Пушкин выстрел конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Приветствие учителем класса, проверка готовности к уроку, осмотр рабочих мест, проверка отсутствующих.

2. Психологический настрой обучающихся.

Учитель: В моей руке пистолет. Всем известное оружие. Оружие – холодное. Но именно с помощью него решались многие острые, пылающие в сердце человека проблемы на протяжении нескольких веков. Холодное оружие и горячее сердце. Пожалуй, вот одно из основных правил дуэли, о которой мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего урока “Роль дуэли в сюжете повести А.С.Пушкина “Выстрел”

3. Знакомство с целями и задачами урока.

Учитель: Цель нашего урока сегодня – изучение повести А.С.Пушкина “Выстрел”из цикла “Повести Белкина”. Мы посмотрим, как одна дуэль могла изменить жизнь человека, а иногда и нескольких людей. Для достижения поставленной цели некоторые из вас получили индивидуальные задания, кто творческие, кто исследовательские, мы с вами проанализируем текст повести и в конце урока поработаем с тестовыми заданиями, из которых будет видно, что вы усвоили на уроке.

4. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове “дуэль”?

На доске делаются опорные записи.

5. Изучение нового материала.

5.1 Учитель: Как мы услышали, вы кое-что знаете о дуэли. Но для того чтобы рассмотреть явление дуэли в конкретном литературном произведении, необходимо понять, что такое дуэль, и почему она была так популярна на протяжении нескольких веков среди людей разного возраста, разных национальностей? Какие правила существовали на дуэлях? Для этого несколько учеников подготовили для нас доклад на тему “10 фактов о дуэли”.

(доклад на тему “10 фактов о дуэли”)

Учитель: Итак, дуэль, как мы услышали,была очень необычным явлением. Эта тема коснулась не только творчества А.С. Пушкина, но и его жизни, так трагично оборвавшейся в самом расцвете.

Сегодня мы посмотрим на примере повести “Выстрел”, как дуэль может изменить судьбу, характер человека. Но перед тем, как мы начнем анализировать текст повести, давайте узнаем как она появилась в творчестве Пушкина для этого послушаем доклад на тему “История создания Повестей Белкина”

( доклад на тему “История создания “Повестей Белкина”звучит под музыку Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”.)

5.2. Работа по содержанию и анализу повести.

Учитель: Пушкин был автором не только лирических, но и прозаических произведений. Один из исследователей творчества Пушкина говорил о его прозаических произведениях: “Проза Пушкина экзотична и легка, как его собственные рисунки пером, которые он любил за их воздушность и выразительность”.

Давайте же окунемся в этот интереснейший мир Пушкинской прозы.

- Какое событие лежит в основе повести?

Ученик: Дуэль Сильвио и графа.

- Кто является главными действующими лицами повести?

Ученик: Сильвио, граф и рассказчик.

- От чьего имени ведется повествование?

Ученик: От лица рассказчика, который служил в части, где жил Сильвио, о через несколько лет жил в деревне рядом с графом.

- Для чего вводится образ рассказчика?

Ученик: Для того, чтобы со стороны показать то, что произошло между Сильвио и графом. Также он служит связующим звеном в композиционном построении повести.

- Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? (найти по тексту)

Ученик: Он имел сильное влияние на молодых офицеров.

- После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? (найти по тексту)

Ученик: После того как он не вызвал на дуэль своего обидчика.

- А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти по тексту)

Ученик: Потому что он не имел права подвергать свою жизнь опасности, так как не отомстил своему врагу.

- Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и перескажите его.

(Ученик пересказывает эпизод первой дуэли графа с Сильвио).

- Почему Сильвио не выстрелил соперника?

Ученик: Потому что соперник был очень спокоен, что задевало Сильвио. И тот оставляет за собой право выстрела.

- Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа?

- Мальчики подготовили для нас инсценировку второй дуэли. Давайте посмотрим.

(Трое учеников показывают инсценировку второй дуэли)

- Я просила вас подготовить дома вопросы для интервью, которое можно было бы взять у участников этой дуэли и сегодня у вас есть такая возможность.

- Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз?

- Почему в этот раз граф был взволнован?

- Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа?

Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что и актеры и журналисты немного устали, поэтому предлагаю немного отвлечься и расслабиться.

- Как нам уже известно на дуэлях чаще всего стреляли из пистолетов, ну а на балах девушки и юноши учились стрелять глазками. Вот и мы сейчас потренируемся в этом нелегком искусстве.

- Откройте широко глазки. Необходимо настроить прицел. Для этого поводите глазками по кругу слева направо. Теперь закройте глазки, расслабьтесь. Открывая глаза, стреляем в правый верхний угол. Закрываем глаза. Открывая, стреляем в левый верхний угол. Закройте. Теперь открываем и стреляем по очереди сначала в соседа слева, а теперь справа. Теперь закрываем и расслабляемся. Я считаю до трех, открываем глаза и продолжаем урок.

- Теперь давайте обратимся к композиции повести. Для начала вспомним, что такое композиция?

- Правильно. Композиция - это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

- Итак, из скольких глав состоит повесть?

- А на сколько смысловых частей можно разделить повесть?

Ученик: На четыре.

- Давайте попробуем их озаглавить

Ученики: 1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и рассказ Сильвио о первой дуэли.

2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа о второй дуэли.

- Какой можно сделать вывод о композиции данной повести?

Ученик: Такое построение позволяет расширить временные и пространственные границы действия и создать неослабевающее сюжетное напряжение.

- Теперь проанализируем эпиграфы к данному произведению. Как вы заметили, их два. Для начала вспомним из курса русского языка, что такое эпиграф?

Ученик: Эпиграф – это короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

- Посмотрите на доску:

- Как вы думаете, для чего Пушкин взял два эпиграфа к повести?

Ученик: Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй.

- Кто же по-вашему является победителем во второй дуэли?

Ученик: Сильвио, так как он одержал нравственную победу. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока- Как дуэль могла повлиять на жизнь человека?

Ученик: Дуэль в те времена была делом чести, а потому могла полностью изменить жизнь человека, стать основой жизни, и главное после этого было остаться нравственным и гуманным человеком.

6. Закрепление материала

- Теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы теста по теме урока. Вам даны листочки с пятью вопросами. При ответе на все вопросы вы получаете – 5. на четыре – 4 и т.д.

На работу с тестом дается 3 минуты, затем листочки собираются для оценивания

7. Подведение итогов урока.

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. Давай подведем итоги нашей работы.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

Учитель задает домашнее задание.

- Следующий наш урок будет посвящен образу Сильвио в повести “Выстрел”, поэтому я предлагаю Вам выполнить следующие задания на выбор:

1. Нарисовать портрет Сильвио.

2. Выписать портретную характеристику Сильвио.

3. Найти, что обозначает имя Сильвио?

(Записано на доске)

Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.

А) начинает цикл “Повести Белкина”

Б) находится в середине цикла.

В) завершает цикл “Повести Белкина”.

2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.”Это описание:

А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: углубленное изучение произведения.

Цель урока: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.

- Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;

Класс разделен на три группы.

1. Организационный момент

так писал Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении. Согласны ли вы с этим? Действительно ли, когда мы читаем произведения А.С.Пушкина, в нас пробуждаются чувства добрые? Какие?

3. Проверка домашнего задания.(Слайд 3) (Приложение 1)

Наш разговор мы начнём с проверки домашнего задания. Вы должны были прочитать повесть. Посмотрим, как внимательно вы это сделали? Игра на знание содержания повести.

4. Работа с текстом.

На какие части можно композиционно разделить повесть? (Слайд 4)

1.Рассказ о загадочном Сильвио.

2.Рассказ Сильвио о незаконченной дуэли.

3. Жизнь рассказчика в отставке. Знакомство с графом.

4. Граф рассказывает о продолжении дуэли.

События переданы в хронологическом порядке? Нет. Давайте расположим события в хронологическом порядке. Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма. Проверим правильность наших рассуждений (Слайд 5)

5. Анализ героев

Ребята выполняют 1 задание в бланках (Приложение 2)

- Эта повесть о том, как…..

-Центральным героем повести является….

- В повести действует ещё два героя….

6. Работа в группах. Каждая группа получает исследовательское задание по анализу своего героя. Нужно проследить по тексту, записать информацию в бланках о том, что представляет собой герой в начале повести и какова его судьба в финале. Каждая группа заполняет таблицу. Ребята зачитывают свои записи. Делаем обобщение. (Слайд 6)

В начале сюжетной линии

В финале повести

Служил в гусарском полку, привык первенствовать

Погиб в Греции, сражаясь на стороне повстанцев

Служил в гусарском полку, умён, красив, весел, храбр

Спокойная, счастливая жизнь в семейном кругу

Армейский офицер, кутежи, дуэли, карты

Поселился в бедной деревеньке Н***, затворнический образ жизни, чтение книг, хозяйские заботы

Давайте сделаем вывод. Что сразу бросается в глаза? Совершенно верно, на начало повествования жизнь героев схожа, а финал получается разный, почему? Потому что в процессе жизни герои совершают разные поступки, в совершении поступков они руководствуются разными мотивами. Давайте проследим по тексту, какими мотивами руководствовались наши герои, почему финал получился различный?

Задания группам. Подготовить рассказ о своём герое, выписать ключевые слова, характеризующие поступки, чувства после незавершённой дуэли. В общем виде ребята собирают примерно такую информацию.

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять

Ведёт жизнь армейского офицера

Сильное влияние на него имеет Сильвио (какая-то таинственность окружает его)

Разочаровывается в Сильвио

Странные противоположные чувства волновали (после рассказа Сильвио)

Ушёл в отставку, ведёт уединенный образ жизни.

Вздыхает о прежней беззаботной жизни

выслушал продолжение рассказа от графа, начало которого поразило его

Мотив: романтически настроен, видит в Сильвио романтическую личность

Ребята читают ключевые слова, характеризуют поступки героев, делают выводы. (Слайды 7,8,9)

- Кому мстит Сильвио и почему? (Им движет зависть к более удачливому человеку, который никакой обиды ему не причинил).

- На что же он растратил свою жизнь? (На ожидание мести, вынашивание плана мести. Логично, что в конце повести герой погибает. Он потерял смысл жизни, ему незачем жить.)

Итак, давайте сделаем вывод, как мотивы поступков героев влияют на их дальнейшую судьбу. Какова основная идея повести? (Слайд 10)

Зависть, злоба, безотчётное стремление быть первым, одержимость идеей мести ведёт к саморазрушению личности и ,как следствие, к одиночеству. У Сильвио нет будущего. Своими поступками он разрушил свою жизнь.

Любовь, забота о близких, доброе отношение к другим воскрешает личность. Жизнь графа, его поведение резко изменились после женитьбы, ему теперь есть что терять, поэтому свои поступки он теперь соотносит с желаниями любимых людей, с последствиями для любимых людей, у него счастливое будущее.

Таким образом, чему учит нас А.С.Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

Подведение итогов урока. Ребята получают оценки за участие в викторине и за работу в группах.


Приёмы: предположение, сводная таблица, создание визиток, телеграммы.

Форма работы: групповая.

Ход урока:

1. Вступление.

Размышляя над любым произведением А. С. Пушкина нельзя хотя бы на несколько минут не обратиться к самому поэту.

- 27 января 1837г. в пятом часу пополудни на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, прозвучал выстрел…

- 29 января в 2 часа 45 минут в России не стало Пушкина. Жизнь его оборвалась дуэльной пулей.

Зависть и страх, долг и любовь – эти и другие качества толкают пушкинских героев на поступки и злодеяния. Просто и нелицемерно Пушкин подошёл к важным проблемам, которые из века в век тяготят и волнуют совесть человека, заставляют одних подниматься на ступень сострадания и человечности, а других падать на дно гордыни и зависти.

И судьба одаривает или наказывает.

Что вы знаете об этой повести? (не содержание)

- Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово ВЫСТРЕЛ?

(обречённость, смерть, крайность, поворот судьбы, точка в жизни Пушкина)

- Каким бы цветом вы написали это название?

(чёрный, красный как вспышка и т. д.)

Конспект урока по литературе по теме Повесть А. С. Пушкина Выстрел

3. Стадия осмысления.

I. Дома вы не просто читали I часть повести, вы читали её с пометками. Отмечали все те детали (портрет, поведение, речь), которые касаются наших героев: Сильвио и графа.

(Пометка? обозначает сомнение, несогласие, желание проработать деталь вместе с классом, в группе, просто задать вопрос; пометка! обозначает обратить особое внимание, + согласие с автором).

- Заполните первую часть таблицы.

После работы с таблицей, делаем выводы по героям повести, решаем, обсуждаем вопросы, которые предложены группой для обсуждения. Учащийся читает стихотворение А. Дементьева

Читайте также: