В п астафьев конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.

Тип урока: урок – размышление

Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения.

Видео – интервью с В.П.Астафьевым.

Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,

даже в самой темной тайге должен быть человеком!

Вступительная часть к уроку.

Слово о писателе.

Изучение нового материала.

Сюжет связан с путешествием автора - повествователя по родным местам в Сибири

Чтение эпиграфов.

Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.

— Как эти эпиграфы связаны между собой?

Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)

Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.

— В чем проявляется единство человека и природы?

- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

- Отчего эти люди так одиноки?

- Кто они, эти люди?

- Назовите героев повествования.

Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.

- Что объединяет этих героев?

- Почему так много внимания уделял им?

- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.

Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.

Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.

- Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?

- Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)

Краткий пересказ главы.

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

- Кто его герой? (Стр.131-132)

- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.

Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.

- Почему царь-рыба , а не осётр?

В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду .

- Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)

Радовался улову, боялся упустить.

«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.

Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.

Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.

- В чем заключается поединок?

Чтение отрывка из текста

От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

Словарная работа.

Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

Стеснение, стыд, неловкость

- А зачем совесть нужна человеку?

Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.

А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

Игнатьич вспомнил слова деда.

- Что понимает Игнатьич?

( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.

Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.

Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.

Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.

- Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть.

– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.

- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает ни­кому ничего не говорить о ней?

V.Рефлексия.

- Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?

Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.

VI. Домашнее задание.

– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”

Самоанализ урока литературы в 11 классе

«Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П.Астафьева

образовательная:

углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;

развивающая:

развитие речи учащихся;

совершенствование навыков выразительной речи;

развитие навыков анализа художественного произведения;

развитие познавательных интересов;

воспитательная:

воспитание бережного отношения к природе;

воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.

Тип урока: урок – размышление

Используемая педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Через анализ глав повествования и пересказ, чтение отдельных отрывков из произведения учащиеся находили ответы на поставленные в начале урока проблемы и делали выводы.

Выпускники осознают, что будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №1 по произведению

Виктора Астафьева 6 класс

Тип урока: урок изучения нового материла

Планируемые образовательные результаты:

- Формирование отношения учеников к личности В.П. Астафьева

- Развитие речи у учащихся через беседу

- Формирование навыков выразительного чтения

-Умение анализировать произведение

-Умение ориентироваться в пройденном материале

-Умение отвечать полно на поставленный учителем вопрос

Метапредметные:

-Знать биографию В.П. Астафьева

-Уметь использовать текст при ответе на вопросы

Оборудование: презентация по биографии В.П. Астафьева, учебник по литературе В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев 6 класс.

Основные понятия, изучаемые на уроке: автобиография, диалектизмы

Деятельность учеников

1.Организационный момент, актуализация знаний учащихся (3-5 мин.)

- Расскажите о творчестве В.П. Астафьева? С какими его произведениями вы знакомы?

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. (слайд 1, 2) Когда автору было 7 лет, его отца посадили в тюрьму, а его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. (слайд 3) Когда отец снова женился, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

Отвечают на вопросы

Методический комментарий

На данном этапе, с целью мотивации, включения учащихся в работу, предлагается задать вопросы по творчеству известного ученикам писателя, напомнить биографию В.П. Астафьева.

2. Проверка домашнего задания (8 мин.)

Предварительное задание: прочитать статью из учебника (стр. 62-63)

Беседа по вопросам

- Ребята, Вам на дом было задано прочитать статью из учебника об В.П. Астафьеве. Что вы узнали о жизни писателя из этой статьи?

-О чем В.П. Астафьев пишет свои рассказы?

Отвечают на поставленные вопросы:

(О детстве, о родном селе, о его обитателях, о дедушке, о бабушке)

Методический комментарий

На этапе проверки домашнего задания дети отвечают на вопросы учителя о фактах биографии писателя (на основе прочитанной дома статьи учебника). Это является основным видом деятельности на этом этапе урока. Основной метод – беседа.

3. Изучение нового материала (20- 25 мин.)

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы. Запишите определение в тетрадь.

Автобиография- это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

-Что такое диалектные слова?

Диалéкт — местное наречие, говор.

Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.

- Для чего их использует автор?

Комментированное чтение

Вопросы для обсуждения:

— От чьего лица ведется повествование? Почему?

— В какой семье растет герой?

— Как описана семья Левонтьевых? В каком доме она жила?

— Почему Левонтьевы так плохо жили?

— Что за человек был Левонтий?

— Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

— Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

Записывают определение в тетрадь

Слушают, отвечают на вопрос

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопросы:

(Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни.)

(сказка, детство, волшебство).

Выразительно читают текст

Отвечают на вопросы:

(Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами. Это автобиографичное произведение)

(Маленький мальчик, герой рассказа, —

(они были бедными; было много детей,на всех не хватало денег; добавим, что хозяин дома, отец семейства Левонтий сильно пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

Методический комментарий

На этапе изучения нового материала предлагаются различные методы. Основной метод - это аналитическая беседа. Он применяется при работе с текстом, для поиска главной мысли рассказа, для составления образа героя произведения. Также на данном этапе используется работа с новыми понятиями, и их запись в тетрадь, чтение текста.

4. Подведение итогов (3 мин)

- Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Что нового мы сегодня узнали?

Методический комментарий

На этом этапе реализуется рефлексия учащихся, учитель помогает учащимся обобщить результаты урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в изучении творчества В.П.Астафьева в 8 классе.

В.П. Астафьев. Слово о писателе.

Образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, создать условия для осознания и осмысления нового произведения; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Развивающая – учить детей выражать свое отношение к проблеме, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Эпиграф на доске.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

И близких всех душа не позабудет.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, я держу в руках старую чёрно-белую фотографию. Сейчас такое фото можно увидеть только в музее или в старинном семейном альбоме. Для человека со стороны покажется, что недостойна эта фотография места в красивом альбоме (т.к. снимок очень мал и сделан он неказисто). Но для меня это фото - бесценно.

Это последнее фото моего дедушки-ветерана. Как оно было сделано, точно не знаю, но зато знаю, что сделано оно было в последние дни его жизни, когда он был уже смертельно болен. Нет, здесь он не в парадной форме, а совсем наоборот, в домашней одежде. Но тем мне и дороже этот снимок, потому что именно таким я его и помню.

Но у меня только это фото и память…

(прикрепляю фото к доске)

Выступление детей.

- Я знаю, что вы тоже сегодня принесли дорогие вашему сердечку фотографии. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему аурой, атмосферой, присущими ему деталями быта. Каждая фотография по-своему бесценна, уникальна. Хотите о них рассказать?

А мне очень интересно послушать вас.

(дети рассказывают о фотографиях и тоже прикрепляют их к доске)

Работа со словом.

- Так что же символизируют наши фотографии? (память о прошлом)

- Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их. Загляните в тетрадь к соседу, позаимствуйте у него слова, которых у вас нет, запишите их.

- Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова. Дополните свое информационное поле.

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём - нибудь.

3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём).

(С.Ожегов. Словарь русского языка).

- Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы сделали подписью к вашей фотографии. Почему именно оно? Запишите в тетрадь.

Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт)

5. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

6. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

Слово учителя.

- Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.

- Но почему мы можем об этом говорить на уроке литературы?

- А кто помнит, что мы читали в предыдущие годы у В.П.Астафьева?( Васюткино озеро, Конь с розовой гривой)

5. Биография писателя. Работа с карточкой. (приём инсерт)

- Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием? (записать)

- Будет ли в нём задета проблема, которую мы обсуждали? Назовите ещё раз эту проблему.

Домашнее задание

- Узнаете, подтвердился ли ваш прогноз, когда прочтёте рассказ.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных

И близких всех душа не позабудет.

Биография писателя

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат.

Биография писателя

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат.

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. ( Харуки Мураками)

4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)

Время – это ткань, из которой состоит жизнь. А единственной мерой времени является память.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В. П. Астафьев. Жизнь и творчество. Деревенская проза как жанр"

· Поговорим о биографии одного из самых ярких прозаиков двадцатого века – Виктора Петровича Астафьева.

· Поразмышляем о том, какие вехи биографии легли в основу произведений Астафьева.

Это можно назвать приметами не только прозы Виктора Астафьева, но и всей его жизни.

Из-за этого погибла и мать Виктора. Она плыла к мужу на свидание, но лодка перевернулась, и женщина не сумела выплыть. Так что до возвращения отца маленький Виктор жил в доме дедушки и бабушки.

Пётр Астафьев вернулся из тюрьмы и вскоре опять женился. Семья переехала в небольшой городок Игарка – и там-то для Виктора начались тяжёлые годы. Он работал вместе с отцом на заготовке рыбы, но отцу не было до него дела. А с мачехой Виктор не сошёлся характерами.

Как-то раз после одной из ссор он даже сбежал из дома и несколько недель прожил в тайге. Потом примкнул к артели рыболовов и путешествовал с ними.

Когда отец оказался в больнице, отношения Виктора с мачехой совсем разладились. Несколько месяцев он беспризорничал и жил в заброшенных зданиях. Потом попал в интернат.

В тысяча 1941 г. Виктору исполнилось 17. Теперь он не мог больше оставаться в интернате. Но из-за проблем с арифметикой будущий писатель закончил только шесть классов. Какое будущее ждало его?

Он работал коновозом, за год закончил железнодорожное училище и успел побывать и сцепщиком вагонов, и дежурным по станции…

Но в то время уже вовсю гремела Великая Отечественная война. Фронт был далеко от Сибири – и всё-таки Астафьев вскоре осознал:

Железнодорожники приравнивались к военным и не подлежали призыву в действующую армию. Но Виктор Астафьев пошёл на фронт добровольцем. Он оказался на фронте, когда ему было всего 19 лет – и успел побывать и водителем, и связистом, и артиллерийским разведчиком. Кстати, даже в окопах Астафьев умудрялся читать книги.

На всю жизнь он запомнил такие военные операции, как наступление под Каменец-Подольским или форсирование Днепра. Да, то самое, о котором Твардовский писал:

Переправа, переправа!

Берег правый, как стена.

Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна.


Было у Астафьева и несколько ранений. Одно из них оказалось тяжёлым, так что заканчивал службу он уже во вспомогательных войсках. Там же он познакомился с медсестрой Марией Корякиной. Вскоре после войны они поженились и уехали на родину Марии, в городок Чусовой.

И здесь возник вопрос: кем может работать Астафьев в мирное время?

Чернорабочий, мойщик туш, дежурный по вокзалу, слесарь – каких только профессий не перепробовал будущий писатель! В конце концов он устроился на завод вахтёром. И решил ходить в литературный кружок: тяга к литературе никуда не делась.

Именно на одном из собраний кружка он услышал бравурные рассказы о войне, которые не имели ничего общего с действительностью. Астафьев возмутился, но в ответ ему посоветовали написать что-нибудь самостоятельно. И он написал – ночью, во время вахты, прямо на страницах служебной тетради.


Восемь лет Виктор Астафьев прожил вместе с семьёй в Перми. У него был маленький домик в уральской деревне Быковке, о которой сам писатель отзывался так:

Затем последовал переезд в Вологду. Пейзажи Русского Севера очаровали Астафьева. К тому же, в Вологде была мощная организация писателей, с которыми Виктор Петрович вскоре нашёл общий язык. Он вспоминал:

В 1980-е гг. Астафьев вернулся на родину, в деревню Овсянка в Краснодарском крае. Он не был ещё стар, но на вопросы – почему он вернулся, отвечал, что приехал умирать.


Однако критики отмечали, что взгляд писателя на прошлое, на войну, на современность сделался не просто мрачным: он стал ожесточённым. Последним произведениям Астафьева присуща концентрация на пессимистических деталях, жестокости, моральном разложении людей, сгущение тёмных тонов.

Такое творчество отнимало у писателя много душевных сил. В последние годы жизни он не общался с прессой. Скончался Виктор Петрович Астафьев в 2001 г.

Мы уже не раз упоминали об этом жанре – в том числе когда говорили о творчестве Василия Шукшина. Попробуем разобраться более детально – как зародилось направление деревенской прозы и каковы особенности этой прозы как жанра.

На время Великой Отечественной войны вся проза приобретает военный колорит, так что и жизнь на селе видится через призму войны. А вот в 1950–1960-х гг. тема деревни начинает звучать всё громче и острее. Причин этому несколько:

· Бесхозяйственная политика, которая наносила вред сельскому хозяйству и природе. Писателям хотелось показать, чем заканчивается вторжение неосведомлённого человека в природу.

· Отток людей из деревни.

· Меньшая цивилизованность деревни, но зато и сохранение в ней старинного русского уклада жизни, традиций и привычек.

· Авторы часто показывали столкновение городского и деревенского менталитета.

· Поднимались остросоциальные и нравственные проблемы сельской жизни.

· В ранних текстах деревня представала оплотом исконной древней Руси, источником традиций и нравственной чистоты.

· В более поздних текстах показывалось разложение деревни, падение нравов, запустение и уничтожение деревень.

· Часто наряду с нравственными поднимались экологические проблемы.

Охарактеризовать Виктора Астафьева как человека и писателя можно фразой, которой он описал одного из своих героев:

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Читайте также: