Проводы зимы встреча весны урок музыки 2 класс конспект и презентация

Обновлено: 08.07.2024

Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

Пришли вы в музыкальный класс

И для меня сейчас награда

Сиянье ваших добрых глаз

Я знаю, все вы гениальны

Но без труда талант не впрок

Ну, что ж. начнем мы с повторенья

И вместе создадим урок

Мы с вами проходили р.н. инструменты.

1.Почему их называют народные?

3.Если их соединить, то получится …(оркестр)

4. Оркестров много, а какой получится у нас?

2.Объяснение нового материала.

Ребята, мы вспомнили с вами р.н. песню, р.н. инструменты, а что еще относится к фольклору, т.е. к народному творчеству? (обычаи, обряды)

О каком обычае идет речь? (Масленица)

А что это за праздник?

Кто уже догадался и назовет тему урока?

А убедиться в правильности ответа мы можем, открыв учебник на стр.66 и 68

В феврале наступает время, когда зима сходится с весной.

В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

- Как и когда празднуют масленицу?

Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были -…?

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Слайд №3(прочитать поговорки)

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.

- Как вы думаете, зачем его сжигали?

А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну, из которых, мы сейчас послушаем.

- Сколько человек исполняет эту песню? (хор)

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

Вы, наверное, в песне уже услышали, сколько дней празднуется масленица?

Давайте посмотрим, как они называются.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

дикцию (четкое произношение текста)

характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)

возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).

6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица.

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).

- Как праздновали Масленицу?

- В какие игры играли?

- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

7. Домашнее задание.

2.Записать в тетрадь, понравившуюся поговорку.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Ой, жаворонки, жаворонушки..mp3

Выбранный для просмотра документ Синогейкина ЕТ.docx

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки) приобщение детей к народным истокам, воспитание на народных традициях.

Планируемые результаты:

- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

-Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

-Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Метапредметные:

Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества

-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

-Укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

-Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

1.Организационный этап.

Музыкальное приветствие:

2. Актуализация знаний

- Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

- Вам она нравится?

- А настроение у вас изменилось? Почему?

- Как вы думаете, кто сочинил эту песню: композитор или народ?

- Где чаще исполняют русские народные песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях)

- О чем была эта песня?

- О каком времени года идет речь в песне? Как поняли?

- А какие праздники отмечают в нашей стране люди весной? (слайд №1)

- Сегодня на нашем уроке пойдет речь об одном русском веселом празднике, а вот о каком, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.

- Что это за праздник? (масленица) (слайд №2)

3. Постановка цели и задач урока

- Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

4. Первичное усвоение новых знаний

- Сегодня на уроке мы будем говорить о народных традициях.

В старину наши предки считали, что зима не уйдет, если ее не проводить. Жизнь людей была связана с работой на земле. Им необходимо было наступление тепла, чтобы посадить и вырастить новый урожай. Так появился обычай провожать зиму и встречать весну. Поэтому каждый год в деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.

Запись в тетрадь темы урока.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

Масленица - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. (слайд №3)
А главным угощением были -…?

Правильно – блины. (слайд №4)

Они имели особое значение: круглые, желтые, румяные, горячие. Блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Первые блинчики давали ребятишкам. Они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусным был первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? (Слайд №5)

- Какая песня по настроению, о чем в ней поется?

5. Разучивание песни

Перед разучиванием настрой на вокально - хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь,

не садись ты как медведь,

ноги в пол упри смелей,

спинку выпрями скорей,

руки, плечи все свободно,

-А теперь давайте разучим песню. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

6. Физкультминутка.

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. Вот и мы с вами немного сейчас поиграем.

Масленица, масленица! ( маршируют)

Зима к лету тянется, ( встают на носочки)

Там Весна- проказница (наклоны вправо-влево)

Примеряет платьиц (кружатся вокруг себя)

- Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева. Что вы видитена ней, какой праздник здесь изображен?

- Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках, на каруселях, на санях, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

- Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?( Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.)

- А какой музыкальный инструмент главный на празднике?

В руки ты ее возьмешь,

то растянешь, то сожмешь,

русская двухрядная (гармонь) (слайд №7)

8. Знакомство с жанром – частушка (слайд №8)

-А какую задорную песенку да под гармошку на празднике по куплетику может каждый спеть? (частушку)

-Частушка - это веселая, задорная песенка, в которой много куплетов, первые частушки появились примерно 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.

Прослушивание частушек

-Как исполнялись частушки? Какой был характер, темп. Какое настроение они у вас вызвали? (Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

9. Творческое применение знаний в новой ситуации.

- И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. (слайд №9, 10)

- Как вы думаете, зачем его сжигали?

- А теперь для вас задание: нарисовать чучело Масленицы (раскрасить заготовленные шаблоны. Приложение 1). А чтобы дело шло веселее, предлагаю рисовать под музыку.

10. Домашнее задание.

Найти и записать в тетрадь поговорку масленице.

Список используемой литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с праздниками народов Крыма, посвящёнными проводам зимы и встрече весны; развивать память, мышление, речь и вокальные навыки; воспитывать патриотизм и любовь к родному краю и его традициям, толерантность и культуру добрососедства.

Тип урока: новых знаний.

Предметные: Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Р.Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

П.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

Личностные: Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Музыка в народном стиле)Какие народные песни вы знаете?-Кто был их автором?-Как слагались песни? Как дошли до нас? О чём пел народ?

3.Постановка учебной задачи.

Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.

В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике? Как и когда празднуют масленицу?

4.Формирование новых знаний.

Работа с учебником.

Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

А главным угощением были -…? Правильно – блины.

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

И не зря в народе говорили:

- Как вы понимаете эти поговорки?

- О чем они нам говорят, рассказывают?

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы.

Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.

- Как вы думаете, зачем его сжигали?

Масленица- русский народный и православный праздник. А какие ещё народы живут у нас в Крыму? А каким праздником провожают зим у крымские татары?

Навруз. Навруз-персидское слово и означает новый день.Это праздник нового года по солнечному летоисчислению у многих мусульманских народов.Навруз отмечается крымскими татарами, как праздник начала и обновления жизни. Навруз- это праздник нового урожая, труда и новой жизни.

А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем.

5. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.

- Сколько человек исполняет эту песню?

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

6.Разучивание музыкального произведения.

Песня про блины.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

дикцию (четкое произношение текста)

характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)

возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).

Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели.

Припев: Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

В квашне новой растворили,

два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

Моя старшая сестрица

печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

Напекла она поесть сотен пять,

Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

На поднос она кладет

и к столу сама несет.

Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

Гости, будьте же здоровы –

вот блины наши готовы!

Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- С какими древним народными праздниками мы с вами сегодня познакомились? Масленица и навруз.

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).

Презентация урока музыки на тему

Презентация к уроку музыки для учащихся 2 класса на тему " Масленица. Проводы зимы. Встреча весны". В которой рассказывается о русском народном празднике Масленице. Описывается масленичная неделя по дням, с названием каждого дня и описанием занятий людей . Также присутствуют и аудио файлы.

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. горелки. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели ­

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

А еще на масленицу играли в такие игры: Катание с гор  Бой мешками  Ледяной столб  Кулачные бои  Перетягивание каната  Жмурки  На Дону организовывались показательные скачки и стрельбы.  Дети, особенно мальчики, также устраивали скачки наперегонки, показывали умение выполнять воинские приемы, устраивали соревнования по стрельбе и метанию из дротиков.

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему

Презентация урока музыки на тему "Проводы зимы"

Презентация урока музыки на тему


Обучающая - учить понимать особенности музыкального языка. Расширить умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.

Развивающая - развивать вокально-певческие навыки и умения при исполнении народных песен, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательная - пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, учебник, детские музыкальные инструменты.

Ход урока:

Музыкальное приветствие:

Учитель поет: Здравствуйте ребята!

Дети поют: Здравствуйте, здравствуйте наш учитель музыки. Начинается урок (лад до мажор).

Учитель: Ребята, под какую музыку вы вошли в класс, о чем в ней поется?

Ответы детей: Музыка веселая, торжественная, в ней поется о весне.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как встречали весну в старину?

Ответы детей: Водили хороводы, веселились, пели песни, играли на народных инструментах.

Учитель: И сейчас, как в старину, мы с вами споем разные песни-заклички:

Читайте также: