Конспект в гостях у лесовичка

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование представления о лесе как природном сообществе, в котором совместно обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные; о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия.

I Организационный момент (слайды №1) 3 минуты (Под песню поэта М. Матусовского и композитора В. Шаинского "Вместе весело шагать по просторам" учащиеся проходят в нарядно оформленный компьютерный класс, рассматривают выставку детских рисунков "Природа глазами ребёнка", настраиваются на продуктивную деятельность).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча - урок-путешествие. Во время путешествия поговорим о лесных заповедях, о секретах леса. Послушайте загадку.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят. Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Костеньку - малиной, Васю - хворостинкой.

Кто же этот богатырь?

У. Конечно, это лес. (слайд №2) 1, 5 минуты Поэт Рождественский так описывает лес.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный, средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно дыханье влажных трав и аромат сосны: Прислушайтесь, среди иглистых листьев и смолистых сучьев сосны поёт свою незатейливую песенку крапивник (слушание песенки крапивника).

(слайд №3)1, 5 минуты

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило, где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила для всех умеющих их тайны разгадать! Послушайте, сколько птичьих голосов! Птицы поют, как будто зовут нас в гости (слушание голосов птиц).

Ребёнок. Сегодня утро ясное, температура воздуха 15?, безветренно, осадки минимальные.

У. Изменилась ли природа по сравнению с летними месяцами?

Д. Да, летом температура бывает выше 20?, выше 30?. Солнце поднимается высоко, в городе при такой температуре всегда жарко.

У. А в лесу также жарко как в городе?

(Произвольные ответы детей).

У. В стороне далёкой, сумраком покрыт, в тишине глубокой лес густой стоит.

Давайте поздороваемся с лесом.

1-й реб. Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

2-й реб. Что там шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

3-й реб. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

4-й реб. Всё открой, не таи: ты же видишь - мы свои!

II Актуализация знаний (слайд №4) 2 минуты

У. На уроках мы говорили о том, что лес - это живой организм, где всё связано невидимыми ниточками, что это самая большая по площади природная зона нашей страны, и мы имеем возможность ходить в лес, выезжать в лес. И сегодня мы отправимся в гости в лес, попробуем разгадать некоторые его загадки. Но прежде позвольте познакомить вас с таинственным жителем леса. Чтобы увидеть загадочного жителя леса послушайте и отгадайте загадку. Если ответ правильный, то вы узнаете имя и увидите таинственного лесного жителя.

Деревянный мужичок. Вместо носика - сучок, ручки - палочки-крючки, а на ножках - лапотки. Весь зелёный старичок, кто это?

У. Молодцы, отгадали загадку, а теперь познакомьтесь с Лесовичком. Мы у него в гостях (слайд №4).

(Учащиеся на экране монитора рассматривают Лесовичка, находят у него нос-сучок, ручки - палочки-крючки, лапотки, индивидуально проговаривают эти словосочетания)

У. Послушайте наставления Лесовичка.

Лес не только для нашей забавы, он - богатство нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.

Сейчас, вместе с Лесовичком мы отправляемся в увлекательное путешествие, он расскажет много интересного о лесе, его обитателях, послушает вас. Ещё Лесовичок приготовил для вас задания, вот первое.

III Повторение изученного материала (слайды №5, №6) 4 минуты

У. Необходимо внимательно прочитать и ответить на вопросы, не торопитесь, хорошо подумайте. (слайд №5)

  1. Какое дерево "лишнее": берёза, сосна, осина, дуб.
  2. Какое животное "лишнее": лось, лиса, белка, стрекоза.
  3. Какое растение "лишнее": малина, смородина, мак, крыжовник.

(Дети выполняют задание, затем сравнивают полученные результаты с результатами, выведенными на экран монитора)

У. Давайте повторим и обобщим наши знания о лесе, ведь он очень тесно связан с человеком. Лес - это природа, человек - часть природы. Составьте экологическую модель леса. Соедините стрелками те слова, которые напрямую относятся к слову ЛЕС.

(Дети выполняют задание, затем сравнивают полученные результаты с результатами, выведенными на экран монитора) (слайд №6)

Карточка 2. "Экологическая модель леса"

IV Знакомство с новым материалом (слайды №7, №8) 10 минут

У. Ребята, увлекательное путешествие продолжается. Что можно увидеть в лесу?

Д. Птиц, бабочек, красивые цветы, растения, грибы (произвольные ответы детей).

У. Что можно услышать в лесу?

Д. Шум ветра, шелест листвы, треск сучьев (произвольные ответы детей).

  • Не сорить и не бросать мусор.
  • Не включать громко музыку, так как она мешает животным.
  • Не брать домой маленьких животных и птенчиков.

У. Лес очищает воздух, поддерживает полноводность рек, защищает почвы от ветра и протоков воды. Лес доставляет радость людям, помните об этом! А Лесовичок приготовил для вас памятку. Давайте прочитаем её.

  1. Не разрывай и не раскидывай лесную подстилку.
  2. Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.
  3. Не ломай ветки, не рви большие букеты цветов, не сшибай палкой несъедобные грибы. Помни, что всё это нужно лесу.
  4. Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай птичьи яйца и птенцов руками. Помни! Птица может бросить родное гнездо, и тогда птенцы погибнут!
  5. Не рви лекарственные растения с корнями. Срезай только пригодные для человека и его здоровья части лекарственного растения.

У. Ребята, леса бывают хвойные (показ иллюстрации хвойного дерева - ели).

Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года ясной стояла погода.

Подумайте и назовите, какие ещё деревья встречаются в хвойных лесах?

(Произвольные ответы детей)

У. Ребята, леса бывают лиственные (показ иллюстрации лиственного дерева - берёзы).

Люблю тебя я стройную, берёзку белоствольную! Весною в нежной зелени с кудрявой головой,

Ты самая красивая, берёзка моя милая, в любое время года любуюсь я тобой!

Подумайте и назовите, какие ещё деревья встречаются в лиственных лесах?

(Произвольные ответы детей)

У. А ещё леса бывают смешанные.

Подумайте и назовите, какие деревья встречаются в смешанных лесах?

(Произвольные ответы детей)

У. Что ещё растёт в лесу?

Д. Кустарники, травы, деревья.

У. В природе можно увидеть определённую закономерность расположения данного растительного мира. Деревья высокие, значит, они занимают самый высокий этаж или ярус. Кустарники ниже, чем деревья, значит, они располагаются на более низком этаже. Вы согласны со мной? А травы? Как вы думаете, какой этаж занимают травы?

Д. Самый низкий этаж, внизу, на первом этаже находятся травы.

У. Совершенно верно! Лесовичок предлагает вам игру "Этажи леса". Соедините стрелками растительный мир леса, расположите по этажам-ярусам деревья, кустарники, травы (слайд №7).

Карточка 3. "Этажи леса"

У. В лесу растительность очень пышная, а почему?

Д. Потому что выпадают осадки, тепло, в земле много питательных веществ.

У. В лесной зоне встречаются лекарственные и ядовитые растения. Обратите внимание на лекарственные растения: майский ландыш, подснежник, медуница, первоцвет, хохлатка (показ иллюстраций на плакате). Вы уже догадались, для чего нужны лекарственные растения?

Д. Помогают человеку, лечат его от различных заболеваний.

У.Вы знаете, что многие лекарственные растения занесены в Красную книгу.

Д. Мы растенья эти знаем, бережём и охраняем. В книгу Красную они уж давно занесены.

(слайд №8) (выразительное чтение текста со слайда учителем)

Охраняются Красной книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели. Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

У. Мы с вами говорили о лекарственных растениях, но в лесу можно встретить и ядовитые растения: мухомор, вороний глаз, волчье лыко, бледную поганку (показ иллюстраций на плакате). Не смотря на то, что они ядовитые, их нельзя уничтожать, почему?

Д. Их нельзя уничтожать, потому что ими питаются животные, птицы.

У. Молодцы, знаете лесные заповеди, знаете секреты природы.

V Игра-практикум (загадаю-отгадай) (слайды №9, №10) 4 минуты

Случится: в солнечный денёк ты в лес уйдёшь поглуше.
Присядь, попробуй на пенёк, не торопись, послушай.
Шумит листва, шумит трава, не умолкают птицы,
Родник в траве журчит едва, спеша на свет родиться.

Когда в лесу не шумит листва и трава, нет дождя, не журчит родник, кто может нарушить тишину леса?

У. Лесовичок приготовил для вас конкурс загадок. На экране вы найдёте отгадку.

Врач лесного царства, он в беретке красной, лечит без лекарства.
Клювом по стволу он бьёт и букашек достаёт. (Дятел)

Угадайте, что за птица света яркого боится.
Клюв крючком, глаза как плошки, днём не видит ну ни крошки.
Только ночка наступает, на охоту вылетает.
Потому что глаз его ночью видит хорошо. (Филин)

У. Ребята, а какую пользу приносят птицы?

Д. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые разрушают деревья и растения.

VI Динамическая пауза

Игровое упражнение "Лесные жители" 2 минуты

У. Настал черёд, пришла пора - нас ждёт весёлая игра.

Сколько в лес пришло зверей? Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто волк, кто птичка?
Кто кузнечик, кто лягушка? Рада каждой здесь зверушке.
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!

(слайд №10) (Дети выполняют танцевальные движения под музыку Ирины Грибулиной "Рыбы, птицы, звери:").

VII Знакомство с новым материалом (продолжение)

(слайды №11, №12 №13, №14, №15,№16) 8 минут

У. Назовите, кто ещё кроме птиц живёт в лесу?

Д. Животные. (Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют животных, обитающих в лесном массиве)

У. Лесовичок продолжает конкурс загадок.

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Зубастый, клыкастый. По лесу рыщет, зайчиков ищет. (Волк)

Ражая хозяюшка из лесу пришла, кур пересчитала, одну украла, в зубах унесла. (Лиса)

У. Какие благоприятные условия влияют на разнообразие животного мира?

Д. В лесу можно спрятаться от врага, там тепло, нетрудно построить нору, берлогу, достаточно корма.

У. Кто ещё живёт в лесу и имеет лёгкие воздушные крылья, яркую окраску?

Д. Насекомые. (Учащиеся рассматривают иллюстрации).

У. Да, конечно, не только птицы и звери живут в лесу. Там ещё обитают насекомые. Конкурс загадок продолжается.

Голубой аэропланчик отдыхает на цветке. Я поймать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Стрекоза)

Летит, жужжит. Есть рога, да не бык, шесть ног - без копыт. (Жук)

Каких насекомых вы ещё знаете? (Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют насекомых, обитающих в лесном массиве).

Д. Божьи коровки, комары, мотыльки, бабочки, кузнечики.

У. Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад: там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят!

От цветка к цветку порхая, пчёлка пьёт росу с листка, резко крылья расправляя, удивляет небеса.

Рядом бабочка садится, у неё своя краса, я хочу, чтоб это чудо было рядом и всегда!

У. Лесовичок приготовил вам сюрприз - вот эта зелёная коробочка с красным крестом. Прочитайте, что ещё написано на коробочке.

Д. Фитопатолог, запомните это новое слово, давайте проговорим его хором, все вместе. (Хоровое проговаривание, выборочно индивидуальное проговаривание).

У. Фитопатологи - это люди удивительной профессии. Они изучают болезни растений и оказывают им помощь, ещё лечат людей с помощью лекарственных травянистых растений. Откроем коробочку и посмотрим, что же там есть? Ребята, Лесовичок предлагает вам вступить в отряд фитопатологов.

(Проводится игровой "обряд" посвящения учащихся в фитопатологи: из зелёной аптечки вынимаются эмблемы "фитопатологов", зелёные нарукавные повязки и торжественно вручаются каждому ребёнку. "Фитопатологами" произносится клятва, учащиеся считывают речевой материал с карточки).

Д. Растения поля, луга и леса! Мы клятву на верность, друзья, вам даём!

Лечить и беречь вас прилежно мы будем. Потомство зелёное мы сбережем!

У. Задание для фитопатологов. У Лесовичка есть для вас игра "Лесные жители". Заполните эту таблицу. Распределите лесных жителей в соответствующие колонки. Будьте внимательны!

(Дети выполняют задание, затем сравнивают полученные результаты с результатами, выведенными на экран монитора).

Карточка 4. "Лесные жители"

"Лесные жители"
Насекомые Звери Птицы
Дятел
Кузнечик
Лиса
Сорока
Белка
Муравей
Ворона
Муха
Волк

VIII Слухоречевая работа (слайд №17) 3 минуты

У. Сейчас я назову слово или словосочетание за фонетическим экраном. Вы должны внимательно слушать, затем повторить его, ориентируйтесь на подсказку, расположенную на экране монитора.

(Ухожу за фонетический экран. Дети на слух определяют слова, словосочетания орфоэпически правильно произносят, при затруднении ориентируются на речевой материал, расположенный на экране монитора, считывают при необходимости).

У. Шум ветра, флора, фауна, фитопатолог, берегите лес.

IX Итог урока (рефлексия) (слайд №17) 3 минуты

У. Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось? Кто вас встретил в лесу? Что вам подарил Лесовичок? Что вы видели в лесу? С кем вы встретились в лесу?

(Произвольные ответы детей).

Наше путешествие заканчивается. Помните, лес - это растения и животные, это - наше богатство, его надо беречь! Ребята, Лесовичок доволен вашей работой на уроке, он прощается с вами.

(слайд №17, уход Лесовичка с экрана монитора по щелчку)

Вот настал момент прощанья, будет краткой его речь,

Говорит вам "До свиданья, до счастливых новых встреч!"

(Учащимся предъявляется карточка "Лес, русский лес!", они выразительно считывают с карточки данную фразу, учитель заканчивает эту фразу).

Д. Лес, русский лес!

У. Всех лесов на земле ты красивей!

Д. Лес, русский лес!

У. Ты богатство и гордость России!

Д. Лес, русский лес!

У. Вечно радуй людей, и расти до небес!

Не нарушайте законов природы, любите и охраняйте лес.

X. Домашнее задание (слайд №18) 2 минуты (Звучит песня поэта М. Матусовского и композитора В. Шаинского "Вместе весело шагать по просторам", под звуки музыкального произведения дети получают задание на дом).

У. Вот и погостили мы в лесу. Наше путешествие подошло к концу. Много разных тайн природы мы разгадали. Молодцы, все сегодня работали хорошо. Со всеми заданиями справились, этот здорово! Лесовичок просит вас нарисовать знаки, которые вы поставили бы для людей, посещающих лес, чтобы посетители леса берегли и охраняли его.

Выучите наизусть золотое правило друзей леса: "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!". Запишите его в тетрадь. Желаю успехов при выполнении домашнего задания. (слайд №18) До новых встреч!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми

младшего дошкольного возраста.

Воспитатели: Рулева Елена Николаевна.

Место в режиме дня: 1 половина дня

Формировать чувства ответственности за всё живое;

Закреплять знания об обитателях леса;

Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;

Закреплять знания о растущих в лесу ягодах.

Развивать воображение, творчество;

Развивать познавательную активность, внимание, память;

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Активизировать мыслительную деятельность, посредством разгадывания загадок и разрешения проблемной ситуации.

Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, умение контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: Съедобный, разорять, лесные дары.

Индивидуальная работа: с Никитой Ж. и Василисой П. – совершенствовать умение дифференцировать съедобные и несъедобные грибы.

Оборудование и материалы:

Раздаточный: Карточки с грибами, карточки с недорисованными ягодами, карточки с животными.

Вводная часть:

Приглашаю детей занять свои места за столами, обращаю внимание на себя. Вношу игрушку Лесовичка.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к вам сегодня на занятие. Это – Лесовичок. Он живет в лесу и присматривает за ним. Но сегодня Лесовичок сильно расстроен. В его лесу случилась беда: пропали животные, растения, птицы. Лесовичок просит нас о помощи. Вы согласны помочь Лесовичку? Мы с вами отправимся к нему домой – в лес и постараемся помочь. Закройте глаза, произнесем волшебные слова:

«Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

- Вот мы и оказались с вами в лесу. Но посмотрите, как же здесь пусто. Отчего убежали животные, куда пропали все грибы и ягоды? Что же случилось?

Как вы думаете? (Ответы детей).

Ребята, все это произошло из-за человека. Лесовичок рассказал, что совсем недавно в его лес приходили люди, они развели костер и устроили пожар, оставили в лесу много мусора, рвали цветы, топтали грибы, разоряли птичьи гнезда. Скажите, чем это опасно? (погибнут птицы, звери,растения)

Давайте поможем Лесовичу вернуть обитателей леса,

отгадаем, кто же жил в этом лесу и позовем их обратно.

Основная часть:

Обращаю внимание детей на картинку с силуэтами животных.

- Скажите, кто же здесь спрятался?

- Ребята, на картинке спрятались не все лесные обитатели. Давайте отгадаем загадки и узнаем, кого же еще не хватает:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …(Лиса)

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет,
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый. (Волк)

Ночь, темно,
Звери спят давно.
Эта птица не спит,
На суку сидит,
Далеко глядит,
Мышей сторожит.
(Сова)

Целый день в лесу: тук-тук.
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
врач лесной, трудяга . (Дятел)

Дополнительно (на случай, если не отгадают):

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка . (Дятел)

- Животных мы вернули в лес. Но, мне кажется, что все равно лес еще пустоват. Что же еще должно быть в лесу? Лесовичок загадал нам загадку, послушайте и скажите, о чем речь:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка

- И правда! Грибов не хватает, конечно. Вспомним названия грибов.

Повторяем названия грибов на доске (Белый гриб, лисичка, маслёнок, поганка, мухомор).

Скажите, а все ли грибы съедобны? (Ответы детей).

Раздаю детям маленькие копии (карточки) грибов.

- Ребята, сейчас я вам буду называть гриб, а вам нужно поднять его вверх.

Называю грибы, проверяю, правильно ли дети определяют грибы по названию. В конце прошу поднять вверх только несъедобные грибы.

А теперь посадим наши грибочки в лес Лесовичка. По очереди дети выходят, называют гриб и прикрепляют его на доску.

- Лес снова наполняется, но в нем все еще чего-то не хватает. Подумайте, что же еще растет в лесу (Ягоды). Давайте вспомним, какие ягоды растут в лесу.

Обращаю внимание детей на доску, повторяем названия ягод (черника, клюква, земляника). Задаю следующие вопросы:

- Какого цвета черника?

- Чем клюква отличается от черники?

-Какого цвета земляника?

- Вот и заселили мы снова лес, помогли Лесовичку.

Какую пользу приносит лес? (Ответы детей). Мы используем деревья для изготовления мебели, собираем грибы и ягоды. Из лесных даров люди готовят лекарства.

Для того чтобы беречь лес, люди придумали специальные знаки охраны окружающей среды.

Давайте посмотрим, что это за знаки и узнаем, что же они означают (разбираем, что обозначает каждый знак и что будет, если нарушать это правило):

- не разорять птичьи гнезда,

- не рубить деревья,

- не топтать грибы.

А теперь и в этом лесу установим специальные знаки, чтобы все люди знали, как вести себя в лесу и что делать нельзя! Прикрепляю на лес знаки.

Заключительная часть:

- Ребята, Лесовичку мы помогли, он вам очень благодарен, лес снова наполнен обитателями. А теперь нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза. Произносим волшебные слова:

«Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся,

Закрываю доску с изображением леса мольбертом.

Скажите, ребята, кто к нам с вами сегодня в гости приходил? Что мы с вами сегодня делали? Что вам запомнилось больше всего?

Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и помогли Лесовичку. И мы с вами теперь точно знаем – нужно беречь окружающую природу!

Переход в другой вид деятельности.

Краткое описание документа:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми

младшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Рулева Елена Николаевна.

Место в режиме дня: 1 половина дня

Задачи:

  • Формировать чувства ответственности за всё живое;
  • Закреплять знания об обитателях леса;
  • Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • Закреплять знания о растущих в лесу ягодах.
  • Развивать воображение, творчество;
  • Развивать познавательную активность, внимание, память;
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;
  • Активизировать мыслительную деятельность, посредством разгадывания загадок и разрешения проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, умение контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: Съедобный, разорять, лесные дары.

Индивидуальная работа: с Никитой Ж. и Василисой П. – совершенствовать умение дифференцировать съедобные и несъедобные грибы.

Оборудование и материалы:

Вводная часть:

Приглашаю детей занять свои места за столами, обращаю внимание на себя. Вношу игрушку Лесовичка.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к вам сегодня на занятие. Это – Лесовичок. Он живет в лесу и присматривает за ним. Но сегодня Лесовичок сильнорасстроен. В его лесу случилась беда: пропали животные, растения, птицы. Лесовичок просит нас о помощи. Вы согласны помочь Лесовичку? Мы с вами отправимся к нему домой – в лес и постараемся помочь. Закройте глаза, произнесем волшебные слова:

«Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

- Вот мы и оказались с вами в лесу. Но посмотрите, как же здесь пусто. Отчего убежали животные, куда пропали все грибы и ягоды? Что же случилось?

Как вы думаете? (Ответы детей).

Ребята, все это произошло из-за человека. Лесовичок рассказал, что совсем недавно в его лес приходили люди, они развели костер и устроили пожар, оставили в лесу много мусора, рвали цветы, топтали грибы, разоряли птичьи гнезда. Скажите, чем это опасно? (погибнут птицы, звери,растения)

Давайте поможем Лесовичу вернуть обитателей леса,

отгадаем, кто же жил в этом лесу и позовем их обратно.

Основная часть:

Обращаю внимание детей на картинку с силуэтами животных.

- Скажите, кто же здесь спрятался?

- Ребята, на картинке спрятались не все лесные обитатели. Давайте отгадаем загадки и узнаем, кого же еще не хватает:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …(Лиса)

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет,
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый. (Волк)

Ночь, темно,
Звери спят давно.
Эта птица не спит,
На суку сидит,
Далеко глядит,
Мышей сторожит.
(Сова)

Целый день в лесу: тук-тук.
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
врач лесной, трудяга . (Дятел)

Дополнительно (на случай, если не отгадают):

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка . (Дятел)

- Животных мы вернули в лес. Но, мне кажется, что все равно лес еще пустоват. Что же еще должно быть в лесу? Лесовичок загадал нам загадку, послушайте и скажите, о чем речь:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка

- И правда! Грибов не хватает, конечно. Вспомним названия грибов.

Повторяем названия грибов на доске (Белый гриб, лисичка, маслёнок, поганка, мухомор).

Скажите, а все ли грибы съедобны? (Ответы детей).

Раздаю детям маленькие копии (карточки) грибов.

- Ребята, сейчас я вам буду называть гриб, а вам нужно поднять его вверх.

Называю грибы, проверяю, правильно ли дети определяют грибы по названию. В конце прошу поднять вверх только несъедобные грибы.

А теперь посадим наши грибочки в лес Лесовичка. По очереди дети выходят, называют гриб и прикрепляют его на доску.

- Лес снова наполняется, но в нем все еще чего-то не хватает. Подумайте, что же еще растет в лесу (Ягоды). Давайте вспомним, какие ягоды растут в лесу.

Обращаю внимание детей на доску, повторяем названия ягод (черника, клюква, земляника). Задаю следующие вопросы:

- Какого цвета черника?

- Чем клюква отличается от черники?

-Какого цвета земляника?

- Вот и заселили мы снова лес, помогли Лесовичку.

Какую пользу приносит лес? (Ответы детей). Мы используем деревья для изготовления мебели, собираем грибы и ягоды. Из лесных даров люди готовят лекарства.

Для того чтобы беречь лес, люди придумали специальные знаки охраны окружающей среды.

Давайте посмотрим, что это за знаки и узнаем, что же они означают (разбираем, что обозначает каждый знак и что будет, если нарушать это правило):

- не разорять птичьи гнезда,

- не рубить деревья,

- не топтать грибы.

А теперь и в этом лесу установим специальные знаки, чтобы все люди знали, как вести себя в лесу и что делать нельзя! Прикрепляю на лес знаки.

Заключительная часть:

- Ребята, Лесовичку мы помогли, он вам очень благодарен, лес снова наполнен обитателями. А теперь нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза. Произносим волшебные слова:

«Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся,

Закрываю доску с изображением леса мольбертом.

Скажите, ребята, кто к нам с вами сегодня в гости приходил? Что мы с вами сегодня делали? Что вам запомнилось больше всего?

Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и помогли Лесовичку. И мы с вами теперь точно знаем – нужно беречь окружающую природу!

Автор: Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Несколько лет я занималась проблемой экологического воспитания дошкольников, поскольку считаю это направление очень важным и актуальным. Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно - образовательной деятельности о правилах поведения в лесу, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен воспитателям, родителям и учителям начальных классов.



- Старайся не разжигать в лесу костёр! На этом месте целых 5 лет не сможет расти трава, а при невнимательности сгорит целый лес. Это очень страшно.




- Уноси мусор из леса с собой. Представьте, если кто-то придёт в ваш дом и оставит много мусора, вам будет приятно?






- Порадовали вы меня, ребята, давно я не слышала таких красивых стихов. Проходите, пожалуйста, дальше.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Появляется Лесовичок.
- Вот и пришли ко мне мои друзья. В моём царстве много богатств. Какие это богатства, ребята? (Деревья, ягоды, грибы, цветы, травы, плоды деревьев и кустарников). Верно, в лесу нет ничего бесполезного, всё, что здесь есть — всё богатство. Пока вы добирались, в моём лесном царстве наступила зима. Настоящая, холодная. Не замёрзли вы, гости дорогие? Заходите скорей в мой тёплый домик, я расскажу вам про свою беду - горюшко. Сегодня какой — то человек нарушил тишину нашего леса, погубил много деревьев. Что мы можем сделать, чтобы помочь лесу? (Можно посадить новые деревья).
Но как мы их сейчас посадим, у нас же нет ни саженцев, и время сейчас не подходящее для посадки деревьев. Что же делать? (Ответы детей: можно смастерить их самим, вылепить из пластилина, нарисовать, сделать поделку из подручных материалов).
С вашей помощью я хочу смастерить волшебное дерево - берёзку, которая ночью оживёт и залечит раны моего леса. Вы готовы помочь мне?
Коллективная работа - аппликация из ваты.
У меня на плакате нарисована берёзка, давайте оживим её, украсим деревце пушистыми снежными рукавичками. (Дети скатывают комочки и жгутики из ваты и приклеивают на веточки берёзки).



Как вы думаете, мы хорошо постарались, и дерево приживётся в лесу? (Ответы детей). А осенью мы с вами посадим аллею берёзок у детского сада.
- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли, спасли лес от тоски и гибели. За это я приготовил вам подарки. (Выносит корзину с богатствами леса: разноцветные шишки на верёвочках и яблоки).
А сейчас закройте глазки, и живо окажетесь в своём детском саду. До свиданья!
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

· Уточнить и расширить представление детей о лесе;

· Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

· Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

· Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения

· Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

Словарная работа:

· активизировать и обогащать словарный запас детей

Форма проведения: ОД.

Оборудование и материалы :

Структура занятия:

вводная часть - 3 минуты

основная часть - 20 минут

заключительная часть - 2 минуты

Сюрпризный момент: Старик – Лесовик, Сорока.

Ход занятия:

Вводная часть .

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузалия Мухаметкасимовна. Я сегодня у вас проведу занятие. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, пожелаем нашим гостям здоровья.

Основная часть .

Воспитатель : Ребята, у меня на столе что – то лежит. Что это?

Дети : Письмо!

Воспитатель : А что это за письмо?

От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик)

Воспитатель : Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка.(открываю конверт и читаю)

Воспитатель : Старичок- Лесовичок приглашает нас к себе в гости!

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.) СЛАЙДЫ 2-7
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.

Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать прыгать и играть,

Только чур не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь

И очень громко песни петь.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие!

Воспитатель : Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку – Лесовику? А как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель: А путешествовать мы с вами будем на паровозике . Готовы?

Дети : Готовы .

Воспитатель: Тогда поехали. АУДИО №4

СЛАЙД 8 – лес.

(Дети встают друг за другом, берутся за локти, в виде паровоза. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса. На экране картина зимнего леса.)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… (Пение птиц) АУДИО №2

Воспитатель : Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он?

С.Л.: Я здесь и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик живу в этом лесу:

Знаю лес и лес люблю.

В гости вас к себе зову.

Всё в лесу мне интересно,

Каждый куст и каждый пень.

Много дел у старичка.

Если кто в лесу бывал,

За собою б убирал.

И зверятам, и ребятам

Было бы в лесу приятно.

-Сегодня я вам расскажу про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо? Вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.

С. Л.: Я живу в лесу не один , со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу – это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети : Берёза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и.т.д.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу на экране деревья, а вы их назовите.

(На экране выставлены картинки деревьев. Дети называют деревья .)

С. Л.: Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

Я буду говорить начало, а вы договаривать конец. Второй раз будем проговаривать строчку вместе. Задание понятно?

Речевая чистоговорка:

Ра-ра-ра — начинается … (игра)

Са-са-са -в лесу бегает….( лиса)

Усь-усь-усь -на лугу пасется …(гусь),

Жа-жа-жа- есть иголки у…( ежа)

Жу-жу-жу- молока дадим…( ежу)

Су-су-су - было холодно в …(лесу).

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь предлагаю немножко размяться.

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.( Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой – лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок ,(Идут крадучись)

За мамой- ежихой катился ежонок, ( Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой – медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

Волчица вела за собою волчат. ( Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).

Все мамы и дети напиться хотят.

Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты ещё дружишь в лесу, да ребята?

Дети: С животными !

С.Л : Да, у меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц. ).

Воспитатель: Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

(Загадки). Работа с карточками.

1. Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

2. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

3. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

4. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

5. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

с иголками. (Ёж)

7. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

(Нужно собрать всех членов семьи в один вагончик)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, чья семья едет в каждом вагончике?

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Звучит фонограмма птичьих голосов ( шум). АУИДИО № 3

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц помирить и рассказать, кто полетит в тёплые края.

( На доске под листом бумаги висит плакат с изображением Сороки)

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела какая - то птица. Что это за птица?

Дети : Сорока.

Воспитатель : Ребята, а сорока зимует у нас или улетает в теплые края?

Дети: У нас.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

Дети: (Зимующие).

Воспитатель: Да зимующие птицы- это птицы, которые живут с нами и никуда не улетают). Назовите зимующих птиц.( ответы детей)

Воспитатель : Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Воспитатель : Назовите перелетных птиц. (ответы детей)

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на ёлку, а перелётных на пальму.

Воспитатель: Молодцы!

Лесовичок : А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам пора уже возвращаться домой. Давайте скажем Лесовичку спасибо и попрощаемся.

Дети: Спасибо. До свидания, Лесовик!

Воспитатель: Насмотрелись мы чудес,

Жди нас снова зимний лес.

Воспитатель: Ребята, а теперь садимся в наш поезд и поедем домой, к себе в группу. ( под музыку едут) АУДИО № 4

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Дети: ( деревья, диких животных, перелетных и зимующих птиц)

Раздаёт гостинцы и благодарит детей. Спасибо ребята за интересное путешествие.

Читайте также: