Распределительное свойство умножения 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики.

Цель: формирование представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и вычитания и их запись с помощью переменных.

Оборудование: карточки – помощницы, мультимедийный проектор, презентация, карточки с тестами

I Организационный момент

Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове, которому в этом году 19 ноября исполнилось 300 лет со Дня рождения. И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике. Я даже решила вынести их на слайд.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Объясните смысл высказывания.

- выделите ключевые слова.

Слайд 2, 3. Прочтите, в какие науки внёс вклад М.В.Ломоносов.

Объяснение смысла записи

Устный счёт проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.

Давайте приводить наш ум в порядок. Посмотрите на слайд и решите логические задачи:

- Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка?

- Когда сутки короче: зимой или летом?

-1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение?

А теперь продолжим приводить ум в порядок с помощью примеров:

2500 + 60 + 8 12 х 4 100: 25

7 + 100 + 1000 100 х 5 72 : 3

9600 + 400 6 х 40 720 : 30

3 000 + 9 000 11 х 9 91 : 7

1 000 : 100 84 : 42 910 : 70

- С какой целью мы выполняли устный счёт?

Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.

II Активизация знаний (которой заканчивается постановкой детьми учебной задачи)

- Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать повторим название компонентов при сложении и умножении.

- Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?

Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.

- Зачем нужно знать свойства в математике?

- Давайте выберем соответствующие таблички с переменными соединим их с названием свойств.

- Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик?

- Как нашли результат?

- Давайте выпишем его отдельно. Как по другому можно решить это выражение?

Выполните у доски.

- Может вы вспомните как это свойство называется в математике?

(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) – сочетательное свойство сложения

269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения

(105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения

13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения.

(потому, что у него есть результат; потому, что записано только умножение сумы на число … )

Чтобы облегчить решение.

Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение

Чтобы сумму двух чисел умножить на какое – нибудь число, можно каждое из них умножить на это число, а результаты сложить.

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

III. Первичное закрепление.

-Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным.

(Раздаётся карточка помощница слабым детям (85 +6) х5 = 85 х5 + 6 х 5

Цель: вспомнить правило умножения суммы на число.

- Так как умножить сумму на число?

(112 + 44) х3; (7 +4) х 132

(16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

Чтобы умножить сумму двух чисел на какое – нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.

- Найдите значение выражения двумя способами.

- В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно?

В каком случае распределительным свойством пользоваться неудобно?

Откройте учебник на с.90, з.381

Прочитайте выражения, с которым работают в лесной школе.

- Как выполнял сложение Слон?

-Как Мышь умножала разность чисел 90 и 25 на число 4?

Сравните вычисления. Чей способ лучше и почему?

Сформулируйте правило свойства умножения относительно вычитания.

С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?

- Что мы можем сказать о значении переменных, которые они могут принимать? Давайте коллективно обсудим. Для этого придадим переменным значения а=7, в=9, с=6

(50 +19) х 2 = 69х2=138

(50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138

(72 + 28) х 7 = 100х7=700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7

(90 – 25) х 4 = 90 х 4 – 25 х4= 360 – 100 = 260

Способ лучше у Мышки, потому, что она использует устные вычисления, а Слон письменные.

Чтобы разность умножить на какое – нибудь число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.

(а + в) х с = ас + вс

(а – в) х с (а + в) х с

Равенство, выражающее распределительное свойство умножения относительно сложения, верно при любых значениях переменных а, в и с; Если же умножается разность на число, то в запись свойства вводятся ограничения: исключаются случаи, когда в разности а – в число а меньше числа в.

V. Физкультминутка

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз)

VI .Закрепление.

- Работаем с учебником с.91 №383 (по вариантам)

- Выполним вычисления так, как это делала Мышка.

- Давайте ещё раз проверим, выполняется ли у нас ограничение в разности а и в, а меньше?

Слайд 8 (Задания для сильных учащихся)

Объяснение инструкции к заданию. Запись выражения равного данному.

(42 – 15) х 2= 42 х2 -15х2= 84-30=54

(31 – 8) х 5=31х5 – 8х5 = 155 – 40 =115

Да, выполняется. 42 больше 15 и 31 больше 8.

(135 – 84) х 3 =135 х 3 – 84 х 3

1в. – 1 столбик, 2в. – 2 столбик

Проверка по образцу.

VII. Резерв. Самостоятельная работа. Решение задачи по заданному выбору представления решения.

- Какие величины известны в задаче?

1ряд решает выражением;

2 ряд – по вопросам;

3 ряд – по действиям.

Проверим по образцу

Группа туристов проплыла 2ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошла пешком 3ч, проходя каждый час 6 км. Найдите дину всего маршрута туристов.

1)Чему равен путь туристов на плоту?4х2=8 (км)

2)Чему равен путь туристов пешком?

3)Чему равен весь путь?

VIII. Закрепление.

- Чему научились новому на уроке?

- Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения и вычитания.

- Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.

Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века", 2 четверть. Урок изучения нового материала.

ВложениеРазмер
urok_matematiki_v_4_klasse.zip 526.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс

Тема: Распределительное свойство умножения относительно сложения

  1. Повторить переместительное и сочетательное свойства относительно сложения умножения;
  2. Обобщить представление о распределительных свойствах умножения относительно сложения и их запись с помощью переменных;
  3. Научить использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
  • Содействовать развитию у школьников умений общаться;
  • Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Самоопределение к деятельности Организационный момент.

Формирую группы. На перемене к стулу прикрепляю карточки с таблицей умножения. К доске выходят ребята первого варианта и выбирают таблицу, которую хотят сегодня повторить, таким образом, образовывается пара на время устного счёта.

1)Повторение в паре таблицы умножения и деления.

2)Решение и объяснение примеров на деление.

Напоминание о правилах работы в группах. ( Слайд№2 )

-Желаю, чтобы глаз у вас был острым, ум гибким, а знания, которые вы приобретёте на уроке – крепкими.

1 вариант 2 вариант (Слайд№3)

Оценка работы группы смайлик

Поменялись быстро местами и заняли каждый своё место.

Рассматривают карточки и садятся на тот стул, который выбрали и в паре повторяют таблицу.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Отработка и закрепление

Рефлексия деятельности (итог урока)

1.Проверка домашнего задания (Слайд№4)

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

  • В первом куске 3 м ткани, во втором 7 м такой же ткани. Второй кусок стоит больше первого на 240 р. Сколько стоит каждый кусок ткани?
  • С одного участка собрали 25 мешков лука, а с другого 19 таких же мешков. Причём со второго участка собрали на 360 кг меньше, чем с первого. Сколько кг лука собрали с каждого участка?

-С какими трудностями встретились при выполнении домашнего задания?

- Как записали условие задачи?

- Кто научился решать задачи данного вида?

2. Игра молчанка, математический диктант .

1) Устный счёт ( Слайд№5), (Слайд№6)

2500 + 60 + 8 100: 25 1 000 : 100

7 + 100 + 1000 100 • 5 72 : 3

9600 + 400 6 • 40 720 : 30

3 000 + 9 000 11 • 9 91 : 7

2) Арифметический диктант ( Слайд№7) проверка

- 736 увеличить на 20.
– 31.214 уменьшить на одну сотню.
– 31 увеличить в 3 раза.
– Какое число меньше 926 на 100?
– Чему равна сумма чисел 420 и 26?
– Из 540 вычесть 5 единиц.
– 85.602 увеличить в 10 раз.
– Чему равна сумма чисел 61.000 и 405?
– На сколько 1000 больше 65?

2)- Повторение переместительного и сочетательного законов умножения и сложения (Слайд №8)

- Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать, обратите внимание на математические действия. Какие действия встречаются в этих выражениях?

3)- Распределите выражения в два столбика. По какому признаку мы это сделаем? (Слайд№9)

(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) 269 + 1050 = 1050 +269

(105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) 13 х 25 = 25 х 13

Сочетательное свойство Переместительное свойство

- Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство сложения, умножения.

- Зачем нужно знать свойства в математике?

Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик?

- Как нашли результат? (Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение).

- Давайте выпишем его отдельно. Как по-другому можно решить это выражение?

Выполните у доски.

- Может, вы вспомните, как это свойство называется в математике?

Тема урока ( Слайд №10)

- Чему будем учиться на уроке?

- Давайте посмотрим, как ученики лесной школы выполнили умножение суммы на число.

Откройте учебники на стр. 89, прочитайте ещё раз распределительное свойство умножения относительно сложения

- Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным (по вариантам)

(112 + 44) х3; (7 +4) х 132

(16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9

- Так как умножить сумму на число?

Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.

- Найдите значение выражения двумя способами. (Слайд №11)

(50 +19) х 2 = 69х2=138

(50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138

(72 + 28) х 7 = 100х7=700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700

- В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно?

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7

3 . Физкультминутка (слайд №12)

А)Вычислите удобным способом. Поработайте в группах.

(13 + 17) х 5 (14 + 16) х 9 (12 + 18) х 7

В) Решение задач (слайд №13)

- Двое рабочих изготавливают одинаковые детали. Один рабочий делает за час 27 деталей, а другой – 32 детали. Сколько всего деталей они изготовят за 8 часов?

- Два поезда одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первого поезда 85 км/ч, а второго – 65 км/ч. Через 4 часа они встретились. Каково расстояние между пунктами, из которых выехали поезда?

Итог урока (Слайд№15)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

9. Самооценка (слайд№16)

- Какая была проблема?

- Какой способ умножения многозначного числа на однозначное мы использовали сегодня?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 4 классе

Учитель: Иванова К.С.

Планируемые результаты:

Дать понятие о переместительном и сочетательном свойстве умножения;

Дать представление о распределительном свойстве умножения относительно сложения и его записи с помощью переменных;

Научить использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Регулятивные:

Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативные:

Содействовать развитию у школьников умений общаться;

Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Оснащение: медиа-проектор, компьютер, раздаточный материал - перфокарты, листы экспертных оценок.

-Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, - не поймёшь!

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики буду вести у вас я. Меня зовут Людмила Федоровна.

Определение к деятельности

Задание - математический кроссворд.

- Задания, сложные, будьте внимательны!

1.Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол).

2.Единица измерения длины (метр).

3.Единица измерения массы (тонна).

4.Один из компонентов вычитания (разность).

5.Арифметическое действие (сложение).

6.Единица измерения площади земли (гектар).

7.Первый разряд в любом числе (единица).

8.Сумма всех длин сторон фигуры (периметр).

9.Единица измерения времени (век).

Первое слово из темы урока стало вам известно - УМНОЖЕНИЕ.

- Найдем второе слово:

Задание – посмотрите на слайд, вспомните из предыдущих уроков, что это за записи. СЛАЙД 4

(а+в)+с = а+ (в+с) (переместит. и сочет. законы сложения). Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять и объединять в группы.

- А чем отличаются следующие записи? а*в = в*а (а*в)*с = а* (в*с) (знаком умножения). Как называются компоненты при умножении?

- Судя из формулы, можно сказать, что их тоже можно как угодно переставлять и объединять в группы? (да). Как будут называться эти законы? (перемест. и сочет. законы умножения).

Тема нашего урока – Законы умножения.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Откройте учебники на стр.74. Прочитайте правила.

Переместительный закон умножения.

При перестановке множителей сумма не меняется.

Сочетательный закон умножения

Множители можно объединять в группы любым способом.

Распределительный закон умножения

Устный счёт.

II. Проверим ваши вычислительные навыки.

1.Перфокарты- таблица умножения (каждому)- индивидуальная работа.

2.Примеры - СЛАЙД 6 (фронтальная работа).

2608 + 529 + 392 + 271

(2593 + 1389) – 1593

(3697 + 899) – 2697

Работа по теме урока

-Откройте учебники на стр.74 №1.

-Прочитайте задание и подумайте, какая запись выполнена правильно.

№1. Вычисли 3*6875. Как ты думаешь, какая запись выполнена правильно?

-Какая запись удобнее для вычислений? Какой закон позволяет менять множители местами?

В 16-этажном доме 9 подъездов. На каждой лестничной площадке 8 квартир. Сколько квартир в этом доме?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по математике "Распределительные свойства умножения" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования города Ноябрьск

Здебская Маргарита Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск

Цель: формирование представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и вычитания и их запись с помощью переменных.

Оборудование: карточки – помощницы, мультимедийный проектор, презентация, карточки с тестами

I Организационный момент

Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове, которому в этом году 19 ноября исполнилось 300 лет со Дня рождения. И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике. Я даже решила вынести их на слайд.

- Объясните смысл высказывания.

- выделите ключевые слова.

Слайд 2, 3. Прочтите, в какие науки внёс вклад М.В.Ломоносов.

Объяснение смысла записи

Устный счёт проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.

Давайте приводить наш ум в порядок. Посмотрите на слайд и решите логические задачи:

- Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка?

- Когда сутки короче: зимой или летом?

-1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение?

А теперь продолжим приводить ум в порядок с помощью примеров:

2500 + 60 + 8 12 х 4 100: 25

7 + 100 + 1000 100 х 5 72 : 3

9600 + 400 6 х 40 720 : 30

3 000 + 9 000 11 х 9 91 : 7

1 000 : 100 84 : 42 910 : 70

- С какой целью мы выполняли устный счёт?

Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.

II Активизация знаний (который заканчивается постановкой детьми учебной задачи)

- Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать повторим название компонентов при сложении и умножении.

- Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?

Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.

- Зачем нужно знать свойства в математике?

- Давайте выберем соответствующие таблички с переменными соединим их с названием свойств.

- Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик?

- Как нашли результат?

- Давайте выпишем его отдельно. Как по другому можно решить это выражение?

Выполните у доски.

- Может вы вспомните как это свойство называется в математике?

(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) – сочетательное свойство сложения

269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения

(105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения

13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения.

(потому, что у него есть результат; потому, что записано только умножение сумы на число … )

Чтобы облегчить решение.

Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение

Чтобы сумму двух чисел умножить на какое – нибудь число, можно каждое из них умножить на это число, а результаты сложить.

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

III. Первичное закрепление.

-Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным.

(Раздаётся карточка помощница слабым детям (85 +6) х5 = 85 х5 + 6 х 5

Цель: вспомнить правило умножения суммы на число.

- Так как умножить сумму на число?

(112 + 44) х3; (7 +4) х 132

(16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

Чтобы умножить сумму двух чисел на какое – нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.

- Найдите значение выражения двумя способами.

- В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно?

В каком случае распределительным свойством пользоваться неудобно?

Откройте учебник на с.90, з.381

Прочитайте выражения, с которым работают в лесной школе.

- Как выполнял сложение Слон?

-Как Мышь умножала разность чисел 90 и 25 на число 4?

Сравните вычисления. Чей способ лучше и почему?

Сформулируйте правило свойства умножения относительно вычитания.

С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?

- Что мы можем сказать о значении переменных, которые они могут принимать? Давайте коллективно обсудим. Для этого придадим переменным значения а=7, в=9, с=6

(50 +19) х 2 = 69х2=138

(50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138

(72 + 28) х 7 = 100х7=700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7

(90 – 25) х 4 = 90 х 4 – 25 х4= 360 – 100 = 260

Способ лучше у Мышки, потому, что она использует устные вычисления, а Слон письменные.

Чтобы разность умножить на какое – нибудь число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.

(а + в) х с = ас + вс

(а – в) х с (а + в) х с

Равенство, выражающее распределительное свойство умножения относительно сложения, верно при любых значениях переменных а, в и с; Если же умножается разность на число, то в запись свойства вводятся ограничения: исключаются случаи, когда в разности а – в число а меньше числа в.

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз)

- Работаем с учебником с.91 №383 (по вариантам)

- Выполним вычисления так, как это делала Мышка.

- Давайте ещё раз проверим, выполняется ли у нас ограничение в разности а и в, а меньше?

Слайд 8 (Задания для сильных учащихся)

Объяснение инструкции к заданию. Запись выражения равного данному.

(42 – 15) х 2= 42 х2 -15х2= 84-30=54

(31 – 8) х 5=31х5 – 8х5 = 155 – 40 =115

Да, выполняется. 42 больше 15 и 31 больше 8.

(135 – 84) х 3 =135 х 3 – 84 х 3

1в. – 1 столбик, 2в. – 2 столбик

Проверка по образцу.

VII. Резерв. Самостоятельная работа. Решение задачи по заданному выбору представления решения.

- Какие величины известны в задаче?

1ряд решает выражением;

2 ряд – по вопросам;

3 ряд – по действиям.

Проверим по образцу

Группа туристов проплыла 2ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошла пешком 3ч, проходя каждый час 6 км. Найдите дину всего маршрута туристов.

1)Чему равен путь туристов на плоту?4х2=8 (км)

2)Чему равен путь туристов пешком?

3)Чему равен весь путь?

- Чему научились новому на уроке?

- Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения и вычитания.

- Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить переместительное и сочетательное свойства относительно сложения умножения;

Обобщить представление о распределительных свойствах умножения относительно сложения и их запись с помощью переменных;

Научить использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Содействовать развитию у школьников умений общаться;

Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Организационный момент

1. Ну-ка, юный мой дружок Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы знания иметь, надо слушать, не шуметь!

2. Урок я хочу начать со слов известного математика и педагога Алексея Ивановича Марушкевича:

Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.

1. Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка? (12кг)

2. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение? (Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.

4) 2500+60+8=2568

9600+400=10000 3000+9000=120000 24 х 10 : 8= 30

450 : 5 х 10 = 900 100: 25 = 4 100 х 6 = 600

- С какой целью мы выполняли устный счёт? ( для развития прочных вычислительных навыков и умений)

Постановка учебной задачи

- Посмотрите на равенства..

Работа в паре

- Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?

(248 + 7309) + 96 = 248 + (7309 + 96) – сочетательное свойство сложения

269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения

(105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения

13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения.

Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения;

Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.

Построение проекта выхода из затруднения

Зачем нужно знать свойства в математике? ( Чтобы облегчить решение.)

- Давайте выпишем его отдельно.

( 90+25) х 4 = 460

- Значение этого выражения уже известно, а как бы вы его нашли?

( ВЫВОД: Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение; или каждое из них умножить на это число, а результаты сложить.)

- Может кто знает, как это свойство называется в математике? (Распределительное свойство умножения относительно сложения.)

Тема урока ______________________( на доске)

- Чему будем учиться на уроке?

учиться применять это свойство, учиться видеть важное практическое значение этого свойства

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Давайте посмотрим, как ученики лесной школы выполнили умножение суммы на число.

Откройте учебники на стр. 105,( решение одинаковое)

прочитайте ещё раз распределительное свойство умножения относительно сложения

Сформулируйте распеределительное свойство с помощью переменных

- Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным (по вариантам)

(112 + 44) х3; (7 +4) х 132

(16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9

( эталон проверки на доске)

- Так как умножить сумму на число?

Вывод: Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.

Как называется данное свойство в математике?

С какой целью мы выполняли данное задание? ( учились использовать распределительное свойство)

Отработка и закрепление (двое уч-ся у доски)

- Найдите значение выражения двумя способами.

(50 +19) х 2 = 69х2=138

(50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138

(72 + 28) х 7 = 100х7=700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700

- В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно?

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7

С какой целью мы выполняли данное задание? ( отработать навык , увидеть удобный способ вычисления)

А) Работа в группе (по 6 человек) Поработайте в группах.

Вычислите удобным способом.

(13 + 17) х 5 (14 + 16) х 9 (12 + 18) х 7

(15+ 3) х 6 (4 + 7) х 5

В) Решение задачи

(слайд) В гараже в 2-х рядах стоят грузовые и легковые машины. Записать выражения.


Сколько грузовых машин в 1-ом ряду? Сколько легковых?

Сколько грузовых машин во 2-ом ряду? Сколько легковых?

Сколько машин всего в гараже? (4+3) х 2

Сколько грузовых машин в 1-ом ряду? Сколько грузовых машин в двух рядах?

Сколько легковых машин в 1-ом ряду? Сколько легковых машин в двух рядах?

Сколько всего машин в гараже? 4 х 2 + 3 х 2=

С) Работа в группах. Решить задачу.


Какова масса всех фруктов?

(100+80) х5 =900г 100х5+80х5 = 900г

карточка-помощница

Какова масса одного красного и одного зелёного яблока вместе?

Какова масса всех яблок вместе?

Какова масса всех красных яблок вместе?

Какова масса всех зелёных яблок вместе?

Какова масса всех яблок?

ПРОВЕРКА (группы выступают со своим способом решения)

- С каким способом познакомились? (распределительным)

- Почему он назван распределительный? ( Как выполняем его)

- Где его можно применить? (зачем?) (позволяет решать удобным способом; позволяет упрощать выражения; помогает при решении задач.) Д/З стр.108 №8 выучить правило

Читайте также: