Проверочная работа по теме части речи 4 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Бегун, бегать, беговой, говорить, разговор, разговорчивый ,белок, белый, белить, свет, светить, светлый.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
2.Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу, укажи падеж существительных .
Свинцовые тучи затянули небо. По крышам домов застучали тяжёлые капли дождя. На земле образовались большие лужи.
3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи и запиши карандашом над словами части речи.
Наступила б…льшая засуха. Пыль ст…яла над п…лями. Руч…и и речки выс…хли.
На тр…ве нет р…сы. Длинные сухие ветки деревьев тр…щат от жары. М..л…дые берё…ки и ду…ки опустили свои л…сточки. Вдруг появилась туч… . Зам…лчали птицы. Уд…рил сильный гром. Он ух..дил через п…ля и л..са на юг. Полил дож..ь. Тра…ка, дере…ья осв..тились. Как всё кругом стало радостно!
4. Прочитайте текст.
Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.
1)спишите текст.
2)найдите все глаголы и подпишите над ними: гл.
3) в тексте над именами существительными подпишите число образцу:
5. Определи у глаголов время, число, род.
споёт___________________ проболтают________________ рисовать_________________зашумели_________________
6. Определи число, род у прилагательных.
Высокая, душистые, голубое, яркое, известный, белая, вкусные, утренний, интересная.
Аннотация
Уровень: общеобразовательный класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели:
- Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
- Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
- Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.
Задачи урока:
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
- развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.
Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
- учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.
Структура урока
1. Организационный момент
Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.
– Вы любите путешествовать?
– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.
– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.
– Вы готовы? Начинаем.
– Осень. Тёплый день.
Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.
– Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.
Рябина, осина, береза, дуб.
Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.
– Что общего заметили?
– От чего слова попали в словарик?
– Какое слово оказалось лишним?
– Какие орфограммы встретились?
– Как определить род имен существительных?
– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.
Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам.
– Кто же пригласил нас в гости первым?
– Дайте определение этой части речи.
– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)
ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ
ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА
АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА
БИВНИ МАМОНТА
Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.
Мышь, тишь, ерш, тушь.
Луч, дочь, меч, грач.
Рожь, чиж, стриж, нож.
– Сколько слов назвали?
– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.
Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.
– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.
Возьмите на столе карточку №1.
Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.
- Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
- Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
- Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
- Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
- Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
- Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
- Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
- Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
- Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
- Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
- Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
- Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
- Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.
– Какие встретились прилагательные?
– Что мы решили собирать?
– Из чего состоит словосочетание? Запишем.
Букет осенний – муж. род., ед.ч.
– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?
Погода осенняя – жен. род., ед.ч.
Утро осеннее – ср.род., ед.ч.
– А дни будут у нас какие?
Дни осенние – мн.число.
– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.
ненастный, о б ъяви ть, опасный, по д ъех ать, по льёт, звёздн ая.
____________ _____ ________ __________ ___ ______________
____________ _____ ________ __________ ___ ______________
____________ _____ ________ __________ ___ ______________
_______________ __ ___________ _______ ______ ___________
3. Вставить пропущенные б уквы. Надписа ть над сло вами
Задр__ж ал, от х о л__д а, пос__дил дер__вц е, пог__стил у
бабушк и, пос__де л от старости, пре лес__ная птичк а,
м__розн ая п__год а, изв__стил те л еграм__ой, т__пло от
с о лнца, пос__ де л на лаво чке, сл __ зал с метану , сл__зал с
4. По дчеркну ть г лавные члены пре дло ж ения. Надписать
В жаркую л етню ю пору паст у х выг оня ет л ошадей на
5. К слова м, об озна чающим признак пре дмета, по д обра ть
М ол о дая - ____ _____________ ____, _________ ______________,
Ве сёлые - ___ ___________ _______, ______ ________________ _,
Садовые - ____ _____________ ____, ______________ _________,
Свет - _____ ____________ _______, ________ _______________.
Мы, нас, под, ах, чере з, из - за, а у , из - по д, в о з л е, от, и, но.
1 вариант
1. К самостоятельным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):
предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы, имя прилагательное, союзы, имя существительное, имя числительное.
2. Укажи часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его
- имя существительное
- имя прилагательное
- наречие
- местоимение
3. Укажи, какая часть речи отсутствует.
Библиотека, острый, яблоко, бежит, книга, борщ, рыбий, исчез.
- имя существительное
- имя прилагательное
- глагол
- местоимение
4. Слово ПО является
- союзом
- глаголом
- предлогом
- местоимением
5. укажи слова, которые соответствуют схеме
6. Укажи группы слов, в которых записаны только глаголы
- забежал, окольцевать, работает
- спорт, бег, плыть
- рабочий, чёрный, холодный
- темнеть, спит, холодеет
7. Укажи время глаголов в предложении.
Наступают осенние холода. Насекомые спрятались под кору деревьев. Скоро выпадет первый снежок.
- будущее, прошедшее, настоящее время
- прошедшее, настоящее, будущее время
- настоящее, прошедшее, будущее время
- прошедшее, будущее, настоящее время
8. Укажи наречия
9. Укажи предложения с местоимениями
- Мы с папой-друзья.
- В картинной галерее они увидели много картин знаменитых художников.
- Хороша русская зима!
- Ребята отправились на рыбалку.
10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.
Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дороге. Ребята обрадовались находке и смастерили для нее домик.
2 вариант
1. К служебным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):
предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы, имя прилагательное, союзы, имя существительное, имя числительное.
2. Укажи часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
3. Укажи, какая часть речи отсутствует.
музей, кислый, груша, бежит, книга, уха, рыбий, уснул.
- имя существительное
- имя прилагательное
- глагол
- местоимение
4. Слово НО является
- союзом
- глаголом
- предлогом
- местоимением
5. укажи слова, которые соответствуют схеме
6. Укажи группы слов, в которых записаны только прилагательные
- первый, смелый, морозный
- утренний, любой, красивый
- вчерашний, голубой, чудесная
- скорый, хитрая, зелёный
7. Укажи время глаголов в предложении.
Каждый день Тимофей ловил на пруду карасей. Его дом стоит на берегу пруда. Тимофей будет настоящим рыбаком.
- будущее, прошедшее, настоящее время
- прошедшее, настоящее, будущее время
- настоящее, прошедшее, будущее время
- прошедшее, будущее, настоящее время
8. Укажи наречия
9. Укажи предложения с местоимениями
- Про маму много написано песен.
- Мы уже купили билеты в цирк.
- Вечером я слушал музыку.
- Папа посадил в саду яблоню.
10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.
У леса Костя увидел большую ворону. У вороны сломалось крыло. Мальчик принёс ворону домой. Целый месяц лечили ворону.
ОТВЕТЫ-1 вариант
1. К самостоятельным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):
предлоги, наречие, глагол , местоимение , частицы, имя прилагательное , союзы, имя существительное, имя числительное.
2. Укажи часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его
- имя существительное
- имя прилагательное
- наречие
- местоимение
3. Укажи, какая часть речи отсутствует.
Библиотека, острый, яблоко, бежит, книга, борщ, рыбий, исчез.
- имя существительное
- имя прилагательное
- глагол
- местоимение
4. Слово ПО является
5. укажи слова, которые соответствуют схеме
6. Укажи группы слов, в которых записаны только глаголы
- забежал, окольцевать, работает
- спорт, бег, плыть
- рабочий, чёрный, холодный
- темнеть, спит, холодеет
7. Укажи время глаголов в предложении.
Наступают осенние холода. Насекомые спрятались под кору деревьев. Скоро выпадет первый снежок.
- будущее, прошедшее, настоящее время
- прошедшее, настоящее, будущее время
- настоящее, прошедшее, будущее время
- прошедшее, будущее, настоящее время
8. Укажи наречия
9. Укажи предложения с местоимениями
- Мы с папой-друзья.
- В картинной галерее они увидели много картин знаменитых художников.
- Хороша русская зима!
- Ребята отправились на рыбалку.
10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.
Весной-сущ., около-предл., дороги-сущ., ребята-сущ., нашли-гл., черепаху-сущ.. Солнце-сущ., разбудило-гл., её-мест., от-предл., спячки-сущ.. Она-мест., с —предл.,трудом-сущ., шла-гл., по-предл., дороге-сущ.. Ребята-сущ., обрадовались-гл., находке-сущ., и-союз., смастерили-гл., для-предл., нее-мест., домик-сущ..
ОТВЕТЫ-2 вариант
1. К служебным частям речи относятся(подчеркни верные утверждения):
предлоги, наречие, глагол, местоимение, частицы , имя прилагательное, союзы , имя существительное, имя числительное.
2. Укажи часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
3. Укажи, какая часть речи отсутствует.
музей, кислый, груша, бежит, книга, уха, рыбий, уснул.
- имя существительное
- имя прилагательное
- глагол
- местоимение
4. Слово НО является
5. укажи слова, которые соответствуют схеме
6. Укажи группы слов, в которых записаны только прилагательные
- первый, смелый, морозный
- утренний, любой, красивый
- вчерашний, голубой, чудесная
- скорый, хитрая, зелёный
7. Укажи время глаголов в предложении.
Каждый день Тимофей ловил на пруду карасей. Его дом стоит на берегу пруда. Тимофей будет настоящим рыбаком.
- будущее, прошедшее, настоящее время
- прошедшее, настоящее, будущее время
- настоящее, прошедшее, будущее время
- прошедшее, будущее, настоящее время
8. Укажи наречия
9. Укажи предложения с местоимениями
- Про маму много написано песен.
- Мы уже купили билеты в цирк.
- Вечером я слушал музыку.
- Папа посадил в саду яблоню.
10. Спиши. Укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.
У —предл.,леса-сущ., Костя-сущ., увидел-гл.,большую-прил., ворону-сущ. У —предл.,вороны-сущ., сломалось-гл., крыло-сущ. Мальчик-сущ., принёс-гл., ворону-сущ., домой-сущ. Целый-прил., месяц-сущ., лечили -гл.,ворону-сущ.
Читайте также: