Психологическая азбука 3 класс конспект занятий

Обновлено: 07.07.2024

На главную Книги Книги издательства "Генезис" Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе

Отрывок из книги Аржакаевой Т.А., Вачкова И.В., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе

Психолог: Сейчас я расскажу вам, чем мы будем заниматься на уроках психологии в ближайшем будущем, а вы закроете глазки и постараетесь представить это. В этом учебном году мы продолжим наше знакомство с волшебным Королевством Внутреннего Мира. Теперь мы отправимся в путешествие по стране Общения.
Эта страна одновременно и знакома, и незнакома вам. В ней мы постараемся найти Дружбу, Взаимопомощь, Сотрудничество, Понимание, Заботу, Сплоченность, Единство. Скорее всего это будет трудное путешествие, так как на пути нам могут встретиться и ураган Вражды, и туманы Равнодушия, и туннель Ссор и Раздоров. Мы вполне можем заблудиться в зарослях Непонимания, увязнуть в болоте Эгоизма, попасть в пустыню Одиночества и Отчужденности. Но мы вместе и они нам не страшны, так как мы знаем цель и готовы преодолеть все препятствия на пути к ней.

А цель нашего путешествия по стране Общения - добраться до Мастера Общения и попросить его о помощи. От вас самих зависит, доберемся ли мы до Мастера Общения. В трудном путешествии очень важно представлять его примерный маршрут. Проследите мысленно маршрут нашего путешествия - тот путь, который нам предстоит осилить.
Что и кто ожидает нас в этом путешествии? Кто-то ясно и четко увидел разные препятствия и трудности, поджидающие нас в самом неподходящем месте - например, ливень Лжи, пропасть Предательства, гололед Зависти. Другие подумали о том, что нам может помочь в путешествии - Доброта, Уважение друг к другу, Терпение, Умение слушать, Взаимовыручка, Поддержка. Каждый представляет что-то свое.

Методичка для психолога запись закреплена

Елена Кушпелева

Оксана Загайнова


Оксана Загайнова


В разработке представлено тренинговое занятие с детьми начальной школы, возможность использования с 1 по 4 класс, интересные задания и авторские упражнения.

Содержимое разработки



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия: Как и почему начинаются ссоры?

Задачи деятельности учителя: выявить первоначальные представления детей о том, что такое ссора, способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты образования.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: способствовать развитию умения соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что еще неизвестно.

Коммуникативные: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Технологии: тренинговая, применение ИКТ, работа в группах, проблемные ситуации, поиск решения проблемы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОБЩЕНИИ

Задачи: способствовать актуализации материала о важнейших темах 3-го класса; помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми.

Материалы: рабочие тетради, мяч, на магнитной доске карта страны Общения с проложенным маршрутом (на карте не написаны названия остановок), карточки размером 2–3 см с написанными знаками “!”, “?”, фломастеры, цветные карандаши, большие листы ватмана.

1. Организационный момент

Упражнение “Продолжи цепочку”

Психолог. Вам знакомо это упражнение. Сегодня я начинаю цепочку из имен героев сказки “Королевство Разорванных Связей”, которую мы начали читать в 3-м классе.

Психолог передает мяч тем, кто вспомнит героев книги (Юля, Гаф Гафыч, Джек-Подружитель, Пси-Маг и другие).

Психолог. Именно эти герои на протяжении трех лет помогали нам изучать свой внутренний мир, постигать тайны общения. И сегодня перед нами задача вспомнить всё…

на доске записывается тема “Что мы знаем об общении”.

2. Работа по теме

Психолог. Я начинаю писать слова. По первым буквам догадайтесь, что это за слова.

Общи (тельность). ( Замк (нутость).

Кон (такт). ( Кон (фликт).

Св (язь). ( Св (обода).

Какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

А теперь в рабочих тетрадях символически изобразите “конфликт” и “контакт”.

Заметили ли вы, что одинаково начинаются слова — контакт и конфликт, свобода и связь? А в чем различаются эти слова по смыслу? Совместимы ли они или являются взаимоисключающими понятиями?

В случае затруднения достаточно просто сообщить детям, что иногда продолжение контакта невозможно без конфликта. Как и когда это бывает — мы узнаем в 4-м классе. А свобода без “связанности” определенными обязательствами превращается во вседозволенность. Этой теме тоже будут посвящены уроки “Психологической азбуки” в 4-м классе.

Психолог . Именно так, “Конфликт и контакт”, называлась одна из наших остановок на маршруте по стране Общения.

Задание “Восстанови карту”

Психолог. Вот карта нашего путешествия. На ней вы видите маршрут, по которому мы двигались в течение прошлого года. Однако здесь нет названий пунктов наших остановок. Попробуйте восстановить их.

Задание “Восстанови в памяти”

Психолог. У каждого из вас на парте карточки со знаками “!”, “?”. Теперь вновь посмотрите на карту. Летом у вас было время, насыщенное общением. И наверняка появился опыт по каждой теме наших остановок, а возможно, возникли новые вопросы. Поставьте знак “!” возле той темы, знание которой вам пригодились летом, а “?” — там, где вы встретились, возможно, с трудностями, появились какие-то вопросы.

После того как ребята прикрепят к карте знаки, желательно организовать подробное обсуждение того, что получилось; при этом повторяется материал 3-го класса и обращается внимание на особенности общения детей летом.

Психолог . Какие игры и упражнения вам запомнились с прошлого года? В этом году нас ждет встреча с новыми играми, и с одной из них я вас сейчас познакомлю. В нее вы можете играть самостоятельно на перемене.

Игра “Корабль среди скал”

(см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — Ч. 2. — М., 2001. С. 104)

Психолог. Образуйте, пожалуйста, большой круг, взявшись за руки. Это берег, в середине — море. В море есть скалистые утесы. Пусть кто-то из вас выйдет со стулом и станет “скалой”. Другой будет кораблем, кто-то — капитаном корабля. “Кораблю” мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: “Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед” и т.д. Когда “корабль” подойдет к конечной точке своего маршрута, “гавань” должна сказать: “Ты достиг цели”.

Анализ упражнения

— Что ты чувствовал, когда был “кораблем”?

— Что было трудным для тебя как капитана?

— Что ты чувствовал, когда был “скалой”, а “корабль” проходил рядом с тобой?

— Что чувствовали остальные ребята?

— В какой роли вам хотелось бы играть дальше?

3. Подведение итогов

Психолог. Посмотрите на карту нашего путешествия. Где заканчивается маршрут?

— Какова цель нашего путешествия по стране Общения?

— Каким вы представляете себе Мастера Общения? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

— Какие вопросы вы бы задали ему в этом году?

Напишите на листочках те вопросы, которые вы хотели бы задать Мастеру Общения. Ответы вы получите в конце путешествия.

Читайте также: