Пушкин на тихих берегах москвы конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов

Улитиной Елены Владимировны

(2012-2013 учебный год)

Конспект урока.

Москва в произведениях русских писателей 19 века
Цель урока:

1. Развитие читательского интереса.

2. Познавательная (историческая справка).

3. Развитие навыков работы с текстом (частичный лингвистический анализ текста).

4.Эстетическая (создание рабочей атмосферы с использованием классических музыкальных произведений).

5.Воспитательная (развитие чувства патриотизма и любви к Родине через изучение художественных произведений).

Кто был в Москве, тот знает Россию.

Н.М. Карамзин

Сегодня мы с вами совершим путешествие не только в пространстве, но и во времени, пройдемся по литературной Москве.

Итак, 19 век…
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МОСКВЕ 19 ВЕКА: (ученик)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Первым "официально" признанным литературным местом Москвы стала Погодинская улица, названная в честь Михаила Петровича Погодина (1800-1875гг). До него ни одна улица не носила имени литератора.

На западной стороне Девичьего поля Михаил Петрович купил в 1830году у князя Д.М. Щербатого усадьбу. В ней в 1856 году архитектор Н.В. Никитин выстроил ему дом - «Погодинскую избу" в русском стиле. Не случайно здание назвали избой. Его архитектура выдержана в традициях народного деревянного зодчества - это высокий сруб со светёлкой на втором этаже. Здесь собирался известный литературный кружок: бывали Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, братья Аксаковы, А.Ф. Писемский, актер М.С. Щепкин и др.

1. Какова композиция данного текста?

2. Какую лексику использует автор?

3. Что помогает увидеть нам панораму Москвы?

4. Дать толкование лексического значения слов, которых мы не знали.

Для того чтобы наша работа была более продуктивной, мы разделимся на три группы.

1 ГРУППА будет работать над композицией произведения.

Вы должны будете ответить на вопрос: Помогает ли композиция, используемая автором, увидеть читателю описываемую панораму?

2 ГРУППА работает в следующем направлении.

Обратите внимание на пейзаж, описанный в тексте. Ответьте на следующие вопросы: Что помогает нам увидеть образ города? Каким мы его видим? Какую роль играет описание природы при этом?

3 ГРУППА будет вести исследовательскую работу.

Обратите внимание на лексику, используемую автором. Помогает ли она увидеть Кремлевский ансамбль, Москву 19 века? Для чего автор использует её (лексику)?

Панорама - вид местности, открывающийся с высоты.

Найдите в тексте отрывок, подтверждающий, что мы с вами действительно увидим панораму (2 абзац, выразительное чтение).

На работу отводится 5-7 минут (во время работы детей звучит музыка).
Итак, давайте посмотрим, что нам удалось выполнить.
1 ГРУППА: Композиция.

1) авторские размышления о Москве;

2) восхищение, охватившее автора от увиденного.

2. Описание панорамы:

3) вид с востока:

а) описание церкви Василия Блаженного;

б) описание площади у подножия монумента, воздвигнутого Минину;

4) вид Замоскворечья;

6) вид западного пейзажа.

1) вид древней столицы на склоне дня;

2)восторг, гордость, любовь автора, его восхищение от увиденного.

Все видится нам с высоты птичьего полета. Уже в первой части четко звучит настроение автора - это восторг, любовь, трепет перед городом, имеющим удивительную историю.

Выразительное чтение: "Кто никогда . нет!"

Каждый её камень - свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Столица сравнивается с римским кладбищем, с безмолвной громадой камней холодных.

Вступление как бы подготавливает нас к восприятию того, что мы сейчас должны увидеть. Оно патриотично, пафосно. И вот мы уже готовы воспринять, увидеть панораму, которая открывается во второй части - основной части текста. В третьей, заключительной части, мы уже вместе с автором восхищаемся столицей.

Не единожды встречаем мы в тексте предложения, в конце которых стоят многоточия. Это говорит о том, что автору не хватает слов, эмоции переполняют его, и мы вместе с вами в каждое из таких предложений можем добавить что-то своё.

Особую, трепетную любовь, Лермонтов испытывает к Московскому Кремлю, с которым связана вся история России. Кремль для него - свидетель многовековой славы русского народа, очевидец позорного поражения наполеоновских полчищ. Кремлёвская стена - не только напоминание о прошлом, но и символ связи между прошедшим и грядущим.
УЧИТЕЛЬ: И действительно, начиная с первых упоминаний о Москве и до сего дня, писатели обращаются к образу столицы. До сих пор источник не иссякает, у каждого свои слова.
Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нем отозвалось! - восклицал А.С.Пушкин.

Москва! Какой огромный

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придем.

Да, Москва - это дом, сердце России. Какой же видит её Лермонтов? Давайте взглянем на столицу глазами писателя, так любившего её. Какова она?
2ГРУППА:

Это помогают нам увидеть следующие художественно-выразительные средства:

Проснется день;… Она (башня) гордо взирает;… Стена, которая ревниво отделяет; . выглядывают маленькие темные окна;… мгла одевает; …Кремль возлежит.

Величественная, необозримая панорама; пестрые кровли; гигантские

размеры; торжественный час.

Кипят страсти; европейская осанка (здания); златоглавые церкви (метафорический эпитет).

Особо следует сказать об устаревшей лексике, которая помогает воспринять разворачиваемую перед нами картину не только в пространстве, но и во времени. Устаревшие формы слов (лексика) придают возвышенность, патетичность всему тому, о чем говорит автор: Кремль возлежит, надпись, начертанная, скрыпка, внимать музыке, очи, среди коих, башня взирает, глава, особливо, град).

В заключительной части Лермонтов насыщает его высокой лексикой: (светоч, озаряя его торжество, золотые главы соборов, державный венец). Автор тем самым прославляет величие Кремля. Мы вместе с ним восклицаем на едином выдохе.

В тексте нет каких-либо заметных отклонений от нормы, а потому интонация приобретает ровный, естественный рисунок, но дальше она меняется: инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности.

Все то, о чем мы с вами сейчас говорим, помогает нам, современным читателям, увидеть Москву 19 века.

Но я бы хотела обратить ваше внимание еще на один из видов тропов - сравнение. Какую роль они играют в тексте?

Москва сравнивается с

- римским кладбищем - память потомков;

-океаном - движение, таинственность жизни, непрекращающееся движение;

- увертюрой Бетховена - музыкальность во всем;

-огромным муравейником - жизнь, суета, не останавливающееся движение времени;

-главы как хрустальные, граненая пробка старинного графина - нечто хрупкое, то, что требует особого, бережного отношения;

-подобно красавице - непосредственная красота.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, Москва для Лермонтова - ученого, патриота и поэта - источник мыслей, чувства и вдохновения. Только бездушный человек может не видеть величественной красоты столицы, заключенной в выдающемся памятнике русского зодчества - соборе Василия Блаженного, храме Ивана Великого, в самом кремле, городе, где каждый дом - святыня, улица - поэма, и над этим - неземная музыка колокольных звонов, сравниваемая с увертюрой Бетховена.

Я с этим абсолютно согласна. Столица, описанная Гоголем - мастером художественного слова, видится мне чисто русской, домашней, с широкой душой, умеющей и трудиться, и веселиться, при этом, как истинная дама, она внимательно следит за модой, привнося в неё что-то своё, свойственное только ей.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Вообще Москва славится своими литературными музеями. Например, музеев Л.Н. Толстого в столице целых три. Великий русский писатель часто приезжал в город и жил здесь.

Второй - музей - усадьба в Хамовниках, на улице, носящей имя писателя.

Третий - на Пречистенке в доме №11, который принадлежал Лопухиным. Во дворе дома в 1972году установлен памятник Л.Н. Толстому.

А в завершение нашего с вами путешествия во времени по Литературной стране, мне с сожалением хотелось бы сказать, что на одном уроке посетить все достопримечательности просто невозможно. На это нужно время, которого всегда не хватает. Время.

Не так уж и много оно отделяет Москву 19 века от Москвы современной. Неузнаваемо изменился облик древней столицы, но так же возвышаются седые зубчатые стены Кремля, так же сверкают золотые купола соборов и церквей, стоит старое здание Московского университета, красуется Петровский театр, шумят липы на Тверском бульваре, стоит дом - музей. Именно здесь можно остаться наедине с великим поэтом, писателем, художником слова, прожить те короткие и радостные минуты приобщения к великому, которые дарует встреча с истинным творцом.

Москва, изображенная в произведениях русских писателей 19века - частица бытия и современного человека, частица исторической памяти народа.

Давайте и мы с вами не будем останавливаться на достигнутом. Я рекомендую вам прочитать следующие книги:

Н.Островский "Записки замоскворецкого жителя".

В.Гиляровский "Москва и Москвичи".

М.Булгаков "Мастер и Маргарита".

Закончить наш с вами урок мне хотелось бы строками из стихотворения

Н.Рубцова, написанными уже в 20 веке.


Да! Он земной от пушек и ножа

Здесь кровь лилась.

Он грозной был твердыней

Пред ним склонялись мысли и душа,

Как перед славной воинской святыней.

Но как - взгляните - чуден этот лик!

Остановитесь тихо в день воскресный -

Ну, не мираж ли сказочно - небесный

Возник пред вами, реет и горит?

И я молюсь - о, Русская земля! -

Не на твои забытые иконы,

Молюсь на лик священного Кремля

И на его таинственные звоны.

Куда я только не летал самолетом! Я посетил чуть ли не столько же стран, что и мой багаж. Боб Хоуп
ещё >>

Поэт посвятил свое творение Москве. Этот город- Родина автора. Пушкин прожил в Москве до двенадцати лет, впитывая в себя ее атмосферу и традиции. Гений литературы много путешествовал и вдохновлялся разными местами. При этом к Москве он относился с особым чувством привязанности.

Читайте по теме:

Композиция

В основе произведения любимый стихотворный размер поэта –ямб и перекрестная рифма. Стих небольшой, состоит из 8 строчек. Читатель в двух катренах видит Москву глазами пушкинского лирического героя. Автор не дает оценку Белокаменной, а описывает городские пейзажи, которые сложились исторически. Он принимает город таким, какой он есть.

Средства выразительности

Стихотворение содержит много тропов для создания величественного и чистого образа Москвы.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Саввино-Сторожевский монастырьИзвилистая лента Москвы-реки, живописные.

Саввино-Сторожевский монастырь
Извилистая лента Москвы-реки, живописные холмы и овраги, звонкие родники, стройные как мачты сосны, плакучие березы, буйное разнотравье. И на фоне всего этого на вершине самого высокого холма, как бы дополняя творение Божие работой рук человеческих, — золотые купола и белые стены древней обители — такую картину увидел юный Пушкин, впервые посетив с семьей монастырь преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский монастырь — место удивительное. Место, где земное сплета.

Саввино-Сторожевский монастырь — место удивительное. Место, где земное сплетается с небесным. Сам преподобный Савва, основатель обители, сравнил эти места с раем. Звон монастырских колоколов достигал Захарова — имения бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, и по праздникам семья Пушкиных отправлялась в монастырь.

Из романа "Евгений Онегин". (Отрывок) Но вот уж близко. Перед.

Из романа "Евгений Онегин".
(Отрывок)
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Цель: расширение знаний учащихся об истории Москвы, знакомство с поэтическими текстами о столице России, развитие творческих способностей учащихся в процессе анализа стихотворений и создании собственных текстов.

Задачи:

  • научить учащихся работать в команде, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения;
  • способствовать развитию познавательной активности, исследовательских навыков учащихся;
  • развивать интерес к лирике как роду литературы;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и культуре своей страны.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, презентация.

Видео и аудиоматериалы

Ход урока

Учащийся:
Николай Языков

Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка – Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все. Да здравствует Москва!

Учитель: Москва – главный город России. Главная площадь – Красная. Сюда со всех сторон сходятся наши дороги. Отсюда начинается наша земля.

(Видеоролик о Москве)

Играют две команды:

Важно: при выполнении заданий должны участвовать все члены команды (при устных ответах тоже).

Рада вам представить наше жюри…

Итак, начнем нашу игру.

По фотографиям назовите знаменитые сооружения (визитные карточки) нашей столицы (слайды №4-№6).

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Много чудесных строк Москве посвятили русские поэты.

Выступления учащихся (чтение наизусть).

Евгений Онегин. А.С.Пушкин

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Стародавняя Москва. Валерий Брюсов

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

Перед вами поэтические тексты с пропуском слов. На отдельных карточках – слова из предложенного произведения. Восстановите текст и прочитайте выразительно.

(Проверка: слайды №7-№8)

Москва. Федор Глинка

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах.
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

Москва. Евгений Антошкин

Ещё за дальним расстоянием,
Мелькнут огни твои едва,
Шепчу, как тайну,
Как признанье,
Одним дыханием:
Москва!..”

Почти тысячу лет праздников, бунтов, пожаров и подвигов помнит Красная площадь! Намеренно через площадь прошли в 1941 году защитники Москвы.

И Красная площадь дождалась Победы!

Москва. А.Т.Твардовский (слайд №9)

(Читает подготовленный ученик)

Пригород, предместье (устар.).

Зенитная артиллерия - вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей.

Найдите эпитеты в стихотворении поэта, военного корреспондента А.Т.Твардовского, подчеркните их (один экземпляр для жюри). Определите, какова роль этих эпитетов в тексте.

Напишите достопримечательности нашей столицы, начинающиеся с буквы К.

(Красная площадь, Кремль, куранты, Казанский собор, колокольня Ивана Великого, Китай-город. ).

Команды по очереди называют знаменитые столичные объекты.

Дополнительные вопросы:

- Древняя крепость в центре Москвы называется …….? (Кремль)

- Как называются главные часы России? (Кремлевские куранты)

Из предложенных вам букв сложите словосочетание, связанное с московскими курантами (Спасская башня / слайд №10).

Современные авторы не перестают удивлять строками о нашей столице!

Спасская башня – символ Кремля.
Это – визитка России!
С детского возраста помню тебя
Я по открыткам красивым.

(22 февраля 2012 — Виктор Козлов, г.Самара)

Вопрос: Какие ассоциации возникают у вас при слове Москва?

(команды отвечают по очереди, баллы засчитываются, приложение 1)

Домашнее задание: сочини стихотворение или синквейн о Москве (Приложение 2).

Подведение итогов

  • Рефлексия.
  • Слово жюри.
  • Призы.

Заключение (слайд №13)

Скоро Новый год. Как куранты, Спасская башня, Кремль связаны с этим радостным и дорогим нашему сердцу праздником? (Красная площадь, золоченый круг часов, их бой, снег и …президент, его поздравление российскому народу).

Читайте также: