Разговорная книжная и нейтральная лексика 5 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 18. 10. 2019г.

Тема урока: Р.р. № 8. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика

организация работы в классе для открытия и закрепления нового знания;

- выработка умения определять и отличать данные слова друг от друга; воспитывать любовь к познанию нового.

Формируемые УУД:

прогнозировать результат и уровень освоения способов действия

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу.

Организационный этап.

Селям алейкум, ребята. Посмотрите какая солнечная и хорошая погода у нас сегодня за окном. Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу. А я вам желаю на уроке хорошо усвоить тему и получить хорошие оценки.

Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з ( Упр. 130, 131).

- Что такое лексикология?

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Где мы можем посмотреть лексическое значение слова?

- Какой самый большой толковый словарь русского языка вы знаете?

3. Объявление темы и цели урока

Записываем число, классная работа.

Для того, чтобы узнать, какая у нас тема урока, вам нужно разгадать ребус. Молодцы, ребята! Мы будем сегодня говорить о речи, какая бывает речь, какие бывают слова в зависимости от вида речи.

Тема: Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

Словарный диктант

Крокодил, леопард, дощечка, объем, фонтан, фуражка, скамейка, офицер, пиджак, вокзал, строитель, Москва, сирота, гостиная.

Взаимопроверка (ребята обмениваются тетрадями и оценивают словарный диктант. 0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2,3 ошибки – 3, 4 и более ошибок – 2)

Запишите в тетради или словари новые словарные слова из учебника на стр. 62-63: задумчивый, оттуда, пассажир, прибытие, аккуратный, автомобиль. Запомните их написание. Составьте предложение с одним из слов. Выполните синтаксический разбор.

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

- На что жалуетесь?

- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

- Температуру измеряли?

- Да я вчера градусник кокнул!

- А как вы лечились вчера, например?

- Дрыхнул весь день, аж надоело.

- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации? Какой совет вы бы дали мальчику?

С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.

4. Работа по теме урока

Работа с учебником стр.62 – 63 (Учащиеся читают правила)

разговорная книжная нейтральная

В толковых словах русского языка используются специальные пометы, которые указывают на особенности употребления слова в речи.

Помета (книж.), т.е. книжное, означает, что слово характерно для письменной речи. Часто эти слова по происхождению являются иноязычными.

Помета (разг.), т.е разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, бытовой речи, придает ей непринужденность.

Отсутствие помет говорит о том, что слово употребляться может и в книжных, и в разговорных стилях речи. Это нейтральные слова.

Упражнение 136 стр. 63

Нейтральные: картофель, капуста, снегопад, автомобиль, болеть, лицо.

Разговорные: книжонка, морковка, мордашка, дождичек, шлепнуться, зубрила, хворать, болеть.

Книжные: лицо.

5. Физкультминутка.

Дифференцированное задание

Работа в паре

Прочитайте диалог, найдите разговорные слова и выпишите их.

В квартире Ивановых зазвонил телефон:

- Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!

- Что стряслось?

- Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?

- А кто это говорит?

- Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, а в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?

- Не, - опешил Саня. - А че тут такого?

Ответ учащихся: але, Мишк, в темпе, задачка, не, че.

Упражнение 134 стр. 63

Хохотать, покатывается; 2) соскакивают; 3) ну-с; 4) лица (слово применительно к человеку); 5) такусеньким; 6) валялись.

Упражнение 137 стр. 63 (если успеем )

1) Граждане пассажиры, прибытие поезда задерживается на 20 минут. 3) Квадрат – это равносторонний прямоугольник.

6. Этап рефлексии

Примерные вопросы к обучающимся:

- Понравился ли вам данный урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какой бывает наша речь?

- Что такое разговорные, книжные и нейтральные слова?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Если вы довольны своей работой – поднимите зеленый смайлик, если что-то было не понятно – желтый, а если вообще ничего не поняли – красный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Разговорная, книжная и нейтральная лексика"

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях - Рыбченкова Л.М. и др.

Дата урока: 28.10.2021

Учитель: Сахабиева Гульгена Ханифовна

Тип урока: комбинированный урок

- организация работы в классе для открытия и закрепления нового знания;

- выработка умения определять и отличать данные слова друг от друга;

личностные УУД:

- понимание необходимости учиться;

- познавательный интерес к русскому языку;

- аргументированная оценка своих и чужих поступков;

регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в ходе урока;

- принимать решения в проблемной ситуации;

коммуникативные УУД:

- прислушиваться к мнению других и приходить к решению проблемы в совместной деятельности;

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- организованно работать в паре, группе (вырабатывать решения, задавать вопросы);

познавательные УУД:

- извлекать нужную информацию для себя и принимать ее на практике;

- проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Настраивает на активную работу.


- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Дарю вам вот такое симпатичное солнышко с веснушками и с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на активную работу.

Актуализация прошлых знаний

- Поиграем в игру "Знаете ли вы. " (Слайд №1)

  • что такое лексикология?
  • что такое лексика?
  • где смотреть лексическое значение слова?
  • как называются слова с несколькими значениями?
  • авторов толковых словарей?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Лексикология - это раздел лингвистики, в котором изучается состав языка
  • Лексика - словарный состав языка.
  • - Лексическое значение слов можно найти в толковых словарях.
  • - Слова с несколькими значениями называются многозначными.
  • - Ожегов. Даль и т.д.

Постановка темы и задач урока

- Для того, чтобы узнать, какая у нас тема урока, вам нужно разгадать ребус. (Слайд №2)


- Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о речи. Но речь это такая обширная тема. Что же именно мы рассмотрим? Чтобы это узнать, я приглашаю к доске двух желающих для инсценировки одной ситуации.

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

- На что жалуетесь?

- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

- Температуру измеряли?

- Да я вчера градусник кокнул!

- А как вы лечились вчера, например?

- Дрыхнул весь день, аж надоело.

- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Вот вы прочитали слова, а теперь попробуйте сказать, какие слова были неуместны в данной ситуации?

- Какая это была речь?

- Что бы вы посоветовали мальчику?

- А какая еще бывают речь, кроме разговорной?

- Правильно, тема сегодняшнего урока "Разговорная, книжная и нейтральная лексика".

- Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему нашего урока.

Ученики разгадывают ребус. (Речь)

Ученики выходят к доске и читают текст по ролям.

Учащиеся называют неуместные в данной ситуации слова.

- Применять разговорную речь только в присутствии друзей.

Ученики записывают в тетрадях дату и тему урока.

Первичное усвоение материала

Работаем с учебником

- Обратимся к теоретическому материалу на странице 62-63. Ринат, прочитай, пожалуйста, правило.

- Где используется разговорная лексика?

- Где употребляются слова, свойственные книжной речи?

- Назовите особенности нейтральных слов.

Ученик читает правило.

Ученики отвечают на вопросы.

- Для закрепления материала сделаем письменно упражнение 136 на странице 63. Данные слова надо распределить в три столбика. Три человека делают у доски.

Ученики выполняют упражнения в тетрадях и у доски.

Нейтральные: картофель, капуста, снегопад, автомобиль, болеть, лицо.

Разговорные: книжонка, морковка, мордашка, дождичек, шлепнуться, зубрила, хворать, болеть.

Книжные: лицо.

- А сейчас немного разомнемся. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова. Если слово разговорное, сделайте наклон вперед. Если слово книжное - наклон назад. Если слово нейтральное - подпрыгните. (Слайд №3)

Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь.

Ученики встают и делают физкульминутку.

- У вас на столе лежат тексты. Возьмите их в руки, пожалуйста. У каждого ряда свой текст. Работаем в парах. Определите, к какой речи относится текст, докажите.

Я резко повернулся, чтобы защититься. Но. защищаться было не от кого. На плече у меня сидел. котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.

1) Сколько всего на свете языков - никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно.

2) . Я хочу рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга

1) Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться как в книжной, так и в разговорной речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем

2) Вышел я на поляну. и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огомным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу.

1. Организационный этап.

2. Объявление темы и цели урока

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

- На что жалуетесь?

- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

- Температуру измеряли?

- Да я вчера градусник кокнул!

- А как вы лечились вчера, например?

- Дрыхнул весь день, аж надоело.

- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации? Какой совет вы бы дали мальчику?

С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.

4. Работа по теме урока

- Работа с учебником стр.62 – 63

Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).

- Выполнение упражнений 134, 136,137

6. Этап рефлексии

Примерные вопросы к обучающимся:

- Понравился ли вам данный урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока?


Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

♦ Вспомните, что изучают следующие науки: фонетика, лексикология, словообразование, морфология.

♦ Можно ли сосчитать количество слов в русском языке? Почему?

♦ Определите, что является общим в предмете изучения лексики и фразеологии, а что в них различно.

♦ Чем отличается свободное значение от связанного? Приведите примеры. Приведите пример синонимического ряда, в который входили бы слова и фразеологические единицы.

2. Проверка домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Являясь основным средством лексической системы, слова и в соединении друг с другом передают накопленные из поколения в поколение трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности. Слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка. Давайте убедимся в этом.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда:

1) стилистически нейтральная лексика;

2) стилистически окрашенная лексика.

Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закреплённый за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.

В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.

Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплочённость (публ.), таинство (худ.-поэт.), грёзы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.

Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др. Разговорные слова используются в непринуждённом, неформальном общении, поэтому им присуща определённая сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).

Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своём употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов:

А) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квартал вместо квартал и т. п.);

Б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нор

Мы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.

Правила употребления слов в соответствии с их стилистической окраской называются стилистическими нормами русского языка. Стилистическая окраска формируется у слова в результате его постоянного функционирования в той или иной разновидности русского языка (языке литературном, в диалектах, жаргонах или просторечии), а также в той или иной сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической или бытовой). Стилистической окраской обладает любое слово русского языка. Ср.: человек — лит., общелит.; картофель — лит., офиц.- дел.; пузо — прост., сниж.

Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определённой речевой ситуации. Употребление в речи слов с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка. Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и в употреблении фразеологизмов, то есть цельных, устойчивых сочетаний, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.

Физкультминутка.

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Сгруппируйте приведённые слова по трём стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Дайте оценку использованию лексических средств в приведённых предложениях.

1) Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2) Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3) На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4) С конца VI века до н. э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5) В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6) Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7) Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента — арктику и антарктику. 9) В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастёт на 2 часа. 10) Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почёта.

Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник).

1) Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.

2) Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.

3) Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.

4) Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.

5) Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.

Ответы: 1) Дотошный; 2) огорчиться; 3) заминка; 4) победить; 5) засвидетельствовать.

2. Практическая работа с толковым словарём (в парах)

• Пользуясь современными толковыми словарями русского языка, определите значения новых для русского языка слов. Подумайте, каковы причины их появления.

Разгосударствление, постсоветский, СНГ, думец, бизнесмен, офис, маркетинг, пейджер, сканер, принтер, киллер, мафиози, гамбургер, кетчуп, топ-модель, триллер, портфолио.

3. стилистический тренинг

• Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или встав кой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невнимани ем к его стилистической окраске и т. п.).

1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг.

2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушёл несолоно нахлебавши.

5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.

7) Если на нашем предприятии начнётся ревизия, мы можем влипнуть в переплёт.

8)Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.

9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную.

10) У них всё было шито-крыто белыми нитками.

11) Он знал всю его подноготную жизнь.

4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)

• Словарь отдельного человека, запас слов. (Лексикон)

• Название статьи в толковом словаре, относящейся к объяснению лексического значения слова. (Словарная статья)

• Переносное значение слова. (Метафора)

• Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)

• Устойчивые неделимые словосочетания. (Фразеологизмы)

2. Заключительное слово учителя

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души… Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить Того, кто слушает тебя.

(Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя________


-75%

Читайте также: