Проверочная работа по теме части речи 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Бегун, бегать, беговой, говорить, разговор, разговорчивый ,белок, белый, белить, свет, светить, светлый.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

___________________ ___________________ __________________

___________________ ___________________ __________________

___________________ ___________________ __________________

___________________ ___________________ __________________

___________________ ___________________ __________________

2.Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу, укажи падеж существительных .

Свинцовые тучи затянули небо. По крышам домов застучали тяжёлые капли дождя. На земле образовались большие лужи.

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи и запиши карандашом над словами части речи.

Наступила б…льшая засуха. Пыль ст…яла над п…лями. Руч…и и речки выс…хли.

На тр…ве нет р…сы. Длинные сухие ветки деревьев тр…щат от жары. М..л…дые берё…ки и ду…ки опустили свои л…сточки. Вдруг появилась туч… . Зам…лчали птицы. Уд…рил сильный гром. Он ух..дил через п…ля и л..са на юг. Полил дож..ь. Тра…ка, дере…ья осв..тились. Как всё кругом стало радостно!

4. Прочитайте текст.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

1)спишите текст.

2)найдите все глаголы и подпишите над ними: гл.

3) в тексте над именами существительными подпишите число образцу:

5. Определи у глаголов время, число, род.

споёт___________________ проболтают________________ рисовать_________________зашумели_________________

6. Определи число, род у прилагательных.

Высокая, душистые, голубое, яркое, известный, белая, вкусные, утренний, интересная.

Аннотация

Уровень: общеобразовательный класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели:

  • Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
  • Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
  • Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.

Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
  • учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.

Структура урока

1. Организационный момент

Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.

– Вы любите путешествовать?

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.

– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.

– Вы готовы? Начинаем.

– Осень. Тёплый день.

Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.

– Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.

Задание

Рябина, осина, береза, дуб.

Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.

– Что общего заметили?

– От чего слова попали в словарик?

– Какое слово оказалось лишним?

– Какие орфограммы встретились?

– Как определить род имен существительных?

– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.

Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам.

– Кто же пригласил нас в гости первым?

– Дайте определение этой части речи.

Существительное

– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)

ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ

ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА

АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

БИВНИ МАМОНТА

Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.

Мышь, тишь, ерш, тушь.

Луч, дочь, меч, грач.

Рожь, чиж, стриж, нож.

– Сколько слов назвали?

– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.

Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.

Прилагательное

– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.

Возьмите на столе карточку №1.

Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.

  1. Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
  2. Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
  3. Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
  4. Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
  5. Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
  6. Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
  7. Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
  8. Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
  9. Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
  10. Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
  11. Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
  12. Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
  13. Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.

– Какие встретились прилагательные?

– Что мы решили собирать?

– Из чего состоит словосочетание? Запишем.

Букет осенний – муж. род., ед.ч.

– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?

Погода осенняя – жен. род., ед.ч.

Утро осеннее – ср.род., ед.ч.

– А дни будут у нас какие?

Дни осенние – мн.число.

– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.

ненастный, о б ъяви ть, опасный, по д ъех ать, по льёт, звёздн ая.

____________ _____ ________ __________ ___ ______________

____________ _____ ________ __________ ___ ______________

____________ _____ ________ __________ ___ ______________

_______________ __ ___________ _______ ______ ___________

3. Вставить пропущенные б уквы. Надписа ть над сло вами

Задр__ж ал, от х о л__д а, пос__дил дер__вц е, пог__стил у

бабушк и, пос__де л от старости, пре лес__ная птичк а,

м__розн ая п__год а, изв__стил те л еграм__ой, т__пло от

с о лнца, пос__ де л на лаво чке, сл __ зал с метану , сл__зал с

4. По дчеркну ть г лавные члены пре дло ж ения. Надписать

В жаркую л етню ю пору паст у х выг оня ет л ошадей на

5. К слова м, об озна чающим признак пре дмета, по д обра ть

М ол о дая - ____ _____________ ____, _________ ______________,

Ве сёлые - ___ ___________ _______, ______ ________________ _,

Садовые - ____ _____________ ____, ______________ _________,

Свет - _____ ____________ _______, ________ _______________.

Мы, нас, под, ах, чере з, из - за, а у , из - по д, в о з л е, от, и, но.

1 вариант

1. К самостоятельным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):

предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы, имя прилагательное, союзы, имя существительное, имя числительное.

2. Укажи часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. наречие
  4. местоимение

3. Укажи, какая часть речи отсутствует.

Библиотека, острый, яблоко, бежит, книга, борщ, рыбий, исчез.

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. глагол
  4. местоимение

4. Слово ПО является

  1. союзом
  2. глаголом
  3. предлогом
  4. местоимением

5. укажи слова, которые соответствуют схеме

6. Укажи группы слов, в которых записаны только глаголы

  1. забежал, окольцевать, работает
  2. спорт, бег, плыть
  3. рабочий, чёрный, холодный
  4. темнеть, спит, холодеет

7. Укажи время глаголов в предложении.

Наступают осенние холода. Насекомые спрятались под кору деревьев. Скоро выпадет первый снежок.

  1. будущее, прошедшее, настоящее время
  2. прошедшее, настоящее, будущее время
  3. настоящее, прошедшее, будущее время
  4. прошедшее, будущее, настоящее время

8. Укажи наречия

9. Укажи предложения с местоимениями

  1. Мы с папой-друзья.
  2. В картинной галерее они увидели много картин знаменитых художников.
  3. Хороша русская зима!
  4. Ребята отправились на рыбалку.

10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.

Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дороге. Ребята обрадовались находке и смастерили для нее домик.

2 вариант

1. К служебным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):

предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы, имя прилагательное, союзы, имя существительное, имя числительное.

2. Укажи часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. имя числительное
  4. местоимение

3. Укажи, какая часть речи отсутствует.

музей, кислый, груша, бежит, книга, уха, рыбий, уснул.

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. глагол
  4. местоимение

4. Слово НО является

  1. союзом
  2. глаголом
  3. предлогом
  4. местоимением

5. укажи слова, которые соответствуют схеме

6. Укажи группы слов, в которых записаны только прилагательные

  1. первый, смелый, морозный
  2. утренний, любой, красивый
  3. вчерашний, голубой, чудесная
  4. скорый, хитрая, зелёный

7. Укажи время глаголов в предложении.

Каждый день Тимофей ловил на пруду карасей. Его дом стоит на берегу пруда. Тимофей будет настоящим рыбаком.

  1. будущее, прошедшее, настоящее время
  2. прошедшее, настоящее, будущее время
  3. настоящее, прошедшее, будущее время
  4. прошедшее, будущее, настоящее время

8. Укажи наречия

9. Укажи предложения с местоимениями

  1. Про маму много написано песен.
  2. Мы уже купили билеты в цирк.
  3. Вечером я слушал музыку.
  4. Папа посадил в саду яблоню.

10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.

У леса Костя увидел большую ворону. У вороны сломалось крыло. Мальчик принёс ворону домой. Целый месяц лечили ворону.

ОТВЕТЫ-1 вариант

1. К самостоятельным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):

предлоги, наречие, глагол , местоимение , частицы, имя прилагательное , союзы, имя существительное, имя числительное.

2. Укажи часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. наречие
  4. местоимение

3. Укажи, какая часть речи отсутствует.

Библиотека, острый, яблоко, бежит, книга, борщ, рыбий, исчез.

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. глагол
  4. местоимение

4. Слово ПО является

5. укажи слова, которые соответствуют схеме

6. Укажи группы слов, в которых записаны только глаголы

  1. забежал, окольцевать, работает
  2. спорт, бег, плыть
  3. рабочий, чёрный, холодный
  4. темнеть, спит, холодеет

7. Укажи время глаголов в предложении.

Наступают осенние холода. Насекомые спрятались под кору деревьев. Скоро выпадет первый снежок.

  1. будущее, прошедшее, настоящее время
  2. прошедшее, настоящее, будущее время
  3. настоящее, прошедшее, будущее время
  4. прошедшее, будущее, настоящее время

8. Укажи наречия

9. Укажи предложения с местоимениями

  1. Мы с папой-друзья.
  2. В картинной галерее они увидели много картин знаменитых художников.
  3. Хороша русская зима!
  4. Ребята отправились на рыбалку.

10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.

Весной-сущ., около-предл., дороги-сущ., ребята-сущ., нашли-гл., черепаху-сущ.. Солнце-сущ., разбудило-гл., её-мест., от-предл., спячки-сущ.. Она-мест., с —предл.,трудом-сущ., шла-гл., по-предл., дороге-сущ.. Ребята-сущ., обрадовались-гл., находке-сущ., и-союз., смастерили-гл., для-предл., нее-мест., домик-сущ..

ОТВЕТЫ-2 вариант

1. К служебным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):

предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы , имя прилагательное, союзы , имя существительное, имя числительное.

2. Укажи часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. имя числительное
  4. местоимение

3. Укажи, какая часть речи отсутствует.

музей, кислый, груша, бежит, книга, уха, рыбий, уснул.

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. глагол
  4. местоимение

4. Слово НО является

5. укажи слова, которые соответствуют схеме

6. Укажи группы слов, в которых записаны только прилагательные

  1. первый, смелый, морозный
  2. утренний, любой, красивый
  3. вчерашний, голубой, чудесная
  4. скорый, хитрая, зелёный

7. Укажи время глаголов в предложении.

Каждый день Тимофей ловил на пруду карасей. Его дом стоит на берегу пруда. Тимофей будет настоящим рыбаком.

  1. будущее, прошедшее, настоящее время
  2. прошедшее, настоящее, будущее время
  3. настоящее, прошедшее, будущее время
  4. прошедшее, будущее, настоящее время

8. Укажи наречия

9. Укажи предложения с местоимениями

  1. Про маму много написано песен.
  2. Мы уже купили билеты в цирк.
  3. Вечером я слушал музыку.
  4. Папа посадил в саду яблоню.

10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.

У —предл.,леса-сущ., Костя-сущ., увидел-гл.,большую-прил., ворону-сущ. У —предл.,вороны-сущ., сломалось-гл., крыло-сущ. Мальчик-сущ., принёс-гл., ворону-сущ., домой-сущ. Целый-прил., месяц-сущ., лечили -гл.,ворону-сущ.

Читайте также: