Палеонтология и эволюция 11 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

2. Заполнить основные направления биологического прогресса:

1 . Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям :

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз; Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

2. Заполнить понятия о биологическом прогрессе и биологическом регрессе:

Направления эволюции органического мира

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2. Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян у голосеменных

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

2. Параллелизм. Определение. Отличительные особенности изменений. Привести примеры.

1. Заполните пропуски в тексте .

1) Ароморфоз, ………….. и …………..являются путями эволюционного

2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию

3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,

……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.

4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.

5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть

связаны с деятельностью……………. .

2 . Типы эволюционных изменений: конвергенция и дивергенция. Дать определение.

Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести

2. Заполнить основные направления биологического прогресса

Понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе

Направление эволюции органического мира

1. Увеличение численности особей вида.

2. Расширение ареала вида.

3. Образование новых популяций и систематических единиц.

Заяц-русак, нематоды (круглые черви), домовый воробей

1. Снижение числа особей вида.

2. Уменьшение ареала вида.

3. Уменьшение числа видов, подвидов, популяций.

4. Вымирание видов.

Уссурийский тигр, гепард, белый медведь, выхухоль,

Основные направления эволюционного процесса

Крупное эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, но не является приспособлением к резко ограниченным условиям существования; дает возможность освоения новой среды обитания

Приспособление к полету, появления теплокровности, возникновение волосяного покрова – у животных: появление фотосинтеза, разделение тела на органы, появление цветка и семени – у растений

Мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания (частные приспособления)

Разный состав пищи привел к возникновению разных ротовых аппаратов у насекомых, разной формы клюва у птиц и т.д.

Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни.

Паразитические черви – отсутствуют органы чувств и нервная система; пещерные рыбы – нет глаз; растение раффлезия – нет корней, стебля, листьев…

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2. Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян у голосеменных

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики

17. Появление клубней у дикого картофеля

18. Железистые волоски на листьях душистой герани

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"

Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый.


Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира".

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г.

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур.

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества".

Тренинг в 11 классе Эволюция органического мира

Предлагаются различные варианты вопросов, направленных на самопроверку. Рассматриваются задания части А, В.Предлагаю 3 варианта работы, направленные не только на проверку соответствующих з.

Тест "Главные направления эволюции органического мира" 11 класс

Тестовая работа включает вопросы по типам эволюционных изменений, по главным направлениям эволюции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Палеонтология и эволюция.docx

Предмет: Биология

Дата: 14.12.2017 г.

Тема: Палеонтология и эволюция.

- сформировать представления о доказательствах эволюции на основе знакомства с палеонтологическими доказательствами;

- развить умение использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения формирования приспособлений на примере эволюции лошадей;

- развить коммуникативную компетентность.

Тип урока: комбинированный урок

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

На каком уровне происходит процесс макроэволюции?

В чем заключается биогенетический закон?

Какие органы называют гомологичными, какие аналогичными?

Приведите примеры гомологичных и аналогичных органов.

Выявление места и причины затруднения.

Назвать тему урока, отгадав ребус (Приложение).

Определить цель урока путем ее составления из набора слов.

Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал

Построение проекта.

Палеонтология и эволюция.

Морфологические доказательства эволюции.

Реализация проекта.

Учащиеся делятся на две группы. По итогам работы происходит обсуждение.

Задания для группы 1 – палеонтологические доказательства.

Задания для группы 2 – морфологические доказательства.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Образование ископаемых остатков происходит, если… (организм попадает в среду, предотвращающую его от разрушения).

Хорошо сохраняются ископаемые остатки в … (вулканическом пепле и янтаре).

По ископаемым остаткам, сохранившимся в слоях горных пород, палеонтологи определяют … (систематическую принадлежность ископаемых организмов, условия и время их обитания).

На примере эволюции лошадей можно проследить не только, как постепенно одна предковая форма переходит в другую, но и … (как возникают и закрепляются адаптивные признаки).

Стегоцефалы имели признаки рыб и … (земноводных).

Наиболее примитивные современные лошади – это … (зебры).

Домашнее задание.

П. 40, с.96-97. Составить вопросы по теме или составить кроссворд.

hello_html_4d2655eb.jpg
hello_html_2927e5f9.jpg

1 = Е 3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 077 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.12.2017 2030
  • RAR 19.1 мбайт
  • 36 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сорокина Анастасия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1) Какие наблю дения привели Да рвина к мысли о б изменяемости ви дов ?

2) В чём за ключается сущн ость тео рии Дарвина? Ч ем она с ходна с

3) В чём значение зако нов Менделя для понима ния механизмов

Доказывая факт существования эволюци онного процесса, учёные

используют различные доказательства, которые были получены из достоверных

научных данных таких биологических дисциплин как эмбриология,

морфология, сравнительн ая анатомия, систематика, палеонтол огия,

Весь органическ ий мир един по хи мическому составу , клеточному

строению (кроме вирусов), по принципиальному сходству процессов

жизнедеятельн ости. Генетическое кодирование, биосинтез белков и

нуклеиновых кисло т, процессы митоза и мейоза у живых организмов едино.

Универсальным источ ником энергии для всего живого является молек ула АТФ.

Это всё свидетельств ует об общности происхож дения живых организм ов, их

родстве. Все доказа тельства эволюции можно сгру ппировать на след ующие:

5. Молекуляр но - биологические доказате льства эволюци и.

2. Работа в группах. Рассказать о доказательствах эволюции,

1 группа. Эмбри ологические доказат ельства эволюции .

На изумитель ное сходство эм брионо в позвоночных живот ных было

обращено внимание многих исследователей задолго до Ч. Дарвина. Нельзя

объяснить сх одство эмбрионов ан алогичными у словиями их развит ия.

Сходство между эм брионами сохран яется вопреки глубок им различиям в

условиях их развития. Это сходство есть прям ое подтверждение родства и

Открытый Карлом Бэро м (1792 - 1876 г г.) закон зародыше вого сх одства

гласит, что чемболее ранние стадии индивидуаль ного развития исследуются,

тем больше сход ства обнаруживается м ежду различны ми организма ми.

В процессе онтогенеза повт оряются (рекапитул ируют) многие черты

строения предковых форм: на р ан них стадиях – более отдалённых предков, на

поздних стадиях – б лизк их предков.У всех позвоночных на определённой

стадии развития существует хорда.У многих насекомых личиночная стадия

Обобщённые данные позволил и немецким учёным Ф. Мюлл еру (1822-

1897 гг.) и Э. Геккелю (1834- 1919 гг.) сформулировать биогенетичес кий закон:

онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое п овт орение

Биогенетическ ий закон был развит и уточнён российским учёным А.Н.

Северцовым ( 1866- 1936 гг.), показавшим, что в онтогенез е повторяются стадии

не взрослых предков, а их эмбриональных стадий ; филогенез – это

исторический р яд выбранны х в ходе естествен ного отбора онтогенезов.

2 группа. Морф ологические доказатель ства эволюции .

Основываются на присутствии у многих живых организмов гомо л огии в

строении о рганов, наличии рудиментар ных и атавистичес ких органов.

Гомологичные органы – это органы, и меющи е сходный план строения,

выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из

сходных зачатков. Различные по внешнем у виду и функциям конечности

млекопитающи х имеют сходный план строения и формирования: кости п леч а,

предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев.Изучение анатомии черепа в р я ду

высших и низших позвоночных позволило установить гомологию костей черепа

Рудимента рные органы (лат. rudimentum – зачаток, первоосн ова) – это

органы, утратившие в филогенезе своё значение и функцию и остающиеся у

организмов в виде недоразвитых образований.Рудиментар ные косточки у

китообразных на месте тазов ого пояса указывают на происхождение кит ов и

дельфинов от типичных четвероног их.Рудимента рн ые задние конечн ости

питона сви детельствуют о его происхожден ии от о рга низмов с развитыми

конечностям и.Рудиментами человека являются: копчиковые позвонки,

мигательная перепонка (остаток третьего века), остатки волосяного покрова по

всему телу, аппендикс – отросто к слепой к ишки, силь но развитые ушные

Атавистическ ий орган (лат. atavus – предок) – это орган (или структура),

Атавизмами человека являются: многососк овость, гипертр ихоз (обильное

оволосенение тела и лица), сильное развитие клыков и зубы мудрости, случаи

рождения детей с небольшим мягким хвостиком, полидактилия

(многопальцев ость) кистей и стоп, развитие человеческог о зародыша с одним

Отличия рудиментов от атавизмов: 1) рудименты встречаются у всех

особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов; 2) рудимент всегда

имеет определё нную функцию, атавизм не имеет специаль ных функций,

3 группа. Пале онтологические доказательства эволюци и .

Включают в себя нахождение и и зу чение ископаемых переходных форм,

составление пале онтологических рядов эволюци и организма во врем ени.

Ископаемые пере ходные формы – формы организмов, сочетающие

признаки более древних и молодых групп. На ходки и описа ние таких форм

позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп.Ихтиостег а –

ископаемая форма, которая позволяет связать рыб с наземными

позвоночными. Археоптерикс – переходная форма от р епт илий к птицам

Признаки архе оптерикса, сближающие е го с рептилия ми :

Палеонтолог ические ряды – это ря ды ископаемых форм, связанные друг с

другом в процес се эволюции и отражающие хо д филогенеза.

Владимир О н уфриевич Ковалевский (1842- 1883 гг.) – известный русский

зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии.Автор кла ссич еской

реконструкци и ф илогенетического ряда лоша дей. Н али чие многих

последовательн о сменяющих друг друга форм позволило п о строить

филогенетический ряд от эогип пуса до современ ной лошади .

4 группа. Биогеог рафические доказ ательства эволюции .

Основываются на срав нении флоры и фауны различных материков,

островов, выявле нии реликтовы х растений и ж ивотных.

Различия и л и сходства состава флоры и фауны могут быть связаны со

Австралия на протяжении более 12 0 млн. лет не соединялась с другими

материками. В этот период происходило формирование о со бой фауны,

Следы геологическ ого единства Южной А ме рики, Африки, о ст рова

Мадагаскар сохраняются в современной фауне. Н апр имер, ящерицы - иг уаны

Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом п р изнаков,

характерных для давно вымерши х групп прошл ых эпох. Реликтов ые формы

свидетельствуют о флоре и фауне далё кого прошлог о Земли.

Гаттерия – рептилия, обитающая в Новой Зеландии. Этот вид является

единственным ныне живущим предст авителем по дкласса Первояще ров в классе

Латимерия (целокант) – к истеперая рыба, обитающая в глубоководных

участках у бе регов Восточн ой Африк и. Единственный представитель отряда

Кистеперых ры б, наиболее близк ий к наземны м позвоночны м.

Гинкго двулопаст ный – реликтовое растение. В настоящее время

распростра нено в Китае и Японии только как декоративное растение. Облик

гинкго позволяет представить д ревесные формы, вымершие в ю рском п е риоде.

5 группа. Молек улярно - биологическ ие доказательства эвол юции .

Изучение строения н у клеиновых кислот и белков. Процесс эволюции на

молекулярном уров не связан с изменением состава нуклеотидов в ДНК и РНК, а

введённое американскими исследовател ями Э. Цукер - Канд лем и Л. Поллингом.

Изучая закономерности эволюции белков, исследователи пришли к выво ду, что

для каждого конкретного типа белков скорость эволюции своя, и она постоянна .

(Говоря об эволю ции белка, мы п одразумеваем с оответствующий ген).

Медленно изменяются, то е сть явл яются консервативны ми уникаль ные

гены, кодирующи е жи зн енно важные белки (глобин, цитохром – дыхательный

Некоторые белки вируса гриппа эволюц и онируют в сотни раз быстрее,

чем гемоглобин или цитохром. Благодаря этому к вирусу гриппа не

Сравнение аминокислотной последовател ьности в белках рибосом,

последовательн ости нуклеотидов риб осомных РНК у разных организмов

подтверждает клас сификацию о сновных гру пп организмов.

Доказательства эволюции – свидетельство объективности процесс а

1. Как вы д у маете, в какой хронологическ ой последовательности

происходил о накопление фактов, доказывающих реальность эволюции,

разными б иологическими дисциплинами: эмбриологией, морфологией,

палеонтолог ией, биогеографией, молек улярной биологие й?

2. Являются ли аналогичные органы до каз ательством эволюционного

3. Н а ранних стадиях э мб рионального развития зародыши птиц выделяют

в качестве конечного продукта азотистого обмена аммиак, на более по з дних –

мочевину, на последних стадиях – мочевую кислоту. У головастиков конечным

продуктом аз отистого обмена является аммиак, а у взрослых амфибий –

4. О чё м свидетельствует обнаружение н а островах Гала пагосск ого

архипелага больш ого количества эндемичных видов пти ц и рептилий?

5. Можно ли считать у тконоса и ехидну п р омежуточными формами?

Какие признаки объединяют их с пресмыкающими ся , а какие свидетель ствуют


Доказательства эволюции

Раздел ЕГЭ: 6.3. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, который сопровождается изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

ГРУППЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА

1. Палеонтологические доказательства

  • Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов показывают, как шла их эволюция.
  • Филогенетические ряды: ряды видов последовательно сменяют друг друга в процессе эволюции.
  • Переходные формы: латимерия — происхождение земноводных от рыб; стегоцефал — рептилий от амфибий.

Доказательства эволюции. Переходные формы

2. Эмбриологические доказательства

Эмбриологические — зародыши всех позвоночных животных на ранних стадиях очень похожи друг на друга.

  • Сходство зародышей позвоночных животных:
    ► форма тела; наличие хорды, хвоста;
    ► зачатки конечностей;
    ► жаберные карманы;
    ► один круг кровообращения.
  • Расхождение признаков зародышей:
    ► по мере развития черты сходства между зародышами разных видов ослабевают;
    ► сначала появляются признаки рода, а затем вида

Закон зародышевого сходства (К. М. Бэр): на ранних стадиях зародыши всех позвоночных сходны между собой, более развитые формы проходят этапы развития примитивных. Только на более поздних фазах появляются признаки класса, затем отряда, семейства, рода, вида и особи. В эмбриональном развитии организмы имеют признаки своих эволюционных предков: все организмы начинают развитие с зиготы; двухслойный зародыш (гаструла); сходные стадии зародышевого развития (сходная последовательность закладки органов).

Биогенетический закон Геккеля — Мюллера: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенез) кратко и сжато повторяет историю развития своего вида (филогенез). Этот закон устанавливает соотношение между онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) и филогенезом. Филогенез — историческое развитие органического мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов. Филогенетический ряд — ряд ископаемых форм, последовательно связанных между собой в процессе эволюции как общими, так и частными чертами строения.

закон Геккеля — Мюллера

3. Молекулярно-генетические и биохимические доказательства

Живые организмы обладают клеточным строением, общими принципами генетического кодирования наследственной информации и т. д.

4. Сравнительно-анатомические доказательства

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Гомологичные органы — органы разных организмов, имеющие сходное строение и развитие из одинаковых эмбриональных зачатков, но выполняющие различные функции (передняя конечность позвоночных: лапа, крыло, ласт, рука).

Рудименты — органы, утратившие свою функцию, но сохраняющиеся в зачаточном состоянии (зубы мудрости, копчик).

Аналогичные органы — внешне подобные органы или их части, происходящие из различных исходных зачатков и имеющие неодинаковое внутреннее строение (крыло птиц и насекомых).

Атавизмы — развитие признака, присущего далёкому предку и в норме не встречающегося у современных форм (у человека появление хвоста, многососковость).

5. Биогеографические доказательства

Основываются на сравнении флоры и фауны разных континентов планеты и свидетельствуют о том, что виды возникали в определённых местах, а затем заселяли более широкую область.

АДАПТАЦИЯ

Адаптация — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции. Адаптации делятся на организменные (присущи каждому организму данного вида и позволяют ему выживать в определённых условиях среды) и видовые (направлены на существование вида как целостной системы). К организменным адаптациям относят:

Морфологические — средства пассивной защиты организмов, наличие которых определяет сохранение жизни особи в борьбе за существование,

Биохимические — все биохимические процессы.

Поведенческие — всё многообразие форм поведения, направленного на выживание организмов, к Физиологические — устойчивость физиологических параметров. При изменении условий среды эти адаптации становятся бесполезными.

адаптация

Читайте также: