Радиационные химические аварии разлив ртути порядок действия во время и после аварии конспект

Обновлено: 12.07.2024

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Работа в группах

этапы урока задача этапа

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения, желаю вам удачи.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Попрошу вас, сейчас подойти к партам и взять по одной части пазла и внимательно запомнить часть, теперь вам необходимо найти и соединить с другими участниками соответствующие пазлы.

У вас, должно получиться два знака. Оставайтесь каждый у своего конечного результата. Так вы, сейчас собирая пазлы, разделились на группы.

Попрошу Вас назвать значение данных знаков. Что они обозначают?

Ученики собирают пазл и делятся на две группы.

Называют значение данных знаков. (Радиационная опасть и химическая опасность)

Садяться в две группы

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Небольшой видеоролик про радиационные и химические аварии (30 секунд)

Ученики внимательно слушают, должны назвать для чего звучит сирена и что она обозначает «Внимание всем и о чем говорит смысл видеоролика

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание).

Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Посмотрели видеоролик где происходят аварии

Давайте с вами определим тему сегодняшнего урока?

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

1.Познакомиться с радиационными и химическими опасными объектами;

2.Какие были в истории аварии;

3.Определить классификацию аварии и составить алгоритм действий при аварии радиационного и химического объекта.

  1. Кто открыл явление радиоактивности
  2. Какие виды излучения вы теперь знаете?
  3. Какое из них самое опасное?
  4. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?
  1. Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
  2. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?
  3. Назовите потенциально опасный радиационный объект

Ребята, а что такое РОО?

Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу

Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)

А какие АЭС есть в России?

Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2

Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные

В России 10 действующих АЭС

  1. Балаковская
  2. Белоярская
  3. Билибинская
  4. Волгодонская
  5. Калининская
  6. Кольская
  7. Курская
  8. Ленинградская
  9. Нововоронежская
  10. Смоленская

Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

А что такое радиационная авария?

Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1.

  1. Человеческий фактор
  2. Внешние события (чрезвычайные ситуации)
  3. Отказ оборудования

Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?

Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ , который нам расскажет об ионизирующих излучениях.

Чем же опасно гамма излучение для человека?

(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)

Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.

О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.

Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?

Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ

( Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)

Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад

Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.

Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)

Ребята, как вы думаете, радиация и химические опасные элементы всегда были или нет?

Небольшой опрос по пройденным раннее темам.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Определяют тему урока.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Проходят опрос на первичные знание по теме. И ………..

Рассуждают, дают ответы

Рассуждают, дают ответы

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Работа с новым материалом.

Теперь мы с вами, сделаем не большую проектную работу.

Вам необходимо каждой группе, сделать проект, относящий к тематике своего знака, на столе у вас лежат по большому ватману, клей, картинки с различными объектами, определения и значения вашей темы, алгоритм действий при аварии.

Также есть ложные картинки, значения, определения и не правильные действия, которые могут вас запутать, в чем и заключается сложность

Главная ваша задача, выбрать правильные значения к вашей тематики, приклеить нужные картинки и значения и сформировать правильный алгоритм действий.

После чего с каждой группы выходят по два эксперта и защищают свой проект.

Ртуть применяется в термометрах, манометрах, газоразрядных приборах, при производстве хлора и едкого натра. Ртуть и ее соединения ядовиты. Она легко испаряется даже при низкой температуре.

ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ

Признаки отравления парами ртути

Даже кратковременный контакт с ртутью приводит к серьезным проблемам со здоровьем. У человека может пропасть аппетит, начаться бессонница, насморк, диарея, слезо­течение, раздражения кожи, в ряде случаев возникают провалы памяти и мускульный тремор. В случае, если человек долгое время контактировал с ртутью, это может привести к серьезным проблемам: резкой потере веса, повреждениям головного мозга, почек, легких, иммунной системы и пр.

Что ни в коем случае нельзя делать:

  • • Использовать пылесос. Если Вы пытаетесь собрать ртуть с помощью пылесоса, это приведет к еще большему распространению паров ртути. Если пылесос был использован - его необходимо немедленно выбросить.
  • • Использовать метлу или швабру. В этом случае шарики ртути будут разбиты на еще более мелкие частицы, которые невероятно трудно собрать.
  • • Выбрасывать ртуть в унитаз. Она может осесть в канализационных трубах и продолжит оказывать негативное влияние на здоровье людей. Извлечь ртуть из канализации невероятно сложно.
  • • Стирать одежду или предметы, контактировавшие с ртутью в стиральной машине или использовать для очистки посуды посудомоечную машину. Одежду и обувь, контактировавшие с ртутью, следует немедленно выбросить

ЭТО НУЖНО УМЕТЬ

В случае разлива ртути в малых количествах (градусник) сбор ртути проводится собственными силами.

  • • Немедленно откройте окна в зараженном помещении. Выключите искусственную вентиляцию. Удалите детей и домашних животных.
  • • Ртуть можно легко удалить с линолеума, дерева и иных гладких поверхностей.
  • • Если ртуть попала на ковер или ковровое покрытие, этот участок необходимо вырезать, тщательно упаковать и выбросить.

Что необходимо использовать для удаления ртути:

Для удаления ртути можно использовать полиэтиленовые пакеты, плотные мешки для мусора, резиновые или латексные перчатки, респиратор, бумажные полотенца или салфетки, картонку или скребок с резиновым кончиком, клейкую ленту (скотч), крем для бритья, фонарик.

Для удаления ртути прежде всего необходимо убрать осколки стекла. Их следует аккуратно переместить в пластиковые пакет, который тщательно закрыть (завязать). С помощью картонки или скребка медленными плавными движениями переместить ртуть на бумажное полотенце, которое также следует опустить в мешок (смотри выше). Для сбора отдельных частиц можно использовать клейкую ленту. После того как видимые частицы ртути удалены, используйте крем для бритья, для того, чтобы обильно покрыть место, где разбился градусник. Пену опять-таки необходимо собрать. Используйте фонарик, чтобы найти частицы ртути, которые могут быть не видны при обычном освещении. Все предметы, которые использовались для удаления ртути, следует также упаковать в мешки для мусора. После того, как помещение очищено, следует открыть окна и включить вентиляцию. Желательно не заходить в эту комнату, по меньшей мере, 24 часа. После этого можно тщательно вымыть полы водой (до этого воду использовать категорически не рекомендуется).

Если помещение заражено значительным количеством ртути (больше, чем содержится в одном градуснике):

Химическая авария – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Порядок действий при химической аварии

Порядок действий после химической аварии

Первыми признаками наличия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в окружающей среде являются:

  1. – наличие капель, дымов и туманов;
  2. – специфических запахов, неизвестного происхождения;
  3. – начальные симптомы поражения человека;
  4. – показания приборов химической разведки и контроля.

Наиболее вероятны отравления хлором, аммиаком и их производными соединениями.

Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом, тяжелее воздуха в 2,5 раза. Облако хлора, перемещаясь по направлению ветра, прижимается к земле, скапливается в низинах, подвалах, туннелях.

Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воздуха, хорошо растворяется в воде. При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обморожение, возможен ожог с пузырями.

Признаки отравления хлором – наблюдается резкая боль в груди, резь в глазах, слезотечение, одышка, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений и появление пузырей на коже.

Признаки отравления аммиаком – учащение сердцебиения и пульса, возбуждение, возможны судороги, удушье, резь в глазах, слезотечение, насморк, кашель, покраснение и зуд кожи. В определенных условиях при отравлении возможен смертельный исход.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении и хлором

– пострадавшего необходимо немедленно вывести на свежий воздух, плотнее укрыть и дать подышать парами воды или аэрозолем 0,5% раствора питьевой соды в течение 15 минут;

– основным способом для борьбы с хлором является вода.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком

– пострадавшего нужно немедленно вынести на свежий воздух;

– транспортировать необходимо в лежачем положении. Обеспечить тепло и покой, дать увлажненный кислород;

– при отеке легких искусственное дыхание делать нельзя.

Основы защиты от химически опасных веществ и опасных биологических агентов

Ртуть - жидкий серебристо-белый металл плотностью 13,52 г/см3 . Плавится при температуре - 390С, кипит при + 3570С, поэтому применяется в термометрах (от - 350 до + 3500С). Пары ртути при электрических разрядах излучают голубовато-зеленый цвет, богатый ультрафиолетовыми лучами. На этой основе созданы ртутные светильники и лампы дневного света. Используется ртуть в качестве катализатора при производстве хлора, едкого натра. Широкое применение находит ртуть в измерительных приборах: термометрах, барометрах, манометрах, психрометрах и т.д. Ртуть очень токсична для любых форм жизни, точнее токсична не сама ртуть, а её пары, вдыхаемые с воздухом. Отравление парами ртути наиболее вероятно в помещении, где нет проветривания и где возможна повышенная концентрация.

Признаки отравления парами ртути

Отравление парами ртути проявляется через 8 - 24 ч и выражается в общей слабости, головной боли, болях при глотании, повышении температуры. Несколько позже наблюдаются болезненность десен, боли в животе, желудочные расстройства, иногда воспаление легких. Известны даже смертельные исходы.

Хроническая интоксикация (отравление) развивается исподволь, и длительное время протекает без явных признаков заболевания. Затем появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, головные боли, головокружения. Одновременно развивается дрожание рук, языка, век, а в тяжелых случаях - ног и, наконец, всего тела.

Опасность ртути состоит еще и в том, что ее пары адсорбируются на оштукатуренных стенах и потолке, лакокрасочных покрытиях, оседают в швах кирпичной кладки, бетонных плит, чем усложняются работы по ликвидации последствий.

Что надо делать, если будет обнаружена ртуть

Категорически запрещается находиться в помещениях, где имеют место выделения паров ртути, без средств защиты (промышленного противогаза марки Г, респираторов РПГ-67Г или РУ-60МГ)! Не может быть и речи о хранении там продуктов питания или о приеме пищи!

Если в помещении разбит ртутный градусник:

- выведите из помещения всех людей, в первую очередь детей, инвалидов, людей преклонного возраста

- откройте настежь все окна в помещении

- максимально изолируйте от людей загрязненное помещение, плотно закройте все двери

- защитите органы дыхания хотя бы влажной марлевой повязкой

- ограничьте место разлива, постарайтесь не увеличить поверхность загрязнения (ртуть прилипает к поверхности и может разнестись обувью)

- немедленно начинайте собирать ртуть: собирайте спринцовкой большие шарики и немедленно сбрасывайте их в стеклянную банку с раствором (2 г перманганата калия на 1 литр воды), более мелкие шарики собирайте щеточкой на бумагу и тоже сбрасывайте в банку. Банку плотно закройте крышкой. Если под рукой нет спринцовки, размочите газету в воде, отожмите ее, наденьте на руки резиновые перчатки, соберите ртуть мокрой газетой или лейкопластырем (капельки ртути прилипают к бумаге или лейкопластырю и переносятся вместе с ними в банку с водой), закройте ее крышкой. Использование пылесоса для собирания ртути категорически запрещается!

Собранную ртуть можно хранить несколько часов вдали от нагревательных приборов под слоем воды. Длительное хранение может привести к дальнейшему загрязнению помещения. Помните, что металлическая ртуть постоянно испаряется в окружающий воздух! Ее пары очень опасны при вдыхании! Ни в коем случае не выбрасывайте разбитые термометры, люминесцентные лампы и ртуть в мусоропровод, не сливайте ртуть в водопровод и канализацию во избежание отравления парами ртути.

- вымойте загрязненные места мыльно-содовым раствором (400 граммов мыла и 500 граммов кальцинированной соды на 10 литров воды) или раствором перманганата калия (20 граммов на 10 литров воды)

- закройте помещение после обработки так, чтобы они не были соединены с другими помещениями и проветривайте в течение трех суток

-вычистите и промойте крепким, почти черным раствором марганцовки подошвы обуви, если вы наступили на ртуть.

Если ртути разлито больше, чем в градуснике

- сохраняйте спокойствие, избегайте паники

- выведите из помещения всех людей, окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста - они подлежат эвакуации в первую очередь

- защитите органы дыхания хотя бы влажной марлевой повязкой

- откройте настежь все окна

- изолируйте максимально загрязненное помещение, плотно закройте все двери

- быстро соберите документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи

- выключите электричество и газ, погасите огонь в печках перед выходом из дома

- немедленно звоните в МЧС по проводному телефону - 01, по мобильному (все операторы связи) - 010 и в Управление Роспотребнадзора по КЧР (8782) 200027. 

Неотложная помощь при отравлении парами ртути

При острых отравлениях парами ртути необходимо немедленно обильно промыть желудок водой с 20 - 30 г. активированного угля или белковой водой (взбитый с водой яичный белок), после чего пострадавшему нужно дать молоко. Можно рекомендовать слизистые отвары риса или овсянки. И все это завершить приемом слабительного.

В случае сильного ингаляционного отравления после выхода из зоны поражения пострадавшему необходим полный покой и последующая госпитализация.

Демеркуризация помещения

В случае разрушения ртутьсодержащего прибора (термометра, лампы) должна производиться демеркуризация помещения (участка), где произошел пролив ртути.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими и/или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

Внимание!

Демеркуризация производится только специалистами!

Для проведения демеркуризационных работ необходима лицензия!

Телефоны для экстренного реагирования: Управление по делам ГО и ЧС по КЧР в г.Черкесске 01, 266911

Читайте также: