсуждается. Выбирается правильная модель.

IV. Физминутка.

У.: Теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Дети выходят в круг, заучивают четверостишье о лесе, отбивая ритм стиха

(Чётные строки – руками, нечётные – ногами.)

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.

У.: Как вы считаете, слова бор, роща, дубрава, связаны по смыслу со словом лес?

Можно ли сказать, что они близки по смыслу?

Если дети затрудняются, то обращаются к толковому словарю. Используются слайды с репродукциями картин И. Шишкина “Сосновый бор”, “Дождь в дубовом лесу” и А.Куинджи “Березовая роща”.

Д.: Да. Они все объясняются с помощью слова лес.

Они близки по смыслу.

У.: А можно их назвать родственными, ведь они близки по смыслу?

Д.: Нет. У них нет общего корня, хотя они близки по смыслу.

У.: Давайте подберем однокоренные слова к этим словам и выделим в них корни.

Дети записывают слова и выделяют окончания, основы и корни:

бор дубрава роща
боровик дуб рощица
дубовый

У.: Как называются слова, которые называют одно и тоже, а звучат и пишутся по-разному?

У.: А как назовем такие корни?

Д.: Синонимичные корни.

У.: Составьте модель синонимичных корней.

(Работа идет в группах.)

У.: Какими могут быть корни в словах?

А чем отличаются корни родственных слов?

У.: Пользуясь составленными моделями, проверь работу ребят второклассников, которые участвовали в олимпиаде. Одним из заданий было собрать семью родственных слов. Кто победитель?

  • зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
  • Зеркало, зеркальный, зеркальце.
  • Гора, гореть, горный, пригорок.
  • Дождь, дождевой, дождаться, дождливый.

V. Рефлексия

У.: Какими же могут быть корни в словах?

Где и как могут помочь вам эти знания?

Что нужно помнить, определяя или подбирая родственные слова, чтобы не попасть в “ловушку”?

Учащиеся снова озвучивают первую модель, где отражены признаки родственных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даноое занятие было разработано для фронтального логопедического занятия с обучающимися 2 класса, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР.

- вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию омонимов и родственных слов;

- показать роль омонимов в речи;

- закреплять навык составления предложений с данными словами.

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

- вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

- воспитывать культуру коммуникации;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, смайлики, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Введение в тему

- Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой.

- Почему же мама и сын не сумели договориться? (Дети объясняют, что есть два разных слова: мешать - взбалтывать и мешать - создавать препятствия для работы.)

- Молодцы! Как называются эти слова? (Это слова-близнецы, омонимы).

- Верно, а теперь послушайте стихотворение и подумайте, о каких словах в нем идет речь.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым - Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно - корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло - Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

- Как вы думаете, о каких словах говорилось в стихотворении? (О родственных словах).

- Ребята, а чем похожи омонимы и родственные слова? (Они похожи по звучанию.)

- А чем они отличаются? (Слова-близнецы похожи по звучанию, но разные по значению. А родственные слова похожи и по звучанию и по значению.)

- Правильно. Сегодня мы с вами будем тренироваться различать эти слова.

III. Работа по теме урока

- Я буду называть слово (по маленьким карточкам). Вы должны закрывать родственные этому слову слова фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов.

Маленькие карточки: гора, друг, седина, сад, вода, земля, поздно, улов, бег, свист, го­вор, зима, чистота, лес, береза, снег, воз, желтый, сторож, мо­роз, зелень, белый, чернота, покупка, близко, цветок, груз, езда, связать, сказ, отлёт, свет.


Цель: содействие углублению знаний детей об однокоренных словах.

Задачи: развивать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; практически знакомить с механизмом образования слов; обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость; отрабатывать каллиграфию письма.

Организационный момент. (Слайд №1)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

Послушайте сказку (Диалог ведут два ученика).

Встретились два незнакомца.

– Здравствуй! Ты кто?

– Я корень растений. Живу в земле.

– Я корень слова. Живу в словах.

– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?


– Конечно! От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов.

Погляди-ка! (Слайд № 2)

И пропел песенку:

Так же как и у кустов
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам:
Отыщи в них корень сам.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на прошлом уроке. Напомните её. (Слайд № 3)

– Изучая эту тему, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

(Слайд № 4)

(Учится находить однокоренные слова, выделять корень, подбирать однокоренные слова).

Актуализация знаний. (Слайд № 5)

– Какие слова называются родственными?

– Что такое корень?

– Как правильно найти в слове корень? (Слайд № 6)

Орфографическая разминка. (Слайд № 7)

И м..л..дые скворушки

С..дели как-то в..черком

И оч..щали пёрышки.

– Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. Назовите однокоренные слова.

– Продолжите ряд однокоренных слов (скворечник, скворчата, скворцовый.)

скв ор ец рч их

скв..рец скв..рчиха скв..речник

– Запишите слова, обозначьте в них корень. (-сквор-)

– Какой вопрос вы поставите к каждому слову? Что обозначают эти слова? (Предметы.)

– Из слов составьте предложение. (Скворечник, в, новый, скворцы, вселились.)

Скворцы вселились в новый скворечник.

– Спишите. Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните слово, в котором больше букв, чем звуков.

Словарная работа.

– Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, которое зашифровано в следующем ребусе. (Слайд № 8)

– Назовите ударный гласный. (Слайд № 9)

– Какое опасное место есть в новом словарном слове? Подчеркните его.

– Стихотворение поможет запомнить вам новое словарное слово. (Читает ученик.)

– Какое слово в стихотворении поможет запомнить непроверяемую гласную? (Ель.)

– Запишите в тетрадь одно слово – предмет, одно слово-признак и слово-действие. (Зачитать несколько вариантов.)

– Составьте предложение со словом учитель и запишите. (Презентация работ.) (Лучшее можно записать у доски.)

Гимнастика для глаз. (Слайд № 11 – 22)

Работа в паре.

– Ребята, а может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? Чтобы сделать правильный вывод, давайте выполним следующее задание. (Слайд № 23)

– Прочитайте слова. Чем они похожи? Можно ли сказать, что все он однокоренные?

– Будем работать в парах. Ваша задача – разделить слова на 2 группы (2 столбика), записать и выделить корень.

Какие слова непонятны? (Слайд № 24)

горняк – работник горной промышленности.

гористый – рельеф, местность с горами.

горелка – прибор, в котором происходит горение.

Ученики выполняют задание в тетради.

– Какая пара готова? Как вы рассуждали? (Слайд № 25)

– Какой корень у первой группы слов? (-гор-)

– Все ли эти слова являются однокоренными?

– Почему? Какой вывод мы можем сделать?

(Слайд № 26) Вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.

12. Творческая самостоятельная работа.

Дифференцированные задания. (Слайд № 28)

2-я группа. Соедините подходящие по смыслу слова из левого и правого столбиков. В однокоренных словах выделите корень. На какой вопрос они отвечают?

3-я группа. Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень.

Лес, лесник, прелесть, лесной, лесенка, лесничий, слесарь, лесничество.

Проверка заданий.

Тест-опрос. (Слайд № 29)

Слова гусь, гусёнок, гусеница являются однокоренными, т. к. имеют общую часть слова.

Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

Слова вода, водитель, водяной – однокоренные, т. к. в этих словах есть общая часть.

Корень – это общая часть близких по смыслу слов.

Слова, имеющие одинаковый корень, но различные по смыслу, не являются однокоренными.

Давайте проверим ваши ответы: (Слайд № 30-31)

14. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называются однокоренными?

– Как правильно выделить корень в слове?

Слайд № 32 (самооценка).

Слайд № 33.


-75%

Читайте также: