Прямые линии и организация пространства изо 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придаёт композиции большее разнообразие и зрелищность.

Прямые линии — простой, но очень выразительный элемент. В этом вы убедитесь, анализируя представленные здесь композиции и создавая свои.

Перед тем как приступить к работе, определим роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части. На этих работах мы видим, как линии членят пространство и в то же время усиливают взаимосвязь всех элементов композиции. Линии помогают объединить их в изобразительное целое. Убедимся в этом, сделав фронтальную, а потом глубинную композиции из двух-трёх прямых линий и одного-двух прямоугольников. Главное — добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмически сбалансированную композицию. Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущённостью, пересечениями они определяют движение и экспрессию всего изображения.

Фронтальные и глубинные композиции из линий и прямоугольников


В этих работах учащихся хорошо видна роль линии в композиции. Она вносит динамику, усиливает организацию пространства и добавляет композиции ритмическую выразительность.





Даже самыми простыми средствами можно достичь эмоциональности, образности


Тонкие, длинные и ровные полоски режутся резаком по линейке.


Работая над своими композициями, добивайтесь различия в крупности планов, потому что это создаёт изобразительное многоголосие, интонационное богатство и, соответственно, бблыиую выразительность композиции.


В этих работах хорошо читаются ритм и акцентировка планов.


Задания

    Расположением и взаимным пересечением 3—4 прямых линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространства (используйте линии навылет).

Задания можно выполнить на компьютере при помощи программ Microsoft Office Word, Paint.

Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придаёт композиции большее разнообразие и зрелищность. Прямые линии — простой, но очень выразительный элемент. В этом вы убедитесь, анализируя представленные здесь композиции и создавая свои.

Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части. На этих работах мы видим, как линии разделяют пространство и в то же время усиливают взаимосвязь всех элементов композиции. Линии помогают объединить их в изобразительное целое. Линии в большей мере, чем прямоугольники, влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущённостью, пересечениями они определяют движение и экспрессию всего изображения.

Даже самыми простыми средствами можно достичь динамики

Линия придаёт выразительность всей композиции. В работах, где линия навылет (от края до края листа), она как бы выносит изобразительное действие за рамки и делает композицию открытой, разомкнутой и более интересной. Важно, чтобы в композиции были линии разной толщины и длины и ощущалось движение, ритм.

В этих работах хорошо читаются ритм и акцентировка планов.

Задания. Расположением и взаимным пересечением 3 — 4 прямых линий разной толщины добейтесь гармоничного разделения пространства (используйте линии навылет).

Создайте композицию из 2—3 прямоугольников и 3—4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную композицию; б) глубинную композицию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока изобразительного искусства

Программа под редакцией Б.М. Неменского .

Подготовила учитель изобразительного искусства: Михедова Светлана Дмитриевна

Урок изобразительного искусства в 7 классе

Цель урока: Познакомить учащихся с организацией пространства с помощью прямых линий и умение объединять их в единое композиционное целое .

Формирование УУД:

Предметные: Научиться использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, ис­ходя из образного замысла, членить композиционное пространство при по­мощи линий

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства) , излагать своё мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?); иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.

Оборудование: Презентация, компьютер, проектор, цветная бумага, ножницы, клей, альбом.

Ход урока.

1.Организационный момент

Чтоб урок начать быстрее, А) Проверка готовности к уроку.

Нужно всем стоять ровнее. Б) Проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить прямые линии как основной элемент организации пространства, выявить их особенности.

3. Изучение нового материала

Сочетание различных прямоугольников и линий придаёт композиции большее разнообразие и зрелищность.

П рямые линии – простой, но очень выразительный элемент.

Перед тем как приступить к работе, определите роль линии в композиции. Прежде всего, линия делит плоскость на отдельные части.

Л иния членит пространство и в то же время усиливает взаимосвязь всех элементов композиции. Линии помогают их объединить в изобразительное целое.

Линия вносит динамику и добавляет композиции ритмическую выразительность.

Эмоциональная образность Золотые планочки

К омпозиция состоит не только из изобразительных элементов, но и пространств между ними. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущённость и разрежённость- это РИТМ. На ритм влияет степень яркости элементов и их форма.

Главное – добиться гармоничного расположения линий и прямоугольников, создать целостную, ритмическую сбалансированную композицию.

Л инии в большей мере, чем прямоугольники. Влияют на ритмическое построение композиции. Своей направленностью, сгущённостью, пересечениями они определяют движение и экспрессию всего изображения.

Добивайтесь различия в крупности планов - это создаёт изобразительное многоголосие, интонационное богатство и, соответственно, большую выразительность композиции.

Ритм и акцентирование планов.

4. Физкультминутка

5. Практическая работа

ЗАДАНИЯ: Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.

1. Расположением и взаимным пересечением 3-4 прямых линий разной толщины добейтесь гармоничного членения пространств (используйте линии на вылет).

2. Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную композицию; б) глубинную композицию.

6. Итог урока.

По окончании работы учащиеся выставляют свои работы. Проводится анализ и обсуждение работ:

- Композиционное размещение на листе бумаги

- Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль

7.Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

8. Домашнее задание.

Используемая литература

- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2014.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, природных материалов; осуществлять межпредметные связи (геометрия, история, естествознание); развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение приёмами передачи интерьера.

Тип урока: практическая деятельность.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, видеоролик с детскими работами; заготовленная цветная яичная скорлупа, пинцет, бумага, кисть, банка с водой и клей ПВА.

Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, природных материалов; осуществлять межпредметные связи (геометрия, история, естествознание); развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение приёмами передачи интерьера.

Тип урока: практическая деятельность.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, видеоролик с детскими работами; заготовленная цветная яичная скорлупа, пинцет, бумага, кисть, банка с водой и клей ПВА.

Зрительный ряд: рисунки детей, методические таблицы, видео

Ход 1-го урока

Ход 2-го урока:

5. Творческая работа – 40 мин.
6. Итоги урока – 5 мин.

1. Организационная часть.

3. Беседа. А теперь давайте рассмотрим произведения художников и ответим на вопросы:

1. С помощью, каких выразительных средств (сужение линий к центру листа и расширение к краям ) художник создает пространство?

2. Посмотрите вокруг. Назовите предметы мебели окружающие нас в повседневной жизни?3.Чем отличается домашний интерьер от школьного? 4.Какие цвета мы предпочитаем использовать дома?(Ответы).

Есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

“Какими бывают линии?” (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки (наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющиеся паузы– просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы, штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.)

3. Практическая часть. Выполнение графического упражнения. Работу можно выполнить на цветной бумаге. (Предлагается нарисовать с помощью линий спортивный зал или школьный класс примеры работ должны быт на доске.) Во время практической работы сделать физкультминутку.

“Кто закончил работу, можно повесить на доску и посмотреть, что у нас получилось. А теперь мы перейдем к другой не мене важной работе, которую готовим ко второму уроку “Мозаика ”. Для ее выполнения нам потребуется особая аккуратность, точность, и внимание”.

Сначала, необходимо заготовить яичную скорлупу в несколько этапов:

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Обычно используют скорлупу от сырых яиц, прошедшая тепловую обработку скорлупа теряет твердость, поверхность ее становится более рыхлой и менее пригодной для дальнейшей работы.(Но: для детских мозаик можно использовать любую скорлупу, в том числе и от вареных яиц, например, ту, что осталась от пасхальных яиц.)
Для использования чисто мозаичных технологий, то есть создания картин из кусочков скорлупы, нужно отделить пленку от скорлупы. Высушить скорлупки и их части, покрасить их целиком (подойдут красители для тканей, ряд пищевых красителей), затем хранить в сухой чистой посуде рассортированными по цвету.Обычно скорлупа прокрашивается неравномерно, что создает большой выбор цветов и оттенков для мозаичной работы. Окрашенная скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании навыка сколупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы будут иметь определенную форму - треугольники, квадраты, тонкие полоски. В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и затем приступать к выполнению мозаики.

6. Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)

“Итак, выполнение мозаики требует аккуратности и терпения. Мы сегодня будем пользоваться способом в своих работах.

Используя подготовленную “основу”(рисунок интерьера комнаты), составляем мозаику. Для этого применяем пинцет, который лежит у вас на столе.Ооткройте клей и приготовьте кисточку для клея.Будьте очень осторожны, в работе не должно быть излишков клея, соблюдайте технику безопасности.

Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линии не заступайте.

Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок.)

7. Итоги урока. (Экспресс– выставка, оценка работ, выбор лучших работ, уборка рабочих мест.)

Читайте также: